Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для специальности "Право и организация социального обеспечения"

Ясенева Ирина Владимировна

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования  030912  Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА И ИКТ


(базовый уровень)

Калуга 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912  Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).

Организация-разработчик:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужский колледж информационных технологий и управления»

Разработчик:

Ясенева Ирина Владимировна, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО Калужского колледжа информационных технологий и управления

       Рекомендована экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области.

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации  учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.

1.2.     Место    учебной    дисциплины     в     структуре     основной     профессиональной образовательной    программы:    дисциплина    входит    в   общеобразовательный цикл.

1.3.   Цели  и  задачи  учебной  дисциплины  -  требования   к  результатам   освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  •                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

1.4.  Рекомендуемое количество  часов  на  освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

78

в том числе: 

практические занятия 

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

36

в том числе: 

индивидуальное проектное задание 

20

тематика внеаудиторной самостоятельной работы 

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение 

Содержание учебного материала

3

1

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

2

1

Самостоятельная работа: подготовка сообщение по статьям УК РФ 272,273,274

1

Тема 1. Информационная деятельность человека

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

Содержание учебного материала

3

1

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2

2

Самостоятельная работа: сравнение ПО для Linux и Windows

1

Тема 1.2. Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности).

Содержание учебного материала

6

2

1

Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.

2

2

2

Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

2

2

Самостоятельная работа: сравнение ПО для Linux и Windows

2

Тема 1 .3. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Содержание учебного материала

6

1

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения, обзор профессионального образования в социально-экономической  деятельности, его лицензионное  использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).

2

2

Практическое занятие

2

1. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической  деятельности, его лицензионное  использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).

2

3

Самостоятельная работа: сравнение ПО для Unix и Windows

2

Тема 2. Информация и информационные процессы

Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

Содержание учебного материала

3

1

Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

2

2

Самостоятельная работа: Решение примеров на перевод чисел в различных системах счисления.

1

Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.

Содержание учебного материала

1

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

2

2

2

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2

2

3

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

2

2

4

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2

2

Практические занятия

8

1

Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

2

3

2

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

2

3

3

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах

2

3

4

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги. 

2

3

Самостоятельная работа: сравнение различных архиваторов, изучение возможностей электронной почты, правила общения в интернете.

8

3

Тема 2.3. Управление процессами.

Содержание учебного материала

3

1

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

2

Практическое занятие

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

2

3

Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Сферы применения АСУ»

1

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

18

Тема 3.1. Архитектура компьютеров.

Содержание учебного материала

6

1

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

2

2

Практическое занятие

Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

2

3

Самостоятельная работа: сравнение различных профессиональных комплектаций компьютера.

2

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.

Содержание учебного материала

3

1

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2

Практическое занятие

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

2

3

Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Что такое системное администрирование?»

1

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Содержание учебного материала

9

1

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

1

2

2

Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

1

2

Практические занятия

4

1.Защита информации, антивирусная защита.

2

3

2.Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места

2

3

Самостоятельная работа: создание презентации на тему «Антивирусная безопасность», «Современные вирусы» 

3

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

54

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

54

1

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

2

2

2

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

2

2

3

Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

4

2

4

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

2

2

Практические занятия

26

1.Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

2

3

2.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

3.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

4.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

5.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

6.Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

7.Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

2

3

8.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

9.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

10.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

11.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

12.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

13.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

2

3

Самостоятельная работа: просмотр видеолекций (www.intuit.ru). Возможности Word 2007  и Excel. Посещение виртуальной библиотеки, музея. Составление презентации.

18

Тема5. Телекоммуникационные технологии

22,5

Тема 5.1. Представления о технических и программных

средствах телекоммуникационных технологий.

Содержание учебного материала

9

1

Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Методы создания и сопровождения сайта.

2

2

Практические занятия

4

1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

2

33

2. Средства создания и сопровождения сайта.

2

Самостоятельная работа:  выполнение презентации на тему «Провайдеры интернет в Калуге и их возможности»

3

Тема 5.2 Технологии управления, планирования и организации деятельности.

Содержание учебного материала

13,5

1

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

2

2

Практические занятия 

7

1. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.

2

3

2. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

2

3

3. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

3

3

Самостоятельная работа:  создание презентации на тему «Сервисы интернет»

4,5

 

Всего:

142,5

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной  компьютерной лаборатории

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Оборудование компьютерной лаборатории:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

маркерная доска;

учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

компьютеры по количеству обучающихся;

локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;

лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;

лицензионное антивирусное программное обеспечение;

лицензионное специализированное программное обеспечение;

мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет-ресурсов,   дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2009.
  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2009.
  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2008.
  4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2009.
  5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2009.
  6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2009.
  7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2009.
  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2009.
  9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2009.
  10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2009.
  11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2009.
  12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2009.
  13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2009.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2009.
  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2008.
  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2009.
  4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2009.
  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2009.
  6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2009.
  7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2009.
  8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2009.
  9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2009.
  10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2008.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль    и    оценка    результатов    освоения    учебной    дисциплины    осуществляется преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий  и  лабораторных  работ, тестирования,  а также выполнения  обучающимися  индивидуальных заданий,  проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 

1

2

Умения: 

 

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса

распознавать информационные процессы в различных системах;

оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса, тестирования

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса, тестирования

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса

Знания: 

 

различные подходы к определению понятия «информация»;

оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования

назначение и функции операционных систем;

оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса