Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе

Данилова Лидия Андреевна

Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».

время обучения: 1 сессия: 02.06 – 06.06.2014 г.

                             2 сессия: 16.06 – 20.06.2014 г.

                                                                     

 Выполнила

Данилова Лидия Андреевна,

 директор ГБОУ ООШ с. Чёрновка

муниципального района Кинель-Черкасский  

Самара, 2014

Содержание

1. Введение.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая          проблема____________________________________________ стр. 8

1.2. Сущность понятия «качество образования»____________ стр. 9

1.3. Специфика управления качеством образования__________ стр. 10

1.4. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся________________________________ стр. 11

2. Выводы___________________________________________ стр. 12

3. Заключение________________________________________ стр. 13

4. Литература________________________________________ стр. 14

  1. Введение.

     Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.

    Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

Стратегическая  задача модернизации образования.

    Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»

(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)

Противоречия управления качеством образования:

     В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.

Ожидаемые результаты:

Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества»,  «Политику школы в области качества»,  «Положение о «Портфолио» ученика»,  новые показатели и критерии оценки  качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;

Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной  на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;

Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);

Банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;

Банк оценочных материалов для трёх ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 9, кл.).

Цель: 

разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Основные задачи: 

- разработать внутришкольную Модель качества  образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества образования»;

- разработать новые параметры качества образования на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;

- разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся ( в соответствии с приоритетами программы развития школы);

- разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

В Концепции развития под качеством  образования   понимается

«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».

(Комплексный проект модернизации образования).

Качество образования в школе

– это  соотношение цели  и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается  качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Основные  направления управления качеством образования:

- Качество управления школой;

- Качество проводимых уроков;

- Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости;  

- Достижение  максимально  высоких результатов итоговой и промежуточной  аттестации, включая результаты ГИА;

- Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

- Определение уровня воспитанности учеников;

- Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в  классах   и школе;  

- Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.);

- Качество организации учебно-воспитательного процесса;

- Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Провозглашенные  цели   школа  реализовывала    с   помощью:

- внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий;

- создания  творческого,   высокопрофессионального   коллектива  учителей,   принимающих  идеи  управления качеством образования;

- сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления;

- эффективного   использования   и   управления   всеми   видами   ресурсов,   включая   кадровые, информационные,         мотивационные,     программно-методические,         нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Параметры качества  на уровне школы на первом этапе: 

  • обученность, обучаемость учащихся;
  • адекватность достигаемых результатов образования;
  • результаты ГИА;
  • уровень достижений в олимпиадах;
  • уровень спортивных достижений;
  • уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
  • достижения и победы учителей школы;
  • воспитанность учащихся;
  • отношение к школе учеников;
  • показатели здоровья учителей и учащихся;

На уровне учителя:

  • психологический климат в классе;
  • качество проведения уроков;
  • качество проведения внеклассных мероприятий;
  • качество работы с документами;

На уровне ученика:

  • личная успеваемость и воспитанность;
  • победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях;
  • смотивированность учащихся на образование;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;

Основные направления  программы развития школы: 

  • обеспечение качества и доступности образования;
  • совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся;
  • усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП;
  • повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности;
  • расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы.

1.1. Управление качеством образования как педагогическая проблема.            Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

     Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей.       Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

     1.2. Сущность понятия «качество образования».                                                                                                                      Вместе с тем проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования детерминирует необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.

1.3. Специфика управления качеством образования.

   Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение, и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.

   Качественная специфика результатов образовательного процесса определяется степенью обученности (успеваемостью) и личностным ростом учащихся, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.

   Недостаточная теоретическая разработанность проблемы управления качеством образования учащихся определила выбор темы итоговой работы «Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе».

  1. Педагогическая система и уровни организации управления качеством образования учащихся.

    Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий.          Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей, качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами,

для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом, для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников, для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

       Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.

Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:

1). Квалифицированный педагогический состав;

2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;

3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).

4). Благоприятная среда общения со сверстниками.

    Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др. Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.

Выводы.

   На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.

     Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.

Заключение.

    Новые социально-экономические условия развития России влияют на современные тенденции образования, что проявляется в социальном заказе на выпускника современной школы, в высоких требованиях к качеству его образования.

   В научной литературе последних лет уделяется значительное внимание вопросам повышения качества образования, которое рассматривается, во-первых, как результат учебной деятельности школьников; во-вторых, как показатель организации учебно-воспитательного процесса. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно обусловливает привнесение соответствующих изменений в управленческую деятельность администрации образовательного учреждения.

   Основной целью управления в традиционном плане было повышение успеваемости и уровня воспитанности учащихся. В условиях действия личностно ориентированной парадигмы образования этого оказалось недостаточно, т.к. необходимо добиваться не только повышения степени обученности учащихся, но и содействовать их личностному росту.

    На основе анализа и обобщения мнений различных исследователей в работе предлагается следующее определение этому понятию. Управление качеством образования представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности, обусловливающих достижение качественной специфики результатов образовательного процесса, определяемой уровнем обученности и личностным ростом учащихся.

   Эффективность управления качеством образования учащихся характеризуется совокупностью таких показателей, как целенаправленность (ориентированность на результат); системность управления, раскрывающаяся во взаимосвязи и взаимодействии его разноплановых функций; оперативность, предусматривающая своевременное внесение необходимых корректив; инновационность, основанная на творческом подходе к организации процесса управления.

Список литературы:

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.

2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С .45- 46.

3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.

5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.

6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.

7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.

8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.

9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.