Профилактика аддиктивного поведения среди несовершеннолетних
Эта презентация сделана по материалам курсов РЦПМСС "Психолого-педагогические основы профилактической деятельности в ОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_addiktivnogo_povedeniya_sredi_nesovershennoletnikh.pptx | 79.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность). Зависимость. — одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
Формы аддиктивного поведения включают: химическую аддикцию – алкоголизм , наркомания, токсикомания, табакокурение , таблетки (транквилизаторы, барбитураты); нехимическую аддикцию — компьютерная зависимость, азартные игры, любовные аддикции , сексуальные аддикции , работоголизм , аддикции кеде (переедание, голодание ), фан.движения в музыке и спорте, просмотр «мыльных опер» (сериалов), коллекционирование. Религиозный фанатизм, со-зависимость (забота и опека мужа –алкоголика)
Алкоголизм , наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость разделяется на психическую и физическую . Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению ПАВ, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу . Физическая зависимость — состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Основными причинами распространения и употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на работе, утрата близких, резкая смена привычной обстановки. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать.
В рамках системы первичной профилактики должна осуществляется психолого-педагогическая работа, направленная на: уменьшение факторов риска: повышение социально-психологической и педагогической компетентности родителей (работа с семьей); повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива школы; индивидуально-психологических факторов: помощь детям в узнавании себя, своих сильных и слабых сторон; через осознание собственной ценности и успешную реализацию себя в поведении и деятельности ; через повышение социально-психологической компетентности учащихся
повышение факторов протекции аддиктивного поведения подростков ( содействие развитию адекватной самооценки, эмпатии , мотивации достижения успеха, оптимизации уровня тревожности, повышению стрессоустойчивости , снижению внушаемости, деструктивной конфликтности, развитию навыков общения, саморегуляции , критического мышления); создание внутришкольного штата специалистов по профилактике зависимого поведения подростков (подготовка и организация эффективного взаимодействия в ходе профилактической работы, изменение отношения всех участников образовательного процесса к проблеме аддиктивного поведения и его профилактики).
Аспекты позитивной первичной профилактики Цель: воспитание здорового ребенка, личности (психически, физиологически, интеллектуально) Форма работы: - предоставление информации о ребенке - диагностирование - коррекция - позитивная направленность минимально освещать информацию. Все мероприятия должны соответствовать возрасту школьников
Оптимальный возраст для начала превентивной работы с подростками – при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Это связано, во-первых , с максимальной уязвимостью возрастного периода с 11 до 17 лет в отношении формирования аддикции , при том, что начало профилактических мероприятий должно предшествовать периоду наибольшего риска. Во-вторых , эффективность работы со средними и старшими подростками (в 6,7,8-х классах) может быть снижена, т.к. к данному возрасту дети уже, как правило, самопроизвольно усваивают распространенные установки и поведенческие стереотипы, способствующие формированию аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.