Методическая разработка по ЗОЖ
Деловая игра "Умение избегать рискованных ситуаций, опасных для здоровья, – профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_po_zozh.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель истории и обществознания
МБОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга
Пестерев Евгений Владимирович
Деловая игра "Умение избегать рискованных ситуаций, опасных для здоровья, – профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа"
Цель:
формирование у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья - самая эффективная профилактика ВИЧ - инфекции и СПИДа.
Задачи:
развивать представления учащихся о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, как передается и как не передается ВИЧ;
формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием;
Материал: листы бумаги формата А4, маркеры, раздаточный материал (буклеты, брошюры в классный "Уголок здоровья"), плакаты.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Ритуал приветствия "Я рад тебя видеть".
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа ведущего (Что такое ВИЧ и СПИД? Статистические данные по стране и городу).
Ведущий:
1 декабря - всемирный день борьбы со СПИДом.
Статистика
На начало 2009 года в мире инфицировано более 40 млн. человек. С 1981 года, когда был диагностирован первый случай СПИДа, от этого заболевания умерло более 25 млн. человек, что делает его самой разрушительной эпидемией в истории человечества.
В России заболеваемость регистрируется с 1987 года.
Так что же такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека
ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему.
Когда у человека в крови обнаруживают ВИЧ, ему ставят диагноз "ВИЧ - инфекция" и человека могут называть ВИЧ - положительным или ВИЧ - позитивным.
СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
СПИД - комплекс заболеваний, возникающих у ВИЧ - положительного человека на фоне снижения иммунитета.
2. Упражнение "Спасатели детей" (играют 4 человека).
Четыре человека выходят за дверь, ведущий зачитывает рассказ группе учащихся. Затем приглашает первого участника, знакомит его с содержанием рассказа и просит пересказать его следующему, стоящему за дверью и т д. Группа учащихся не имеет право подсказывать. Далее обсуждение: в каких направлениях шло искажение информации.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Приглядевшись, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. И они вместе стали спасать детей. Увидев третьего путника, они позвали на помощь и его, но тот, не обращая внимания на их призывы, побежал к повороту реки, откуда плыли дети. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы справитесь и вдвоем.
А я доберусь до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить новое несчастье".
Акцент: притчу можно использовать для того, чтобы показать смысл профилактики - работать не только с уже возникшей проблемой, но и на ее предупреждение.
3. Анкета "Информированность о ВИЧ-инфекции и СПИДе"
1. Можно ли заразиться ВИЧ, пользуясь общественной раковиной при мытье рук?
2. Вы можете узнать, инфицирован ли человек ВИЧ, лишь по его внешнему виду?
3. Человек может заразиться ВИЧ, пользуясь общими иголками для введения наркотиков?
4.Можно ли заразиться ВИЧ, пожимая руку человеку, больному СПИДом?
5.Можно ли заразиться ВИЧ в любом возрасте?
6. Ребенок может родиться с ВИЧ, если его мать заражена ВИЧ?
7.Существуют ли лекарства от СПИДа в настоящее время?
- Как передается и как не передается СПИД?
ВИЧ не передается:
при рукопожатии и объятиях;
через пот и слезы;
при кашле и чихании;
при использовании общей посуды или постельного белья;
при использовании общих ванн и унитаза;
при совместных занятиях спортом;
в общественном транспорте;
через животных или при укусах насекомых;
при поцелуе / через слюну.
Пути передачи ВИЧ - инфекции:
через кровь:
совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;
через незащищенный половой контакт;
от матери к ребенку (передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью).
4. Игра "А тебе слабо!". От каждой группы представители разыгрывают ситуации "А тебе слабо:сделать что-то". Если участники затрудняются самостоятельно придумать ситуацию, ведущий может предложить свой вариант.
5. Игра "Вежливый отказ". Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.
Ситуации:
Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.
Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.
Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.
На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.
В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.
На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.
Фразы для вежливого отказа:
Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.
Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).
Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).
Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.
Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.
Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.
6. Притча "Мудрец и молодой человек".
Акцент: важность личной ответственности в поведении, а также умения оценить риск.
В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: "Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит".
Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: "Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва". Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: "Все в твоих руках".
III. Заключительная часть.
Рефлексия. Упражнение "Человек" (по группам).
Каждой группе или участнику выдается лист бумаги, на котором нужно нарисовать контуры человека. Когда это сделано, можно начинать процесс оценивания: в каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.
Голова - какие знания ты получил на занятии?
Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?
Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?
Ноги - что осталось непонятным?
Подарить учащимся буклеты, брошюры "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".