Основы речевой культуры дефектолога

Морозова Татьяна Игоревна

imageМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт».

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________20___

Наименование дисциплины –

Б.1.1.4  Основы речевой культуры дефектолога

По направлению подготовки –

050700 Специальное  дефектологическое образование

По профилю подготовки –

Логопедия; Специальная психология

Кафедра специального (дефектологического) образования

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Разработчик:

Старший преподаватель  _________  Т.И. Морозова

Рецензенты:

_________________     ____________________     _________________

  (занимаемая должность)      (ученая степень и ученое звание)        (инициалы, фамилия)

_________________     ____________________     _________________

  (занимаемая должность)      (ученая степень и ученое звание)        (инициалы, фамилия)

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры специального дефектологического образования.

«____»_____________ 20___г, протокол №______

Зав. Кафедрой __________ /____________/

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом МСГИ

«____»_____________ 20___г, протокол №______.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

Вариативная часть

По выбору студента

 

Б. 1.1.4

Гуманитарный, социальный и экономический

V

 

 

Математический и естественно-научный цикл

 

 

 

Профессиональный цикл

 

 

 

 

 

Форма

обуче-ния

            курс

         семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторских часов

Лекции

Семинарские (практические занятия)

Лабораторные занятия

Курсовая работа (курсовая)

Самостоятельная работа

Заоч-ная

2

4

108

12

8

2

2

-

60

экзамен

 

1.     Цели и задачи дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» является формирование научного мировоззрения с позиции особенностей правильной и культурной речи как составной части современных наук этико-эстетического цикла.

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» является одной из базовых дисциплин в эстетическом подходе к пониманию основ правильности и культуры речи, направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия», «Специальная психология (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативный, исследовательской, культурно-просветительской)», решая следующие задачи:

·        Изучить компоненты правильной речи и понятия «культура речи» с позиции их структуры и специфичности.

·        Сформировать представление о культуре речи педагога, который осуществляет свою профессиональную деятельность, используя знания по данной дисциплине.

·        Определить возрастные и индивидуальные особенности формирования у человека правильной культурной речи на отдельных этапах онтогенеза человека.

·        Осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность с учетом знания анатомно-физиологических и психолого-педагогических особенностей детей, имеющих особые образовательные потребности.

·        Способствовать формированию у обучающихся культуры речи.

·        Применять теоретические и практические знания по культуре речи педагога при разработке учебных программ, проведении занятий и уроков.

 

2.     Место дисциплины в структуре ООП

Программа данной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700. Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр» (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010г №49)

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» относится к профессиональному циклу базовой части.

1.     Для изучения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном, среднем специальном)

2.     Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» являются базовыми для последующего обучения, а также для формирования научного подхода к пониманию культуры речи как основы для учебной и профессиональный деятельности обучающихся.

3.     Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·        Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

·        Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2).

·        Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3).

·        Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4).

·        Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т.ч. и для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6).

·        Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7).

·        Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).

·        Способность использовать диагностические данные и данные медицинской документации для организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

·        Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах (ПК-13).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:  основы лингвистики, особенности лексики, грамматики, фонетики и орфоэпии родного языка, знать культуру разговорной речи, основы ораторского искусства, особенности делового и профессионального общения;

уметь: построить правильно речевое общение в различных коммуникативных ситуациях;

владеть: структурированными знаниями о языке и методикой построения коммуникативного общения, различными стилями речевого общения с целью дальнейшего применения данных знаний в педагогической деятельности.

 

4.     Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.

 

 

 

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,3

12

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

0,2

8

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

0,05

2

 

 

 

 

 

 

Семинары

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные работы

0,05

2

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

1,7

60

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

0,3

10

 

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к практическим занятиям

0,7

25

 

 

 

 

 

 

Подготовка к промежуточной аттестации

0,7

25

 

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации  - экзамен

1

36

 

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость

3

108

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Содержание дисциплины.

5.1 Содержание разделов дисциплины.

Наименование раздела

Содержание

Раздел 1.

Современная теоретическая концепции культуры речи.

Краткие сведения из истории.

Основные признаки культуры речи как языковедческой дисциплины. Определения основных понятий. Предмет, задачи и методы исследования.

Раздел 2

Культура разговорной речи.

 

 

Тема 1.

Понятия разговорной речи и ее особенности.

Определение разговорной речи. Особенности разговорной речи. Кодификация. Основные признаки – спонтанность, неподготовленность.

Разговорное общение при официальных и не официальных отношениях

Тема 2

Прагматика и стилистика речевого общения

Прагматика речи. Фоновое общение.

Норма разговорной речи.

Особенности фонетики, морфологии и синтаксиса и лексики в разговорной речи.

Тема 3

Условия успешного общения

Нюансы поведения. Формы разговорной речи (монолог, диалог, полилог)

Согласие и достижение цели речевого общения – условие успешности речевого общения (заинтересованность в собеседнике, настроенность на собеседника, умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел собеседника, эмоциональное отношение к предмету речи, употребление афоризмов, пословиц, учет внешних обстоятельств (на улице, в аудитории, по телефону, записка) знания норм речевого этикета.

Тема 4.

Причины коммуникативных неудач.

Чужая среда. Неполный речевой контакт. Нарушение паритетности общения. Ритуализованность. Неясность. Различия в языковом осмыслении у разных людей.

Тема 5.

Коммутативные цели, речевые стратегии, тактики и приёмы.

Классификация типов речевого общения. Речевые акты: информативные (сообщения, дискуссии) и интерпретативные (целенаправленные ссоры, претензии, примирения) нецеленаправленные – я – интеллектуальное, я – эмоциональное, я - эстетическое.

Речевые стратегии (кооперативные – сообщение информации, диалоги с ответными репликами, - споры, просьбы, советы, убеждения, требования, приказы, выражение благородности, симпатии, дружеских чувств.

Речевые тактики (отказ, оценка, мнение)

Приемы (Тривиальные – сложившиеся стереотипы, выражение. Нетривиальные – намёк)

Аналогия.

Особенности лексики и грамматики в разговорной речи.

«Смеховая культура»

Тема 6.

Жанры речевого общения.

Беседа (обмен мнениями, обмен сведениями, бесцельный обмен мнениями)

Разговор (информативный разговор, предписывающий разговор – приказы, советы, рекомендации убеждения, разговор – межличностных отношений.

Спор (обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины).

Рассказ (передача сведений из прошлого с оценкой резюме, оценка событий и фактов).

Письмо (есть традиционные формы приветствия и прощания) частота переписки зависит от отношений участников переписки, актуальность для адресата, регулярностью.

Записка (краткое содержание)

Дневник (текст адресованной разговорной речи. Виды дневников: маный, творческий, ученический, записная книжка, рабочая тетрадь).

Тема 7.

Этика речевого общения.

Речевое общение (Уст-е контакта, жесты, взгляды, улыбка)

Речевой этикет (Правила должного речевого поведения основанных на нормах морали, национально-культурных традициях)

Приветствие. Этикетные формулы.

Эвфемизация как поддержание культурной атмосферы общения.

Вы-общение и Ты-общение.

Перебивание и встречные реплики.

Раздел 3.

Ораторское искусство

 

Тема 8.

Виды ораторской речи.

Научная коммуникация (лекция, научн. Доклад)

Деловая коммуникация (дипломатическая речь, выступление на съезде)

Информационно-пропагандическая (военно-патриотическая речь, митинговая речь)

Социально-бытовая (похвальная речь, юбилейная речь, застольная речь, тост)

Основные признаки. Современная практика публичного общения. Церковное проповедничество.

Тема 9.

Ораторская речь и функциональные стили литературного языка.

Официально-деловой стиль (речевые клише, использование терминологии, наличие аббревиатур, общепринятые формы изложения)

Научный стиль (сообщение информации и доказательство ее истинности, научная лексика, логическое построение).

Публицистический стиль (лаконичность и популярность изложения сообщений информации, воздействие на публику использование метафор, общественно-политическая лексика, фразеология и разговорная лексика.

Художественно-беллетрический стиль (богатый литературный язык; средства художественного выражения, разнообразная лексика, грамматический строй со сложной системой морфологических и синтаксических типов)

Разговорный стиль (сфера бытовых и профессиональных отношений, обслуживает неподготовленные, не официальные отношения).

Структура ораторской речи.

Подготовка ораторской речи (тема, цель, контингент слушателей, обстановка. Подбор теоретического и практического материала. Репетиция. Произношение).

Раздел 4

Тема 10

Спор как форма организации человеческого общения.

Спор- публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения вызванное желанием как можно глубже разобраться в обсуждаемых вопросах; столкновение различных точек зрения по процессе доказательства и опровержения.

Близость понятий: спор, диспут, дискуссия, полемика и их различия. Споры в Древней Греции.

Тезис как мысль для обоснования истинности или ложности стоится доказательство.

Простые и сложные споры.

Виды споров (Спор для слушателей. Спор без слушателей. Спор для убеждения противника. Спор ради победы. Спор ради спора. Спор-игра.

Уловки в спорте, внушение. Аргументатор и оппонент.

Раздел 5

Культура научной и профессиональной речи.

XVIII век – появление «языка науки». «Язык для специальных целей»(ЯСЦ)

Термин как слово или словосочетание обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфические особенности терминологии (системность, наличие дефиниции, тенденции к однозначности в пределах своего терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Существование «языка профессий»

Интерпрофессиональная и интрапрофессиональная коммуникация.

Основные лингвистические черты специального языка (естественность с элементами машинного общения, вербальный язык в сочетании с рисунками, чертежами, схемами, национальный язык с элементами интернационализации).

Полифункциональная формация языка (для хранения знаний, получения знаний, передача информации).

Полиструктурная языковая система и ее модели (язык техники, науки, язык производства, политический язык, язык химии, язык медицины).

Термин является смысловым ядром. Соответствие терминологии требованиям литературного языка.

Унификация – работа по приведению терминологии в соответствии с нормами литературного языка и государственными стандартами на термины ГОСТ.

Раздел 6

Культура деловой речи.

Деловой стиль как совокупность языковых средств функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений между организациями или внутри них, между организациями или частными лицам в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности.

Разновидности делового стиля (официально-деловой, юридический, дипломатический).

Тема 11

Текстовые нормы делового стиля

Схема реализации деловой речи:

Официально-деловая ситуация -> жанр документа -> форма документа -> языковое наполнение документа.

Виды документов: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, служебная записка, завещание, протокол, экспертное заключение.

Языковые норм: специальная лексика, наличие штампов, замена устаревшей лексики. Преобразование имен существительных и глаголов.

Форма документов: (адресат, заглавие, заглавие к содержанию, список приложений, подпись, дата, стандартизация и унификация деловых документов.

Раздел 7

Речевой этикет в дефектологии

Употребление современной профессиональной лексики, обозначающей названия групп детей с ОВЗ. Профессиональная терминология и особенности ее употребления.

 

    5.2. Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с базовыми (предшествующими) дисциплинами - нет.

   5.3.  Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с обеспечивающимися (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

1

2

3

4

5

6

Б.3.1.2

Специальная психология

 

 

+

+

+

 

Б.3.2.2

Логопедия

+

+

+

+

-

 

Б.3.2.16

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

 

 

 

+

 

+

 

  

  5.3. Разделы дисциплин и виды занятий.

№ п/п

Наименование раздела дисциплин

Лекции

Практ. Зан.

Лаб. Зан.

Семинары

СРС

Всего часов

1

Современная теоретическая концепция культуры речи

2

 

 

 

5

7

2

Культура разговорной речи

1

1

 

 

5

7

3

Ораторское искусство

1

 

1

 

10

12

4

Спор как форма организации человеческого общения

1

 

 

 

10

11

5

Культура профессиональной речи

1

 

1

 

10

12

6

Культура деловой речи

1

 

 

 

10

11

7

Речевой этикет в дефектологии

1

1

 

 

10

12

 

Зкзамен

 

 

 

 

 

36

 

Итого

8

2

2

 

60

108

 

5.     Лабораторный практикум – 2 часа.

Работа с компьютерным тестом по основам речевой культуры дефектолога.

6.      Практикум занятия (семинары) – 2 часа.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоёмкость (час)

1.

1.

Направление работы: сформировать у студентов представление об основной теоретической концепции современной культуры речи, дать краткие сведения о культуре речи как языковедческой дисциплины.

Задание: История возникновения риторики как ораторского искусства в Древней Греции.

0,25

2.

2.

Направление работы: получение знаний об особенностях разговорной речи, ее нормах, лексико-грамматических особенностях.

Задание: Сформулировать условия успешности разговорного общения.

0,25

3.

3.

Направление работы: получение знаний об ораторском искусстве, родах красноречия, сферах коммуникации. Академическое, судебное, церковно-богословское красноречие.

Задание: Особенности академического красноречия. Привести пример лекции, речи.

0,25

4.

4.

Направление работы: получение знаний об искусстве и продуктивности спора, как формы организации человеческого общения.

Задание: Разработать кодексы аргументатора и оппонента.

0.25

5.

5.

Направление работы: получение знаний и необходимой информации о культуре научной и профессиональной речи, ее национальных особенностях, видах научной и профессиональной терминологии, использование аббревиатур, ГОСТы

 

Задание: Найти и привести примеры использования вербального и невербального профессионального языка.

0.25

6.

6.

Направление работы: получение знаний об особенностях деловой речи, ее стилях, документах, схемам составления делового документа, особенностях лексики и грамматических штампов (клише).

Задание: Составить текст заявления, справки, завещание.

0.25

7.

7.

Направление работы: особенности общего и речевого поведения дефектолога, его профессиональная компетенция, работа с документами, сфера коммуникативного общения дефектолога.

 Задание: заполнение логопедического представления на учащегося.

0,5

 

7.     Тематика курсовых работ – не предусмотрена.

8.     Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

А). Основная литература.

1.     Грот Я.К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне//Хрестоматия по методике русского языка. М., 1995.

2.     Культура русской речи и эффективность общения. М, 1996.

3.     Ожегов С.И. Вопросы нормализации современного русского литературного языка // РР.№4.1990.

4.     Орфоэпический словарь русского языка (около 100 000 слов) М., 1991.

5.     Челышев Е.П. Основные направления деятельности Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Тезисы доклада М., 1996.

Б) Дополнительная литература.

1. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев культура русской речи. Изд. Норма, М., 2009.

В) Программное обеспечение и поисковая система

httpwwwprosvru - сайт издательства «Просвещение».

httpdicacademicru – словари и энциклопедия.

Httpwwwpoiskknigru – возможность поиск электронных книг по культуре русской речи.

httpstudentamnet – электронная библиотека учеников.

 

9.      Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютер.

10.                        Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Приступая к изучению учебной дисциплины студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной научной и методической литературой имеющийся в библиотеке, получить рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести отдельную тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточником.

В ходе лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала, обращать особое внимание на формулировки, терминологию, раскрывающих суть тех или иных процессов, научные выводы и рекомендации.

Желательно делать пометки, маркировать, подчеркивать, важную информацию. Задавать преподавателю вопросы с целью уточнения теоретических положений, разрешение спорных ситуаций.

В ходе подготовки к семинарам изучать специальную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, при этом следует учитывать рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Готовясь к семинарским занятиям, добавлять в свой конспект информацию, содержащуюся в лекциях и дополнительной литературы, подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам. В ходе семинара следует внимательно слушать однокурсников, принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. При подготовке к зачету повторять пройдённый материал. Обратить особое внимание на вопросы, которые непонятны студенту или были пропущены по разным причинам. При необходимости обращаться за помощью к преподавателю.

В учебном процессе выделяют 2 вида самостоятельной работы.

·        Аудиторная – выполняется в аудиторных условиях под непосредственным руководством преподавателя или по его заданию

·        Внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно учебной программе по данным дисциплины.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа. Использование аудио и видео записей, компьютерной техники и Интернета.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом, лекции, обработка текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) составление плана текста, составление таблиц для учебного материала, графическое изображение структуры текста, ответ на контрольные вопросы, обработка материалов аудио и видеозаписей, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, рефератирование, конспект-анализ и др). Подготовка мультимедийных сообщений, докладов к семинару. Составление тематических кроссвордов, составление библиографии, тестирование.

- для формирования умений: решение логических задач по образу, выполнение чертежей и схем, выполнение расчетов, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, рефлексивный анализ профессиональных умений.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- устная форма.

- письменная форма.

- смешанная форма.

Вопросы для подготовки к экзамену.

1.     Рассказать о взаимосвязи культуры речи с другими науками. (лингвистика, лексикология, морфология, синтаксис, риторика, фразеология, этика)

2.     Дать определение культуры речи.

3.     Языковая литературная норма. Эволюция литературной нормы.

4.     5 важнейших составных частей классической риторики.

5.     Виды словарей, рекомендующие нормы правильной речи.

6.     Компоненты правильной речи.

7.     Разговорная речь и ее кодификация.

8.     Признаки разговорной речи.

9.     Формы разговорной речи (диалог, монолог, полилог).

10.                        Условия для успешного речевого общения.

11.                        Этикет речевого общения.

12.                        Причины коммуникативных неудач.

13.                        Речевые стратегии. Пример диалога поиска делового партнера.

14.                        Речевые тактики. Пример диалога с тактикой отказа.

15.                        Речевые приемы. Пример привлечения внимания собеседника.

16.                        Особенности лексико-грамматического оформления разговорной речи.

17.                        Беседа как жанр речевого общения.

18.                        Разговор как жанр речевого общения и его виды.

19.                        Спор как жанр разговорной речи.

20.                        Рассказ как жанр разговорной речи.

21.                        История как жанр разговорной речи.

22.                        Общее в жанрах «письмо» и «записка».

23.                        Дневники. («записная книжка», рабочая тетрадь»)

24.                        Этика речевого общения. Этикетные формулы.

25.                        Эвфомизмы. Случаи употребления эвфимизмов в речи.

26.                        Вы-общение и Ты-общение. Специфики общения в русском языке.

27.                        Роды и виды ораторского искусства.

28.                        Социально – политическое красноречие.

29.                        Академическое красноречие.

30.                        Судебное красноречие.

31.                        Социально-бытовое красноречие.

32.                        Гомилетика – духовное красноречие.

33.                        Особенности ораторской речи.

34.                        Функциональные стили литературного языка.

35.                        Особенности разговорного стиля.

36.                        Официально – деловой стиль.

37.                        Научный стиль.

38.                        Публицистический стиль.

39.                        Функционально - смысловые типы речи. Рассуждение.

40.                        Функционально – смысловые типы речи. Описание.

41.                        Функционально – смысловые типы речи. Повествование.

42.                        Композиция речи (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка)

43.                        Подготовка речи.

44.                        Спор. Диспут, дискуссия, полемика.

45.                        Виды сора. (Для проверки истины, как средства убеждения, спор для победы, спор-игра, спор-спорт)

46.                        Уловки в споре.

47.                        Кодекс аргументатора.

48.                        Кодекс оппонента.

49.                        Термин. Определение. Специфические особенности терминологии.

50.                        Дать определение понятию «язык специальных целей».

51.                        Назвать носителей «языка специальных целей».

52.                        Основные черты «языка специальных целей»

53.                        Модели «специального языка».

54.                        Общая характеристика делового стиля речи.

55.                        Официально-деловой (канцелярский) стиль.

56.                        Юридический (язык законов и указов) стиль.

57.                        Дипломатический стиль.

58.                        Текстовые документы (заявление, доверенность). Составить образец заявления.

59.                        Нормы официально-делового общения.

60.                        Этикет речевого общения.

61.                        Речевой этикет в сфере дефектологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20... - 20… учебный год.

 

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

Кафедры «_____»___________________20…г.

Заведующий кафедрой ______________________ /       /

Внесеные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе МСГИ
__________________________________

«_____»___________________20…г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b_1.1.4_osnovy_rechevoy_kultury_defektologa.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт».

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________20___

Наименование дисциплины –

Б.1.1.4  Основы речевой культуры дефектолога

По направлению подготовки –

050700 Специальное  дефектологическое образование

По профилю подготовки –

Логопедия; Специальная психология

Кафедра специального (дефектологического) образования

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва 2012

Разработчик:

Старший преподаватель  _________  Т.И. Морозова

Рецензенты:

_________________     ____________________     _________________

  (занимаемая должность)      (ученая степень и ученое звание)        (инициалы, фамилия)

_________________     ____________________     _________________

  (занимаемая должность)      (ученая степень и ученое звание)        (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры специального дефектологического образования.

«____»_____________ 20___г, протокол №______

Зав. Кафедрой __________ /____________/

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом МСГИ

«____»_____________ 20___г, протокол №______.

Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

Вариативная часть

По выбору студента

Б. 1.1.4

Гуманитарный, социальный и экономический

V

Математический и естественно-научный цикл

Профессиональный цикл

Форма

обуче-ния

            курс

         семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторских часов

Лекции

Семинарские (практические занятия)

Лабораторные занятия

Курсовая работа (курсовая)

Самостоятельная работа

Заоч-ная

2

4

108

12

8

2

2

-

60

экзамен

  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» является формирование научного мировоззрения с позиции особенностей правильной и культурной речи как составной части современных наук этико-эстетического цикла.

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» является одной из базовых дисциплин в эстетическом подходе к пониманию основ правильности и культуры речи, направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия», «Специальная психология (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативный, исследовательской, культурно-просветительской)», решая следующие задачи: 

  • Изучить компоненты правильной речи и понятия «культура речи» с позиции их структуры и специфичности.
  • Сформировать представление о культуре речи педагога, который осуществляет свою профессиональную деятельность, используя знания по данной дисциплине.
  • Определить возрастные и индивидуальные особенности формирования у человека правильной культурной речи на отдельных этапах онтогенеза человека.
  • Осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность с учетом знания анатомно-физиологических и психолого-педагогических особенностей детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Способствовать формированию у обучающихся культуры речи.
  • Применять теоретические и практические знания по культуре речи педагога при разработке учебных программ, проведении занятий и уроков.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Программа данной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700. Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр» (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010г №49)

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» относится к профессиональному циклу базовой части.

  1. Для изучения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном, среднем специальном)
  2. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» являются базовыми для последующего обучения, а также для формирования научного подхода к пониманию культуры речи как основы для учебной и профессиональный деятельности обучающихся.
  3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).
  • Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2).
  • Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3).
  • Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4).
  • Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т.ч. и для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6).
  • Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7).
  • Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).
  • Способность использовать диагностические данные и данные медицинской документации для организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
  • Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:  основы лингвистики, особенности лексики, грамматики, фонетики и орфоэпии родного языка, знать культуру разговорной речи, основы ораторского искусства, особенности делового и профессионального общения;

уметь: построить правильно речевое общение в различных коммуникативных ситуациях;

владеть: структурированными знаниями о языке и методикой построения коммуникативного общения, различными стилями речевого общения с целью дальнейшего применения данных знаний в педагогической деятельности.

  1. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,3

12

в том числе:

Лекции

0,2

8

Практические занятия

0,05

2

Семинары

Лабораторные работы

0,05

2

Самостоятельная работа (всего)

1,7

60

в том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

0,3

10

Другие виды самостоятельной работы

Подготовка к практическим занятиям

0,7

25

Подготовка к промежуточной аттестации

0,7

25

Вид промежуточной аттестации  - экзамен

1

36

Общая трудоемкость

3

108

5.Содержание дисциплины.

5.1 Содержание разделов дисциплины.

Наименование раздела

Содержание

Раздел 1.

Современная теоретическая концепции культуры речи.

Краткие сведения из истории.

Основные признаки культуры речи как языковедческой дисциплины. Определения основных понятий. Предмет, задачи и методы исследования.

Раздел 2

Культура разговорной речи.

Тема 1.

Понятия разговорной речи и ее особенности.

Определение разговорной речи. Особенности разговорной речи. Кодификация. Основные признаки – спонтанность, неподготовленность.

Разговорное общение при официальных и не официальных отношениях

Тема 2

Прагматика и стилистика речевого общения

Прагматика речи. Фоновое общение.

Норма разговорной речи.

Особенности фонетики, морфологии и синтаксиса и лексики в разговорной речи.

Тема 3

Условия успешного общения

Нюансы поведения. Формы разговорной речи (монолог, диалог, полилог)

Согласие и достижение цели речевого общения – условие успешности речевого общения (заинтересованность в собеседнике, настроенность на собеседника, умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел собеседника, эмоциональное отношение к предмету речи, употребление афоризмов, пословиц, учет внешних обстоятельств (на улице, в аудитории, по телефону, записка) знания норм речевого этикета.

Тема 4.

Причины коммуникативных неудач.

Чужая среда. Неполный речевой контакт. Нарушение паритетности общения. Ритуализованность. Неясность. Различия в языковом осмыслении у разных людей.

Тема 5.

Коммутативные цели, речевые стратегии, тактики и приёмы.

Классификация типов речевого общения. Речевые акты: информативные (сообщения, дискуссии) и интерпретативные (целенаправленные ссоры, претензии, примирения) нецеленаправленные – я – интеллектуальное, я – эмоциональное, я - эстетическое.

Речевые стратегии (кооперативные – сообщение информации, диалоги с ответными репликами, - споры, просьбы, советы, убеждения, требования, приказы, выражение благородности, симпатии, дружеских чувств.

Речевые тактики (отказ, оценка, мнение)

Приемы (Тривиальные – сложившиеся стереотипы, выражение. Нетривиальные – намёк)

Аналогия.

Особенности лексики и грамматики в разговорной речи.

«Смеховая культура»

Тема 6.

Жанры речевого общения.

Беседа (обмен мнениями, обмен сведениями, бесцельный обмен мнениями)

Разговор (информативный разговор, предписывающий разговор – приказы, советы, рекомендации убеждения, разговор – межличностных отношений.

Спор (обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины).

Рассказ (передача сведений из прошлого с оценкой резюме, оценка событий и фактов).

Письмо (есть традиционные формы приветствия и прощания) частота переписки зависит от отношений участников переписки, актуальность для адресата, регулярностью.

Записка (краткое содержание)

Дневник (текст адресованной разговорной речи. Виды дневников: маный, творческий, ученический, записная книжка, рабочая тетрадь).

Тема 7.

Этика речевого общения.

Речевое общение (Уст-е контакта, жесты, взгляды, улыбка)

Речевой этикет (Правила должного речевого поведения основанных на нормах морали, национально-культурных традициях)

Приветствие. Этикетные формулы.

Эвфемизация как поддержание культурной атмосферы общения.

Вы-общение и Ты-общение.

Перебивание и встречные реплики.

Раздел 3.

Ораторское искусство

Тема 8.

Виды ораторской речи.

Научная коммуникация (лекция, научн. Доклад)

Деловая коммуникация (дипломатическая речь, выступление на съезде)

Информационно-пропагандическая (военно-патриотическая речь, митинговая речь)

Социально-бытовая (похвальная речь, юбилейная речь, застольная речь, тост)

Основные признаки. Современная практика публичного общения. Церковное проповедничество.

Тема 9.

Ораторская речь и функциональные стили литературного языка.

Официально-деловой стиль (речевые клише, использование терминологии, наличие аббревиатур, общепринятые формы изложения)

Научный стиль (сообщение информации и доказательство ее истинности, научная лексика, логическое построение).

Публицистический стиль (лаконичность и популярность изложения сообщений информации, воздействие на публику использование метафор, общественно-политическая лексика, фразеология и разговорная лексика.

Художественно-беллетрический стиль (богатый литературный язык; средства художественного выражения, разнообразная лексика, грамматический строй со сложной системой морфологических и синтаксических типов)

Разговорный стиль (сфера бытовых и профессиональных отношений, обслуживает неподготовленные, не официальные отношения).

Структура ораторской речи.

Подготовка ораторской речи (тема, цель, контингент слушателей, обстановка. Подбор теоретического и практического материала. Репетиция. Произношение).

Раздел 4

Тема 10

Спор как форма организации человеческого общения.

Спор- публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения вызванное желанием как можно глубже разобраться в обсуждаемых вопросах; столкновение различных точек зрения по процессе доказательства и опровержения.

Близость понятий: спор, диспут, дискуссия, полемика и их различия. Споры в Древней Греции.

Тезис как мысль для обоснования истинности или ложности стоится доказательство.

Простые и сложные споры.

Виды споров (Спор для слушателей. Спор без слушателей. Спор для убеждения противника. Спор ради победы. Спор ради спора. Спор-игра.

Уловки в спорте, внушение. Аргументатор и оппонент.

Раздел 5

Культура научной и профессиональной речи.

XVIII век – появление «языка науки». «Язык для специальных целей»(ЯСЦ)

Термин как слово или словосочетание обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфические особенности терминологии (системность, наличие дефиниции, тенденции к однозначности в пределах своего терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Существование «языка профессий»

Интерпрофессиональная и интрапрофессиональная коммуникация.

Основные лингвистические черты специального языка (естественность с элементами машинного общения, вербальный язык в сочетании с рисунками, чертежами, схемами, национальный язык с элементами интернационализации).

Полифункциональная формация языка (для хранения знаний, получения знаний, передача информации).

Полиструктурная языковая система и ее модели (язык техники, науки, язык производства, политический язык, язык химии, язык медицины).

Термин является смысловым ядром. Соответствие терминологии требованиям литературного языка.

Унификация – работа по приведению терминологии в соответствии с нормами литературного языка и государственными стандартами на термины ГОСТ.

Раздел 6

Культура деловой речи.

Деловой стиль как совокупность языковых средств функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений между организациями или внутри них, между организациями или частными лицам в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности.

Разновидности делового стиля (официально-деловой, юридический, дипломатический).

Тема 11

Текстовые нормы делового стиля

Схема реализации деловой речи:

Официально-деловая ситуация -> жанр документа -> форма документа -> языковое наполнение документа.

Виды документов: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, служебная записка, завещание, протокол, экспертное заключение.

Языковые норм: специальная лексика, наличие штампов, замена устаревшей лексики. Преобразование имен существительных и глаголов.

Форма документов: (адресат, заглавие, заглавие к содержанию, список приложений, подпись, дата, стандартизация и унификация деловых документов.

Раздел 7

Речевой этикет в дефектологии

Употребление современной профессиональной лексики, обозначающей названия групп детей с ОВЗ. Профессиональная терминология и особенности ее употребления.

    5.2. Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с базовыми (предшествующими) дисциплинами - нет. 

   5.3.  Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с обеспечивающимися (последующими) дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

1

2

3

4

5

6

Б.3.1.2

Специальная психология

+

+

+

Б.3.2.2

Логопедия

+

+

+

+

-

Б.3.2.16

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

+

+

  

  5.3. Разделы дисциплин и виды занятий.

№ п/п

Наименование раздела дисциплин

Лекции

Практ. Зан.

Лаб. Зан.

Семинары

СРС

Всего часов

1

Современная теоретическая концепция культуры речи

2

5

7

2

Культура разговорной речи

1

1

5

7

3

Ораторское искусство

1

1

10

12

4

Спор как форма организации человеческого общения

1

10

11

5

Культура профессиональной речи

1

1

10

12

6

Культура деловой речи

1

10

11

7

Речевой этикет в дефектологии

1

1

10

12

Зкзамен

36

Итого

8

2

2

60

108

  1. Лабораторный практикум – 2 часа.

Работа с компьютерным тестом по основам речевой культуры дефектолога.

  1.  Практикум занятия (семинары) – 2 часа.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоёмкость (час)

1.

1.

Направление работы: сформировать у студентов представление об основной теоретической концепции современной культуры речи, дать краткие сведения о культуре речи как языковедческой дисциплины.

Задание: История возникновения риторики как ораторского искусства в Древней Греции.

0,25

2.

2.

Направление работы: получение знаний об особенностях разговорной речи, ее нормах, лексико-грамматических особенностях.

Задание: Сформулировать условия успешности разговорного общения.

0,25

3.

3.

Направление работы: получение знаний об ораторском искусстве, родах красноречия, сферах коммуникации. Академическое, судебное, церковно-богословское красноречие.

Задание: Особенности академического красноречия. Привести пример лекции, речи.

0,25

4.

4.

Направление работы: получение знаний об искусстве и продуктивности спора, как формы организации человеческого общения.

Задание: Разработать кодексы аргументатора и оппонента.

0.25

5.

5.

Направление работы: получение знаний и необходимой информации о культуре научной и профессиональной речи, ее национальных особенностях, видах научной и профессиональной терминологии, использование аббревиатур, ГОСТы

Задание: Найти и привести примеры использования вербального и невербального профессионального языка.

0.25

6.

6.

Направление работы: получение знаний об особенностях деловой речи, ее стилях, документах, схемам составления делового документа, особенностях лексики и грамматических штампов (клише).

Задание: Составить текст заявления, справки, завещание.

0.25

7.

7.

Направление работы: особенности общего и речевого поведения дефектолога, его профессиональная компетенция, работа с документами, сфера коммуникативного общения дефектолога.

 Задание: заполнение логопедического представления на учащегося.

0,5

  1. Тематика курсовых работ – не предусмотрена.
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

А). Основная литература.

  1. Грот Я.К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне//Хрестоматия по методике русского языка. М., 1995.
  2. Культура русской речи и эффективность общения. М, 1996.
  3. Ожегов С.И. Вопросы нормализации современного русского литературного языка // РР.№4.1990.
  4. Орфоэпический словарь русского языка (около 100 000 слов) М., 1991.
  5. Челышев Е.П. Основные направления деятельности Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Тезисы доклада М., 1996.

Б) Дополнительная литература.

1. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев культура русской речи. Изд. Норма, М., 2009.

В) Программное обеспечение и поисковая система

http://www.prosv/ru - сайт издательства «Просвещение».

http://dic.academic.ru – словари и энциклопедия.

Http://www.poiskknig.ru – возможность поиск электронных книг по культуре русской речи.

http://studentam.net – электронная библиотека учеников.

  1.  Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютер.
  2.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Приступая к изучению учебной дисциплины студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной научной и методической литературой имеющийся в библиотеке, получить рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести отдельную тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточником.

В ходе лекционных занятий рекомендуется вести конспектирование учебного материала, обращать особое внимание на формулировки, терминологию, раскрывающих суть тех или иных процессов, научные выводы и рекомендации.

Желательно делать пометки, маркировать, подчеркивать, важную информацию. Задавать преподавателю вопросы с целью уточнения теоретических положений, разрешение спорных ситуаций.

В ходе подготовки к семинарам изучать специальную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, при этом следует учитывать рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Готовясь к семинарским занятиям, добавлять в свой конспект информацию, содержащуюся в лекциях и дополнительной литературы, подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам. В ходе семинара следует внимательно слушать однокурсников, принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. При подготовке к зачету повторять пройдённый материал. Обратить особое внимание на вопросы, которые непонятны студенту или были пропущены по разным причинам. При необходимости обращаться за помощью к преподавателю.

В учебном процессе выделяют 2 вида самостоятельной работы.

  • Аудиторная – выполняется в аудиторных условиях под непосредственным руководством преподавателя или по его заданию
  • Внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно учебной программе по данным дисциплины.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа. Использование аудио и видео записей, компьютерной техники и Интернета.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом, лекции, обработка текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) составление плана текста, составление таблиц для учебного материала, графическое изображение структуры текста, ответ на контрольные вопросы, обработка материалов аудио и видеозаписей, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, рефератирование, конспект-анализ и др). Подготовка мультимедийных сообщений, докладов к семинару. Составление тематических кроссвордов, составление библиографии, тестирование.

- для формирования умений: решение логических задач по образу, выполнение чертежей и схем, выполнение расчетов, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, рефлексивный анализ профессиональных умений.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

- устная форма.

- письменная форма.

- смешанная форма.

Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Рассказать о взаимосвязи культуры речи с другими науками. (лингвистика, лексикология, морфология, синтаксис, риторика, фразеология, этика)
  2. Дать определение культуры речи.
  3. Языковая литературная норма. Эволюция литературной нормы.
  4. 5 важнейших составных частей классической риторики.
  5. Виды словарей, рекомендующие нормы правильной речи.
  6. Компоненты правильной речи.
  7. Разговорная речь и ее кодификация.
  8. Признаки разговорной речи.
  9. Формы разговорной речи (диалог, монолог, полилог).
  10.  Условия для успешного речевого общения.
  11.  Этикет речевого общения.
  12.  Причины коммуникативных неудач.
  13.  Речевые стратегии. Пример диалога поиска делового партнера.
  14.  Речевые тактики. Пример диалога с тактикой отказа.
  15.  Речевые приемы. Пример привлечения внимания собеседника.
  16.  Особенности лексико-грамматического оформления разговорной речи.
  17.  Беседа как жанр речевого общения.
  18.  Разговор как жанр речевого общения и его виды.
  19.  Спор как жанр разговорной речи.
  20.  Рассказ как жанр разговорной речи.
  21.  История как жанр разговорной речи.
  22.  Общее в жанрах «письмо» и «записка».
  23.  Дневники. («записная книжка», рабочая тетрадь»)
  24.  Этика речевого общения. Этикетные формулы.
  25.  Эвфомизмы. Случаи употребления эвфимизмов в речи.
  26.  Вы-общение и Ты-общение. Специфики общения в русском языке.
  27.  Роды и виды ораторского искусства.
  28.  Социально – политическое красноречие.
  29.  Академическое красноречие.
  30.  Судебное красноречие.
  31.  Социально-бытовое красноречие.
  32.  Гомилетика – духовное красноречие.
  33.  Особенности ораторской речи.
  34.  Функциональные стили литературного языка.
  35.  Особенности разговорного стиля.
  36.  Официально – деловой стиль.
  37.  Научный стиль.
  38.  Публицистический стиль.
  39.  Функционально - смысловые типы речи. Рассуждение.
  40.  Функционально – смысловые типы речи. Описание.
  41.  Функционально – смысловые типы речи. Повествование.
  42.  Композиция речи (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка)
  43.  Подготовка речи.
  44.  Спор. Диспут, дискуссия, полемика.
  45.  Виды сора. (Для проверки истины, как средства убеждения, спор для победы, спор-игра, спор-спорт)
  46.  Уловки в споре.
  47.  Кодекс аргументатора.
  48.  Кодекс оппонента.
  49.  Термин. Определение. Специфические особенности терминологии.
  50.  Дать определение понятию «язык специальных целей».
  51.  Назвать носителей «языка специальных целей».
  52.  Основные черты «языка специальных целей»
  53.  Модели «специального языка».
  54.  Общая характеристика делового стиля речи.
  55.  Официально-деловой (канцелярский) стиль.
  56.  Юридический (язык законов и указов) стиль.
  57.  Дипломатический стиль.
  58.  Текстовые документы (заявление, доверенность). Составить образец заявления.
  59.  Нормы официально-делового общения.
  60.  Этикет речевого общения.
  61.  Речевой этикет в сфере дефектологии.

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20... - 20… учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

Кафедры «_____»___________________20…г.

Заведующий кафедрой ______________________ /       /

Внесеные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе МСГИ
__________________________________

«_____»___________________20…г.