научная статья Шубняковой В.А. Захаровой О.А. Проблемы воспитания специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в профессиональном колледже

Шубнякова Виктория Аркадьевна

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ВОСПИТАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ АСС МЧС в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakharova_shubnyakova_statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

к.п.н. Шубнякова В.А.

Захарова О.А.

 Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей», Россия

Проблемы воспитания специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в профессиональном колледже

Важной особенностью профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в рамках среднего профессионального колледжа является процесс воспитания у студентов профессионально и социально значимых личностных качеств. Психологическая готовность студентов к профессии «спасатель» обусловлена  уровнем их социокультурного развития, который включает в себя наличие у них гуманистической системы ценностей, активной жизненной позиции, а также полной согласованности социального и личностного смысла их существования. Проблемы и способы формирования профессиональных качеств специалистов служб спасения хорошо проанализированы в научных статьях и работах, непосредственно связанных с их обучением и деятельностью. Однако в них недостаточно полно представлен социальный портрет современного специалиста аварийно-спасательных служб, а также не раскрыты методы и способы социального развития его личности на этапе получения профессионального образования.

 Воспитание специалиста как гармонично развитой личности, наделенной лучшими человеческими качествами, является обязательным условием успешности его подготовки и востребованности в профессиональной деятельности. В среднем профессиональном колледже, как правило, обучаются молодые люди, средний возраст которых составляет от 16 до 20 лет. Это возраст, когда происходит становление личности специалиста, когда в его характер закладываются нравственные основы  будущего поведения на службе, отношения к работе, к людям, с которыми он будет сотрудничать, которых он будет спасать, а также формируется понятие профессионального долга. Прежде чем разработать программу воспитания молодых спасателей, мы изучили данные социологических исследований, в которых отражен социальный портрет современной российской молодежи. Анализ духовного мира молодежи, проведённый учёным В.Т.Лисовским [1], показал, что характер молодого поколения россиян начала 21 века достаточно противоречив. С одной стороны, у них присутствует желание изменить мир к лучшему, с другой стороны – пассивность в поиске возможностей реализации этого желания; с одной стороны – признание важности участия в общественной жизни, с другой – стремление самоутверждения не в общественно-полезной деятельности,  а в сфере досуга. Большой проблемой молодежи было и остается преодоление в себе психологических комплексов, результатом которых является девиантное поведение в обществе и нежелание вести конструктивный диалог со старшими.

Внимательно изучив результаты социально-педагогических исследований, мы решили определить наиболее значимые личностные качества, которыми должен обладать спасатель, с точки зрения наших студентов. Социальный блиц-опрос, проведенный нами в учебных группах спасателей Санкт-петербургского пожарно-спасательного колледжа (150 человек), показал, что самыми важными качествами являются доброта, мужество, патриотизм, толерантность. Неожиданным открытием нашего педагогического исследования явилось то, что на первое место студенты поставили доброту. Профессиональная деятельность спасателей, как правило, всегда связана с экстремальными условиями труда. Она полна опасностей, а потому требует особого мужества и самоотверженности от людей, которые занимаются этим благородным делом. Однако главным мотивом и стимулом к спасению жизни человека или человечества является (и мы согласны с нашими студентами) любовь и доброта. Академик  Д.С. Лихачев, размышляя о русском «дураке» и душе русского народа, писал, что «Добро не может быть глупо…Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым…» [2, с.121] . Поэтому для нас стало важным объяснить нашим студентам, что любой риск в их работе должен быть оправданным и точно рассчитанным, иначе они окажут людям плохую «услугу». После проведения исследования мы убедились, что доброта, присущая нашим студентам с детства, при правильной организации воспитательной работы, может стать для них осознанной потребностью и перейти из разряда социально значимых в профессионально значимые качества.

Мы разработали планы воспитательной работы, тщательно отбирая мероприятия, в которых, по нашему мнению, должны участвовать группы спасателей. К ним были отнесены  мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, мероприятия декады толерантности и иностранного языка, культурно-массовые мероприятия, связанные с памятными историческими датами, спортивные состязания и волонтёрство.  Работа молодых спасателей в качестве волонтёров (организация праздников и соревнований в детских домах, сбор игрушек для детей-сирот, городская акция сбора апельсинов для детских интернатов «Солнышко в ладошке», помощь детям-инвалидам и людям пожилого возраста и т.д.), участие в общественно-полезной и военно-патриотической работе (парад Победы, субботники, молодежные акции «За мир и дружбу во всем мире», «Защиты окружающей среды», выпуск стенгазет на актуальные общественно-политические темы и т.д.) раскрыло способности студентов к сотрудничеству, эмпатии, товариществу, воспитало у них чувство коллективизма и гражданской ответственности. Таким образом, можно заключить, что осознанная включенность индивида в общественный труд или другую совместную полезную деятельность изменяет его отношение к людям, развивает в нем положительные свойства характера, учит правильно взаимодействовать и сопереживать.

Литература:

  1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУП, 2000.- 519 с.
  2. Лихачев Д.С. Заветное. /Д.С.Лихачев.- М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.- 271с.
  3. Психология личности. Т.1. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «Бахрах –М», 2008.- 512 с.
  4. Шубнякова В.А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования.- автореферат кандидатской диссертации, СПб, 2010.- 27 с.