Кейс-технологии в обучении истории и обществознанию
Педчтения 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tekhnologii_v_obuchenii_istorii_i_obshchestvoznaniyu.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пестерев Е.В., учитель истории и обществознания, кин
МБОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга
Кейс-технологии в обучении истории и обществознанию
Что такое кейс – технологии и зачем они нужны в образовании? Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.[1]
Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках истории и обществознания по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Очень выгодно при обучении истории и обществознанию применять следующие разновидности кейс-технологии: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа. Вот некоторые примеры из нашей практики:
1.Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».
Вопросы к тексту: В чем заключается проблема? Как государство ее решает? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
2.Метод разбора деловой корреспонденции. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы: Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Что нужно сделать для его восстановления? Кто обязан это сделать? ( «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция»).
3.Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Н. С. Хрущева: «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…».
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов; учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью; у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.[2]
Литература:
- Сайт : Методическая копилка (http://galina-soleil.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/tehnologii/keis-metod/)
- Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода./ Под ред. Сурмина Ю.П. Киев, 2002.