Круглый стол "Ежели вы вежливы"
Круглый стол "Ежели вы вежливы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.ppt | 434 КБ |
ezheli_vy_vezhlivy.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.
Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Вежливые слова, употребляемые обучающимися: В Е Ж Л И В Ы Е С Л О В А 1. Спасибо 2. Пожалуйста 3. Здравствуйте 4. Извините 5. Благодарю 6. Простите 7.Спокойной ночи 8. Привет 9.Прошу прощения 10.До свидания 11.Доброе утро 12.Благодарю
Диагностика употребления вежливых слов:
Диагностика употребления вежливых слов:
Диаграмма употребления вежливых слов обучающимися:
Истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.
Правила вежливости: В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом , развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Ежели вы вежливы»
(круглый стол для учащихся 5-х и 8-х классов )
воспитателя коррекционной школы Осиповой Зинаиды Николаевны
Название детского коллектива: 5 класс «Б» (VII вида), 8 класс « А» (VI)вида,
8 класс «Б» (VII) вида.
Вид занятия: групповое,
Тип занятия: комбинированное
Цель: 1.Систематизировать знания о правилах поведения.
2. Формировать у учащихся важное качество - вежливое отношение к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.
Задачи развивающие: расширит и закрепить знания учащихся о значении в жизни человека понятия «вежливость».
Задачи воспитательные:
-прививать воспитанникам качества вежливого человека
-учить общаться друг с другом в коллективе сверстников
-воспитывать культуру поведения
-воспитывать в детях стремление быть полезным обществу
Задачи коррекционные:
-коррекция слухового и зрительного восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения;
-активизация памяти и внимания;
-развитие связной и выразительной речи, уточнение и расширение словаря.
Использование новых технологий:
-информационные технологии: использование презентации к занятию
-здоровьесберегающие технологии: использование
Методическое оснащение: мультимедийное оборудование для показа слайдов, карточки с информационным материалом, стихотворения, вопросы к анкете «Вежливость».
Предварительная работа: выпуск плакатов со значением понятия «вежливость», проведение анкетирования «Вежливость», подготовка карточек с расшифровкой вежливых слов, подбор стихов о вежливых словах, разучивание песни о вежливости.
Ход проведения.
Ничто не стоит нам так дёшево,
и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ.
- Воспитатель: вступительное слово.
Правила вежливости зародились еще в древности.
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; di>ж.
Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.
Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души?
Воспитатель подводит итоги предварительного анкетирования воспитанников
Анкета «Вежливость»
1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете
1)__________________________
2) _________________________
3)__________________________
4) _________________________
5)__________________________
6) _________________________
2.Воспитатель: (слайд 4 )
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
- Здравствуйте!
- Будьте добры.
- Спасибо.
- Будьте любезны.
- Извините.
- Доброе утро!
- Благодарю.
- Спокойной ночи!
- Пожалуйста.
- Добрый день!
- До свидания!
- Добрый вечер!
- Скажите, который час?
- Извините за беспокойство.
3.История происхождения вежливых слов.
1-ый воспитанник:
СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «СПАСИБО!».
2-ой воспитанник:
ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».
3-ий воспитанник:
ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».
4-ый воспитанник:
ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Воспитатель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса
Анкета « Как часто вы произносите вежливые слова» (слайды 5-7)
Слово | Иногда | Редко | Часто |
Спасибо | 13% | 26% | 61% |
Здравствуйте | 13% | 0% | 87% |
Пожалуйста | 25% | 50% | 25% |
Извините | 26% | 44% | 30% |
Диагностика Вежливых слов |
51% - ЧАСТО |
19% - ИНОГДА |
30% - РЕДКО |
1
Воспитатель совместно с воспитанниками делают вывод.
5-й воспитанник:
Ах, как нам вежливые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Воспитатель:
Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости (слайд 8-9)):
- В вежливости проявляется отношение к другим людям.
- Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
- Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
- В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
- Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.
Исполняется песня «Ежели вы вежливы»
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы тому кто послабее,
Вы будете защитником пред сильным не робея.
Учитель раздает учащимся буклеты «Словарь вежливых слов» и «Будьте вежливыми»
ЛИТЕРАТУРА:
- Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.
- Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.
- Общий толковый словарь русского языка.
- Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010.
- Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008.
- http://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий.
- Л.Ю. Лупоядова.
Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд.