Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры «Космос»

Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_-metod_razrab_kosmos.docx236.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры
«Космос»
 

Михайловой Марии Викторовны-воспитателя ГБДОУ №55

Учебно-методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос».

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Актуальность данного пособия обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников.

Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о космосе.

 

Младший дошкольный возраст

Задачи:

1. Познакомить с профессией космонавт, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Развивать у дошкольников умения принимать на себя игровую роль и обозначать её для партнёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

3. Формировать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Предполагаемые результаты.

1. Понимание детьми значимости данной профессии.

2. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

3.Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

Предварительная работа:

- рассматривание плакатов с изображением ракеты, космонавтов, портрета Ю. Гагарина;

- рисование «Звезды на небе»;

- чтение худ. литературы: А. Пушкин «Месяц, месяц мой дружок», «Свет наш солнышко!», сербская сказка «Почему у месяца нет платья», В. Орлова «Тимошкина ракета».

Куст ролей

 сюжетно-ролевая игра «Космос»

Атрибуты: шлём космонавта, флажки.

Речевые обороты: поехали, пуск, к полёту готов.

 

Обучение игровым действиям:

1. Строительство ракеты (из крупного строительного материала, из стульчиков);

2. Семья провожает космонавтов, космонавты занимают места в ракете.

3. Космонавты в космосе.

4. Возвращение космонавтов домой.

Игровые действия:

Космонавт - садится в ракету, летит, рассматривает звёзды в иллюминатор ракеты, встречается с другим космонавтом в космосе, возвращается домой, обедает, отдыхает, звонок по телефону – срочный вылет.

Мама- встречает, провожает, готовит обед, кормит.

Папа- встречает, провожает, беседует о полёте, смотрит телевизор.

сюжетно-ролевая игра «Космос»

 

Средний возраст

Задачи:

1. Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра;

2. Развивать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры;

3. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры;

4. Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;

5. Развать социальные отношения играющих.

Предполагаемые результаты:

1. Формирование у детей ролевого поведения как важного центрального способа построения сюжета игры;

2. Формирование у дошкольников умения устанавливать в процессе игры разнообразные ролевые связи.

Предварительная работа:

- НОД «Кто такие космонавты?»;

- рассматривание книг, атласов, альбомов о космосе, космонавтах, планетах; -- рассматривание пейзажа И. Левитана «Лунная ночь»;

- рисование «Звёздное небо», «Я ракету нарисую»;

- чтение худ. литературы: А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт.», В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит».

 

Куст ролей

3

 

 

Дополнительные роли

 4

 

Обучение игровым действиям:

1. Строительство космического корабля (из строительного материала, стульев).

2. Выбор командира космического экипажа.

3. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.

4. Сбор вещей для космического полёта.

5. Проводы космонавтов в полёт родственниками.

6. Запуск ракеты.

7. Связь космонавтов с землёй.

8. Выход космонавтов на орбиту.

9. Возвращение домой.

 сюжетно-ролевая игра «Космос»

Сюжеты: полёт в космос

Атрибуты: крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги.

Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос, обследуют планету.

Речевые обороты:

Приготовиться к полёту…

Все готовы к полёту…

Подняться на предстартовую площадку

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт…

Корабль вышел на орбиту…

Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.

Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.

 

Сопутствующие сюжеты:

Станция технического обслуживания

Роли: механик, автозаправщик, вывеска.

Атрибуты: комбинезон, перчатки, набор инструментов для ремонта ракеты, вывеска.

Игровые действия: Включает автозаправку, производит ремонтные работы, проверяет состояние ракеты перед вылетом

Речевые обороты:

Вам необходимо заменить масло…

Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…

Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.

Предстартовая площадка

Роли: военные.

Атрибуты: фуражки военных, бинокли, телефон, вывеска.

Игровые действия: проверяют ракету перед вылетом, проверяют экипировку космонавтов

 

Больница

Роли: врач, медсестра.

Атрибуты: белый халат, шапочка, фонендоскоп, таблица для проверки зрения.

сюжетно-ролевая игра «Космос»

Игровые действия: прослушивает экипаж, проверяет зрение, медсестра выписывает разрешение на полёт.

Речевые обороты: Как ваше здоровье…Как вы себя чувствуете…Здоровье должно быть отличным, так как вас ждут большие перегрузки и невесомость.

сюжетно-ролевая игра «Космос»

 

Старший возраст

Задачи:

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.

2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

4. Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.

5. Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.

6. Поощрять желание придумывать новые темы для игры.

Прогнозируемый результат:

1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

2. Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).

3. Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.

4. Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.

Предварительная работа:

- НОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);

- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;

- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;

- рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).

- ознакомление с художественной литературой:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

- составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе».

-художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», «Человек полетел в космос», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта». лепка- «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».

 

Куст ролей:

 сюжетно-ролевая игра «Космос»

Линия развития сюжета

- подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр;

- запуск ракеты;

- выход в космос, работа на орбите;

- встреча с инопланетянами;

- медики осматривают инопланетян;

- выход в «прямой эфир» с Землей;

- ЧП на корабле;

- стыковка кораблей;

- приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, мед. осмотр;)

- конференция с космонавтами

- приготовление космической еды

- встреча с Иваном– Царевичем, который просит достать живой воды

- собрание комиссии по космическим полётам в «центре космонавтики (выбор задания для космонавтов: сделать зарисовки планет Солнечной системы, назвать соседей планеты Земля, расставить планеты по увеличению или уменьшению размеров).

- поломка ракеты;

- болезнь одного космонавта, его лечение;

- высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных).

сюжетно-ролевая игра «Космос»

сюжетно-ролевая игра «Космос» 

Игровые действия к каждой роли:

- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;

- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

- бортинженер–внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

-диспетчер–принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

-повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.

Атрибуты: шапочки –скафандры, шлемы, техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.

 

Словарный минимум

 

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео, барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества

труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

 

Используемая литература:

1. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000.

2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.

3. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.: Прогресс,1990.