учебно-методическое пособие - "Танец. Сценическое движение"
Программа предназначена для педагогов работающих в профильных ВУЗах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Танец. Сценическое движение»
Разработчики программы:
Педагог – хореограф Мерзлова Т.А.
Пояснительная записка
Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего, духовно- нравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств и методов. Художественная реальность, как система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является ее образным (литературно-музыкально- хореографическим) пластическим воплощением.
Отличительной особенностью созданной программы по сценическому движению обусловлена спецификой предъявляемых требованиям к студентам, а в последствии выпускникам Института Современного Искусства. Образовательная программа ИСИ нацелена на синтетическое единство вокала, хореографии, актерского мастерства, как симбиоз, когда искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое, подлинно синтетическое. Когда каждый студент должен овладеть и уметь применить смежные искусства на основе их синтеза в пространстве художественных (хореографических, музыкальных, литературных) ценностей.
Образовательный процесс в рамках данной программы базируется на обучении основным приемам освоения и приобщения к современной хореографической культуре.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование креативности студента средствами изучения современного танца.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
- сформировать представление об особенностях джаз-модерн танце и других стилях современной хореографии и дать профессиональные знания по методике исполнения;
- совершенствовать хореографические умения и навыки;
- развитие индивидуальных творческих способностей студента.
Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения – очная.
Продолжительность занятия 2часа.
Режим занятия: 1раз в неделю.
Количество часов на оба года обучения по 70 на каждый.
Разделы программы «Танец. Сценическое движение»:
Пластика: в процессе обучения студенты развивают свой суставо-мышечный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию движений, вырабатывают правильное дыхание.
Хореография: систематизирует различные техники джаз- модерн танца, используя методические законы и правила этой танцевальной школы, органично включает в себя различные стили современной хореографии- джаз, модерн, street dance (фанк, хип-хоп, брейк, бальный танец и т.д.)
В основу программы положены следующие принципы:
- культуросообразности, обеспечивающий построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культур, в том числе музыкальной и хореографической;
- системности и преемственности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного- к общему»;
- развивающего обучения, обеспечивающий активности усвоения знаний быстрыми темпами;
- эмоционального интонирования вокально- хореографического исполнения, обусловливающий углубление эмоционально- духовного воздействия, как на исполнителя, так и на зрителя;
- совмещение индивидуальных и ансамблевых начал художественного действия, направленный на подготовку к ансамблевому типу взаимодействия с другими людьми в художественном творчестве.
1 год обучения
Джаз - танец и танец - модерн – основные системы современной хореографии.
Изучения дисциплины будет способствовать расширению движенческих возможностей студента, активизируют такие части тела, как шейный отдел позвоночника, лопатки, плечи, грудная клетка и т.д.
Уроки выстроены комбинационно со специально подобранной музыкой.
Цель:
- подготовить мышечную массу к работе;
- разобрать и разучить основы джаз-модерн танца (разучить основы джаз танца у станка и модерн танца на середине класса);
- рассмотреть и разучить основы «Афро - джаз» танца;
- разучить комбинации в стиле «Street - джаз» танца;
- разобрать и разучить комбинации RnB стиля;
- дать основы контактной импровизации.
1- Движения на дыхание (ушу, тай-бо),
разминка (в стиле диско)- разогрев шейного отдела позвоночника,
плечевого сустава, верхней и нижней диафрагмы, коленного сустава,
стоп.
2- Партер (slow)- растяжка мышц, сухожилий, связок:
спины, брюшного пресса, ног.
Закачка(kwiсk)- всей мышечной массы:рук (трицепсы, бицепсы), спины, ног (четырехглавую, икроножные, ягодичные мышцы), брюшного пресса (нижний, верхний, косые мышцы).
Партерная классика – развитие мышц спины, выворотности
тазобедренного и коленного сустава, развитие стоп, постановка рук.
3- Allegro – маленькие прыжки: соте по 1,2 и 1 джазовой позиции ног,
маленькая разножка, прыжок с поджатыми ногами.
4. Кросс (рок)- па де буре в продвижении, удлиненный шаг, па де
буре с вращением, па де буре с падением, tap, step, flat step.
5. Рассмотрение истории возникновения хореографического стиля
«Джаз». Основы джаз танца у станка:
- Demi plie с контракцией,
- battement tendu,
- battement tendu jete,
- round de jambe par terre; с удлиненным шагом; со скручиванием корпуса,
- grand battement jete; с переступанием; с подскоком.
на середине зала:
- положения рук и ног, (flex, point)
- понятия contract and release,скручивание в различных позициях и т.д.
- Demi plie с контракцией,
- battement tendu,
- battement tendu jete,
- grand battement jete.
6. Рассмотрение истории возникновения «Модерн» танца.
Разучивание основ модерн танца на середине класса:
позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (сокращенная, вытянутая),
позиции ног- 1,2,3,4,5 (выворотная, не выворотная),
положения корпуса- contract and release, roll, техника изоляции,levels.
комбинации на развитие и растяжку мышц спины, ног.
Разучивание вращений- walking трехшаговое, «полуспираль», «спираль».
7. Рассмотрение истории возникновения «Афро-джаз» танца.
Проучивание основных ходов, ритм - движений, положений
рук, ног, корпуса; прыжков и соединений в комбинации.
8. Комбинации в стиле «Street-джаз» танца.
Прыжковая комбинация; комбинация на шагах и слайдах;
комбинация с элементами верхнего брейк-данса.
9. Рассмотрение истории возникновения танцевального стиля RnB.
Разучивание основных ходов, положение рук, слайдов, кача.
10. Основы контактной импровизации (звуки природы) – работа
бесконтактная от импульса партнера,
работа с партнером в 3х плоскостях,
работа контактная с партнером.
11. Соединения лексического багажа в одну связку на 16 тактов (медленный музыкальный материал) и на 32 такта (быстрый музыкальный материал). Главным требованием комбинации является ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности.
2 год обучения
Искусство афро- американцев – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза. Роль ритма в ходе Свинга. Нарушение периодичности акцентов. Полиритмия. Эмоциональное состояние - необходимое условие танца.
Уроки выстроены комбинационно со специально подобранной музыкой.
Цель:
- увеличить нагрузку на мышечную массу и на растяжку на всех групп мышц,
- продолжать изучение джаз-модерн танца у станка и на середине класса,
- рассмотреть и разучить европейскую программу бальных танцев,
- разучить комбинации в стиле «Street - джаз» танца,
- искусство сочинения танца.
1- Движения на дыхание (ушу, тай-бо),
разминка (в стиле поп музыки)- разогрев шейного отдела
позвоночника, плечевого сустава,
верхней и нижней диафрагмы,
коленного сустава,
стоп.
2- Партер (slow)- растяжка мышц, сухожилий, связок:
спины, брюшного пресса, ног.
Закачка (kwick)- всей мышечной массы:
рук (трицепсы, бицепсы), спины, ног (четырехглавые, икроножные
мышцы), брюшного пресса (нижний, верхний, косые мышцы).
3- Allegro– маленькие прыжки: соте по 1,2 и 1 джазовой позиции
ног, маленькая разножка, прыжок с поджатыми ногами.
4- Кросс (рок)- па де буре в продвижении, удлиненный шаг, па де
буре с вращением, па де буре с падением,jump, pas glissade.
5- Продолжение изучения джаз-модерн танца на середине класса:
Разучивание вращений: туры, jazz pirouettes.
Джаз-модерн танец у станка-
Grand plie: contract- release; impulse,
battement tendu на demi-plie,
swing- balan coire,
lay out,
grand bettement swing.
6- Рассмотрение истории возникновения бального танца.
Проучивание постановки рук и корпуса в паре.
Разучивание основных ходов, па и вращений в европейской программе
бальных танцев:
венский вальс,
медленный вальс,
танго.
Проучивание основных ходов, па и вращений в латинской программе
бальных танцев и социальных танцах:
сальса,
меренга,
самба,
румба.
7- Комбинации в стиле «Стрит- джаз» танца.
Прыжковая комбинация; комбинация на шагах и слайдах;
комбинация с элементами верхнего брейк-данса.
8- Соединение лексического багажа в одну хореографическую связку на заданную музыку с заданным образом.
Зачетное задание
На зачет выносится пройденный материал в форме показа хореографических комбинаций, построенных на основе упражнений по всем пройденным темам.
Оцениваются физические качества и артистизм, демонстрируемые во время исполнения упражнения.