Характеристика учебно-познавательной компетенции старших дошкольников

Чепик Галина Павловна

Харектеристика учебно-познавательно компетении старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristika_uchebno.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика учебно-познавательной компетенции старших дошкольников

На сегодняшний день не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается.

Ключевые компетенции выделенные Советом Европы включают в себя умения: изучать, искать, думать, сотрудничать, реализовывать задуманное. В свою очередь А.В. Хуторской на основе главных целей общего образования, выделяет следующие ключевые образовательные компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Изучив предлагаемые классификации мы систематизировали весь материал, выделили и разработали следующие компетенции:

Общекультурная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества.

Коммуникативная компетенция включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Предполагает наличие умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим особенности развития учебно-познавательной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Старшим дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако, достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных операций и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития». Логическая форма мышления хотя и доступна шестилетнему ребёнку, но ещё не типична для него.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия. В данном возрасте достаточно развиты ощущения и восприятие. Овладение сенсорными эталонами, как системой словесно обозначенных образов качественно меняет восприятие ребёнка. Развитие сенсорики тесно связано с формированием перцептивных действий.

У детей старшего возраста уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В дошкольном возрасте происходит активное формирование пространственных представлений и способов ориентирования в окружающем пространстве. Формирующиеся пространственные представления оказывают значительное влияние на совершенствование продуктивной деятельности. Значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства и времени. Дети седьмого года жизни способны понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит от желания, деятельности человека. Они учатся ориентироваться во времени. Формированию представлений о длительных временных интервалах помогают систематические наблюдения в природе, использование календаря, дневников наблюдения и т.п.