Проектная деятельность учащихся
Как реализовать на практике метод проектов? Об этом вы узнаете именно здесь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchikhsya.docx | 536.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Перед каждым учителем физики всегда стоит задача: научить применению полученных знаний по физике в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы, с которой человек сталкивается в быту, на производстве или на отдыхе. Широкие возможности для её решения предоставляются методом проектов – популярным педагогическим средством, позволяющим развить у школьников способности к самостоятельному познанию нового, интеграции имеющихся знаний, сформировать умения решать жизненную проблему, создать новый практически значимый продукт (6,с.53).
Метод проектов, или метод проблем, возник и получил распространение в 20-е годы прошлого столетия в США. Он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Разработали метод американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (44.с10). В России идеи проектного обучения возникли параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа учителей, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания (30,с.83).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (30,с.84). Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению (30,с.84). Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к применению (44,с.10). Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение (если это групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Для реализации учебных проектов вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах (таблица 2):
- Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение методов исследования;
- Проведение сбора данных;
- Анализ полученных данных;
- Оформление конечных результатов;
- Подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода мозгового штурма, круглого стола, статистических методов, творческих отчётов).
Основные требования, предъявляемые к организации
учебного проекта
- Проект создаётся по инициативе учащихся и должен быть значимым для них.
- Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
- Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
- Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Для успешности осуществления проекта целесообразно выполнить его реализацию по этапам, каждый из которых наполнен своим содержанием, а также обусловлен видами деятельности учащихся и учителя.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между участниками – всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика. Создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Формы представления результатов проектной деятельности учащимися могут быть разными. Форма конечного результата напрямую зависит от целей и задач проекта, а также способностей конкретных участников, их творческого и интеллектуального потенциала и организационных качеств учителя (44,с.11). Формы представления результатов проектной деятельности представлены в таблице 3.
Проекты могут быть монопредметными или полипредметными (межпредметными), надпредметными[1], внепредметными (внешкольными) (33,с. 93). Они могут быть как обучающие и воспитательные. Проекты можно описывать как исследовательские или прикладные. Но может быть и другая типология проектов, связанная с формулировками тем (6,с.54). Важным признаком проекта является его продолжительность. Проекты могут быть краткосрочными (до одной недели), среднесрочными (до одного месяца), долгосрочными (до одной четверти и в старшей школе – до полугодия). При этом возможно существование и более длительных проектов – до года и более. Но в этом случае проект дробится на этапы, а каждый этап оформляется как самостоятельный проект с подведением промежуточных итогов (33,с.94).
Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные, а внутри групповых – выполняемые в малых группах (парные или группой до 4- 5 человек), в больших группах (до 10-12 человек).
Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагога задача. Здесь мы можем сослаться на методические рекомендации, разработанные Департаментом образования города Москвы (от 20.11.2003 №2-34-20). В них предлагается оценивать проекты по следующим критериям:
- Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- Степень осмысления использованной информации;
- Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- Владение рефлексией;
- Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- Социальное и прикладное значение полученных результатов.
При осуществлении проектной деятельности педагог становится соучастником проектной группы – консультантом и подчас генератором идей, появляется возможность наладить новые, партнёрские отношения с учениками и приобрести подлинный авторитет(33,с.138).
Проектирование требует изменения позиции педагога, её расфокусировки. Это осложняет процесс выстраивания деловых отношений и между педагогами, и между педагогами и школьниками. От педагога требуются дополнительные усилия. Проектная деятельность приводит к необходимости чёткой регламентации многих аспектов школьной жизни, которая оформляется в виде «Положения о проектной деятельности». Одним из его наиболее важных элементов является формулирование требований к образовательным результатам, которые могут быть определены по итоговому проекту.
Чтобы проектная деятельность школьников заняла своё полноценное место в системе общего образования, усилий одних педагогов недостаточно. Важно, чтобы эти усилия были поддержаны и всей системой общего образования (достижения в проектной работе должны дополнить требования к рубежной и итоговой аттестации школьников), и системой образования в целом – портфолио проектных работ должны занять своё место в системе показателей для приёма в высшие учебные заведения. Но первые шаги нужно сделать на уровне школы (33,с.187).
[1] внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.