РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность.

В процессе этой деятельности у детей формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются главные новообразования возраста – способность к осознанным и целенаправленным действиям и к самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Белоносова В.В.

МАОУ «СОШ № 5»,

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность.

В процессе этой деятельности у детей формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются главные новообразования возраста – способность к осознанным и целенаправленным действиям и к самоконтролю.

Исследования психологов показывают, что в младших школьных классах главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития: в это время у ребенка совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому особое значение при обучении учащихся начальной школы приобретают развитие у них способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способности мыслить критически.

Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью. Все это позволяет мне создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление у детей навыков чтения и письма.

Исходя из своего опыта, совершенно определенно могу сказать, что письмо – очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у учащихся способности к критическому мышлению. Мои наблюдения свидетельствуют, что именно на уроках чтения и письма, как и на уроках по изучению окружающего мира, ученики в большей части случаев работают с текстами. Технология, о которой здесь идет речь, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление младших школьников, что предполагает очевидное обновление роли педагога и ученика. Ученики на уроках уже не пассивны, а главные действующие лица. Учение ребенка превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем.

Формируя у детей критическое мышление, я стараюсь не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а исподволь и постепенно учу детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Лучше, если ученик будет знать не сто, а пятьдесят теорем, но сумеет в случае необходимости самостоятельно доказать еще пятьдесят.

Обучение, по словам Л.С. Выготского, должно ориентироваться не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к мышлению школьника требования, несколько превышающие его наличные возможности.

Что же принципиально нового вносит в процесс обучения школьника технология критического мышления?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения, а именно:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформлять текстовой материал;
  • умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости;
  • умение обобщать полученные знания.

Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся – навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания.

Некоторые из методических приемов для развития критического мышления я использую на своих уроках. Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, и поскольку данная технология относится к типу «рамочных», каждый урок следует вписывать в рамки базовой модели, состоящей из трех этапов.

Структура описываемой технологии стройна и логична, так как ее этапы

соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В

представляемой здесь технологии выделяют три основных этапа:

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Этапы работы

Стадия 1.

«Вызов»

Стадия 2. 

 «Осмысление»

Стадия 3.

«Рефлексия»

Урок № 1

Работа с информационным

текстом

Мозговой штурм,

составление кластера

Инсерт

Возвращение к

кластеру, обобщение

Урок № 2 

Работа с художественным текстом

Мозговой штурм

Чтение с остановками. «Дерево предсказаний»

Составление кластера. Прием кубика.

Урок № 3

Взаимопроверка

Верные и неверные утверждения

«Зигзаг»

Сводная таблица

Урок № 4 

Дискуссия

«Толстые» и «тонкие»

Перекрестная

дискуссия

Суммирование и

систематизация

новой информации

Урок № 5

Письмо

Инвентаризация

Составление чернового текста, работа корректора и редактора

Авторский стул.

«Прием шести шляп»

Урок № 6 Урок-

исследование

Парная мозговая

атака

Заполнение

таблицы

«Бортовой

журнал»

Стадия  вызова предполагает оживление у учеников имеющихся знаний,

пробуждение интереса к получению новой информации, актуализацию знаний, самостоятельное определение степени имеющихся знаний. Стадию вызова можно сравнить с проблемным уроком: на этой стадии также сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы, благодаря чему в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.

Фрагмент урока литературного чтения во 2-м классе

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца»

Вид деятельности – работа с художественным текстом.

1. Вызов.

Перед началом урока я выставляю перед классом книги с басней С. Михалкова «Аисты и лягушки», со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя», сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» и спрашиваю детей:

- Что объединяет эти книги? (Ответы детей.)

- Угадайте, о какой книге с нашей выставки идет речь. Слушайте: в этой книге напечатана авторская сказка. С произведениями этого писателя на уроках литературного чтения мы еще не встречались («Сказка про храброго зайца»).

- А что вы уже знаете о зайцах? (Дети рассказывают о зайце.) Далее составляется кластер о зайце.

Заяц

            ↓                        

↓        

↓    

трусливый

много врагов

меняет окраску

живёт в лесу, в поле, в степях

Для пополнения сведений о зайце выбираются три экскурсовода.

1-й экскурсовод дает характеристику зайцу как литературному герою, используя книги выставки, в которых заяц – главный герой (эту выставку дети собирали, читая тексты о зайце).

Вывод: заяц в сказках в основном трусливый.

2-й экскурсовод читает отрывок из произведения научно-популярного характера Л. Толстого «Зайцы».

Вывод: в жизни заяц также труслив, у него много врагов, поэтому он путает следы.

3-й экскурсовод читает отрывок из энциклопедии о разных видах зайцев и местах их обитания.

Вывод: заяц приспособился жить в лесу, в поле, в степях.

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

- Что может произойти в сказке с таким названием?

Дети высказывают свои предположения, завязывается спор. Одни ученики считают зайца трусливым, ссылаясь на услышанное от экскурсоводов, другие ребята считают зайца храбрым, приводя в доказательство название сказки. Кто же окажется прав?

На этапе побуждения идет формирование интереса детей к получению новой информации. Все стараются вспомнить о том, что они знают, что побуждает учеников обобщить и проанализировать собственные знания и определить цель дальнейшего исследования по теме. Задача учителя на этом этапе – в свою очередь обобщить знания учащихся, помочь каждому из них определить «свое личное знание» и основные цели.

Так, при работе над рассказом Н. Носова на уроке литературного чтения во 2-м классе «Затейники» ставлю перед учениками вопросы, ответы на которые дети помещают в таблицу:

Знаю

Что узнал(а) от

товарищей

Что совпало,

что удивило?

- Что вы знаете об этом писателе? Заполните самостоятельно первую колонку. Поделитесь своими знаниями в паре, затем в группе.

Поработав в парах, ученики заполняют вторую колонку таблицы. Затем в группах (в каждой 4 человека) идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление учеников с тем, что он услышал о писателе от товарищей, кого что удивило. Заполняется третья колонка таблицы.

Выдержка из записи и устного рассказа ученицы Кристины Б.

Знаю: Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «Заплатка», «На горке» и др. – это Николай Носов. Некоторые дети подтвердили мои мнения. Я забыла о произведении «Незнайка в Солнечном городе». Меня удивило то, что Носов писал и для взрослых. Об этом нам сказала Валерия С. Хотела бы узнать, какие произведения Н. Носов написал для взрослых.

При обобщении знаний учащихся о писателе и о его произведениях некоторые ученики вспомнят и произведение «Затейники». Рассматривая вместе с учениками обложку книги «Затейники», я использовала прием «Прогнозирование по иллюстрации». Дети высказали свои предположения относительно того, о чем может пойти речь в рассказе, и определили тему урока.

Используя методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

  • изменение отношения детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира;
  • изменение у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности;
  • изменение отношения учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе;
  • повышение уровня интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование умений высказываться логично, задавать вопросы;
  • повышение активности детей на уроках.