СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
|
ЖУРНАЛ: | |
Издательство: ООО "ВВМ" (Санкт-Петербург) ISSN: 2078-0192 |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: | |
АННОТАЦИЯ: | |
В статье рассматривается проблема развития самоконтроля младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определены подходы к развитию самоконтроля в процессе формирования вычислительных умений на основе дидактической системы Л.Г. Петерсон с использованием информационных технологий. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamenkova_ng_sinelnikova_vm_2.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Геннадьевна Каменкова,
Валентина Михайловна Синельникова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
kamkoc@mail.ru, valentinasinelnikova@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
В статье рассматривается проблема развития самоконтроля младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определены подходы к развитию самоконтроля в процессе формирования вычислительных умений на основе дидактической системы Л.Г. Петерсон с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: самоконтроль, младший школьник, вычислительные умения; особенности работы учителя по развитию самоконтроля.
Особенностью образования в условиях перехода к информационному обществу является непрерывность образовательного процесса. Данная особенность нашла отражение в новой парадигме образования, обусловившей постановку задачи не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, но сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Поэтому одной из основных ценностей современного образовательного процесса является самостоятельная учебная деятельность.
Решение такой задачи невозможно осуществить без модернизации системы образования, в том числе, на ее начальной ступени. Основа для реализации инновационных процессов в начальной школе заложена в общих положениях и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [1]. В соответствии со стандартом, решающая роль преобразований в начальной школе отводится системно - деятельностному подходу, предполагающему «воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества», «создающего основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности» [1].
Для учебной самостоятельности большое значение имеет умение ребенка выполнять регулятивные универсальные учебные действия, относящиеся, в соответствии с требованиями стандарта, к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это такие действия как планирование, контроль, оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Итак, развитие самоконтроля – необходимая ступень в становлении учебной самостоятельности учащихся. Не случайно исследованию проблемы развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников всегда уделялось большое внимание (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, A.C. Лында, А.К. Маркова, М.И. Панжина, Г.А. Собиева, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Однако в свете реализации требований ФГОС НОО, необходимо рассматривать особенности развития самоконтроля на основе «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» [1].
В учебной деятельности под контролем принято понимать соотнесение предметного действия с конкретными условиями его выполнения (алгоритм действия) и с ожидаемыми результатами. Вся идея в формировании контроля заключена в соотнесении действий с «образцом» - эталоном действия. Н.Ф. Талызина рассматривая самоконтроль, пишет, что любое действие человека является своеобразной микросистемой управления, которая включает ориентировочную часть действия, исполнительную часть действия, контрольную часть действия [2]. К.Н. Поливанова, рассматривая самоконтроль, пишет, что данное действие заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль помогает учащемуся выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата, меняя операционный состав действий. Опираясь на эти суждения, можно сказать, что контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения [3]. Г.Я. Мор характеризует самоконтроль как качество личности, связанное с проявлением его активности и самостоятельности, структурный элемент процесса самовоспитания, функциями которого является управление человеком своей деятельностью и поведением [4].
Выделяют несколько видов самоконтроля: контроль по результату или так называемый итоговый контроль, не затрагивающий процессуальной стороны деятельности; пооперационный или пошаговый, состоящий в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий, и, наиболее сложный - предваряющий или прогнозирующий контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще неосуществленного действия.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников от простых форм к сложным подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. К третьему классу самоконтроль детей начинает все заметнее проявляться как «составная часть» учебной деятельности. Выпускники начальной школы должны уметь осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности, а также проверять свои действия в самом процессе ее выполнения. Однако беседы с учащимися 4-х классов, которые проводились нами в рамках экспериментальной работы, показали, что многие из них считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя. Диагностика на констатирующем этапе экспериментальной работы также выявила недостаточный уровень сформированности действия самоконтроля у части детей, принимавших участие в эксперименте.
Программа формирования универсальных учебных действий должна строиться на основе содержания учебных предметов. Как метапредметное действие, самоконтроль должен формироваться на всех учебных предметах, в частности, на уроках математики.
Формирование учебных действий осуществляется на конкретном учебном материале. Анализируя научно-методическую литературу по проблеме формирования самоконтроля, мы выяснили, что в данном случае особенно важны задания, которые специально нацеливают учащихся на анализ своих действий, обнаружение и исправление своих ошибок в их выполнении, на соотношение своих действий с образцами. Изучение особенностей развития самоконтроля младших школьников на уроках математики показало, что математические упражнения вычислительного характера способствуют развитию самоконтроля и контроля в целом, т.к. их регулярное использование положительно влияет на развитие внимания, мышления, способности действовать с образцом [6]. Однако при формировании вычислительных умений младших школьников в «знаниевой» системе обучения есть место многократному повторению однотипных примеров, причем опора делается на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, у школьников пропадает интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками - непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.
Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка, обеспечивают средства, необходимые для усвоения основ наук, развивают познавательные процессы.
Рассмотрев вопрос о видах деятельности, эффективных для формирования универсального учебного действия контроля, мы пришли к выводу о том, что большим потенциалом для его развития дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон. На основе данного метода разработана авторская программа курса математики «Учусь учиться» для 1-4 классов Л.Г. Петерсон [7], [8].
Система деятельностного метода Л.Г. Петерсон строится на принципиально новом механизме формирования метапредметных результатов образования, определенных ФГОС – универсальных учебных действий и умения учиться в целом. На основе известных этапов формирования любых умений (первичный опыт выполнения и мотивация; освоение того, как надо выполнять действия; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль) автор предлагает следующий путь формирования УУД:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [9].
В 2011-2012гг. на уроках математики в 1 классе нами был разработан и апробирован набор упражнений вычислительного характера, направленный на формирование УУД контроля первоклассников на основе дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.
В набор упражнений вычислительного характера, направленных на формирование УУД контроля, были включены:
• задания на нахождение ошибки с помощью сверки с образцом;
• задания на проверку решения обратным действием;
• примеры - цепочки.
В практике закрепления вычислительных умений применялись электронные тренажеры, позволяющие осуществлять итоговый и пооперационный контроль; в вычислительную деятельность включались электронные интерактивные задания с ответной реакцией.
Результаты сравнительного анализа экспериментальной работы показали, что уровень сформированности УУД контроля у учащихся в экспериментальном классе после обучающего эксперимента повысился, учащихся со средним и высоким уровнем развития самоконтроля стало больше.
Г.И. Вергелес, В.С. Конева отмечают [10], что успешность осуществления учебной деятельности, ее формирование зависит от такого фактора, как мотивация. Выявив недостаточность мотивации как основную причину низких показателей самоконтроля выпускников начальной школы, мы изучили условия развития учебной мотивации современного младшего школьника. Как показывают данные психолого-педагогических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, т.е. удовлетворяют условиям развития учебной мотивации [11].
В 2012-2013 учебном году мы проводили исследование, предполагая, что систематическое и целенаправленное использование средств ИКТ в процессе формирования вычислительных умений младших школьников будет положительно влиять на формирование самоконтроля учащихся, если:
• в практике закрепления вычислительных умений применять электронные тренажеры, позволяющие осуществлять итоговый и пооперационный контроль;
• включать в вычислительную деятельность электронные иинтерактивные задания с ответной реакцией.
Исследуя вопрос о тех условиях, которые необходимо обеспечить для того, чтобы включение ребенка в вычислительную деятельность стало фактором развития его самоконтроля, мы выяснили, что использование в образовательном процессе средств ИКТ способствует оперативности и объективности контроля, особенно, если речь идет об электронных ресурсах со свойствами интерактивности.
Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в соответствии с этапами использования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности: 1 этап: - мотивация на самоконтроль; 2 этап - развитие итогового контроля; 3 этап - развитие пооперационного контроля.
В ходе разработки обучающего этапа экспериментальной работы мы осуществили подборку электронных ресурсов, которые можно использовать в процессе вычислительной деятельности для промежуточного и итогового самоконтроля. Мы отобрали и использовали электронные тренажеры, способствующие формированию самоконтроля учащихся 3 класса на основе вычислительной деятельности, а также электронные ресурсы, содержащие интерактивные задания с ответной реакцией, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, и рекомендованы как электронное дополнение к любой системе уроков Федерального перечня.
Результаты экспериментальной работы показали, что уровень сформированности самоконтроля у учащихся в экспериментальном классе после обучающего эксперимента несколько повысился. В контрольном классе, где обучающий эксперимент не был проведен, уровень самоконтроля остался на прежнем уровне.
В заключение добавим, что развитие самоконтроля – это процесс долгий и результаты, которые были получены в ходе наших непродолжительных экспериментов, не вполне удовлетворительны. Это говорит о том, что работу по развитию самоконтроля нужно проводить с 1-го класса, предварительно разработав программу действий с учетом всех современных аспектов и факторов, чтобы к 4-му классу можно было начать работу по развитию самого сложного вида самоконтроля – прогнозирующего.
Библиографические ссылки
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988
- Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. – 1983, - №1 – с. 65 – 68
- Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся. // Начальная школа, 1988 №10
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2008
- Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. - М.: Просвещение, 1997
- Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс, в 3-х частях. – «Ювента», 2011
- Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. – «Просвещение», 2011
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007
- Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007
- Каменкова Н.Г., Мейлах И.И. Организация деятельности самоконтроля младшего школьника с помощью ИКТ.// Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 2. - СПб., Изд-во ВВМ, 2012. -С. 47-54