Современная система отечественного образования
Современная система отечественного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sistema_otechestvennogo_obrazovaniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная система отечественного образования
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.
В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
ФЗ «Об образовании» Статья 8. Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)
Существующие программы дошкольного образования содержат богатый и содержательный материал, который необходимо использовать при разработке концепции, конкретных программ и методик развития универсальных учебных действий. В то же время проблема развития универсальных учебных действий в этих программах комплексном виде не решалась. Это ни в коей мере не является недостатком этих программ, поскольку их авторы ставили перед собой иные психолого-педагогические задачи. Мы же считаем, что на современном этапе необходима целостная концепция, программы и методики, направленные именно на развитие универсальных учебных действий детей. Одним из стратегических приоритетов образования должно стать создание "школы неопределенности" – школы жизни в неопределенных ситуациях как нестандартного, вариативного образования в изменяющемся мире. Необходимо формирование у учащихся смысловой ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития. С нашей точки зрения, этой масштабной образовательной задаче максимально соответствует концепция развития универсальных учебных действий.
В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов.
Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.
Виды и типы ДОУ
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) | Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования |
Детский сад. | Начальная школа – детский сад. |
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников. | Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др. |
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. | Начальная школа – детский сад компенсирующего вида. |
Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. | |
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) | |
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников. |
3. Педагогика как гуманитарная наука
Современная педагогика (от греч. Paidos - дитя, ago - веду, воспитываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.
Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.
Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его преумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.
Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что на первое место выступает во—первых, процесс формирования высоко гуманистических отношений между педагогом и обучающимися, включающих взаимное доверие, уважение, взаимную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, и, во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, знакомая система, природа, художественное образование), развитие творческой личности а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.
Понятийно-терминологический аппарат насчитывает около 1 тысячи понятий:
Образование - процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств личности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.
Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под воздействием личных и общественных интересов.
Воспитание - целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности, как явление общественной жизни оно возникло в процессе труда. Воспитание может быть активно и результативно управляемым человеком, и использовано для совершенствования личности.
Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых носили около 20 (число может меняться).
Все они являются «дочерними», опираются в целом на структуру и принципы общей педагогики. Их делят на общепедагогические и функциональные:
Общепедагогические:
·Дошкольная педагогика.
·Специальная педагогика (дефектология).
·Школьная педагогика.
·Сурдопедагогика (глухонемые).
·Тифлопедагогика (слепые, слабовидящие).
·Олигофренопедагогика.
·Отдельно стоит сравнительная педагогика (сравнение систем педагогического образования в разных странах) и история педагогики.
Функциональные:
·Педагогика высших школ (технических колледжей).
·Педагогика профессионально-технического образования.
·Военная педагогика.
·Инженерная.
·Медицинская.
·Культурно-образовательная.
·Педагогика повышения квалификации.
Связь с другими науками, изучающими человека: философией, социальной психологией, этикой, эстетикой, физиологической генетикой, гигиеной и всеми науками (математикой, физикой, химией, биологией).