Тенденции развития профессиональной компетентности педагога в системе непрерывного образования
Предварительный просмотр:
Пестерев Евгений Владимирович, учитель истории МОУ лицея 3 г. Екатеринбурга
Тенденции развития профессиональной компетентности педагога в системе непрерывного образования
Происходящие в современном российском обществе изменения тесно переплетены и взаимосвязаны. Все стороны жизни - экономика, политика, социальная и духовная сферы, несмотря на всю их противоречивость и неоднозначность, в целом направлены на гуманизацию общества и, в частности, системы образования, в которой развитие личности с ее индивидуально-неповторимыми свойствами рассматривается в качестве главного приоритета. Все большую значимость приобретают условия, позволяющие в полной мере реализовать профессиональные навыки, социальные потребности, духовные запросы человека. В качестве ответа на реформаторские начинания со стороны государства в педагогической практике активнее стали происходить инновационные процессы, направленные на изменения целевых, содержательных, организационных, технологических, управленческих и других характеристик существующей системы образования.
Повседневная практика убедительно доказывает, что успешность развития образовательной сферы сегодня в существенной мере зависит от того, насколько современный педагог развит как профессионал и как личность. Особенно сложным является формирование у педагога мировоззренческих представлений, взглядов и убеждений в области профессиональной деятельности и соответствующего самоопределения себя как творческой личности. Антропоцентризм, гуманизм в воспитании педагога - доминирующие идеи в философско-педагогическом наследии ученых отечественной педагогической культуры (Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, и других). Современные ученые (Б.Г.Ананьев [1], Е.П.Белозерцев [2], Е.В.Бондаревская [3], В.А.Сластенин [4], В.И.Слободчиков [5] и другие) признают необходимость развития ценностно-целевых устремлений личности педагога через гуманистическую образовательную парадигму, выражающуюся в уважении к личности, в осуществлении личностно-ориентированной педагогики, в установлении субъект-субъектных взаимоотношений между обучаемым и обучающимся. Так, по определению В.А.Сластенина, стратегией педагогического образования является «становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением» [6]. Все это свидетельствует о том, что проблема общекультурной и профессиональной подготовки педагога является педагогической ценностью для развития профессиональной компетентности педагога.
Данные исследований подтверждают, что ориентация образовательных учреждений на поиск подходов к формированию профессиональной компетентности личности педагога становится одной из важнейших задач современной системы образования. Особенности образовательной системы, сложившейся в конкретном образовательном учреждении, обуславливают характерные для данного учреждения варианты решения задач становления и развития профессиональную компетентности педагога.
Но в становлении профессиональной компетентности педагога в последнее время обозначились некоторые общие тенденции. Выделение таких тенденций необходимо для их анализа и последующей корректировки образовательного процесса в достижении цели профессионального становления и личностного развития педагога в школе, институте повышения квалификации, муниципальном методическом центре. Анализ процесса формирования профессионализма педагога в системе непрерывного образования выявил следующие тенденции:
- Обогащение образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры.
- Повышение качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий.
- Использование информационных технологий в образовательном процессе [7].
Раскроем эти тенденции подробнее. Сегодня отчетливо наблюдается обогащение вариативных образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры. «Содержание базового педагогического образования является отражением измерений бытия человека в его деятельности в природе, обществе и культуре. Сущностная характеристика такого отражения – целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом психолого-педагогических, социо-гуманитарных, культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии. При этом педагогическое образование выступает подсистемой социума, «вписанной» в метасистему культуры, которая осваивается будущим педагогом в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерно-организованный процесс» (В.А.Сластенин, [6])
В структурах системы непрерывного образования (вузах, институтах повышения квалификации педагогов, научно-методических центрах) процесс развития духовно-нравственной сферы личности педагога-профессионала зависит от ценностных ориентаций педагогического коллектива и профессиональной компетентности отдельных его членов. Эти обстоятельства определяют способы духовно-нравственного воспитания личности педагога.
Анализ существующей практики в регионах показывает, что в муниципальной системе образования имеются прекрасные разработки содержания образования, ориентированного на опыт национально-патриотического воспитания и возрождения духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Так, в содержании образования школ Урала включены региональный и муниципальный компоненты: курсы по краеведению, по истории и культуре края в каждой школе, мировая художественная культура, этика и эстетика, психология, обществознание в каждой школе.
Несомненно, такой подход в подготовке педагога эффективен, так как он имеет гуманитарную общекультурную направленность в содержании образования, а его фундаментом являются знания отечественной педагогической культуры, истории, формирующие осознанные представления о духовно-нравственных, социальных, профессиональных ценностях общества.
Вторая тенденция состоит в том, что меняется качество организации образовательного процесса. Профессионализм педагога определяется его способностью технологично проектировать образовательный процесс относительно собственного саморазвития и развития обучающихся. Технологии этого типа предусматривают преобразование взаимодействия педагога и учащихся в личностно-равноправные, субъектно-деятельностные, индивидуализированные отношения. Такое преобразование связано с тем, что педагог-ученый, педагог-практик не столько учит, сколько актуализирует мотивацию учащихся, стимулирует обучаемого к общему и профессиональному развитию и самообразованию, создает условия для развития слушателя. А это требует включения во взаимодействие демократичных, гибких форм общения педагога и обучаемых.
Вариативность личностно-ориентированных технологий образования в большинстве образовательных учреждений сегодня очевидна. Это «обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий: становление личностно-творческой концепции педагогической деятельности; развитие рефлексивной и субъективной позиции учителя; включение учителя в инновационную деятельность; ориентация на прогрессивный вариант личностно-творческой самореализации; восхождение отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) в системе; от типовых технологий к личностно-креативным и другое» [6].
Исследовательская деятельность педагогов в образовательных учреждениях, совместная деятельность педагогов школ, вузов, института повышения квалификации, проблемные выездные заседания, специализированные семинары, творческие конкурсы, организационно-деятельностные и деловые игры, научные конференции являются для многих учреждений традиционными формами работы, которые способствуют самореализациии педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Образовательные технологии, ориентированные на учет личностных особенностей обучаемых, способствуют самоутверждению педагога в его профессионально-педагогических ориентирах, социальных, профессиональных, жизненных ценностях и идеалах, создают предпосылки самообразования, самовоспитания и творчества в инновационной профессиональной деятельности, что развивает в свою очередь профессиональную компетентность.
Третья тенденция состоит в том, что использование информационных технологий в образовательном процессе существенным образом влияет на выбор методов, форм и технологий педагогической деятельности. Развитие профессиональных умений педагога в информационно-коммуникационной деятельности обусловлено реализуемой с 2001 года Федеральной целевой программой информатизации образования, предполагающей овладение всеми работниками образования современными информационными технологиями. Умение работать с компьютером делает образовательное пространство чрезвычайно широким.
Таким образом, выявленные тенденции свидетельствуют о том, что формирование профессионализма педагога - многомерный и многофакторный процесс.
Литература:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика. 1989
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие. М.: Ростов-н/Д. 1999
- Петренко Антонина Анатольевна. Тенденции формирования профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования.леhttp://www.emissia.Электронный научно-педагогический журнал. 2007.кт
- Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры //Педагогическое образование и наука. - 2004. -№4. – С.4-15
- Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема//Инновации в образовании. – 2003. - №5. – С.5-11
- Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры. Сб.науч.трудов МПГУ. М.: Прометей. 1997. С.3-15 научно-педагогический журнал.