Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры «Космос»
Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch_-metod_razrab_kosmos.docx | 236.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры
«Космос»
Михайловой Марии Викторовны-воспитателя ГБДОУ №55
Учебно-методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос».
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Актуальность данного пособия обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников.
Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о космосе.
Младший дошкольный возраст
Задачи:
1. Познакомить с профессией космонавт, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.
2. Развивать у дошкольников умения принимать на себя игровую роль и обозначать её для партнёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
3. Формировать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.
4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Предполагаемые результаты.
1. Понимание детьми значимости данной профессии.
2. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
3.Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Предварительная работа:
- рассматривание плакатов с изображением ракеты, космонавтов, портрета Ю. Гагарина;
- рисование «Звезды на небе»;
- чтение худ. литературы: А. Пушкин «Месяц, месяц мой дружок», «Свет наш солнышко!», сербская сказка «Почему у месяца нет платья», В. Орлова «Тимошкина ракета».
Куст ролей
Атрибуты: шлём космонавта, флажки.
Речевые обороты: поехали, пуск, к полёту готов.
Обучение игровым действиям:
1. Строительство ракеты (из крупного строительного материала, из стульчиков);
2. Семья провожает космонавтов, космонавты занимают места в ракете.
3. Космонавты в космосе.
4. Возвращение космонавтов домой.
Игровые действия:
Космонавт - садится в ракету, летит, рассматривает звёзды в иллюминатор ракеты, встречается с другим космонавтом в космосе, возвращается домой, обедает, отдыхает, звонок по телефону – срочный вылет.
Мама- встречает, провожает, готовит обед, кормит.
Папа- встречает, провожает, беседует о полёте, смотрит телевизор.
Средний возраст
Задачи:
1. Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра;
2. Развивать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры;
3. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры;
4. Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;
5. Развать социальные отношения играющих.
Предполагаемые результаты:
1. Формирование у детей ролевого поведения как важного центрального способа построения сюжета игры;
2. Формирование у дошкольников умения устанавливать в процессе игры разнообразные ролевые связи.
Предварительная работа:
- НОД «Кто такие космонавты?»;
- рассматривание книг, атласов, альбомов о космосе, космонавтах, планетах; -- рассматривание пейзажа И. Левитана «Лунная ночь»;
- рисование «Звёздное небо», «Я ракету нарисую»;
- чтение худ. литературы: А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт.», В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит».
Куст ролей
Дополнительные роли
Обучение игровым действиям:
1. Строительство космического корабля (из строительного материала, стульев).
2. Выбор командира космического экипажа.
3. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
4. Сбор вещей для космического полёта.
5. Проводы космонавтов в полёт родственниками.
6. Запуск ракеты.
7. Связь космонавтов с землёй.
8. Выход космонавтов на орбиту.
9. Возвращение домой.
Сюжеты: полёт в космос
Атрибуты: крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги.
Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос, обследуют планету.
Речевые обороты:
Приготовиться к полёту…
Все готовы к полёту…
Подняться на предстартовую площадку
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт…
Корабль вышел на орбиту…
Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.
Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.
Сопутствующие сюжеты:
Станция технического обслуживания
Роли: механик, автозаправщик, вывеска.
Атрибуты: комбинезон, перчатки, набор инструментов для ремонта ракеты, вывеска.
Игровые действия: Включает автозаправку, производит ремонтные работы, проверяет состояние ракеты перед вылетом
Речевые обороты:
Вам необходимо заменить масло…
Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…
Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.
Предстартовая площадка
Роли: военные.
Атрибуты: фуражки военных, бинокли, телефон, вывеска.
Игровые действия: проверяют ракету перед вылетом, проверяют экипировку космонавтов
Больница
Роли: врач, медсестра.
Атрибуты: белый халат, шапочка, фонендоскоп, таблица для проверки зрения.
Игровые действия: прослушивает экипаж, проверяет зрение, медсестра выписывает разрешение на полёт.
Речевые обороты: Как ваше здоровье…Как вы себя чувствуете…Здоровье должно быть отличным, так как вас ждут большие перегрузки и невесомость.
Старший возраст
Задачи:
1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
3. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
4. Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
5. Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.
6. Поощрять желание придумывать новые темы для игры.
Прогнозируемый результат:
1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
2. Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).
3. Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.
4. Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.
Предварительная работа:
- НОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;
- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);
- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;
- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;
- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;
- рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).
- ознакомление с художественной литературой:
Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».
- составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе».
-художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», «Человек полетел в космос», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта». лепка- «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».
Куст ролей:
Линия развития сюжета
- подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр;
- запуск ракеты;
- выход в космос, работа на орбите;
- встреча с инопланетянами;
- медики осматривают инопланетян;
- выход в «прямой эфир» с Землей;
- ЧП на корабле;
- стыковка кораблей;
- приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, мед. осмотр;)
- конференция с космонавтами
- приготовление космической еды
- встреча с Иваном– Царевичем, который просит достать живой воды
- собрание комиссии по космическим полётам в «центре космонавтики (выбор задания для космонавтов: сделать зарисовки планет Солнечной системы, назвать соседей планеты Земля, расставить планеты по увеличению или уменьшению размеров).
- поломка ракеты;
- болезнь одного космонавта, его лечение;
- высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных).
Игровые действия к каждой роли:
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
- бортинженер–внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
-диспетчер–принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
-повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.
Атрибуты: шапочки –скафандры, шлемы, техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник | Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры |
Орудия труда | Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео, барокамера, спутниковая связь | |
Трудовые действия | Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать | Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать |
Качества труда | Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно | Высококачественно, добросовестно, организованно, четко |
Используемая литература:
1. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000.
2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.
3. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.: Прогресс,1990.