Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для специальности "Право и организация социального обеспечения"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
(базовый уровень)
Калуга 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужский колледж информационных технологий и управления»
Разработчик:
Ясенева Ирина Владимировна, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО Калужского колледжа информационных технологий и управления
Рекомендована экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области.
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 20 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа: подготовка сообщение по статьям УК РФ 272,273,274 | 1 | |||
Тема 1. Информационная деятельность человека | ||||
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: сравнение ПО для Linux и Windows | 1 | |||
Тема 1.2. Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1 | Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. | 2 | 2 | |
2 | Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: сравнение ПО для Linux и Windows | 2 | |||
Тема 1 .3. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения, обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). | 2 | 2 | |
Практическое занятие | 2 | |||
1. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: сравнение ПО для Unix и Windows | 2 | |||
Тема 2. Информация и информационные процессы | ||||
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Решение примеров на перевод чисел в различных системах счисления. | 1 | |||
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. | Содержание учебного материала | |||
1 | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. | 2 | 2 | |
2 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 2 | 2 | |
3 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 2 | 2 | |
4 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 8 | |||
1 | Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. | 2 | 3 | |
2 | Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 2 | 3 | |
3 | Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах | 2 | 3 | |
4 | Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: сравнение различных архиваторов, изучение возможностей электронной почты, правила общения в интернете. | 8 | 3 | ||
Тема 2.3. Управление процессами. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | 2 | ||
Практическое занятие АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение «Сферы применения АСУ» | 1 | |||
Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 18 | |||
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). | 2 | 2 | |
Практическое занятие Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: сравнение различных профессиональных комплектаций компьютера. | 2 | |||
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 2 | ||
Практическое занятие Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Что такое системное администрирование?» | 1 | |||
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 1 | 2 | |
2 | Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 4 | |||
1.Защита информации, антивирусная защита. | 2 | 3 | ||
2.Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: создание презентации на тему «Антивирусная безопасность», «Современные вирусы» | 3 | |||
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 54 | |||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 54 | ||
1 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 | 2 | |
2 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 | 2 | |
3 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 | 2 | |
4 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 26 | |||
1.Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 2 | 3 | ||
2.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
3.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
4.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
5.Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
6.Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
7.Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 3 | ||
8.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
9.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
10.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
11.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
12.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
13.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: просмотр видеолекций (www.intuit.ru). Возможности Word 2007 и Excel. Посещение виртуальной библиотеки, музея. Составление презентации. | 18 | |||
Тема5. Телекоммуникационные технологии | 22,5 | |||
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы создания и сопровождения сайта. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 4 | |||
1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. | 2 | 33 | ||
2. Средства создания и сопровождения сайта. | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение презентации на тему «Провайдеры интернет в Калуге и их возможности» | 3 | |||
Тема 5.2 Технологии управления, планирования и организации деятельности. | Содержание учебного материала | 13,5 | ||
1 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 7 | |||
1. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет. | 2 | 3 | ||
2. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 2 | 3 | ||
3. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 3 | 3 | ||
Самостоятельная работа: создание презентации на тему «Сервисы интернет» | 4,5 | |||
| Всего: | 142,5 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Оборудование компьютерной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
маркерная доска;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2009.
- Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2009.
- Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2008.
- Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2009.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2009.
- Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2009.
- Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2009.
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2009.
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2009.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2009.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2009.
Дополнительные источники:
- Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2009.
- Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2008.
- Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2009.
- Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2009.
- Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2009.
- Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2009.
- Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2009.
- Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2009.
- Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2009.
- Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
|
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса |
распознавать информационные процессы в различных системах; | оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования |
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; | оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса, тестирования |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса |
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; | оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования |
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса, тестирования |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); | оценка выполнения индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ, тестирования |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; | оценка контрольных работ, оценка результатов выполнения практической работы, оценка устного и письменного опроса |
Знания: |
|
различные подходы к определению понятия «информация»; | оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования |
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; | оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); | оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования |
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; | оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса |
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; | оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса, тестирования |
назначение и функции операционных систем; | оценка выполнения рефератов, оценка контрольных работ, оценка устного и письменного опроса |