Разработка урока по русскому языку. Ударение. УМК "Перспектива".

Голубева Наталья Владиславовна

Разработка урока по русскому языку. УМП "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rus.yaz_._udarenie.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 1 классе.

Автор:  Голубева Н.В.

УМК:            «Перспектива»

Учебник:      Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Русский язык»

Класс:           1

Тема урока:  Ударение

Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода

Основные цели:

1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.

2) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

3)  актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева;  электронное приложение к учебнику; компьютер, проектор,  экран.

Демонстрационный материал:  электронное приложение к учебнику; эталоны, листы со словами портфель, щавель, столяр, хвоя.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

- Чему были посвящены наши последние уроки?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с делением слов на слоги  и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание.)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому.)

- Давайте вспомним правило.  (Терпение в работе, к  другим.)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

- Урок мы с вами начнем с минутки чистописания. Сегодня в гостях у нас буква о.

(Работа в тетрадях.)

- Что вы расскажете о букве о?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знание о делении на слоги;

2) тренировать умения определять ударный слог

3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся?

(Повторим то, что нам понадобится для открытия нового знания)

    - открываем учебники и смотрим упражнение 131.

   - составьте модели слов.(Работа с моделями слов крýжки — кружки́ на доске и в тетрадях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

    - Что интересного вы заметили?

Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы.

- Что вам помогает различать эти слова по смыслу. (ударение ) Как узнали куда ставить ударение?

(Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- А что нам поможет понять значение этих слов?

(Ударение)

- О чем же поговорим сегодня? Назовите тему урока.

(Ударение)

-Что нужно сделать, чтобы открыть новое знание?

(Построить план действий)

План открытия нового знания. (на доске)

1. Прочитайте слова. Разделить на слоги.

2. Все ли слоги произносятся с одинаковой силой?

3. Определите, какой звук ударный и в каком слоге находится.

4. Сделайте вывод.

- Сейчас мы будем работать в парах. Вспомните правила работы в парах. (проговорите их друг другу).

Учащиеся наблюдают, что в слове не все слоги произносятся с одинаковой силой: один произносится сильнее (ударный слог), другой слабее (безударный слог).

Работа в парах.

Вывод: Ударный гласный звук является более длительным, чем безударный.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать построение эталона в командах;

2) организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью эталона;

3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Работа по электронному  приложению к учебнику.

   - Что же нам нового расскажет наш профессор Самоваров?

(Ответы учеников.)

- Над буквой ё можно не ставить знака ударения, так как она всегда обозначает ударный гласный звук.

Можно прочитать шуточное стихотворение:

      — Расскажи-ка, буква «ё»,

      Как твоё житьё-бытьё.

      Буква «ё» даёт отчёт:

      — Славно жизнь моя течёт:

      С ударением дружу, потому и не тужу.

6. Первичное закрепление.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Сейчас работаем в парах упражнение  из рабочей тетради.(стр.35, упр.1)

Работаем на экране  по электронному приложению к учебнику. Подбери к картинкам слова.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  2. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
  3. 2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  4. 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Работа по электронному  приложению к учебнику. Помоги сове.

1-ый ряд – 1-ый дуб,                 2-ой ряд – 2-ой дуб,                 3-ий ряд – 3-ий дуб.

Проверка с экрана.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать повторение правила написания большой буквы;

2) организовать повторение способов определения трудных мест в словах.

- Прочитайте слова. Учитесь их правильно произносить.

-  Работа со словарным словом портфель (запоминание его правильного произношения с помощью рифмовки, каллиграфическая запись слова портфель с орфографическим проговариванием и подбором слова, близкого по значению)

Работа по электронному приложению к учебнику.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания о роль ь в словах.

3) организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  •  Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
  • Что нового вы узнали?
  • Достигли ли цели урока? Докажите.
  • У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
  • Кому не удалось, почему?
  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
  • Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.
  •  Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку.
  •  Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку.

  • Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. Ребята, что мы порекомендуем, тем, кто поставил себя на 3 ступеньку?
  • А остальным не нужно больше тренироваться? (нужно)


портфель

щавель

столяр

хвоя