Работа с подростками группы риска. Программа коррекционных занятий.

Трудные подростки - неотъемлемая часть современного общества. Как их, уже не детей, но ещё не взрослых, наставить на путь самоизменения  и созидания? Предлагаю  индивидуальное общение от сердца к сердцу, а темы для разговора Вы найдёте в конспектах занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_perezhit_poteryu_mamy_ili_papy.docx64.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспекты коррекционных занятий

Тема: «Как пережить потерю мамы или папы?»

 Цель:

 помочь отживать чувства, связанные с потерей близкого человека.

 

Предполагаемый результат:

 готовность делиться чувствами с близкими,

 снижение чувства горя и боли.

«Когда умерла мама, я было несчастной и потерянной. Своей заботой она, словно цементом, скрепляла наши семейные узы» (Карин).

    Мало что в жизни так глубоко ранит нас, как смерть родителей. Это не

только горечь утраты. Подчас с этого момента вся жизнь складывается по-другому, не так, как хотелось бы.           

     Возможно, ты представлял, как мама или папа будет  радоваться,  когда ты окончишь школу или получишь права; надеялся, что он или она будет рядом на твоей свадьбе. Теперь этим мечтам не суждено сбыться и тебя охватывает печаль, разочарование, а может быть, и досада. Как справиться с лавиной чувств, когда один из родителей вдруг уходит из жизни?

   

                                              Нормальная реакция                      

     

Когда наконец осознаёшь, что у тебя больше нет папы или мамы, тебя захлестывают новые, непонятные чувства. Брайану  было всего лишь   13, когда  от сердечного приступа умер его отец. Он рассказывает: «В ту ночь мы с мамой могли только плакать, обнявшись друг с другом». Натали, у которой папа умер от  рака, вспоминает:  «Мне  было   10 лет. Я была полностью растеряна. У меня не было никаких чувств, и в сердце — лишь пустота».

 Все мы переживаем по-своему.  С учетом этого вспомни, какие чувства были у тебя. Опиши ниже, что ты чувствовал,

 1) когда только что узнал об этом несчастье,

 2) чувствуешь сейчас                                                        

    Скорее всего, ответы показывают, что твои чувства в какой-то степени успокаиваются. Это нормально — и вовсе не значит, что ты забываешь о дорогом тебе человеке. А может быть и так, что твои чувства остались такими же или даже обострились. Бывает, горе накатывает волнами, которые то стихнут, то вдруг снова нахлынут и с шумом разобьются о берег. Это тоже нормально, даже если прошли годы. Но как же справиться со всеми этими, такими противоречивыми чувствами?

                                   Как справиться с горем

Не сдерживай слез! Слезы приносят облегчение.

Что делать с чувством вины? Карин было 13, когда умерла ее мама. Она делится:

« Я всегда поднималась к маме в спальню, чтобы поцеловать ее и пожелать спокойной ночи. И в тот единственный раз я этого не сделала. А на следующее утро мама умерла. Умом я все понимаю, но все же чувствую себя виноватой за тот вечер и за следующее утро. Папа уехал в командировку и сказал, чтобы мы с сестрой присмотрели за мамой. Но утром мы проснулись позже обычного. Когда я зашла к маме, она уже не дышала. Я чувствовала себя ужасно, ведь, когда папа уезжал, с ней было все в порядке!»

   

   Возможно, ты, как и Карин, порой винишь себя за что-то упущенное. Или изводишь себя разными «если»: «Если бы я заставил папу пойти к врачу», «Если бы я пришла к маме раньше». Когда тебя тревожат такие мысли, помни: для человека естественно сожалеть о чем-то сделанном или не сделанном. Ты бы, конечно, что-то сделал по-другому, если бы знал. Но ты не знал. Поэтому не нужно винить себя. Ты не виноват, что смерть унесла любимого человека!*

Излей свои чувства.

Горе накатывает волнами, которые  то  стихнут, то вдруг снова нахлынут и с шумом разобьются о берег.

Попробуй записывать свои воспоминания об умершем папе или маме, свои чувства и мысли. Это поможет тебе справиться с горем. Записать можно многое. Например:

■ Воспоминания о приятных моментах жизни.

■ Что бы ты хотел сказать папе или маме, будь они живы.

■ Слова утешения, которые ты сказал бы младшему брату или сестре, если бы они испытывали чувство вины перед умершим. Это поможет тебе самому.

   Если держать горе в себе, то справиться с ним труднее. Поговори с кем-нибудь, кому ты доверяешь, и услышишь «доброе слово» поддержки, в котором ты так нуждаешься. Вот некоторые советы.

   

 Поговори с родителем, который у тебя остался. Хотя для него это тоже нелегкое время, он с готовностью протянет тебе руку помощи. Поэтому, если ты расскажешь о своих чувствах, это поможет унять боль и сплотит вас еще больше.

Как начать разговор? Можно расспросить о том, что бы ты хотел узнать об умершем. Напиши здесь два-три вопроса.

 

Поговори с близкими друзьями. Алисия говорит: «Помощь может прийти, откуда ты не ожидал. Поэтому не бойся говорить о том, что тебя тревожит». Конечно, при этом ты можешь чувствовать неловкость, не зная, как начать. И твой друг, возможно, тоже. И все-таки, если ты поговоришь с кем-то о своем горе, тебе станет легче. Дейвиду было лишь 9 лет, когда его отец умер от сердечного приступа. Он вспоминает: «Я все держал в себе. Жалею, что ни с кем не поделился. Мне было бы легче справиться с чувством утраты».

* Если ты воспитывался в неполной семье или обстоятельства сложились так, что второго родителя нет рядом, можно поделиться чувствами с кем-то из взрослых.

Тема:  «Как обуздать свой гнев?»

Цель:

учить управлять чувством гнева.

Предполагаемый результат:

умение контролировать гнев.

Как часто ты выходишь из себя?

- Никогда                

- Каждый месяц

- Каждую неделю  

- Каждый день

Кто тебя чаще всего выводит из себя?

- Никто                    

- Ребята в школе

- Родители              

- Брат/сестра

-  Другие.................................

Опиши наиболее типичную ситуацию.

    Если  ты поставил «+» напротив слов «никогда» и «никто», а последний пункт не заполнил, то прими поздравления — ты умеешь контролировать свои чувства!

     Однако разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному,  так или иначе проявляют свое несовершенство.

     Возможно, порой ты чувствуешь то же, что и 17-летняя Серена. Она сказала: «Во мне все закипает, и я вымещаю раздражение на том, кто первый попадается мне под руку: на родителях, сестре и даже на своей собаке!»

                                     Отличай мифы от фактов

Бывает ли тебе трудно сдерживать свои эмоции? Если да, то положение не безнадежно. Давай для начала развеем несколько мифов.

1 Миф: «Я не в состоянии контролировать себя. В моих жилах течет горячая кровь!»

Факт: человек бывает «склонным горячиться» по разным причинам. Это может быть и семья, и окружение, и многое другое. Но проявится твоя горячность или нет — решаешь ты .Вопрос лишь в том, будешь ли ты у руля в тот момент или тебя будет нести по течению. Многие научились управлять своими чувствами. Это под силу и тебе!

2 Миф: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».

Факт: и то, и другое пагубно для здоровья. Конечно, изливать чувства иногда нужно. Но не нужно искать, на ком бы разрядиться. Выражая сильные чувства, можно обойтись без грома и молний.

ЧТО ГОВОРЯТ ТВОИ СВЕРСТНИКИ

«Когда я выговариваюсь пишу дневник или общаюсь с мамой, мне легче сохранять спокойствие» (Элине, США).

«Когда чувствую, что вот-вот взорвусь, прогулка быстрым шагом помогает мне выпустить пар, и я прихожу в себя» (Элизабет, Ирландия).

«Я мысленно абстрагируюсь и спрашиваю себя: „Что будет, если я начну кричать?" И всякий раз вижу, что лучше от этого не станет!» (Грэйм, Австралия).

3 Миф: «Если я буду „мягким со всеми", об меня будут вытирать ноги».

Факт: люди чувствуют в человеке силу, когда он умеет владеть собой, и уважают его за это.

                                                   Учись укрощать гнев

Если ты вспыльчив, то, возможно, в своей несдержанности винишь других. Например, говорил ли ты что-то вроде «Она меня спровоцировала» или «Это он довел меня»? Если да, сами твои слова показывают, что тобой управляют другие люди.

Как ты можешь взять всё в свои руки? Попробуй следующее.

Почувствуй ответственность. Прежде всего нужно понять, что ты — и только ты — можешь «довести» себя до гнева. Поэтому раз и навсегда забудь о том, чтобы тыкать пальцем, ища виноватых. Вместо того чтобы говорить: «Она меня спровоцировала»,— признай: «Я поддался на провокацию», и вместо: «Это он довел меня», согласись: «Я сам довел себя до гнева». Как только ты почувствуешь ответственность за свои действия, тебе будет легче что-то в них изменить

Предвидь ситуацию. Очень важно предвидеть проблему. Спроси себя: «Когда я чаще всего вспыхиваю?» Например, девушка по имени Меган говорит: «Работая в ночную смену, я ужасно устаю и чувствую себя на взводе. Тогда любая мелочь выводит меня из себя».

Вопрос. В каких обстоятельствах чаще всего вспыхиваешь ты?

Реши заранее, как поступишь. Когда тебя что-то раздражает, вдохни поглубже и постарайся говорить тише и медленнее. Вместо того чтобы обвинять («Ты воровка! Ты надела мой свитер без разрешения!»), попытайся сказать, как ситуация затрагивает тебя («Знаешь, я очень расстроилась, когда хотела надеть свой свитер, а оказалось, что ты его взяла без спроса»).

Упражнение.

Вспомни свою последнюю вспышку гнева.

1. Что ее спровоцировало?

2. Как ты повел себя? (Что ты сказал или сделал?)

3. Как стоило бы поступить?

Подумай о последствиях. Слова могут ранить, а если ты выйдешь из себя, почти наверняка скажешь то, о чем потом будешь сожалеть. В итоге твоя гневная тирада выставит в глупом свете тебя.

Гнев вредит здоровью! Девушка по имени Анита говорит: «Многие родные у меня страдают повышенным давлением. А поскольку я склонна кипятиться, то десять раз подумаю, прежде чем выйти из себя».

   Итак, думай о последствиях своих слов и действий. 18-летняя Кира говорит: «Я всегда спрашиваю себя: „Что будет, если в разговоре с этим человеком я потеряю самообладание? Что он обо мне подумает? Как это отразится на наших отношениях? Что бы я подумала о человеке, который так повел бы себя со мной» Задай себе подобные вопросы, прежде чем что-то сказать или написать в CMC, электронном письме или мгновенном сообщении.

Вопрос. Что произойдет, если тебя обидят, и ты отправишь в ответ гневное письмо?

Ищи помощи. Можно спросить у взрослых, как им удается сохранять спокойствие.

Следи за своими успехами. Всякий раз, когда ты теряешь самообладание, записывай, 1) что произошло, 2) как ты отреагировал и 3) как следовало бы отреагировать. Со временем ты начнешь замечать, что самая правильная реакция становится у тебя рефлекторной.

Доводить себя до «точки кипения» или нет — в твоей власти!

Тема: «Что мне следует знать о курении?»

Цель:

показывать вред курения, учить противостоять курению.

Предполагаемый результат:

отрицательный взгляд на курение, желание отказа.

Посмотри на предлагаемые варианты и отметь галочкой те, которые имеют отношение к тебе:

 - Я любопытен

 - Я переживаю стресс

 - Мне не хочется отличаться от других

 -  Меня беспокоит мой вес

Если ты пометил хотя бы один пункт, у тебя есть нечто общее с твоими сверстниками, которые курят или думали о том, чтобы закурить.

Хочешь   удовлетворить   любопытство.

«Мне было интересно узнать, что это такое. Поэтому я взяла сигарету у одной девочки в школе и тайком ее выкурила» (Трейси).

Хочешь справиться со стрессом и быть как все. «Ребята в школе говорят: „Я сильно переживаю, дайте закурить" — и через пару минут облегченно вздыхают. В трудные моменты мне тоже хочется закурить» (Никки).

Хочешь похудеть. «Некоторые девушки курят, желая быть стройными,— это намного легче, чем сидеть на диете!» (Саманта).

      Но прежде чем закурить первую или очередную сигарету, остановись и подумай. Не попадайся на крючок, подобно рыбе, которая получает небольшую награду, но дорого за это платит!)

 

                             Много ли ты знаешь о курении?

Отметь, верно или неверно.

а__   Курение снимает стресс.

б__   Я выдохну практически весь дым.

в__   Пока я молодой, курение не повредит моему здоровью.

г —    Курение сделает меня более привлекательным для противоположного пола.

д —   Если я курю, то никто, кроме меня не страдает.

е —   Людям все равно, курю я или нет.

 Ответы

а. Курение снимает стресс. — Неверно. Хотя, выкурив сигарету, можно временно облегчить симптомы  отвыкания, ученые  установили, что на самом деле никотин повышает уровень гормонов стресса.

б.  Я выдохну практически весь дым. — Неверно. Согласно исследованиям, более 80 процентов частиц вдыхаемого табачного дыма остается в организме.

в.  Пока я молодой, курение не повредит моему здоровью. — Неверно. Хотя опасность и возрастает с каждой выкуренной сигаретой, вред причиняется организму сразу. У некоторых пристрастие возникает уже после первой сигареты. Уменьшается объем легких, и часто возникает неотступный кашель. Кожа сморщивается и быстрее стареет. Курение увеличивает риск половых расстройств, панических страхов и депрессии.

г.  Курение сделает меня более привлекательным для противоположного пола. — Неверно. Исследователь Ллойд Джонстон установил, что курящие подростки «в большинстве случаев менее привлекательны для противоположного пола».

д. Если я курю, то никто, кроме меня не страдает. — Неверно. В результате пассивного курения каждый год умирают тысячи людей; оно вредит твоим близким, друзьям и даже домашним животным.

е. Людям все равно, курю я или нет. — Неверно.  Несомненно есть те, кто не хочет, чтоб ты курил, нанося вред табачным дымом себе и другим.

                                       Как сказать «нет»

Как ты поведешь себя, если кто-то предложит тебе закурить? Часто достаточно простого, но твердого ответа: «Нет, спасибо. Я не курю». Если же собеседник настаивает или подтрунивает над тобой, помни, что решение принимаешь ты. Можно ответить:

• «Я узнал, с каким риском связано курение, и решил, что это не для меня».

• «Я еще хочу жить».

     Однако, подобно молодым людям, чьи высказывания приводились ранее в этой статье, ты можешь чувствовать, что самая трудная борьба — это борьба с самим собой. Вот что можно сказать в таком случае своему «внутреннему голосу»:

«Есть ли мне какая-то польза от курения? Например, если я курю, только чтобы не отличаться от других, то, может быть, я стараюсь вписаться в круг людей, с которыми у меня на самом деле мало общего? Да и хочу ли я быть «своим» среди тех, кто рад тому, что я врежу собственному здоровью?»

• «Чего мне будет стоить курение в плане денег, проблем со здоровьем и потери уважения других?»

Как  рыба, пойманная на крючок, курильщик получает награду, но дорого за нее платит.

Но что, если ты уже пристрастился к табаку? Как порвать с этой привычкой?

                               

                                            Как бросить курить

1. Убеди сам себя. Запиши причины, по которым тебе стоит бросить курить, и  регулярно их перечитывай.

2.  Ищи помощи. Если ты тайком куришь, то настало время бросить эту нечистую привычку. Честно расскажи о своей проблеме и попроси поддержки.

 3.  Выбери день. Дай  себе  две   недели   или меньше и отметь в календаре день, когда ты бросишь курить. Скажи своим родным и друзьям об этой дате.

4. Найди и уничтожь. До назначенной даты устрой «чистку» своей комнаты, машины и одежды, удалив из них все сигареты. Уничтожь их. Избавься от зажигалок, спичек и пепельниц.

• ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

«Бездымные» табачные изделия, например жевательный табак, содержат более 25 канцерогенных соединений, повышающих риск развития рака горла и ротовой полости, и в них может быть больше никотина, чем в сигаретах.

5.  Борись с симптомами отвыкания. Пей больше фруктовых соков или воды и отводи больше времени на сон. Не забывай, что неприятные ощущения временны, а польза долговечна}.

6.  Убегай от искушений. Держись подальше от мест и ситуаций, в которых у тебя возникает искушение закурить. Возможно, потребуется прекратить всякий контакт с теми, кто курит

7.  Избегай распространенных заблуждений. Не обманывай себя фразами: «Я сделаю всего одну затяжку». Подобные заблуждения приводят к срыву.

                                             Не дай себя обмануть

     Каждый год табачные компании тратят миллиарды долларов на рекламу. Разве они не знают, что многие молодые люди попадут в эту ловушку сейчас и впоследствии станут заядлыми курильщиками?

    Не позволяй табачным магнатам выуживать у тебя деньги. Не попадайся им на крючок. Ни они, ни твои курящие сверстники не заинтересованы в твоем благе.

   

   Справиться с давлением сверстников намного легче, когда ты к этому подготовлен. Попроси некурящих совместно разыграть ситуации, в которых ты научишься отвечать на предложения закурить.

Тема: «Стоит ли мне бросить школу?»

Цель:

показывать важность обучения.

Предполагаемый результат:

желание учиться.

- Сколько лет, по-твоему, тебе нужно учиться в школе?

- Сколько лет, по мнению взрослых, тебе нужно там учиться?

Совпадают ли ответы на эти два вопроса? Если да, и ты еще учишься в школе, то и тогда, вероятно, бывают дни, когда тебе хочется все бросить. Знакомы ли тебе следующие чувства?

 «Иногда я так выматываюсь, что не хочется вставать с постели. Тогда приходят мысли: «Зачем идти в школу и учить то, что мне никогда не пригодится?"» (Рейчел).

 «Часто я так устаю от школы, что хочу ее бросить и пойти работать. Кажется,

от этой учебы нет никакого прока, уж лучше не тратить время зря и зарабатывать деньги» (Джон).

 «Я каждый день по четыре часа сидела за уроками! Задания, рефераты, тесты одно за другим. Я просто увязла в этой трясине и выбилась из сил. Хотелось все бросить» (Синди).

 «Ложная тревога по поводу бомбы, четыре попытки самоубийства, одно из них удавшееся, банды... Иногда кажется, что с меня хватит, и хочется уйти из школы!» (Роза).

    Сталкиваешься ли ты с подобными трудностями? Если да, то из-за чего тебе хочется уйти из школы?

    Возможно, ты серьезно думаешь о том, чтобы бросить школу. Но как узнать, почему у тебя есть такое желание: считаешь ли ты, что уже приобрел достаточно знаний, или же ты просто устал от учебы и хочешь сбросить с плеч этот груз?

                                      Мудро ли бросить учебу?

      Ты наверняка знаешь, что в одних странах можно закончить обучение после 5—8 классов. В других — школьники должны учиться 10—12 лет. Поэтому нет каких-то универсальных требований к учащимся всех стран.

     К тому же в некоторых странах разрешается перейти на домашнее обучение по нескольким или по всем предметам. Если такое решение поддержали родители, то, конечно, нельзя сказать, что учащийся бросил школу.

   Однако, если ты думаешь прекратить школьное обучение до его официального   окончания (учишься ли ты в школе или на дому), стоит поразмышлять над следующим.

Что требует закон? Как уже отмечалось, требования к сроку школьного обучения варьируются в зависимости от места проживания. Какой минимальный уровень образования предусмотрен там, где живешь ты? Достигли ты этого уровня? Было бы не мудро пренебрегать советом подчиняться «высшим властям» и оставлять школу раньше срока.

Достиг ли я целей своего обучения? Каких целей ты хотел бы достичь с помощью обучения? Если не знаешь, то стоит над этим подумать. Иначе ты будешь похож на пассажира поезда, который не имеет представления, куда едет. Вместе с взрослыми ответь на вопросы в рамке «Цель моего обучения». Так ты будешь знать, к чему стремишься, и вместе с родителями сможешь решить, как долго тебе учиться в школе.

    Учителя и другие люди, несомненно, будут советовать тебе, сколько классов закончить. Но последнее слово все-таки за теми, кто тебя воспитывает.  Было бы немудро оставлять школу до того, как достигнешь целей, которые наметил.

   

Что мною движет? Не обманывай себя. Человеку свойственно оправдывать эгоистические поступки благородными мотивами .

  Запиши причины, которые кажутся тебе благородными, чтобы покинуть школу раньше времени.

   Запиши причины, которые кажутся эгоистическими.

   Какие из благородных причин ты записал? Хочешь ли ты быть независимым материально? Среди эгоистических причин могут быть нежелание сдавать экзамены и делать домашние задания. Главное, разобраться, что тобой движет на самом деле: благородные мотивы или эгоизм.

   Взгляни снова на свой список и честно поставь от 1 до 5 баллов возле каждой причины, по которой ты хочешь покинуть школу (1 — наименее важная, 5 — самая важная). Если ты хочешь уйти, лишь бы избежать проблем, то тебя ждет разочарование.

                  Что плохого в том, чтобы бросить школу?

   Бросить школу все равно, что выпрыгнуть из поезда до его прибытия в пункт назначения. Ехать в поезде, может быть, не очень удобно, и пассажиры, возможно, не самые дружелюбные. Но если ты выпрыгнешь из поезда, то не достигнешь места назначения и, скорее всего, сильно поранишься. Подобным образом, если ты бросишь школу, ты не достигнешь цели своего обучения и у тебя возникнут проблемы — как сразу, так и потом.

Главная цель твоего обучения — получить профессиональную подготовку, чтобы впоследствии найти работу и обеспечить себя и семью, которая у тебя, возможно, появится. Решил ли ты уже, какую работу выберешь и как школьные годы помогут тебе подготовиться к будущей трудовой деятельности?

   

    Чтобы понять, ведет ли твое обучение к намеченной цели, задай себе следующие вопросы:

«В чем мои сильные стороны?» (Например, легко ли тебе общаться с людьми? Любишь ли работать руками, что-то мастерить или чинить? Может, у тебя аналитический ум, и ты хорошо решаешь проблемы?)

«Какая работа позволила бы раскрыть мои сильные стороны?»

«Какую работу можно найти там, где я живу?»

«Какие школьные предметы помогут мне впоследствии трудоустроиться?»

«Какие у меня есть возможности учиться, чтобы скорее достичь своих целей?»

Проблемы, которые возникнут сразу. Тебе, возможно, будет труднее найти работу, а если ты ее найдешь, то, скорее всего, будешь получать меньше денег, чем если бы у тебя было полное среднее образование. Чтобы обеспечить себя самым необходимым, тебе придется работать больше, да и обстановка на работе может быть гораздо менее приятной, чем в школе.

 Проблемы, которые возникнут потом. Согласно статистике, те, кто бросает школу, обычно имеют более слабое здоровье, у них в более раннем возрасте появляются дети, они чаще попадают в тюрьму и живут на социальное пособие.

     Несомненно, окончание школы не гарантирует того, что ты избежишь всех этих проблем. Но зачем же самому ограничивать свои возможности, бросив ее?

                                  Преимущества полного образования

     Конечно, если ты не сдал экзамен или выдался нелегкий день в школе, тебе, возможно, захочется все бросить. Дальнейшие последствия кажутся тебе ничтожными по сравнению с теперешним «бедственным» положением. Но прежде чем ты выберешь более «легкий» путь, обрати внимание на то, что говорят молодые люди, чьи слова приводились выше, и почему они рады, что не бросили школу.

 «Я научилась терпению и поумнела. Еще я поняла: если хочешь, чтобы тебе что-то нравилось делать,делай! Все в твоих руках. Кроме всего прочего, я развила дизайнерские навыки, что пригодится мне по окончании школы» (Рейчел).

  «Я понял: если трудиться, то добьешься своего. В старших классах я прохожу очень полезный курс технического обучения. Это даст мне нужную квалификацию, и я смогу работать оператором пресса» (Джон).

«Именно в школе меня научили любить книги. Как здорово понимать описанные в них мысли и чувства других людей!» (Эсме).  

«Школа помогла мне развить аналитические способности для решения задач и в школе, и вне ее. Разрешая трудности учебного, социального и прочего характера, я приобрела ценный опыт» (Синди).

 «Школа подготовила меня к трудностям, возникающим в рабочем коллективе» (Роза).

  Помни, что твоя цель — окончить школу, получив образование, которое пригодится тебе в жизни. Поэтому не впадай в другую крайность и не становись вечным студентом, который никак «не сойдет с поезда», боясь окунуться во взрослую жизнь.

Бросить школу - все равно, что выпрыгнуть из поезда до его прибытия в пункт назначения.

Взрослым на заметку

«Мои учителя такие нудные!» «Нам так много задают!» «За оценки вечно приходится бороться — стоит ли так мучиться?» Из-за подобных трудностей некоторые молодые люди думают оставить школу, хотя еще не приобрели навыков, позволяющих зарабатывать на жизнь. Если у воспитанника возникает такое желание, что можете сделать вы?

А как вы сами относились к учебе? Считали ли вы школу напрасной тратой времени — своего рода тюремным заключением,— по окончании которого можно, наконец, заняться чем-то более интересным? Если да, то такое отношение к учебе могло передаться ребенку. Но всестороннее образование поможет ему развить «практическую мудрость и мыслительные способности», столь необходимые во взрослой жизни .

Создайте ребенку все условия. Некоторые дети могли бы лучше успевать в школе, но просто не знают, что такое «учиться». Или же у них нет для этого соответствующих условий. Например, ребенку нужно незагроможденное  рабочее место с хорошим освещением и с возможностями поиска информации. Помогите своему ребенку достигать успехов — в  школьном обучении,— например, создав ему условия для размышления над тем новым, что он узнает.

Участвуйте в его жизни. Смотрите на учителей как на тех, кто с вами заодно, а не против вас. Узнайте, как их зовут, придите в школу, поговорите о том, какие у вашего ребенка цели и трудности. Если ему нелегко учиться, постарайтесь понять почему. Может быть, он думает, что хорошая успеваемость сделает его мишенью для насмешек в школе? Или у него недопонимания с учителем? А как на ребенке сказывается учебный план: стимулирует ли он его развитие или «не дает вздохнуть»? А может ребенку мешает какая-то проблема физического плана, например плохое зрение или труднообучаемость?

Чем большее участие вы принимаете в обучении ребенка, тем лучших успехов он добьется.

    Вместо того, чтобы бросать учебу, терпеливо преодолевай трудности в школе. Тогда ты увидишь, что «конец дела» будет намного лучше.

Тема:  «Почему взрослые не отпускают меня поразвлечься?»

Цель:

показать варианты поведения в ситуации, связанной с желанием повеселиться, и преимущества верного выбора.

Предполагаемый результат:

 правильный выбор.

 

Для Элисон  из Австралии понедельник в школе начинается с одного и того же.

«Все обсуждают прошедшие выходные,говорит Элисон.Рассказывают о своих приключениях: сколько было вечеринок, со сколькими парнями они целовались... Некоторые даже убегали от полиции. Страшновато, но так здорово! Кто-то приходил домой под утро, и родители им дате слова не сказали! А я ложусь спать, когда мои сверстники только выходят гулять!

Потом наступает моя очередь поделиться тем, как я провела выходные. И что мне рассказывать? Иногда мне кажется, что вся жизнь проходит мимо меня. Поэтому я обычно отвечаю, что на выходных не было ничего особенного. И тогда они говорят: „Ну а почему ты не пошла с нами?"

Понедельник заканчивается, и ты думаешь: „Ну все, можно вздохнуть свободно". Да не тут-то было! Во вторник все начинают обсуждать предстоящие выходные. А я, как всегда, сижу и все это слушаю. Такое ощущение, что я какой-то изгой!»

Происходит ли подобное и с тобой? Возможно, у тебя такое чувство, будто за порогом дома тебя ждет мир, полный веселья и развлечений, но взрослые заперли тебя на ключ. Или что ты находишься в парке с аттракционами, но не можешь пойти ни на один из них. И дело совсем не в том, что тебе хочется попробовать все, чем занимаются твои сверстники. Просто у тебя есть желание сходить куда-нибудь погулять и повеселиться — хотя бы иногда! Чем из нижеперечисленного ты хотел бы заняться в предстоящие выходные?

- пойти на дискотеку

- на концерт

-  в кино

-  на вечеринку

-  другое

Конечно, отдых и веселье тебе необходимы. И хотя иногда тебе трудно в это поверить, взрослые  желают тебе того же. Однако их, возможно, беспокоят два резонных вопроса:

1) что ты будешь делать?

2) в какой компании?

Что, если друзья пригласили тебя сходить куда-нибудь поразвлечься, но ты не знаешь, как к этому отнесутся взрослые? Прежде чем принять решение,  подумай, какие у тебя есть варианты — хорошие и плохие — и возможные последствия выбора.  Итак, друзья пригласили тебя поразвлечься. Как поступить?

                     

               ВАРИАНТ А — УЙТИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

Какие аргументы в пользу этого варианта? Друзья должны увидеть, что ты не маменькин сынок или дочка. Тебе кажется, что взрослые  ничего в этом не понимают, или тебе все равно, что они думают.

Последствия. Друзья поймут, что ты обманул родителей. А значит, когда-нибудь ты, возможно, обманешь и их. Если взрослые обо всем узнают, им будет больно, и тебя вообще не выпустят из дома. Так что проигнорировать взрослых и уйти без спроса в любом случае — глупо.

             ВАРИАНТ Б — НЕ СПРАШИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ И ОСТАТЬСЯ ДОМА

Какие аргументы в пользу этого варианта? Ты подумал и решил, что пойти на это мероприятие — значит поступиться своими принципами. Или ты узнал, что в компании будут ребята с плохой репутацией. Или ты хочешь пойти, но боишься спросить родителей.

Последствия. Если ты не идешь, так как понял, что развлечение сомнительное, тебе будет легче твердо сказать друзьям «нет». Но если ты не идешь потому, что просто не набрался храбрости поговорить с взрослыми, все закончится тем, что ты будешь сидеть дома и жалеть себя как самого несчастного человека на земле.

               ВАРИАНТ В СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ

Какие аргументы в пользу этого варианта? Ты признаешь, что подотчетен взрослым и уважаешь их мнение. Ты любишь их и не хочешь ранить их чувства, убегая тайком из дома. Кроме того, это шанс представить свои доводы.

Последствия. Взрослые увидят, что ты их уважаешь. Если твои доводы покажутся им разумными, они тебя отпустят.

 « Родители мне доверяют в основном потому, что я всегда оправдывала их доверие. Что касается друзей, то у меня нет от родителей никаких секретов. А если мне не нравится атмосфера на вечеринке, я, не стесняясь, ухожу»  (Кимберли)

                                            Почему они не разрешают?

Но что, если взрослые скажут «нет»? Это, конечно, неприятно. И все же, если ты поймешь, что стоит за их отказом, тебе будет легче его принять. Причины здесь могут быть самые разные, как следует из приведенного ниже.

У них больше знаний и опыта. Какой пляж ты бы выбрал — со спасателями или без них? Ответ очевиден, ведь пока ты резвишься в воде, ты можешь не заметить опасность. Но для этого есть спасатели. Со своего наблюдательного пункта они сразу видят, когда кто-то в опасности.

Подобным образом взрослые, обладая большими знаниями и опытом, могут увидеть скрытую для тебя опасность. Как и спасатели на берегу, они не стремятся испортить твой отдых. Напротив, они хотят уберечь тебя от того, что может омрачить твою счастливую пору юности.

Они любят тебя. Взрослые  хотят во что бы то ни стало защитить тебя. Именно из любви они говорят «да», если могут тебе что-то позволить, и «нет», если не могут. Каждый раз, когда ты спрашиваешь у них разрешения, они сначала спрашивают себя, могут ли они тебя отпустить и потом отвечать за последствия. Они скажут «да» себе — и тебе — только, если будут полностью уверены, что ничего плохого с тобой не случится.

У них мало информации. Любящие взрослые предпочтут перестраховаться. Если им неясно, чем ты собираешься заняться или им кажется, что ты чего-то недоговариваешь, будь готов услышать «нет».

                                              Кое-что зависит и от тебя

Заручиться их согласием поможет следующее.

Будь честным. Сначала честно спроси себя: «Почему я хочу туда пойти? Все дело в самом мероприятии или я просто не хочу отличаться от других? А может там будет тот, кто мне нравится?» Затем будь честным с взрослыми. Во-первых, они тоже были молодыми. Во-вторых, они хорошо тебя знают. И скорее всего, они поймут твои истинные мотивы. Они оценят твою откровенность, а ты услышишь мудрый совет. Но если ты попытаешься обмануть взрослых, ты подорвешь их доверие и, возможно, будешь сидеть дома.

Выбери подходящее время для разговора. Отпрашиваться у взрослых, когда они уставшие пришли с работы или заняты каким-то делом — не самое мудрое решение. Дождись более подходящего случая. С другой стороны, не тяни до последней минуты и не подгоняй их с ответом. Вряд ли они захотят принимать решение наспех. Скажи о своем желании заранее, им будет приятна твоя предупредительность.

Изложи суть дела. Поговори с ними начистоту. Расскажи, чем именно ты собираешься заняться. Ответ: «Я не знаю» — их не удовлетворит, особенно если они хотят знать, какая соберется компания, будет ли там кто-то из взрослых и когда тебя ждать домой.

Правильно к ним относись. Взрослые тебе не враги. Считай, что вы одна команда, ведь, по сути, так оно и есть. Как только ты поймешь, что взрослые на твоей стороне, тебе не нужно будет «отвоевывать» их разрешение, а они в свою очередь быстрее пойдут тебе навстречу. Услышав отказ, спокойно спроси о его причине. Например, если они не разрешают тебе пойти на концерт, узнай, что именно их не устраивает: исполнитель, место проведения концерта, компания или стоимость билета. Избегай высказываний типа «Вы мне не доверяете», «Все, кроме меня, туда идут» или «А родители моих друзей их отпустили!» Пусть взрослые увидят, что ты достаточно зрелый человек, чтобы уважать их решение и поддерживать его. Этим ты приобретешь уважение с их стороны. И возможно, в следующий раз они склонятся к тому, чтобы тебя отпустить.