Синдром эмоционального выгорания как важная психолого-педагогическая проблема развития компетентности педагога и пути ее решения
Предварительный просмотр:
Пестерев Евгений Владимирович
учитель истории и обществознания МОУ лицея 3
Синдром эмоционального выгорания как важная психолого-педагогическая проблема развития компетентности педагога и пути ее решения
Ключевой фигурой образовательного процесса, безусловно, является педагог: он и важнейшее условие, и существенный фактор, влияющий на процесс развития ключевых компетентностей в образовании. Поскольку главное предназначение профессионально-образовательного пространства состоит в создании благоприятных условий для образовательного процесса, работа с педагогами по решению существующих психолого-педагогических проблем развития компетентности стала одним из приоритетных направлений в деятельности школ Екатеринбурга.
Опрос, проведенный среди учителей моей школы показал, что от 80 до 100 процентов из них (в разных по стажу педагогической деятельности группах) отмечают у себя к концу учебного года истощение и усталость, усиление раздражительности и гневливости, пассивность, пессимизм, апатию. При этом некоторые молодых учителя со стажем 1-5 лет к концу года имеют негативную установку по отношению к своей работе и по отношению к своим ученикам. У педагога в таком состоянии разрушается профессиональная деятельность, он сам становится, по сути, фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья. Именно поэтому основные усилия школ Екатеринбурга в работе с педагогами должны быть направлены на две взаимосвязанные задачи – на развитие социально-психологической составляющей профессиональной компетентности и профилактику у него важной психолого-педагогической проблемы развития компетентности- синдрома эмоционального выгорания.
Система работы над этими задачами предполагает, прежде всего, преодоление факторов, которые создают наибольший риск возникновения симптомов эмоционального выгорания. К их числу относится абсолютное погружение учителя в работу, в родной коллектив, некая «самоизоляция» от внешнего мира – ловушка чрезмерной эмоциональной и мыслительной вовлеченности в работу. Высок риск выгорания для тех педагогов, которые не имеют профессиональных горизонтов – ни ближних, ни дальних, к которым они стремятся. У каждого они свои: открытый урок или аттестация, участие в школьном конкурсе педагогического мастерства или городском фестивале, публикация в методическом журнале или внедрение творческой программы в учебный процесс – через неделю, весной, в следующем году, через два года.
Для решения этих проблем очень важно повысить психологическую грамотность педагога, содействовать формированию осознанной профессиональной позиции, развивать его коммуникативную компетентность, способствовать освоению современных эффективных психосоциальных технологий учебной и воспитательной работы. Кроме того, важно помочь учителю справиться с уже возникшими симптомами психоэмоционального истощения, внутриличностными и межличностными конфликтами, а также освоить навыки саморегуляции и оптимального поведения в конфликтных ситуациях.
В последние годы наиболее востребованной стала такая долгосрочная форма комплексной работы с педагогами как творческая лаборатория. Опыт российских школ показал[1], что, объединяя учителей, заинтересованных в работе над той или иной педагогической проблемой, лаборатория позволяет в течение года или двух предложить участникам и обучающие семинары, и тренинги профессионально значимых навыков, и эмоциональную реабилитацию, и активное общение и обмен опытом с коллегами, и индивидуальную помощь. Одной из важнейших задач при внедрении этой новой формы стала разработка подходов к организации в школе системной работы по поддержке учителя, развитию у него навыков саморегуляции и безопасной коммуникации.
В моей школе в новом учебном году этот процесс будет запущен. Лаборатории помогут руководителям образовательных учреждений, а в частности и моей школе, заинтересованным в развитии своих сотрудников, успешно дополнять традиционную систему повышения квалификации учителей работой по предотвращению у них «эмоционального выгорания» и развитию социально-психологической компетентности. Все это позволит не только укрепить здоровье учителя, но и сохранить учителя в качестве ключевого фактора развития компетентстного подхода в образовании.
[1]В.М. Зайчиков. МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков», г. Рязань