К проблеме техники написания детской научной работы

Елена Владимировна Грекова  де Кампос

Методическое пособие для  школьников по написанию учебной исследовательской работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

          К проблеме  техники написания детской научной работы

                                            Грекова Е.В., педагог дополнительного образования,

                                            МОУ ДОД «ДДТ» г.Хвалынск,  к.ф.н.

Любая работа имеет свою технику, свою конкретную методику.  Нельзя приняться за работу, не зная ее приемов, особенностей материала, последовательности действий. Несмотря на несомненные успехи учащихся школ в освоении иссле довательских умений и навыков, не секрет, что на практике устойчиво  сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствую щих  установленным требованиям. Типичными ошибками обычно являются замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором или конспектом  научных произведений; замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов; отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутст вием систематического подхода к исследовательской деятельности. Часто вместо рассчитанной на долговременный срок работы  в спешном порядке на конференцию представляется текст, создан ный в краткие сроки по методу «штурмовщины». Имеет место и  неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите ре зультатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения.

По сей день в школах слышно: «Работай сам» -  это называется  объективным учительским подходом. Должна сказать, ни один из учителей-приверженцев этого глубокомысленно-строгого подхода   ничего из себя в плане  обладания исследовательскими умениями сам не представляет, и, хотя я занимаюсь научно-исследовательской  работой детей  уже лет двадцать,  у таких научных руководителей не видела  ни одной стоящей ученической работы. Бывает и другая беда: научного руководителя просто нет. А заняться исследовательской работой хочется, хочется выступить с докладом. Как написать хорошую работу? Как  приблизиться к миру науки?     Знание методики не только облегчает работу, но и углубляет ее – да и, что греха таить, -  ускоряет. Знание методики открывает большую свободу творческому процессу, помогает сосредоточиться. У человека возникает почва под ногами. Появляется уверенность в собственных силах. «Муки творчества» останутся, без них не обойтись – но исчезнут мелкие и крупные страдания от незнания техники работы.

Для начала необходимо  усвоить отличие исследовательской работы от реферата. Для выявления отличий исследования от реферата  всегда лучше  обра титься к этимологии обозначающих слов. Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок ве щей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие  способности личности сопоставлять, анализиро вать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат», напротив, свя зана с понятием «референция», т.е. с реально существующими, уже гото выми для деятельности объектами. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его ос новании новых выводов.

Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель ре ферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту. Суть реферативной работы - в выборе материала из перво источников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оце нок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, су щественного содержится в тексте.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Ре ферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение на выкам грамотного обзора литературы, сопоставление различных точек зре ния по теме.

Следующая необходимая дифференциация касается уточнения поня тий «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися ис следовательской задачи с неизвестным заранее решением. К  элементам исследовательской деятельности относятся методы исследования, наличный экспериментальный материал, интерпретация данных и вытекающие из них выводы. Научно-исследовательская деятельность - вид деятель ности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность - это деятель ность, главной целью которой является образовательный ре зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь - не овладение новыми,  неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

С чего начинается исследование?  Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Однако существующие рекомендации касаются, в основном, не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности.

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного позна ния, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определе ния названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная об ласть», «объект» и «предмет». Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в ко торой находится объект исследования. В школьной практике она может со ответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования -  определенный процесс или явление, по рождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования -  конкретная часть объекта, внутри кото рой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема должна быть сформулирована. Тема  - это  ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, харак терном для данной работы. Формулировка очень важна, потому что будет отражать и стиль, и сущность представляемой к исследованию проблемы, и отразит личность пишущего: мы ведь говорим не о взрослом исследовании, а о детском, и наша задача – не только алгоритмизировать исследовательский процесс, но и очеловечить его, сохранить в большом объеме личностный компонент. И совет начинающим научным руководителям: не портите вкус ребенка, не берите  тем, которые попросту можно списать о существующей литературы. Пусть ребенок всерьез стремится дать нечто науке, а не только брать от нее. Это трудно,  зачастую  нудно, но это новое будет нести печать  мысли ребенка, его и ваших трудов. И только в этом случае зажжется  огонь творчества;  иначе - все впустую, и ребенок не полюбит науки. Любовь – личностное чувство. Т.е . тема должна быть новой, нужной и живо интересующей.

Если вы только начинаете – не хватайтесь за огромную тему – вы ее не поднимете. В школьной практике мне приходилось слышать на уроках,  на выпускных экзаменах по истории такие темы, как «Отечественная война 1812 года»,  «Романовы», «Екатерина Вторая». Это не тема  ученического исследования. Нельзя на 15-20 страницах изложить историю и проблемы Отечественной войны. Тема должна чем-то ограничиваться.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке иссле дования становится этап обоснования актуальности темы. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказыва ет его научный руководитель, ориентирующий начинающего ис следователя в степени проработанности той или иной пробле мы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным.

Обосновывая актуальность  темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Жела тельно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необ ходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях. Увлеченность темой – важное условие ее последующей  успешной разработки. Однако хотелось бы, чтобы соблюдалось еще одно достаточно важное условие: субъективные представления о важности изучения той или иной проблемы должны  совпадать с объективными критериями ее значимости и актуальности. Актуальность работы набирает баллы при оценке работы – это должен знать каждый участник конкурса ученических работ. Но, если вам все равно интересна не особенно актуальная сегодня тема – не печальтесь: вы можете сами сделать ее актуальной. Было бы желание – и вы найдете в полюбившейся теме массу аспектов, которые могут быть актуальными сегодня.

Возникает и другая проблема:  благодаря  курсу  философии или конкретно-социологических исследований кто-либо заинтересовался теорией и методами  системно-структурного анализа, но, по мере знакомства с темой, почувствовал себя не способным справиться с поставленной задачей, т.к. не знает математики. Чтобы избежать такой беды, постарайтесь выполнить следующие условия:

Во-первых, добейтесь четкого представления, в компетенции какой науки (или каких наук) находится избранная проблема, а также какого  профиля и уровня знания потребуются для ее исследования.

Во-вторых,  необходимо получить количественные и качественные характеристики состояния изученности интересующих вас вопросов. Если очевидно, что тема раскрыта предшественниками в общем плане, то следует проанализировать конкретные аспекты ее преломления, т.е. идти вглубь. Если, напротив, рассмотрены конкретные отдельные вопросы, но общая картина вырисовывается неясно, а порой даже искаженно, то следует расширить радиус действия, внести свои коррективы в научную разработку проблемы. Эта установка многократно оправдала себя в научной практике.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление свя зано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать но вые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей. Т.е. можно представить проблему как  противоречи вую ситуацию, требующую разрешения. Разрешение этого противо речия самым непосредственным образом связано с практической необхо димостью.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в ис следовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, на правление научного поиска.

Нужно сказать, исходя из опыта, что на  начальном  этапе работы не всегда можно точно определить тему ис следования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого не обходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется и изменяется. Бояться этого не нужно.

Для вас начинается этап изучения научной литературы и уточнения темы. Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме -  безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить  ориентиров. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в лите ратуре. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

Первичную литературу обычно указывает руководитель. Но необходима и личная работа школьника – он должен научиться пользоваться предметными картотеками,  каталогами, клас сифицированными по темам. Существу ют специальные книги-указатели библиографии, которые содер жат нужный  материал. Если тема историческая, то, собирая исторический материал, необходимо обратиться и к  документальным материалам, первоисточникам - публикациям официальных документов, воспоминаниям современников,  переписке, архивным ма териалам. Для философа первоисточники – произведения. Выводы исследователя базируются на первоисточниках.

Помощь в выяснении степени изученности темы могут оказать перечни и обзоры актуальной проблематики по тем или иным научным дисциплинам, публикуемые в научных журналах. Здесь возникает проблема научного руководителя и его уровня, совместимости его и ребенка  интересов,  умения сосредоточить  внимание на важной проблеме, соответствующей  наклонностям и творческому потенциалу, владеющего нужной  информацией и ключами к ней.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ  общего характера, т.е. таких, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко торым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециально го материала. Данные каждого издания желательно  заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке. В первую очередь школьникам следует ознакомиться с традиционными вузов скими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь со брана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может по мочь вашему ученику в поиске и составлении собственного списка. Кроме этого, в учебниках обычно указываются основные монографии по вопро су, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы. Если тема оригинальна и нова – придется сразу начинать с первоисточников и  спецлитературы.

Когда вы определились с темой исследования,  составляется своеобразная программа организации труда, которая предусматривает стадию выявления, сбора и первичной систематизации материала, основные этапы его обработки, ориентировочные сроки его написания. Эта программа может впоследствии частично корректироваться или  существенным образом изменяться. Но иметь ее совершенно необходимо, чтобы избежать одной из наиболее типичных  ошибок, подстерегающих молодого исследователя, - чрезмерного увлечения сбором источников, из-за чего сокращается время на анализ и обобщение материала. Учитывая, что хорошая ученическая работа пишется  пять-шесть  месяцев (курсовая или дипломная, кстати, так же), приведем возможный вариант работы, например, над условной темой «Воля к власти как освобождение от одиночества предельного бытия»:

1. Ориентирование в теме

- работа со справочными изданиями,

- знакомство с  общефилософскими трудами,

-  составление предварительной библиографии                            1   неделя  

2. Изучение источников  

Бердяев Н. О назначении человека

Бубер М. Два образа веры (особенно часть «Проблема

человека»)

Ницше Ф.Воля к власти

Ницше Ф. Так говорил Заратустра

Фромм Э.Душа человека

Хайдеггер М.Время и бытие (особенно часть «Европейский

нигилизм)

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление                              2   месяца

(учтите, что здесь – только минимум, литературы будет

 значительно больше!)

3. Составление списка, изучение и конспектирование

 критической литературы                                                                 1 месяц

4. Выявление основных аспектов темы, составление

 подробного плана-проспекта исследования                                  еще пару недель

5. Написание первой главы («Воля к власти

    над миром», например)                                                                 2 недели

    Написание второй главы («Воля к власти

    над собой»)                                                                                     2 недели

6. Написание Введения и Заключения                                             1 неделя

7. Составление библиографического списка                                   1 день

8. Оформление работы                                                                       1-2 дня

Разумеется, предложенный план условен, он лишь приближенно отражает ход работы, поскольку не учитывает весьма вероятное совпадение стадий работы по срокам выполнения. Работа над источниками часто идет параллельно с  изучением критической литературы, составление библиографии явно не заканчивается на первом этапе, а список литературы и источников можно отрабатывать параллельно печатанию глав. В этом случае наиболее соответствует реальному ходу работы сетевой график.

План исследования составляется тогда, когда  уже в общих чертах  ясна его модель. Для каждой работы план индивидуален, но обязательно учитывает критерии структуры научных трудов.

Основой структуры является ее трехчастное построение – введение, основная часть, заключение. Основная часть может состоять из двух глав; главы могут состоять из двух-трех параграфов, но желательно, чтобы главы были примерно равны по объему и состояли из одинакового количества параграфов. Если параграфы наличествуют, дальнейшее членение на подразделы не приветствуется.

Работая с литературой по теме, ребенок должен овладеть различ ными типами чтения, предполагающими различную степень глубины про никновения в материал.

 Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, ко гда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или па раграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Совсем не обязательно тщательно изучать весь предварительный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе, отпугивая многих неподъемностью. Не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а не со студентами.

Необходимо научиться  ориентироваться в структуре издания. Вот ее некоторые характерные элементы с соответствующими им функциями:

 заголовок в научной литературе указывает на тему;

 аннотация расположена на обороте титульного листа и представ ляет содержание работы;

 оглавление содержит план изложения темы – это  путеводитель по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;

 предисловие излагает задачи, поставленные автором; более под робно характеризует структуру издания и ориентирует в ней чита теля. Оно предваряет изложение основного материала и дает уста новку на его восприятие;

 послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

 справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам которые нуждаются в пояснении. Этой информации бу дет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкрет ной работы тот или иной текст.

 Ознакомительное  или выборочное чтение помогает в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и со поставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

  Изучающее чтение -  активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения ма териала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспри нимать информацию. Целъ изучающего чтения - получение необходимой информа ции; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные вопросы.

Если вопрос вам  еще мало известен, начинать все же лучше с той книги или статьи, которая дает наиболее общий и полный обзор современного состояния вашей темы в науке. Уяснив себе это,  переходите к главному первоисточнику, а затем необходимо вновь  отправиться  к отобранной литературе - знакомиться с нею. Мож но затем вновь повторить этот тур, читая исследовательскую ли тературу и первоисточники. Иногда дают совет знакомиться снача ла со всей исследовательской литературой, а затем с источника ми. Это не дело – и это скучно: чем раньше изучены хотя бы  основные первоисточники, тем легче и глубже (одновременно!) будет  чте ние. Попробуйте все же установить для себя порядок чтения – и дело пойдет энергичнее.

Перед тем, как начать читать, я бы посоветовала  взять  чистый лист бумаги и с карандашом в руках подумать о том, как вы представляете себе вашу тему в ее общем содержании, в ее общей структуре? Как и что вы сейчас думаете о ней? С какого уровня начинаете работу? Каким видится вам ее план? Проэкзаменуйте себя. На первых порах набросайте на лис т бумаги для самопроверки предлагаемый вами план вашей работы – главы, разделы, условные части. Постройте условное «оглавле ние» еще ненаписанной работы, дайте перечень вопросов, из ко торых она состоит. Потом вы, может быть, улыбнетесь или  посмеетесь над этим планом. Но  функцию свою он выполнит: он породит вопросы, вскроет отсутствие знаний и информации по определенным направлениям. Вопросы в нау ке - это магнит, притягивающий к себе знание или хотя бы све дения о пути к нему.

Нет нужды записывать все возникшие вопросы, вы их все рав но не забудете. Но можно записать  основное. Вопросы в этот момент работы возникают и сменяются быстро -не трогайте их темпа, дайте им свободу движения.

Имейте в виду, книги молчаливы для читателя, не имеющего к ним вопросов. Книги надо опрашивать, тогда они отвечают. С книгами надо разговаривать.

Целесообразно посоветовать также создавать своеобразный «банк данных» по теме  работы. Важно делать выписки всего, что может  пригодиться: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Я предпочитаю карточки и записи на отдельных листах. . Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать имен но тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуаль ным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ас социативных связей: можно делать выписки в виде конспектов;  для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал; для третьих - выписывать исключительно цитаты. Советуют  нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда  картотека разрастется. Я не настолько упорядочена; кроме того, информация, внесенная на карточку, может пригодиться и для другого раздела, поэтому я просто пишу в углу подраздел темы. Карточки  лучше делать одинаковыми по размеру и заполнять с одной сторо ны. По избранному  формату под бирается и ящик, в котором карточки должны неплотно стоять так, чтобы их можно было перебирать, просматривать. Ящиком может служить и обыкновенная коробка, подходящая к избранному формату карточки.

Теперь начинаем читать. Сначала напишем «библиографичес кую карточку» на книгу или статью, которую  собираетесь чи тать. Это надо делать перед началом чтения каждой новой книги или статьи. По правилам библиографии надо записать сначала фамилию и инициалы автора, потом заглавие и подзаголовок про изведения, место и год издания. Для журнальных статей после заглавия и подзаголовка пишут название, год и номер журнала и страницы, на которой напечатана статья. Таким образом, у вас начнет составляться важный отдел: перечень привлеченной литера туры.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию ма териала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную ин формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужи ми работами как отклик на них. Первой - библиографической - карточкой открывается в вашей картотеке от дел «привлеченной литературы».

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, иссле дователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от ветственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна быть проверяемой;  содержать предположение;  быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам: если в переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение», то в  современной научной практике гипотеза оп ределяется как научно обоснованное предположение о непосред ственно наблюдаемом явлении.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конст рукции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. та кие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формули рования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше со ставить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

За выработкой гипотезы начинается следующий этап - определение цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. На практике  все этапы могут протекать параллельно, перекрещи ваться и  меняться местами в зависимости от конкретной ситуации. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы дан ного вида деятельности.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по кото рым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы дос тичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее ти пичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо мерностей; создание классификаций. Формулировку цели  также можно представить различ ными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Можно поставить целью: выявить..., установить…,  обосновать..., уточнить..., разработать... . Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения постав ленной цели и проверки положений сформулированной им гипоте зы выделяет конкретные задачи исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описа ние их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели ис следования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наи менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

И опять возвращаемся к записям, к карточкам, к чтению. Уже на первой странице книги или статьи может быть  нужная для  ребенка информация - важный факт, необходимые цифры, интересующие архивные данные, любопытная формулировка, перечень нужных имен. Не стоит сразу хватать карточку, чтобы записать нужное. Еще рано. Дальше может встретиться еще более богатая информация по тем же вопросам, перекрывающая первую, более подробные перечни, более точные формулировки. Надо вни мательно прочесть сначала всю статью (в иных случаях просмотреть), не «кусочками», а цельно, с начала до конца, чтобы полу чить о ней точное общее представление. Но чтобы потом не ис кать нужный материал вторично, нужно сразу вкладывать закладку – и подписывать ее сверху.  Приступая к выпискам по окончании чтения, вы вернетесь к отмеченному месту, чтобы записать нужное. Можно просто обозначать на отдельном листке номера страниц, на которых находится нужная информация, а для большей быстроты нахождения после цифры на пишите одну из букв: в, с, н, что означает: в - верх, с - се редина, н - низ страницы. Учитесь экономить время.

Вы прочли книгу, получили от нее много ответов на интересующие  вопросы. Рождаются новые мысли. Вы уяснили себе многое из того, что было ранее неясным. В нескольких местах  с книгой можно поспорить. Детская научная работа живет и развивается в  сознании. Необходимые листы лучше  не списывать целиком, а  ксерокопировать или сканировать и хранить  в отдельных папках, а в общей  картотеке ставить коро тенькие справочные карточки, указывающие, на каком листе ксе рокопии искать нужную цитату, нужные листы первоисточника. Такая справочная карточка на архивный материал или материал первоисточника идет в  общий картотечный ящик.

Не надо громоздить весь материал  на одной карточке. Научитесь мысленно делить материал на  внутренние компоненты. Учитесь записывать своими словами, а не переписывая чужой текст! Надо учиться находить свои слова, сжимать в них материал. Когда соберется много материала из разных книг или даже из одной, классифицируйте его по отделам. И поставьте в кар точный ящик в порядке предполагаемых глав. Это очень важный и  очень приятный момент работы. Собранные карточ ки могут привести к решению изменить названия ранее намечен ных отделов или создать новые. Меняйте, переставляйте сколько нужно раз. Мобильность, передвигаемость материала - великая вещь! Карточная система тем и хороша, что может гибко отра зить ход размышлений.

Карточка, самая лаконичная, держит в себе массу  ассоциаций. Она, образно говоря, гроздь  винограда. Вы берете одну, а за нею поднимается це лая гроздь ягод. Идет работа  мозга, тема живет и раз вивается в  сознании.

Есть особого типа карточки, очень ценные, -  соб ственные мысли исследователя, выводы, переработка материала в  созна нии,  возражения против  авторского утвержде ния. Учитесь записывать их обязательно на от дельных карточках, классифицировать и ставить в соответствую щий отдел! Все это вместе взятое уже создает основу изложения доклада, работы  в письменном виде. Чтобы выделить такую кар точку из предшествующих, отчеркните цветным карандашом ее пра вый нижний уголок, где обычно  ставите сокращенное название автора и номер страниц. Это - уже ваша личная карточка. Можно сделать такие карточки и из бумаги другого цвета.

Научитесь чаще пересматривать  карточки, продумывая их, сопоставляя, переставляя, когда надо, из одного отдела в другой. Это - необходимая для серьезного работ ника школа. Учиться хорошо писать, владеть пись менным научным изложением - большое искусство. Составляя кар точку «своими словами»,  вы учитесь. Трафарета здесь нет, но для «узнавания»  при перечитывании важны  «вид» и «ритм». Прежде все го, откажитесь от «тетрадочного» написания строк, монотонно перебегающих с предшествующей строки на следующую, как в обыч ном конспекте или письме. Карточки - не тетрадь, а носитель «отдельной мысли», отчетливой «крупицы знания». Запись долж на (как стихи!) иметь вокруг себя «воздух» и быть «расчленен ной», как бы «отчеканенной». Вы  начнете «узнавать» свои карточки с единого взгляда, если примените к ним некоторые простые правила.

Вслушайтесь в живую речь человека, в чтение  артис тов художественной прозы или в речь оратора; вы почувствуете сразу, что слова не живут отдельно одно от другого, - они во фразе складываются особыми «гнездами», это всегда слышно и в ритме речи. Карточка, так написанная, будет держать ритм мысли, ей будет присуще движение. Когда слов  бо льше,  запоминается труднее.

Уже после чтения первой книги и обработ ки карточек вы можете, как уже сказано, перечитать вместе все кар точки, их проклассифицировать по подотделам вашего первичного плана работы. Вы уви дите, что он уже устарел. Вы его обновляете, совершенствуете. Не советую ждать, пока кончится чтение всей намеченной литерату ры и соберутся все карточки. Работа мысли требует более ран него начала классификации. Здесь  раньше - лучше и богаче, чем позже.

Решив классифицировать накопившиеся карточки, прочтя пер вичный план и посмеявшись над его ошибками, вы напишете новый, более зрелый вариант плана, названия основных рубрик которого - отделов текста - делаются теперь на выступающих верхних частях карточек, называющихся карточками-разделителями. Веселее, когда эти карточки цветные, - тогда они отчетливее видны. Их можно самим нарезать из картона. На выступающей части самой большой, более высокой (сантиметра на 1,5), вы пишете название работы. Затем классифицируете все собранные карточки по гла вам и ставите за  разделители, на выступающей части которых пишете номер главы или отдела и название.

За разделителями собирается, таким образом, материал всех частей вашей работы. Важно делать такие пробы раньше, - общий вид классифицированного материала дает понятие об объеме от дельных глав, ставит вопрос об их взаимоотношении. Перечитывая расставленные карточки подряд, вы отчетливее заметите пробелы, недоделки, увидите, где и что надо доработать. С другой сторо ны, вы яснее замечаете все новые ответвления темы, иной раз ор ганизуете новые главы или почувствуете необходимость отказать ся от некоторых подотделов или перевести их в другие места. К кон цу работы такие замыслы определеннее, хорошо мотивируются, идет улучшение работы, вы чувствуете, что техника вашего труда согла сована с законами творческого мышления. Вам легче работается.

Нет нужды «приказывать» себе думать - вам думается о та ком-то вопросе, работа мысли получает самодвижение. Хотите вы этого или нет, мысли о теме не покидают вас. Вы охвачены ими и чувствуете, что процесс работы идет в вас как бы сам собой. Разумеется, состояние увлече ния трудом рождается не от скромной техники научной работы или от довольно простой методики. Но в том и дело, что обе они живут в  согласии с ходом творческого, исследовательского процесса. Они не мешают ему, а по мере сил помогают, облегчают заботы о спосо бах хранить уже созревшее или подойти к новому этапу работы. Детей всегда пугает объем.  Карточная система снимает беспокойство  о том, что ма териал в беспорядке. Уменьшается суета, которая нередко возникает в связи о поиска ми потерянного и неизбежности вновь повторять уже проделанную работу.

Когда же, наконец, период чтения и составления карточек закончен, карточки тщательно расклассифицированы по отделам, каждый отдел озаглавлен - вы отчетливо видите все заглавия, смотря на карточный ящик, стоящий на столе. Внутри отделов  материал идет в порядке той логической связи, руководствуясь кото рой вы будете излагать работу  письменно на бумаге.  Перебираете карточки одну за другой, проверяя, есть ли логическая связь,  и представляете  себе ясно, каким будет письменное изложение. Несколько карточек вы переставите, добиваясь лучшей логической последовательности, несколько других «от себя» напишете вновь и поставите в нуж ные места, где они дополнительно укрепят тему. Работа, в принципе, готова.

В качестве заключения можно сказать то, о чем методисты говорят с самого начала: о методах. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования должен был  быть этап определения методов исследования. Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навы ками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного по знания и применении традиционных для научной практики логических зако нов и правил.

Что заключает в себе понятие метода? Метод - это способ достиже ния цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в ус пехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специ альные.

Применения специальных методов решения требует большинство спе циальных проблем конкретных наук. Они определяются характером иссле дуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их при менение требует уже значительной подготовленности.        Теоретические методы – это  моделирование, которое  позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практиче ские действия с «заместителем» этого объекта - моделью; это  абстрагирование, которое  состоит в мысленном отвлечении от всего несу щественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Это  анализ и синтез. Анализ -  метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследо вания - изучение специальной литературы по теории вопроса. Это -  восхождение от абстрактного к конкретному, которое  предполагает два услов но самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчле няется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

Помимо специальных методов, характерных для определен ных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках - от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эм пирические методы, математические методы. Обо всем этом много пишут, поэтому скажу коротко.  К эмпирическим методам относят:

- наблюдение;  представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его пред метную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;

-  сравнение, которое позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;

- эксперимент, который  предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их оп ределенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

К математическим методам относятся: статистические методы; методы и модели теории графов и сетевого моделирования;  методы и модели динамического программирования; методы и модели массового обслуживания; метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

К вопросам, в разрешении которых необходима по мощь педагога, относятся, безусловно,  отбор необходимых методик исследования и  ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традици онно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Для овладения основными методами, которые будут применены в ис следовании, необходимо пройти подготовку, например выполняя специаль ные упражнения. Данные упражнения желательно вписать в схему общей подготовки к проведению исследования. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует собственно практической работе и является его необходимой предпосылкой. Но я бы не советовала огорошивать себя теоретическим изучением пакета методов – все придет постепенно: мы учимся в деятельности. Мы, безусловно, должны указать во введении работы применяемые исследователем методы, но я бы не стала в работе с детьми зацикливаться на этом. Просто постарайтесь  понять их суть.

И, что касается самих характеристик статьи, в форме которой мы обычно оформляем результаты  исследования в области гуманитарного знания. Статья – это  самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собствен ные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста науч ного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументиро ванному доказательству в основной части. В заключении статьи помещают ся выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное. Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по резуль татам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

После того как главы сформи рованы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию. Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, раз бираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа. Внимательно прочтите сформулированные выводы по главам и  итоговые выводы: нет ли в них противоречий, тавтологии, неувязок. Проверьте, соответствуют ли полученные результаты тем задачам, которые вы обозначили во введении.

После этого  вернитесь к написанию (корректировке) введения к работе. Не секрет, что в школе в качестве начального этапа требуют  написания введения. Это не верно. Нужно учиться  правильной и реальной технике работы. Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Оно  должно включать в себя формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет: цель, задачи; гипо тезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы. Работая впервые, практически невозможно написать введение сразу, в начале работы. Поэтому не пугайтесь некоторой его корявости: вы поправите текст введения по окончании написания работы.

При оформлении работы за титульным листом помещается оглавление. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, если они наличествуют,  заключение, библиографический список, приложения.

Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, про стейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы -  своеобразный композиционный прием, позволяю щий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

Основная (содержательная) часть работы, если она делится на главы, содержит две  главы. Глава 1 обычно содер жит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те мы исследования; глава 2 описывает практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Если во введении был дан подробный анализ литературы, возможно содержание глав уже по новому материалу.

После заключения помещается  библиографический  список. Он представ ляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположен ных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллек тивных трудов без указания авторов на титульном листе. Составление библиографического списка требует особой точности.  Справочную литературу  следует поместить ниже.

В список литературы входят все использованные в работе источники. Их переносим в список с карточек.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; место издания; год издания. Например:

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб,2005

Честертон Г.К. Вечный человек.- М.,1991

Во взрослых работах дополнительно указываются издательство и количество страниц.  Все названия городов, кроме Москвы и Петербурга, пишутся без сокращения.

По окончании работы проверьте правильность цитирования. Допустимо выставление и концевых сносок, и сносок внизу страницы. Нумерация цитат идет по возрастающей, начиная с единицы. Инициалы пишутся после фамилии автора, кавычки в названии книги не ставятся. Буква «г», означающая год издания, не ставится.

 Успехов!