Разработка урока по предмету "Культура делового общения"
Разработка урока по предмету " Культура делового общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_kultury_professionalnogo_obshcheniya.docx | 302.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Деловая культура
Тема урока: Имидж современного коммерсанта ( продавца)
Курс: 2
Профессия: «Парикмахер»
План содержания:
- Мода и стиль.
Знания: понятие «мода» и «стиль», виды стилей в одежде, характеристика стилей.
Умения: различать виды стилей в одежде, давать характеристику стилей по рисунку, выбирать стиль, соответствующий имиджу современного коммерсанта.
- Причёски.
Знания: виды причёсок, их назначение и характеристика, типы лица, характеристика причёсок в соответствии с типом лица.
Умения: различать виды причёсок, определять тип лица, давать характеристику видам
причёсок, подбирать причёску в соответствии с типом лица, выбирать из предложных
вариантов причёсок те, которые подходят к деловому стилю коммерсанта.
- Макияж.
Знания: виды макияжа, назначение и характеристика различных видов макияжа.
Умения: различать виды макияжа, определять вид макияжа по рисунку, давать
характеристику видам макияжа, выбирать из предложенных вариантов макияжа те,
которые подходят к деловому стилю коммерсанта.
- Костюм и аксессуары к нему.
Знания: понятие «одежда» и «костюм», дополнения к костюму (украшения, обувь).
Умения: различать одежду и костюм, выбирать из предложенных рисунков костюмы, соответствующие имиджу современного коммерсанта, подбирать украшения и другие дополнения, делающие законченным образ современного коммерсанта.
Цели урока:
Образовательная:
1. Закрепление знаний о понятиях «мода» и «стиль», видах стилей в одежде, характеристиках стилей; видах причёсок, их назначении и характеристиках, типах лица, характеристиках причёсок в соответствии с типом лица; видах макияжа, назначении и характеристиках различных видов макияжа; понятиях «одежда» и «костюм», дополнениях к костюму (украшения, обувь)
2. Совершенствование умений по различению видов стилей в одежде, по определению характеристики стилей по рисунку, по выбору стиля, соответствующего имиджу современного коммерсанта; по различению видов причёсок, по определению типов лица, по определению характеристики видам причёсок, по подбору причёски в соответствии с типом лица, по выбору из предложенных вариантов причёсок тех, которые подходят к деловому стилю коммерсанта; по различению видов макияжа, по определению видов макияжа по рисунку, по определению характеристики видам макияжа, по выбору из предложенных вариантов макияжа тех, которые подходят к деловому стилю коммерсанта; по различению одежды и костюма, по выбору из предложенных рисунков костюмов, соответствующих имиджу современного коммерсанта, по подбору украшений и других дополнений, делающие законченным образ современного коммерсанта.
Развивающая:
Развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти и речи, мышления: способов самопознания (анализ – синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, выделение существенных признаков, обобщение); функций целеполагания, саморегуляции, самоорганизации, рефлексии.
Воспитательная:
Развитие и совершенствование таких качеств личности как внимательность, аккуратность, ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативные умения.
Тип урока: репродуктивный
Вид урока: урок - игра
Средства обучения: фотографии, презентация, сигнальные карты, бланки ответов,
карточки-задания «Буквы», карточки-задания: тест «Стиль в
одежде», тест «Тип лица», маркеры, карточки-задания «Имидж
современного коммерсанта».
Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация.
Методы: информационно - рецептивный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.
Ход урока:
№ п\п | Содержание и структура урока | Время | Деятельность |
1. | Организационная часть | 2 | Педагога: Проверяет явку, готовность группы к уроку. Обучающихся: Доклад старосты о готовности группы к уроку. |
2. | Целеполагание и мотивация Вопросы к обучающимся:
| 4 | Педагога: Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе репродуктивного и частично – поискового методов с использованием фотографий причёсок различных видов, макияжей различных видов, вариантов делового костюма. Управляет познавательным процессом, помогает учащимся грамотно сформулировать цели (наводящие вопросы, уточнение) Обучающихся: Исследование фотографий (самопознание: анализ, синтез, сравнение, обобщение). Высказывание суждений, формулирование выводов. Проявление внимательности, инициативности, самостоятельности. |
3. | Актуализация опорных знаний. Наш сегодняшний урок будет проходить в форме игры (с правилами игры вы познакомитесь позднее). Прежде чем мы перейдём к игре, давайте проведём небольшую разминку и вспомним… Вопросы к обучающимся:
Более подробно о стиле современного коммерсанта мы поговорим с вами во время игры. | 3 | Педагога: Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода Обучающихся: Анализируют информацию, выделяют признаки, высказывают суждения, формулируют выводы. Систематизация информации, самоанализ, самокоррекция, проявление таких качеств личности как умение сосредоточиться. Проявить волевые усилия, способности к самоорганизации и саморегуляции. |
4. | Работа по теме урока Итак, вы уже разделились на команды. Придумайте названия вашим командам. Наши команды называются … А теперь давайте познакомимся с правилами игры. Давайте разыграем право первого выбора. Послушайте вопрос, та команда, которая быстрее поднимет сигнальную карту и правильно ответит на вопрос и будет первой выбирать сектор. Вопрос обучающимся: Какой предмет изучает стиль делового человека? ПРЕЗЕНТАЦИЯ (см. Приложение) Сектор «Мода и стиль»: - вопрос на 10 баллов: Известный во всём мире модельер Коко Шанель сказала: «Мода приходит и уходит, а ….. остаётся». Дополните фразу известной кутюрье. (стиль) - вопрос на 20 баллов: Тест «Стиль в одежде». Задание: установить соответствие между видом и характеристикой стиля. (1-г,2-в, 3-а, 4-б) - вопрос на 30 баллов: Назовите основные стилевые направления в костюме и дайте краткую характеристику каждому стилю.(классический, романтический, спортивный, фольклорный) - вопрос на 40 баллов: Посмотрите на фото и назовите стиль в одежде и дайте ему характеристику. (классический – фото №1,5,9, романтический – фото №38,12, спортивный – фото №2,6,10, фольклорный – 4,7,11) Сектор «Костюм»: - вопрос на 10 баллов: Француженки говорят: «Чтобы быть красивой, нужно надевать платье на размер меньше а …. на размер больше». О чём речь? (о туфлях) - вопрос на 20 баллов: Кот в мешке При неправильном ответе право ответа переходит другой команде и все заработанные баллы получает ответившая команда. Загадки об одежде: 1. Ношу на голове поля, 2. По дороге я шёл, 3. Днём обручем, 4. Всегда шагаем мы вдвоём, 5. Хомут делового мужчины. 7. Варежки для ног. (Носки) 8. Стоит дом высок, - вопрос на 30 баллов: Существуют такие понятия «одежда» и «костюм». Из предложенных фотографий выберите те, которые можно отнести к понятию «костюм». Ответ обоснуйте. (№ фото – 1,2,5 7,8 – в костюме имеются дополнения, несколько видов одежды-комплект, образ закончен) - вопрос на 40 баллов: Из предложенных украшений и аксессуаров выберите те, которые могли бы дополнить и подчеркнуть деловой стиль коммерсанта. (№ фото - 1,2,5,7,8,10,11,12 - украшения должны быть только из золота, серебра, жемчуга; небольших размеров4 очки со светлыми или слегка дымчатыми стёклами ) Сектор «Причёски» - вопрос на 10 баллов: Из предложенных вариантов ответов выберите правильные. Причёска выбирается с учётом следующих факторов: А - фигуры человека; Б - вида костюма; В - типа лица; Г - формы головы; Д - украшений; Е - аксессуаров (шарф, сумочка и др.) (Ответ: А, В, Г ) - вопрос на 20 баллов: Назвать виды причёсок и дать им характеристику. (повседневные – несложные, без украшений, делаются довольно быстро; торжественные – сложные, имеют декор, необходима помощь профессионала) - вопрос на 30 баллов: Выбрать из предложенных на фотографиях причёсок те, которые подошли бы к деловому стилю коммерсанта. (№ фото 2,4,8,10 - повседневные ) - вопрос на 40 баллов: Тест «Типы лица» Задание: установить соответствие между типом лица и рекомендуемой причёской. (1-б,2-в,3-г,4-а) Сектор «Макияж» - вопрос на 10 баллов: Объясните, что обозначает понятие «make - up» («мэйк-ап»). ( быстрый макияж, макияж за 5 минут) - вопрос на 20 баллов: Назвать виды макияжа, дать характеристику, назначение. (дневной – не яркий, естественный, для работы;, вечерний – яркий, выделяет глаза или губы, для вечеринок, дискотеки и т.д.) - вопрос на 30 баллов: Из предложенного набор букв составьте слово, которое характеризует макияж делового стиля коммерсанта. (умеренность) - вопрос на 40 баллов: По фотографии определить виды макияжа; назвать номера фотографий, на которых изображен макияж, подходящий к деловому стилю коммерсанта. Ответ обосновать. (фантазийный – фото № 1,4,8 подиумный – фото № 3,7; авангардный – фото № 6,7; театральный – фото №5,10; классический – фото № 2,9,12. К деловому стилю коммерсанта подходит классический вид макияжа-дневной) Давайте посчитаем, какая команда набрала наибольшее количество баллов … Первое место занимает команда … Второе и третье команды … Члены команды, занявшей первое место, получают дополнительный балл при оценивании следующего задания. | 26 | Педагога: Объявляет тему игры, мотивирует к активному участию, правила и порядок проведения игры. Организует жеребьёвку. Организует работу в группах на основе репродуктивного и частично - поискового методов с использованием презентации, карточек – заданий, фотографий. Обобщает и систематизирует изученное. Обучающихся: Анализ информации, установление причинно – следственных связей, обобщение (самопознание, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, самооценка). Высказывание суждений, формулирование выводов. Обменивание мнениями в ходе обсуждения. |
5. | Закрепление знаний Задание обучающимся: На основе материала, который мы с вами повторили и обобщили, вам необходимо выполнить задание по карточке: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен. Таблица содержит графы «Составляющие имиджа» и «Характеристика, рекомендации». | 5 | Педагога: Организует индивидуальную работу на основе исследовательского метода. Обучающихся: Исследуют рисунки (анализ, выделение существенных признаков, выводы) |
6. | Домашнее задание Используя дополнительную литературу, материалы Интернета и другие источники, найти материал для создания имиджа современного коммерсанта в виде презентации | 2 | Педагога: Формулирует и объясняет домашнее задание Обучающихся: Слушают, осмысливают информацию, записывают домашнее задание в тетрадь |
7. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Вопросы к обучающимся:
Рефлексия. Составьте синквейн к теме урока: 1 строчка – одно существительное, отражающее тему урока. 2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное. 3 строчка – три глагола, раскрывающие тему урока. 4 строчка – одно короткое предложение, выделяющее основную идею урока. 5 строчка – одна ассоциация, связанная с темой урока. | 3 | Педагога: Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, его результативности. Привлекает учащихся к оценке выполненной работы, предлагает им выделить то, что вызвало затруднения, высказать пожелания Проводит рефлексию Обучающихся: Рефлексия процесса. Составляют синквейн. В ходе урока эффективно развивается комплекс общих компетенций: способность к самопознанию, самоорганизации, самореализации, саморегуляции, а также самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, способность к сотрудничеству. |
Самоанализ урока
Для того, чтобы повысить интерес к предмету и повысить мыслительную деятельность учащихся, я применяю разнообразные формы работы: групповые, индивидуальные, устные, решение познавательных задач, различные внеклассные мероприятия (уроки-игры, конкурсы).
- Тема урока, его место в системе других уроков.
Тема урока «Имидж современного коммерсанта» является как бы пограничной в изучении темы «Эстетическая культура». Урок является обобщающим по изучению внешнего вида коммерсанта (продавца). Этот урок необходим, т.к. на следующем уроке планируется с помощью специальной компьютерной программы создать индивидуально каждому обучающемуся свой имидж современного коммерсанта (продавца), поэтому и были повторены и обобщены ключевые составляющие любого имиджа и конкретно имиджа коммерсанта в торговле (продавца).
- Аргументация целей урока.
Целью урока было развитие общих компетенций: способность к самоорганизации, саморегуляции, самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, инициативности, способности к сотрудничеству.
Цели реализовались на различных этапах урока:
- целеполагание проходило совместно с обучающимся на основе репродуктивного, частично-поискового и исследовательского методов,
- актуализация – применение репродуктивного метода,
- работа по теме урока – исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный методы, а также самооценка, взаимооценка.
3. Характеристика методического замысла урока.
Для реализации поставленных целей урока я использовала на уроке такие формы обучения как групповая, фронтальная.
На уроке использовались следующие средства – фотографии, презентация, карточки-задания «Буквы», карточки-задания: тест «Стиль в одежде», тест «Тип лица», маркеры, карточки-задания «Имидж современного коммерсанта».
Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, я использую различные методы обучения – репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. На уроке учащиеся воспроизводили основные понятия и определения, выполняли упражнения, тестовые задания, работали с картой по закреплению знаний, соответствующие по содержанию 2 и 3 уровням усвоения.
4. Тип и структура урока.
Тип урока - репродуктивный. Структура урока соответствует типу и содержит:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация опорных знаний.
- Работа по теме.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Данная структура урока выбрана в соответствии с целями урока.
Совместное целеполагание и мотивация позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Для активизации обучающихся я опиралась на их субъектный опыт. При целеполагании мы рассматривали фотографии с различными стилевыми направлениями в одежде, различными видами причёсок, макияжа, анализируя которые обучающиеся определили тему и цели урока.
- Сочетание методов и приемов обучения на различных этапах урока.
Организованное в начале урока фронтальное повторение основных понятий на основе репродуктивного метода позволяет обучающимся не только воспроизвести информацию в виде определений, понятий, послушать ответы других, но и проанализировать, дополнить их. Совместное с обучающимися целеполагание на основе частично-поискового метода с использованием фотографий с различными стилевыми направлениями в одежде, различными видами причёсок, макияжа помогает обучающимся анализировать, сравнивать, делать выводы о целях и задачах урока. Думаю, что это повышает мотивацию обучающихся и помогает усвоению материала.
Закрепление и совершенствование знаний и умений обучающихся организовано с помощью игры.
Закрепление знаний и умений происходило на основе исследовательского метода - изучение рисунка, определение стиля в одежде, вида причёски и макияжа, наличие дополнения к образу.
Привлечение обучающихся к подведению итогов урока, обсуждению допущенных ошибок и типичных затруднений усиливают мотивацию и повышают результативность урока, помогают учащимся развивать речь рефлексией.
- Результаты урока.
Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работ показали, что тема изучена обучающимися отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.
7. Выводы.
Думаю, что урок позволил решить поставленные задачи, обучающиеся повторили основные понятия и определения темы , вспомнили характеристики основных видов стилей в одежде, виды, характеристику и назначение причёсок и макияжа, а также определили общее представление об имидже современного коммерсанта.
Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами ребята с интересом используют свои знания.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Тест «Типы лица»
Задание: установить соответствие между типом лица и рекомендуемой причёской.
ТИП ЛИЦА | РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИЧЁСКИ |
1. Треугольное лицо | А - Высокая причёска, закрывает виски мягкими кудрями или локонами. |
2. Квадратное лицо | Б - Стрижка, чтобы волосы прикрывали виски и щёки; короткий пробор и несимметричная причёска. |
3. Круглое лицо | В - Короткие стрижки, расширенные в висках, с чёлкой, или длинные до плеч, свободно падающие. |
4. Прямоугольное лицо | Г - Стрижка, чтобы волосы прикрывали виски и щёки; причёска с открытым лбом, волосы слегка взбиты, несколько прядей спадают на щёки в виде некрупных локонов. |
Эталон ответа к тесту №1 «Типы лица»
1 – Б
2 – В
3 – Г
4 – А
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Тест «Стиль в одежде».
Задание: установить соответствие между видом и характеристикой стиля.
Вид стиля | Характеристика стиля |
1. Классический | А – Форма костюм объёмная, свободная или обтягивающая фигуру. Цветовая палитра отличается яркостью, контрастностью. Присутствует большое количество карманов, поясов, молний, металлических клёпок и кнопок. |
2. Романтический | Б – одежда этого стиля выполнена в духе национального костюма. Этот костюм многослоен, имеет большое количество декоративных элементов. Используются аксессуары народной одежды - бижутерия, шарфы, платки, головные уборы, вязаные элементы и т.д. |
3. Спортивный | В - Имеет другое название «фантазийный». Форма, отделка костюма этого стиля заимствованы у исторического костюма. Имеет множество декоративных элементов – рюши, оборки, кружева, вышивку. Цветовое решение различно – от светлых, пастельных тонов до ярких, насыщенных. |
4. Фольклорный | Г - Сдержанный, прост в покрое, строгость в цвете. Это в основном жакеты, кардиганы, брюки мужского типа, юбки-брюки, жилеты, блузы. В качестве аксессуаров используют галстуки, шарфы и т.д. |
Эталон ответа к тесту №2 «Стиль в одежде».
1 - Г
2 - В
3 - А
4 – Б
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Задание: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.
Таблица «Имидж современного коммерсанта»
Составляющие имиджа | Характеристика, рекомендации |
I. Костюм |
|
II. Причёска | |
III. Макияж | |
IV. Обувь | |
V. Аксессуары (дополнения к костюму) |
Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________
КАРТОЧКА-РЕФЛЕКСИЯ
Составьте синквейн к теме урока:
1 строчка – одно существительное, отражающее тему урока.
2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.
3 строчка – три глагола, раскрывающие тему урока.
4 строчка – одно короткое предложение, выделяющее основную идею урока.
5 строчка – одна ассоциация, связанная с темой урока.
1
2
3
4
5