Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе
Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_po_modernizatsii_rossiyskogo_obrazovaniya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему:
«Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».
время обучения: 1 сессия: 02.06 – 06.06.2014 г.
2 сессия: 16.06 – 20.06.2014 г.
Выполнила
Данилова Лидия Андреевна,
директор ГБОУ ООШ с. Чёрновка
муниципального района Кинель-Черкасский
Самара, 2014
Содержание
1. Введение.
1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема____________________________________________ стр. 8
1.2. Сущность понятия «качество образования»____________ стр. 9
1.3. Специфика управления качеством образования__________ стр. 10
1.4. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся________________________________ стр. 11
2. Выводы___________________________________________ стр. 12
3. Заключение________________________________________ стр. 13
4. Литература________________________________________ стр. 14
- Введение.
Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.
Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.
Стратегическая задача модернизации образования.
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»
(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)
Противоречия управления качеством образования:
В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.
Ожидаемые результаты:
Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;
Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;
Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);
Банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;
Банк оценочных материалов для трёх ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 9, кл.).
Цель:
разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.
Основные задачи:
- разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества образования»;
- разработать новые параметры качества образования на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;
- разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся ( в соответствии с приоритетами программы развития школы);
- разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).
В Концепции развития под качеством образования понимается
«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».
(Комплексный проект модернизации образования).
Качество образования в школе
– это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.
Основные направления управления качеством образования:
- Качество управления школой;
- Качество проводимых уроков;
- Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости;
- Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ГИА;
- Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;
- Определение уровня воспитанности учеников;
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе;
- Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.);
- Качество организации учебно-воспитательного процесса;
- Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:
- внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий;
- создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования;
- сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления;
- эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.
Параметры качества на уровне школы на первом этапе:
- обученность, обучаемость учащихся;
- адекватность достигаемых результатов образования;
- результаты ГИА;
- уровень достижений в олимпиадах;
- уровень спортивных достижений;
- уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
- достижения и победы учителей школы;
- воспитанность учащихся;
- отношение к школе учеников;
- показатели здоровья учителей и учащихся;
На уровне учителя:
- психологический климат в классе;
- качество проведения уроков;
- качество проведения внеклассных мероприятий;
- качество работы с документами;
На уровне ученика:
- личная успеваемость и воспитанность;
- победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях;
- смотивированность учащихся на образование;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
Основные направления программы развития школы:
- обеспечение качества и доступности образования;
- совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся;
- усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП;
- повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности;
- расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы.
1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.
Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.
1.2. Сущность понятия «качество образования». Вместе с тем проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования детерминирует необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.
1.3. Специфика управления качеством образования.
Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение, и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.
Качественная специфика результатов образовательного процесса определяется степенью обученности (успеваемостью) и личностным ростом учащихся, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования учащихся определила выбор темы итоговой работы «Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».
- Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся.
Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами,
для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.
Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:
1). Квалифицированный педагогический состав;
2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;
3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).
4). Благоприятная среда общения со сверстниками.
Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.
Выводы.
На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.
Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.
Заключение.
Новые социально-экономические условия развития России влияют на современные тенденции образования, что проявляется в социальном заказе на выпускника современной школы, в высоких требованиях к качеству его образования.
В научной литературе последних лет уделяется значительное внимание вопросам повышения качества образования, которое рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности школьников; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения.
Основной целью управления в традиционном плане было повышение успеваемости и уровня воспитанности учащихся. В условиях действия личностно ориентированной парадигмы образования этого оказалось недостаточно, т.к. необходимо добиваться не только повышения степени обученности учащихся, но и содействовать их личностному росту.
На основе анализа и обобщения мнений различных исследователей в работе предлагается следующее определение этому понятию. Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности, обусловливающих достижение качественной специфики результатов образовательного процесса, определяемой уровнем обученности и личностным ростом учащихся.
Эффективность управления качеством образования учащихся характеризуется совокупностью таких показателей, как целенаправленность (ориентированность на результат); системность управления, раскрывающаяся во взаимосвязи и взаимодействии его разноплановых функций; оперативность, предусматривающая своевременное внесение необходимых корректив; инновационность, основанная на творческом подходе к организации процесса управления.
Список литературы:
1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.
2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С .45- 46.
3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.
4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.
5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.
6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.
7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.
8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.
9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.
10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.