Использование нетрадиционной техники как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Козлова Татьяна Николаевна (воспитатель МДОУ №51 "Ягодка" г. Клин МО)

Савенкова Елена Викторовна

Использование нетрадиционной техники  при проведении занятий с детьми дошкольного возраста из  материалов  подлежащих утилизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной техники как

средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Козлова Татьяна Николаевна

 (воспитатель МДОУ №51  "Ягодка" г. Клин МО)

Приоритетным направлением работы  нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Приоритетность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном детстве является использование нетрадиционных техник, способов и форм  организации художественно-эстетического воспитания детей. Среди техник рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж и, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем.

В аппликации - коллаж, объемная и рваная аппликация и др.

В лепке – пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.

Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского творчества в целом.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

 Одно из условий проявления творчества является организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Использование нетрадиционных техник в моей работе тесно перекликается еще с одним важным направлением – экологическим воспитанием дошкольников. Умение дать вторую жизнь использованным вещам, сделать их полезными, красивыми реализуется в проведении комплексных занятий с детьми  по изобразительной деятельности. А выполнение работ совместно с родителями в качестве домашнего задания, внутригруппового конкурса позволяет решать ещё одну задачу –  расширению умения родителей взаимодействовать с детьми.

 В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

 Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала ну и так называемого «бросового» материала. Использованные бумажные или пластиковые стаканчики, банки из под детского питания, остатки новогодней мишуры – все  идет в дело.

Анализ проведенных занятий  с использованием нетрадиционных техник показал, что искренняя заинтересованность детей в работе, использование различных  бытовых материалов позволяют выполнять задания не только качественно и продуктивно, но работать на опережение. 

 В соответствии с рекомендациями педагога Сакулиной Н.П.  по перечню нетрадиционных техник  в соответствии с возрастом наши   воспитанники младшей группы выполняют работы, которые предназначены для выполнения в средней группе. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.  

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

При проведении занятий занимательного характера,  используется  аппликативная техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

 Использование на занятиях с детьми взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок старшего дошкольного возраста имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны.

Такой  подход дает ребенку право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

 Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества и позволяет перевести занятия с комплексной формы в интегрированную форму.

Ведь интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников.

Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми.

Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

 Это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников, при чем учитывая специфику моего направления работы, наш уголок имеет возможность постоянного  оснащения материалами.

Таким образом, использование нетрадиционных техник в практике работы воспитателя дает возможность постепенного перехода от комплексного занятия к интегрированному, возможность целенаправленно внедрять методы опережающего обучения дошкольников. Формировать в процессе воспитания экологическое принципы, ведь недаром Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что с  ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды и отводил ей  видное место как "одному из могущественных агентов в воспитании человека". 

Закончить свое выступление я хочу словами  Василия Александровича   Сухомлинского, которые стали девизом всех наших занятий: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов ᴨпедагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

4. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.