Научная статья Шубняквой В.А., Калинки О.В. Профессионально-дидактическая игра как инновационный метод обучения спасателей иностранному языку

Шубнякова Виктория Аркадьевна

Научная статья по методике преподавания иностранного языка в профессиональном колледже. Материал статьи был опубликован в немецком научном журнале в г. Штуттгарт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika-_shubnyakova_kalinka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

PhD. Shubnyakova Victoria Arkadievna,

St. Petersburg, Fire-and-Rescue-College,

Foreign Language Teacher,

Kalinka Oleg Vitalievich,

St. Petersburg, Fire-and-Rescue-College,

Foreign Language Teacher

К.п.н. Шубнякова Виктория Аркадьевна,

Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»,

преподаватель иностранного языка,

Калинка Олег Витальевич, Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»,

преподаватель иностранного языка

Professional - didactic game as an innovative method

of foreign language teaching to Fire and Rescue personal

Профессионально-дидактическая игра как инновационный метод

обучения спасателей иностранному языку

В настоящее время в развитии культурного диалога между Россией и мировым сообществом наблюдается тенденция активного расширения сотрудничества практически во всех областях науки и производства. Залогом успешности  партнерских отношений людей разных национальностей и конфессий является знание иностранного языка.

В подразделениях МЧС России, постоянно участвующих в международных спасательных операциях и учениях, активное владение иностранным языком также считается значимой компетенцией специалиста. Особенностью профессиональной  подготовки спасателей по иностранному языку является  направленность их обучения на приобретение практических языковых знаний, умений и навыков, позволяющих общаться в повседневной жизни и обмениваться информацией оперативно тактического характера в условиях чрезвычайной ситуации. Для достижения этой цели может быть использован метод профессионально-дидактических игр, который объединяет в рамках модульного обучения по предмету профессиональную подготовку и активные знания и умения по иностранному языку.

Метод профессионально-дидактических игр – это один из групповых методов обучения. Он базируется на когнитивно-развивающей теории, которая рассматривает активное «…взаимодействие как необходимый элемент для когнитивного роста»[1]. Согласно теории развивающего обучения Л.С.Выготского групповое выполнение учебных заданий, общее осмысление и решение проблем, общение с более способными сокурсниками, опытными коллегами и преподавателями в значительной мере благоприятствуют развитию интеллектуального мышления личности.

В соответствие с современной типологией учебно-ролевых игр, разработанной академиком А.А.Миролюбовым, профессионально-дидактическая игра относится к разряду ситуационно-ролевых игр, представляющих собой «…модели группового взаимодействия в условиях решения коммуникативной задачи на основе воображаемой ситуации  и спонтанно развивающегося действия…»[2]. Профессионально-дидактической игре присущи все функции ролевой игры: обучающая, компенсаторная, воспитательная. Моделирование ситуации реальной профессиональной деятельности помогает будущему спасателю выработать свои стереотипы поведения и коммуникативные стратегии группового взаимодействия, позволяет примерить на себя различные роли (лидера, руководителя, исполнителя и др.), развивает ощущение личностной сопричастности со всем происходящим вокруг, формирует нравственные позиции и принципы делового общения.

 Профессионально-дидактическая игра, как было указано,  является  одним из видов ролевых игр, но отличается от обычной ролевой игры тем, что она, прежде всего, ориентирована на конкретную профессию, на применение на уроках иностранного языка профессиональных знаний и навыков, а также специфической техники, оборудования и снаряжения (раций, спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты и т.д.). Особенностями профессионально-дидактической игры являются также интерактивность, интегративность, практикоориентированность. Интерактивность позволяет проводить обучающую игру в реальном времени и местах (полигон, скалодром и т. д.), посредством моделирования на уроке условий чрезвычайной ситуации. Под интегративностью мы понимаем возможность комбинирования целей, задач и содержания занятий. Интегративность даёт возможность повторения наиболее сложного учебного материала, а также позволяет изучить тему урока всесторонне. Практикоориентированность игры выявляет уровень владения студентов языковыми и профессиональными навыками. Отличительной чертой профессионально-дидактической игры является также и то, что она может быть использована на уроке любого иностранного языка (английском, немецком, французском и т.д.).

Для проведения профессионально-дидактической игры требуется наличие специфического учебно-методического комплекса (методические разработки, комплекты наглядных и раздаточных материалов, инструктажей по работе с оборудованием, компьютерно-информационных ресурсов и т.д.),  а также учебно-материальной базы для оснащения урока (учебного пожарно-спасательного полигона, скалодрома, бассейна для водолазов, пожарной и спасательной техники, аппаратуры, снаряжения и т.д.).

Первая апробация профессионально-дидактической игры прошла в Санкт-Петербургском пожарно-спасательном колледже «Центре подготовки спасателей». В сотрудничестве со специалистами 52-ой пожарно-спасательной части Санкт-Петербурга, базового предприятия колледжа,  нами было разработано оригинальное учебно-методическое пособие по иностранному языку «English for Fire and Rescue». Оно включает в себя четыре информационных блока с практическими  и контрольными заданиями: «Действия подразделений при техногенных ЧС», «Спасение при дорожно-транспортных происшествиях», «Действия по спасению людей в акватории», «Пожарно-спасательные работы при пожаре на жилых объектах». Каждая блочная структура содержит четыре раздела языковых знаний (фонетика, лексика, грамматика, орфография), направленных на развитие у студентов  основных речевых умений: аудирования, чтения, письма, говорения. Пособие может быть использовано на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также при самостоятельной работе студентов.

 Первая экспериментальная профессионально-дидактическая игра на тему «Тактика тушения пожара и эвакуации пострадавших» была проведена со студентами колледжа, обучающимися на базе 9 и 11 классов. На занятии были использованы переговорные устройства, современные средства защиты и другое пожарно-спасательное снаряжение. Расчет времени выполнения каждого учебного задания был ограничен условиями модулируемой чрезвычайной ситуации. Учебные задания были распределены между членами одной команды с учётом их личного желания и способностей. Таким образом, был осуществлен  индивидуальный подход к каждому участнику процесса. Вступая во взаимодействие друг с другом для решения поставленной тактической задачи, студенты активно сотрудничали, согласовывая действия друг с другом. Необходимость объясняться на иностранном языке способствовала быстрому развитию коммуникативных навыков диалогической речи, креативному мышлению с опорой на догадку, умению кратко и четко излагать свои мысли. Воспитательной составляющей игры стало формирование у студентов умения командовать и подчиняться, оказывать друг другу помощь в критической ситуации, работать совместно.

Данные научно-педагогического исследования, приведенные нами в таблице ниже, показывают общие результаты успешности профессионально-дидактической игры (количество  и процентное соотношение справившихся и не справившихся  с заданием студентов).

№ учебной группы

Время

обучения в колледже

Общее число студентов в подгруппе

Кол-во студентов, справившихся с заданием

% соотно-шение

Кол-во студентов, не справившихся с заданием

% соотно-шение

604

(на базе 9 классов)

3 года

14 чел.

13 чел.

93 %

1 чел.

     7 %

511

( на базе 11 классов)

2 года

20 чел.

16 чел.

80 %

4 чел.

      20 %

Лингво-педагогический анализ профессионально-дидактической игры показал, что студенты, обучающиеся в колледже на базе 9 классов, лучше владеют профессиональными навыками, а выпускники 11 классов имеют более основательные языковые знания и умения. Предположительно, такие результаты объясняются тем, что девятиклассники дольше обучаются профессии и лучше ориентированы на неё, чем выпускники средних школ.

Профессионально-дидактическая игра выявила также разницу в интересах и мотивации овладения профессией у студентов. Молодые спасатели, обучающиеся на базе 9 классов, более заинтересованы в развитии навыков работы непосредственно с пожарно-спасательным инструментом  и аппаратурой. Студенты, изучающие профессию после 11 класса,  основное внимание уделяли организационно-стратегическому аспекту игры, а также правильному построению речевой коммуникации.

В ходе проведения игры мы смогли пронаблюдать у студентов обеих экспериментальных групп изменение в восприятии иностранного языка. Если первоначально использованные ими разговорные клише воспринимались как нечто чужеродное, то через некоторое время их постоянного  использования в речи они уже звучали как родные и проговаривались достаточно быстро и четко.  В этот момент исчез языковой барьер, препятствующий их общению. Вовлеченные в деятельность студенты не заметили, что иностранный язык стал для них прикладным знанием и превратился в практическое средство  достижения цели.

Таким образом, можно заключить, что профессионально-дидактическая игра способствовала активному развитию коммуникативных и речевых умений, а также позволила закрепить профессиональные навыки.

Данные анализа профессионально-дидактической игры имеют большое практическое значение, так как нам удалось выявить недостатки в профессиональной и общеобразовательной подготовке студентов и скорректировать их дальнейшее  обучение языку и профессии.

Список литературы:

  1. О.В. Калинка. Возможности использования современных информационных технологий и средств связи в рамках инновационных модульных технологий в преподавании иностранного языка // Педагогический процесс в учреждении НПО и СПО на современном этапе: направления, результаты, проблемы. // Материалы Первой городской научно-практической конференции 24 апреля 2012, Санкт Петербург 2012
  2. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005.- 208 с.
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. академика РАО А.А.Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010.- 464 с.
  4. Е.А. Мешалкин, С.М. Палей, М.С.Васильев, Г.В.Мордкович, А.И. Ковоженков. Иллюстрированный словарь по пожарной безопасности Английский, Немецкий, Французский, Русский. ВНИИПО МВД РОССИИ МОСКВА 1999
  5. Учебник спасателя/ С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов и др.; под общ.ред. Ю.Л.Воробьева.- 2 изд., перераб. и доп..- Краснодар:»Сов.Кубань», 2002.- 528 с.- ил.
  6. Шубнякова В. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шубнякова Виктория Аркадьевна; [Место защиты: Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования].- Санкт-Петербург, 2010.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1505


[1] Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. С. 92

[2] Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. академика РАО А.А.Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010. С. 122