Круглый стол "Ежели вы вежливы"

Круглый стол "Ежели вы вежливы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vezhlivost.ppt434 КБ
Microsoft Office document icon ezheli_vy_vezhlivy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол "ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ"

Слайд 2

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.

Слайд 3

Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Слайд 4

Вежливые слова, употребляемые обучающимися: В Е Ж Л И В Ы Е С Л О В А 1. Спасибо 2. Пожалуйста 3. Здравствуйте 4. Извините 5. Благодарю 6. Простите 7.Спокойной ночи 8. Привет 9.Прошу прощения 10.До свидания 11.Доброе утро 12.Благодарю

Слайд 5

Диагностика употребления вежливых слов:

Слайд 6

Диагностика употребления вежливых слов:

Слайд 7

Диаграмма употребления вежливых слов обучающимися:

Слайд 8

Истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.

Слайд 9

Правила вежливости: В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом , развязным тоном, перестают быть вежливыми.



Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                       Конспект занятия по теме:

 «Ежели вы вежливы»

(круглый стол для учащихся  5-х и  8-х классов )

воспитателя коррекционной школы Осиповой Зинаиды Николаевны

 Название детского коллектива: 5 класс «Б» (VII вида), 8 класс  « А» (VI)вида,

            8 класс «Б» (VII) вида.

              Вид занятия: групповое,

              Тип занятия: комбинированное

Цель: 1.Систематизировать знания о правилах поведения.

2. Формировать у учащихся важное качество -  вежливое отношение  к  окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку. 

Задачи развивающие: расширит и закрепить знания учащихся о значении в жизни человека понятия «вежливость».

Задачи воспитательные:

-прививать воспитанникам качества вежливого человека

-учить общаться друг с другом в коллективе сверстников

-воспитывать культуру поведения

-воспитывать в детях стремление быть полезным обществу

Задачи коррекционные:

-коррекция слухового и зрительного восприятия на основе узнавания, запоминания, воспроизведения;

-активизация памяти и внимания;

-развитие связной и выразительной речи, уточнение и расширение словаря.

Использование новых технологий:

-информационные технологии: использование презентации к занятию

-здоровьесберегающие технологии: использование

Методическое оснащение: мультимедийное оборудование для показа слайдов,      карточки с информационным материалом, стихотворения, вопросы к анкете   «Вежливость».

Предварительная работа: выпуск плакатов со значением понятия «вежливость», проведение анкетирования «Вежливость», подготовка карточек с расшифровкой вежливых слов, подбор стихов о вежливых словах, разучивание песни о вежливости.

Ход проведения.

Ничто не стоит нам так дёшево,

 и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ.

  1. Воспитатель: вступительное слово.

Правила вежливости зародились еще в древности.

Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное  с  помощью суффикса  - ьлив-  (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; di>ж.

Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым -  значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,

                                                   Мой друг, подумай – не спеши,

                                              Оно бывает то сурово,

                                              То рождено теплом души.

Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души?

Воспитатель  подводит итоги предварительного анкетирования воспитанников

 Анкета «Вежливость»

1. Перечислите вежливые слова, которые  вы знаете

1)__________________________

2) _________________________

3)__________________________

4) _________________________

5)__________________________

6) _________________________

2.Воспитатель: (слайд 4 )

  Самые распространенные вежливые слова, существующие  в нашем общении:

  1. Здравствуйте!        
  2. Будьте добры.
  3. Спасибо.        
  4. Будьте любезны.
  5. Извините.        
  6. Доброе утро!
  7. Благодарю.        
  8. Спокойной ночи!
  9. Пожалуйста.        
  10. Добрый день!
  11. До свидания!        
  12. Добрый вечер!
  13. Скажите, который час?
  14. Извините за беспокойство.

3.История происхождения вежливых слов.

 1-ый воспитанник:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

     Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

                Не стесняйтесь громко, смело

        Говорить: «СПАСИБО!».

2-ой воспитанник:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

                                           Если просишь что-нибудь,

                                           То сначала не забудь

                                           Разомкнуть свои уста И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

3-ий воспитанник:

        ИЗВИНИТЕ.

 Если кто-нибудь причинял кому-то  неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

                                              Если вы кого-то обидели случайно

                                              Или наступили на ногу нечаянно,

     Только не молчите, только не мычите,

             Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

       

4-ый воспитанник:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

                      Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

       Правило запомни. Знаешь – повтори.

                                                Старшим это слово первым говори!

Воспитатель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса

Анкета « Как часто вы произносите вежливые слова» (слайды 5-7)

Слово

Иногда

Редко

Часто

Спасибо

13%

26%

61%

Здравствуйте

13%

0%

87%

Пожалуйста

25%

50%

25%

Извините

26%

44%

30%

Диагностика Вежливых слов

      51% -  ЧАСТО

       19% - ИНОГДА

30% - РЕДКО

1

Воспитатель  совместно с воспитанниками делают вывод.

5-й воспитанник:
                                   Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

                                   А может, не слова – дела важны?

                                   Дела – делами, а слова – словами.

Воспитатель:

     Для того чтобы каждый из нас стал  вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости (слайд 8-9)):

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
  2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
  4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
  5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
  7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Исполняется песня «Ежели вы вежливы»

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы тому кто послабее,

Вы будете защитником пред сильным не робея.

Учитель раздает  учащимся буклеты «Словарь вежливых слов» и «Будьте вежливыми»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.
  2. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.
  3. Общий толковый словарь русского языка.
  4. Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010.
  5. Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008.
  6. http://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий.
  7. Л.Ю. Лупоядова.

      Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд.