Программа индивидуального развития

Елена Владимировна Грекова  де Кампос

Предлагаемая програмам индивидуального развития - пример программы подготовки  учебной исследовательской работы слушателя Философской школы Грековой Е.В.; рассчитана на подростка 9 класса сельской школы, занимающегося в Философской школе дистанционно. Результатом работы по программе стала защита работы в Институте философии РАН, на секции философии Всероссийской научной конференции учащихся "Юность. Наука. Культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.ind_.razvitiya_slushatelya_filosofskoy_shkoly.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

               к  программе индивидуального обучения и развития учащегося

                   9 класса,  15 лет,   слушателя эстетико-философского отделения

                                       Философской школы ДДТ г.Хвалынск

       К.Р.  – учащийся 9 класса  сельской средней школы, зачислен в городскую Философскую школу ДДТ в сентябре 2005 года. В основной школе учится успешно, неоднократный призер конкурсов чтецов, интересуется литературой и искусством. При зачислении в Философскую школу избрал отделение эстетики. Начитан, сын сельского учителя, имеет дома хорошую библиотеку. Ярко выраженный гуманитарий. Упорен в достижении цели, самостоятелен, самолюбив. Автобус в село ходит редко, поэтому упор в работе с мальчиком делается на самостоятельную проработку тем. Студийные занятия мальчик может посещать не часто, поэтому индивидуальные и самостоятельные занятия – основной момент реализации программы.

        Программа рассчитана на два года, 148 часов – 74 часа занятий с учителем и такое же время – на самостоятельную проработку тем, носит прикладной характер.  Параллельно с этим проходит подготовка по программе спецсеминара «Юный исследователь» (методология научного исследования), занятия по развитию речи, обучению практике  научного выступления и защите научной работы. По возможности мальчик будет посещать основной курс – «Эстетика» (занятия в группе). Форма занятий – обсуждение проблемы, направляемое преподавателем. Два месяца летних каникул могут использоваться для ознакомления с источниками.

       Программа, разработанная для Р., абсолютно нова по структуре; по содержанию, естественно, базируется на вузовских курсах истории и теории эстетики с учетом интересов учащегося, на самостоятельном изучении (под руководством учителя) источников и литературы. Базовый курс эстетики модифицирован и адаптирован для восприятия хотя и интеллектуально одаренного, но все же мальчика-школьника, не изучавшего общего курса философии. Курс предназначается для формирования интереса к философии и эстетике, к философским проблемам культуры, для формирования и развития вкуса к мышлению, процессу думания, рефлексии.  Курс охватывает комплекс самых важных проблем мировой эстетики и готовит  учащегося в дальнейшем к восприятию базового курса философии культуры.

        Программа призвана решить три взаимосвязанные задачи:

- дать представление об эстетике как особой области человеческого знания, области, занимающейся проблемой человеческого духа,

- помочь систематизировать и самостоятельно выражать свои взгляды на мир и место человека в нем,

- выработать культуру рационально аргументированного и нравственно ответственного отношения к теоретическим и практическим  мировоззренческим проблемам, культуру бережного, творческого отношения к миру, культуре и человеку. Результатом работы должно стать участие мальчика в Российском литературно-философском конкурсе в октябре 2006 года и участие в ХХП Российской научной конференции учащихся «Юность.Наука.Культура» в марте 2007, что подразумевает написание двух философских научных работ. Обеспечение реализации программы – книги из личной библиотеки Грековой Е.В., районной библиотеки, личной библиотеки мальчика, ресурсы Интернета, практическая помощь студентов философского факультета Саратовского государственного университета – выпускников Хвалынской философской школы. После окончания периода обучения, в апреле-мае 2007 г., Р., как и все прочие выпускники, будет участвовать в академических чтениях Школы – уже сам выступать в роли тьютора и лектора для младших учеников, демонстрируя теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные в Школе.

      Программа, разработанная для Р., актуальна сегодня, т.к. рассматривает вопросы эстетического воспитания молодежи и эстетики человеческой бытийности вообще. Потребность в познании и красоте – высшая человеческая потребность. Мы нуждаемся в ориентировке в духовных ценностях жизни. Проблема неоязычества, которая волнует сегодня многих деятелей культуры, должна быть решаема в школе социально, а не теоретически – на уровне сопротивления тенденции примитивизации восприятия действительности. Обеднение духовной и эстетической жизни современной молодежи пугает. Поэтому имеет смысл уделять время и силы разработке подобных программ и курсов, привлечению школьной и студенческой молодежи к научной, исследовательской деятельности в области культуры.

      В качестве теоретико-практического результата работы по программе предполагается написание двух научных работ высокого уровня, формирование умения поиска информации и ее логического и творческого анализа, общее повышение уровня интеллекта, уровня воспитанности, формирование культуры научного общения, умения вести дискуссию, умения обнаружения скрытого смысла, подтекста, формирование и развитие критического мышления с сохранением возможности по-детски радоваться миру. В качестве социального результата планируется включение способного сельского мальчика в активную работу городского научного общества, формирование у него желания и умения работать в научном коллективе в качестве принимающего творческую и организационную поддержку и оказывающего ее младшим товарищам, формирование внутренней свободы, способности к самодисциплине и ответственности, умения планирования и прогнозирования результата.

       

     

                 Индивидуальная программа обучения и развития

                                            К.Р., 9-10 класс,

                      слушателя  эстетико-философского отделения

                 Философской школы Грековой при ДДТ г.Хвалынск

         по курсу «Прекрасный трагический мир: путь к катарсису»

  Введение

Раздел 1. Доклассика и классика

Тема 1. Красота как феномен

Африканские маски. Пластическое чувство и ритмическая композицияю

Наскальные рисунки. Проблема зоны контакта с миром. Реальность нереального

Египетский стиль. Стиль как общность изобразительных приемов. Стиль как единство

Чувственность палеолитического импульса. Ощущение времени как красоты. Безмолвие и звук. Хейрономия. Язык древнеегипетской культуры

Ритм как понятие эстетики и фундаментальный принцип бытия. Л.Мэмфорд. Ритмы злого и доброго по Платону. Ритм как средство обретения душевной гармонии по Аристотелю.

Тема 2. Смысл и очарование мифов

Олицетворение любви в мифе об андрогинах. Любовь, Руссо и Шопенгауэр.

Миф об Изиде

Поэзия чувств в образе Психеи. Афродита и Эрот. «Ригведа»: «Знает он или не знает?»

Музыка, воплощенная в мифе об Орфее. Вергилий и Овидий

Фатальность Судьбы в образе Сизифа. Сизиф греков и Сизиф Камю

Что же рождает ощущение красоты?

Тема 3. Феномен прекрасного

Прекрасное как подражание

Происхождение прекрасного. Прекрасное и красота. Узнавание. Процесс увлекания прошлого за собой. Отклонение от природы

Уникальность человека

Прекрасное в имплицитной эстетике

Прекрасное в эксплицитной эстетике

Вкус. Грасиан, Бате, Вольтер, Берк

Возвышенное в имплицитной эстетике

Возвышенное в имплицитной эстетике

Трагическое. Трагедия как особый жанр. Смерть классической трагедии

Тема 4. Искусство как эстетический феномен в античности

Два бога – два эталона красоты

Дионис – бог торжествующего безумия. Мистерии

Неоценимая ценность устного слова. Сократ, Тевт и проблема ослабления памяти

Красота по-древнегречески. Гармония и симметрия

Нарцисс

Эстетика природы. Композиции с древом мира

Античная пастораль. Дафнис и Хлоя

Красота божественной веры. Христианство и патристика. Н.Бердяев о небесах над античностью

Античная комедия

Античная трагедия

Катарсис. Проблема зрелища. Платон и Аристотель о катарсисе. Плотин. Патристика об экстазах. Фрейд, фрейдизм и психоанализ. Интеллигибельность. Проблема сублимации

Ирония. Аллегория

Культ тела. Мирон и современный бодицентризм

Безобразное

Тема 5. Красота и трансцендентальное в средневековой эстетике

Средневековая эстетика. Августин Блаженный. Фома Аквинский

Человек как ценность. Вл.Соловьев о язычестве. Проблема апостола Павла

Возвышенное в средневековье

Тема 6. Личностная творческая сила Возрождения

Почему постоянно возрождается язычество? Микельанджело и Бордоне. Боттичелли

Петрарка и Лаура. Эстетика Петрарки

Гармония созвучий

Улыбка Джоконды. Бессознательность воспоминаний. Нюансы мадонн

Многокрасочность карнавала. М.Бахтин. Смеховая культура

Тема 7. Воспитательная роль искусства

Эстетико-философская система образования. Виндельбанд и Шиллер

Стиль маньеризма. Абсолютизм и кризис бытия. Неоплатонизм

Стиль барокко. Барочные декорации. Уют

Новые идеалы. Стремление к изысканному чувственному наслаждению

Стиль рококо – последний оригинальный стиль элитарной культуры феодальной Европы

Возвращение к природе. Галантный век.  Английские парки. Отсылка в неопреленное

Классицизм

Красота и добродетель

Тема 8. Вкус и возвышенное в трактовке И.Канта

Феномен прекрасного. Вкус как понятие эстетики. О художественном вкусе

Прекрасное и возвышенное. Прекрасное в природе. Игра

Тема 9. Эстетика Шеллинга и Гегеля

Красота природы. Абсолют и красота

Гегель о романтическом искусстве. Эстетическое чувство. Путь самооправдания искусства

Тема 10. Эстетика мрачной фантастики в романтизме. Юные романтики. «Жрец искусства». Культ художника.   «Ночное сознание». Свободная личность как идеал. Каин Байрона и Демон Лермонтова.

Тема 11. Фантазия и игра. Философия жизни. Фрейдизм и философская антропология

Созерцательное познание. Эталоны красоты в истории. Ф.Ницше и В.Соловьев

Воображение и фантазия. Сила, величие и красота как основы жизни.

Тема 12. Декаданс

Может ли красота спасти мир?

Психическое отключение. «Этюды по современной психологии».

Сдвиги в культуре. Мазохизм

Тема 13. Традиция и модернизм

Примитив. Модернизм. Рембо и Бодлер. Малларме

Эстетика Хайдеггера

Живопись и скульптура. Гойя. Гоген.

Прерафаэлиты

Тема 14. Фантастический гротеск и трагизм. Авангардизм

Экспрессионизм. Голлем. Акмеизм

Футуризм. Культ звука. Мейерхольд. Искусство устного слова

Тема 15. Абсурдизм. Сюрреализм. Дадаизм

Искусство случайных ассоциаций. Камю как певец абсурда. «Магнитные поля» Бретона.

Сальвадор Дали

Авангардная музыка

Тема 16. Импрессионизм и постимпрессионизм

Новые эстетические представления. «Салон отверженных». Моне и Мане. Дега. Непосредственность сцен. О.Уайльд и К.Гамсун.

Постимпрессионизм как второй авангард. Сезанн, Ван Гог, Тулуз-Лотрек. Контур и силуэт декоративного характера. Матисс и человек как статус конструируемой модели. Есть цвет за потопом?

Тема 17. Эстетика постмодернизма

Многообразие стилей. Оборотничество и передергивание. Проблема точки отсчета. Знаменитости на час. Проблема текста.

Симулякр и проблема пустого места. Постмодерн и поздняя античность.  Массовая культура. Проблема превратностей красоты. Надежда на самоисцеление духа

                                      Тематический план 

            индивидуальных занятий по курсу «Прекрасный  трагический мир:

                                       путь к катарсису»   с К.Р.,

       учащимся 9-10 класса, слушателем  эстетико-философского отделения

                     Философской школы Грековой при ДДТ г. Хвалынск,

                                                на 2005-07 уч.гг.

Наименование тем

Кол-во часов занятий с учителем

Кол-во часов самост.

работы

Тема 1. Красота как феномен

5

Африканские маски

1

Наскальные рисунки

1

Египетский стиль

1

Ощущение времени как красоты. Язык древнеегипетской культуры

1

Ритм как понятие эстетики

1

Тема 2. Смысл и очарование мифов

6

Олицетворение любви в мифе об андрогинах

1

Миф об Изиде

1

Поэзия чувств в образе Психеи

1

Музыка, воплощенная в мифе об Орфее

1

Фатальность Судьбы в образе Сизифа

1

Что же рождает ощущение красоты?

1

Тема 3. Феномен прекрасного

9

Прекрасное как подражание

1

Происхождение прекрасного

1

Уникальность человека

1

Прекрасное в имплицитной эстетике

1

Прекрасное в эксплицитной эстетике

1

Вкус

1

Возвышенное в имплицитной эстетике

1

Возвышенное в имплицитной эстетике

1

Трагическое. Трагедия как особый жанр

1

Тема 4. Искусство как эстетический феномен в античности

14

Два бога – два эталона красоты

1

Дионис – бог торжествующего безумия

1

Неоценимая ценность устного слова

1

Красота по-древнегречески

1

Нарцисс

1

Эстетика природы

1

Античная пастораль

1

Красота божественной веры

1

Античная комедия

1

Античная трагедия

1

Катарсис

1

Ирония

1

Культ тела

1

Безобразное

1

Тема 5. Красота и трансцендентальное в средневековой эстетике

3

Средневековая эстетика

1

Человек как ценность

1

Возвышенное в средневековье

1

Тема 6. Личностная творческая сила Возрождения

5

Почему постоянно возрождается язычество?

1

Петрарка и Лаура. Эстетика Петрарки

1

Гармония созвучий

1

Улыбка Джоконды

1

Многокрасочность карнавала

1

Тема 7. Воспитательная роль искусства

8

Эстетико-философская система образования

1

Стиль маньеризма

1

Стиль барокко

1

Новые идеалы

1

Стиль рококо

1

Возвращение к природе

1

Классицизм

1

Красота и добродетель

1

Тема 8. Вкус и возвышенное в трактовке И.Канта

2

Феномен прекрасного. Вкус как понятие эстетики. О художественном вкусе

1

Прекрасное и возвышенное. Прекрасное в природе. Игра

1

Тема 9. Эстетика Шеллинга и Гегеля

3

Красота природы. Абсолют и красота

1

Гегель о романтическом искусстве. Эстетическое чувство

1

Тема 10. Эстетика мрачной фантастики в романтизме. «Ночное сознание»

1

1

Тема 11. Фантазия и игра. Философия жизни. Фрейдизм и философская антропология

2

Созерцательное познание. Эталоны красоты

1

Воображение и фантазия

1

Тема 12. Декаданс

3

Может ли красота спасти мир?

1

Психическое отключение

1

Сдвиги в культуре. Мазохизм

1

Тема 13. Традиция и модернизм

4

Примитив. Модернизм

1

Эстетика Хайдеггера

1

Живопись и скульптура

1

Прерафаэлиты

1

Тема 14. Фантастический гротеск и трагизм. Авангардизм

2

Эксперессионизм. Акмеизм

1

Футуризм. Культ звука. Искусство устного слова

1

Тема 15. Абсурдизм. Сюрреализм. Дадаизм

3

Искусство случайных ассоциаций

1

Сальвадор Дали

1

Авангардная музыка

1

Тема 16. Импрессионизм и постимпрессионизм

2

Новые эстетические представления

1

Постимпрессионизм как второй авнгард

1

Тема 17. Эстетика посмодернизма

3

Многообразие стилей

1

Симулякр

1

Заключение: классика и нонклассика

1

Итого

74

74

       

          Требования  к умениям и навыкам

       Индивидуальная  форма занятий предполагает  тесное слияние  научно-теоретических положений и практической стороны жизни, знаний и умений, абстракций и реальной конкретной повседневности. Психологический климат определяется  умением педагога способствовать  личностному успеху ученика, личным контактом с ним. Мыслительная деятельность,  проходящая на высоком уровне абстракции, напряженность духовных усилий подростка появляются лишь тогда, когда учитываются его индивидуальные особенности, создаются условия для осознания им своих личных  достижений. Педагог должен уметь найти  в каждом высказывании ученика, его реплике, реакции то своеобразие достоинств, которого не увидели окружающие: смелость суждения, независимость мнения, удачность речевого оборота, красоту формулировки. Нет надобности притворяться, фальшивить, потому что не существует мнения правильного или неправильного – есть мнение индивидуальное. Ограниченность времени провоцирует высокую интенсивность занятий, поэтому подразумевается, что ученик придет на занятие возможно более подготовленным, с имеющимися вопросами и возможным подходом к проблеме. Важно также своевременное решение библиографических проблем.

       В  применяемую технологию создания ситуации успеха входят «снятие страха», «авансирование», «персональная исключительность», «скрытая  инструкция», «усиление мотивации», «педагогическое внушение», «высокая оценка детали».

        В качестве конкретных умений, формируемых  в ходе занятий, следует отметить создание конспекта идей, формулирование и оформление набросков тезисов, написание творческой работы и ее защита, получение первых навыков философского думания и ведения научного диалога.  При этом оценивается:  уровень формирования понимания учащимся многообразия жизни и культуры,  уровень анализа учеником собственного жизненного опыта,  умение сопрягать свое мнение с существующими точками зрения, уровень обобщения и  отражения в философских понятиях выявленных явлений и феноменов и их характеристик,  умение найти связь отраженного в научных понятиях явления с жизнью современной культуры.

        Точки  трансферентного контроля:

Темы 1-  4: умение вести конспект,

Темы 5-9: умение делать наброски тезисов,

Темы 10-15: умение   писать творческую работу,

Темы 16-17: умение защищать работу, вести философский диалог.

         Информационное обеспечение

Асмус В.Ф.немецкая эстетика ХУШ века.-М.,1963

Асмус В.Ф.чтение как труд и творчество.В кн: Вопросы теории и истории эстетики.-М.,1968

Борев Ю.Б.Эстетика.-М.,1989

Буров А.И.Эстетика: проблемы и споры.-М,1971

Буткевич О.Красота (Природа, сущность, формы).-Л.,1979

Бычков В.В.Эстетика.-М..2006

Выготский Л.С.Психология искусства.-М.,1965

Гадамер Г.г.Актуальность прекрасного.-М.,1991

Гегель Г.В.Ф.Эстетика.-В 4 тт.-М.,1973

Гуревич П.с.Эстетика.-М,2006

Долгов К.М.Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре.-М.,2004

Камю А.Бунтующий человек.-М.,1990

Камю А.Миф о Сизифе.Эссе об абсурде.В кн: Сумерки богов.-М.,1989

Космизм, персонализи и платонизм в русской религиозной традиции//Экологические интуиции в русской культуре.-М.,1992

Киркегор С.несчастнейший.-СПб,1991

Лосев А.Ф.Очерки античного символизма и мифологии.Т.1.-М.,1980

Лосев А.Ф., Шестаков В.П.История эстетических категорий.-М.,1965

Неопозитивизм в эстетике.-В кн: Современная эстетика.-М.,1989

Соловьев В.с.Общий смысл искусства.Соч. в 2х тт.Т.2-М.,1988

Типология стилевого развития Х1Х века.-М.,1979

Хайдеггер М Искусство и пространствоСамосознание европейской культуры ХХ века.-М.,1991

Шпет Г.Г.Сочинения.-М.,1989

       Литература, использованная при подготовке программы:

Адорно Т.Эстетическая теория.-М.,2001

Аристотель.Поэтика.Риторика.-СПб,2000

Асмус В.Ф.немецкая эстетика ХУШ века.-М.,1963

Асмус В.Ф.чтение как труд и творчество.В кн: Вопросы теории и истории эстетики.-М.,1968

Берк Э.Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного.-М.,1978

Борев Ю.Б.Эстетика.-М.,1989

Буров А.И.Эстетика: проблемы и споры.-М,1971

Буткевич О.Красота (Природа, сущность, формы).-Л.,1979

Бычков В.В.Эстетика.-М..2006

Бычков В.В.Русская средневековая эстетика. Х1-ХУП века.-М.1992

Выготский Л.С.Психология искусства.-М.,1965

Гадамер Г.г.Актуальность прекрасного.-М.,1991

Гегель Г.В.Ф.Эстетика.-В 4 тт.-М.,1973

Гриценко В.П.Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера.-Краснодар, 2000

Гуревич П.с.Эстетика.-М,2006

Долгов К.М.Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре.-М.,2004

История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки.-М.1985-1990,Т.1-5

Каган М.С.Эстетика как философская наука.-М.,СПб,1997

Камю А.Бунтующий человек.-М.,1990

Камю А.Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. В кн: Сумерки богов.-М.,1989

Космизм, персонализи и платонизм в русской религиозной традиции//Экологические интуиции в русской культуре.-М.,1992

Киркегор С.Несчастнейший.-СПб,1991

Лосев А.Ф.Очерки античного символизма и мифологии.Т.1.-М.,1980

Лосев А.Ф.История античной эстетики.-М.1963-1994,Т.1-8

Лосев А.Ф., Шестаков В.П.История эстетических категорий.-М.,1965

Маньковская Н.Эстетика постмодернизма.-СПб,2000

Неопозитивизм в эстетике.-В кн: Современная эстетика.-М.,1989

Постмодернизм и культура.Материалы «круглого стола».-Вопросы философии,1993,№3

Соловьев В.с.Общий смысл искусства.Соч. в 2х тт.Т.2-М.,1988

Татаркевич В.Античная эстетика.-М.,1977

Типология стилевого развития Х1Х века.-М.,1979

Тоффлер Э.Третья волна.-М.,2004

Хайдеггер М Искусство и пространствоСамосознание европейской культуры ХХ века.-М.,1991

Шпет Г.Г.Сочинения.-М.,1989

                                                  Комментарий к программе

       В октябре 2006 года (через год после начала обучения)  обучающийся отправил на Российский литературно-философский конкурс работу о смысле жизни, став Лауреатом конкурса;

      В марте 2007 занял 1 место на секции философии Пятой городской научной конференции учащихся,

      Через неделю защитил свою работу «К проблеме ценности утерянного: катарсис» в Институте философии Российской Академии наук, будучи приглашенным туда в составе Философской школы Грековой; награжден дипломом Лауреата 1 степени  на ХХП Российской научной конференции учащихся. Текст работы как основной прикладной результат работы по индивидуальной программе прилагается.