Адаптация детей к ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система авторских наработок
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОУ
Автор-составитель
Зубкова Е.А.
Пояснительная записка
Почти в каждой семье, где родился маленький человечек, с наступлением его детсадовского возраста возникает вопрос, отводить ребенка в детский сад или воспитывать дома. Если раньше трехлетний возраст был обусловлен окончанием отпуска по уходу за ребенком и волей-неволей приходилось вести ребенка в детский сад, теперь, когда жестких юридических ограничений нет, можно подойти к решению этой проблемы более ответственно, исходя из интересов ребенка.
Здоровый трехлетний малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретенные к этому времени навыки самостоятельности позволяют быть достаточно независимыми. Однако многим детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. Дети испытывают трудности адаптации к условиям детского сада.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.
Одной из главных задач в работе психолога ДОУ является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и физиологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы
по-настоящему понимать меру воздействия на ребенка окружающего его мира, понимать, что чувствительность его настолько велика, что любое травмирующее воздействие может привести к патологическим последствиям в развитии психики ребенка.
К трем годам (при успешном преодолении кризиса третьего года жизни) ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Целеустремленно стараясь реализовать свои замыслы, ищет поддержки и одобрения взрослых. У него появляются чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью впитывает поведение взрослых. Ему свойственны в этот период подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость.
Малыш в этом возрасте не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру.
Поэтому, когда такой ребенок приходит в детский сад, необходимо создать все условия для того, чтобы процесс его адаптации прошел как можно более успешно, необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
В связи с этим в детском саду активно ведется работа по преодолению трудностей, возникающим в процессе адаптации. Разработан специальный план посещения ребенком детского сада в первый месяц. Проводятся развивающие занятия, помогающие успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
План посещения ребенком детского сада в первый месяц пребывания
1-й день: Театрализованное представление с участием педагогов, в ходе которого детей знакомят с группой, воспитателями, с жизнью детского сада. В конце детям предлагается угощение. В процессе представления родители находятся рядом.
2-й день – 5-й день: Посещение детей детского сада в укороченном режиме (с 7.00 – 11.00). Дети постепенно привыкают к группе, сверстникам, воспитателям, к процессу пребывания в детском саду. В этот период важно, чтобы родители не опаздывали, забирали вовремя, как обещали утром, чтобы у детей не возникало ощущение, что их забыли в садике.
6-й – 10-й день: Посещение детей детского сада в укороченном режиме (с 7.00 – 13.00). В этот период дети продолжают привыкать к условиям детского сада, но уже остаются на обед.
с 11-го дня и далее детей начинают оставлять на сон (это происходит в зависимости от психологического состояния малыша: может ли он уже оставаться или ему еще надо привыкнуть).
Система занятий с детьми в период адаптации
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи занятий:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Занятия проводятся в первый месяц пребывания ребенка в детском саду и на протяжении всего учебного года, так как дети нередко болеют, а также происходит пополнение группы вновь поступающими детьми.
Занятие №1
Божья коровка
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики руки; развитие зрительного восприятия; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы)
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте ребята! | Здравствуйте! |
Встреча с божьей коровкой | Смотрите ребята! Кто это к нам в гости сегодня пришел? | Божья коровка (если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет божью коровку) |
Давайте поздороваемся с ней. | Здравствуй, божья коровка! | |
А теперь давайте посмотрим какая она красивая! Какого она цвета? А какая у нее форма? А какой она у нас величины? | Красного Круглая Большая (если у детей возникают трудности с ответом, психолог помогает, называя цвет, форму или величину) | |
Игры с божьей коровкой | Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать! (психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими одновременно) | Да (вслед за психологом ловят жучков) |
Давайте теперь разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку | Давайте (медленно разжимают кулачки вслед за психологом) | |
Вот ваш жучок! Подставьте ему обе ладошки | Дети соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка | |
А теперь давайте отпустим наших жучков, пусть они летают. (психолог рассказывает потешку и показывает движения) Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого! | Давайте Дети повторяю движения за психологом Ритмично покачивают ладонями. Делают взмахи. перекрещенными кистями рук. Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем. | |
Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием | Дети дышат на ладошки | |
Согрелась наша божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки | Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. | |
Заключительная часть | Ну вот, улетела наша божья коровка. Как вы думаете куда она полетела? Правильно. У нее там детки ждут ее. А хотите, чтоб она к вам еще раз прилетела? Ладно, я ей скажу. А теперь пришла пора прощаться. До свидания! | Домой Да, хотим До свидания |
Занятие № 2
Семья божьих коровок
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики руки, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия; развитие умения сравнивать предметы по величине; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: Игрушечные божьи коровки (большая и несколько маленьких); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы и т.д.; черная краска для рисования пальцами или гуашь; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка)
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте ребята! | Здравствуйте! |
Встреча с божьей коровкой и ее семьей | Помните ребята к вам прилетала божья коровка. | Да |
Посмотрите, она снова прилетела, но не одна а со своими детишками. Вы рады? | Да | |
Давайте посмотрим, похожи ли детки на свою маму Какого они цвета? Какой формы? А какого размера? | Давайте Красного Круглые Маленькие | |
Ну что похожи детишки на свою маму? | Да | |
Нет, ребята, не совсем похожи. Мама божья коровка – большая, а ее детишки – маленькие. Правда | Да | |
Игры с божьими коровками | А вы знаете, мне кажется божьи коровки хотят с вами поиграть? Хотите? Они предлагают вам тоже превратиться в божьих коровок и полетать с ними. Давайте попробуем | Да Давайте |
Мы вокруг себя кружились И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. | Кружатся Показывают названные части тела | |
Замечательно! А теперь давайте поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Игра повторяется 2-3 раза. Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух и они полетели. Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! | Дети встают на четвереньки и ползают по полу Дети переворачиваются на спину, шевелятся расслабленными ногами и руками Дети снова встают на четвереньки и ползают. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. Дети бегут в объятия к психологу. | |
Молодцы ребята. Вам понравилось? | Да | |
Смотрите, что нашли у вас божьи коровки. Они хотят с вами поиграть (перед детьми кладутся парные игрушки, различающиеся по величине: большие и маленькие машинки, матрешки). Хотите? Тогда давайте найдем маленькие машинки для наших маленьких божьих коровок. Нашли? Молодцы! А теперь давайте найдем большую машинку для мама божьей коровки. Нашли? Молодцы! | Да Давайте Да Давайте Да | |
Как вы здорово справились! Нашим гостям очень понравилось. А теперь давайте как попробуем нарисовать наших божьих коровок. Какие они у нас по форме? Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая. А теперь дорисуем их на листе бумаги (детям раздаются краски и листы с изображением божьих коровок) Нарисуем черные точки на спинах божьих коровок. | Круглые Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети садятся за столы Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску и закрашивают круги на спинах божьих коровок | |
Заключительная часть | Ой, ребята молодцы! Нашим гостям очень у вас понравилось. Но им пора улетать. Пришла пора прощаться! До свидания! | До свидания! (машут ручками |
Занятие № 3
Листопад
Задачи: Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышение двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; развитие речи, воображения, творческих способностей
Материалы: Большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); краски; лист с изображением осеннего пейзажа (на каждого ребенка)
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте ребята! | Здравствуйте! |
Прогулка в осенний лес | Ребята, давайте посмотрим, что происходит за окном. А какое у нас время года? кто знает. А какие приметы осени? | Светит солнце/пасмурно, идет дождь Осень (если дети не называют, психолог сам говорит, что за окном осень) Желтые листики, опавшие листики, пасмурное небо (если дети не говорят, за них приметы осени называет психолог) |
Давайте представим, что мы идем гулять в осенний лес | Давайте Дети встают в колонну | |
Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно Зашагали ножки: топ-топ-топ Прямо по дорожке: топ-топ-топ Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают. Игра повторяется 2-3 раза. | Идут друг за другом Бегут, стараясь не обгонять друг друга | |
Вот пришли мы в лес. Давайте поиграем в игру «Дождик и солнышко» Давайте пособираем листочки Включает кассету со звуками дождя или дается команду «Дождик!» Можно барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» Игра повторяется 2-3 раза | Давайте Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Дети бегут под большой зонт, и прячутся, чтобы всем хватило место. Дети выбегают из-под зонта | |
Молодцы, ребята! А теперь представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат, шуршат, Скоро станет голым сад. | Дети изображают полет листьев, плавно движутся под музыку. Кружатся, изображая листочки Подбрасывают листочки вверх Ходят по листочкам Ложатся на пол и слушают музыку | |
А теперь давайте вернемся, сядем за столики и нарисуем наши листочки (детям раздают краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа) | ||
Заключительная часть | Молодцы, ребята! Какие листочки! Вам понравилось? Ну, пора нам прощать. До свидания ребята! | Да До свидания! |
Занятие №4
Мячик
Задачи: Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и тексом стиха; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы: большой красный и маленький синий мяч; матерчатый мешочек, маленький мяч и кубик для мешочка (соразмерные по величине)
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте! |
Игры с мячом | Посмотрите, что я вам принесла. Что это? Давайте определим его величину, цвет и форму Покажите рукой форму мяча | Мячик Давайте Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. |
Давайте сядем вокруг мяча и расскажем ему стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался в скач, Желтый красный, голубой, Не угнать за тобой…» А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Аня ты будешь мячиком какого цвета? А ты Вова? и т.д. Я буду играть с мячами – легонько до вас дотрагиваться, а вы будете прыгать, как мячики. Зачитывает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. На слова «Не угнаться за тобой» Игра повторяется 2-3 раза. | Все садятся вокруг мяча, кладут на него ладони, повторяют стихотворение и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой Желтого Красного Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте Дети убегают от психолога, либо разбегаются и прячутся по группе | |
Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глазки, а мячик спрячется. Открывайте глазки, давайте найдем мячик | Дети закрывают глаза Открывают глазки и начинают искать мяч и найдя говорят, где он спрятался. | |
Ой, как здорово! Молодцы! А смотрите кто к нам еще прикатился. Кто это? А какой он? А давайте посмотрим чем он отличается от нашего красного мячика (показывает им два мячика для сравнения) Правильно! А теперь давайте возьмемся за руки и изобразим сначала маленький наш мячик, а потом большой. Ой, какие молодцы! | Мячик Синий Синий – маленький; Красный – большой Дети выполняют задание | |
А смотрите, что я вам еще принесла (показывает матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.) В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек. | Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличают его от кубика | |
Заключительная часть | Ну вот, ребята, наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания! | Спасибо До свидания! |
Занятие № 5
Чебурашка
Задачи: Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик); Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения
Материалы: игрушка Чебурашка (кукла бибабо); игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанным к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла для каждого ребенка
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте ребята! К нам в гости едет Чебурашка (раздается «гудок паровоза» и въезжает чебурашка на паровозике). | Здравствуйте! |
Чебурашка (слова произносит психолог) обращается к детям: - Здравствуйте, дети! Я веселая игрушка, а зовут меня…. Ребята, давайте поможем нашему гостю скажем как же его зовут. - Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозике прокатиться? | Дети хором произносят: «Чебурашка!» Мы | |
Путешествие в страну развлечений | Паровоз, паровоз, маленький блестящий, Он вагоны повез, будто настоящий. Кто едет в поезде? Плюшевые мишки, зайки пушистые, Кошки да мартышки! | Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и читают стишок. |
Ой, смотрите, мы приехали в страну игр и развлечений! Хотите покататься на карусели? А у вас билеты есть? Тогда получите: девочки – желтые, мальчики – синие. Чебурашка раздает детям билеты. Девочки получают желтые прищепки, а мальчики – синие. Чебурашка обращается к детям с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?» Чебурашка показывает «карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают с цветом их билета. Психолог и чебурашка рассказывают потешку и показывают движения. Еле-еле, еле-еле, зевартелись карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз, два, раз, два! Закружилась голова! Игра повторяется 2-3 раза. Направление кружения каждый раз противоположное. | Ура! Да Нет Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду У меня желтый билетик, потому что я девочка. У меня синий билетик, потому что я мальчик Дети выбирают себе ленты и называют их цвет. Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Идут медленно. Идут быстрее. Бегут Переходят на шаг. Останавливаются. Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево. Делают вращательные движения головой. | |
Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть. Психолог и Чебурашка рассказывают потешку и показывают движения. Прыгай, прыгай веселей! Прыгай, прыгай побыстрей! Вверх, вниз, вверх, вниз! И немного покружись! Игра повторяется 2-3 раза. Раздается «гудок паровоза». Ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь скорее в вагончики. Поехали! | Дети выбирают игрушки и подходят к психологу. Дети повторяют за ними Прыгают с игрушками в руках Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол. Вытягивают руки с игрушкой вперед и кружатся на месте. Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно едут. | |
Заключительная часть | Вот мы и вернулись, ребята, обратно к нам в детский садик. А нам с Чебурашкой пора прощаться. До свидания! До новых встреч! | До свидания! |
Занятие № 6
Мыльные пузыри
Задачи: Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: набор для надувания мыльных пузырей; магнитофон и кассета с записью плавной мелодии; мячи для подсков (хоппы).
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте! |
Игры с мыльными пузырями | Смотрите, ребята, что я вам принесла! Знаете, что это такое? Давайте попробуем их надуть Получается? Хорошо! А теперь понаблюдаем за нашими пузырями. Сколько пузырей я надула? Какой формы пузыри? Какого размера были пузыри? А какого цвета вы видели пузыри? Разноцветные (подытоживает психолог) А что делали пузыри? А что вы делали? Ой, какие молодцы! Какие вы у меня наблюдательные! | Да, мыльные пузыри Давайте Да Много Круглые Большие и маленькие Белые, голубые, розовые, желтые, зеленые Летали, лопались, кружились, поднимались, опускались, сталкивались Мы надували пузыри, ловили пузыри, прыгали и т.д. |
А теперь давайте мы с вами возьмемся за руки и встанем в кружок и будем надувать и сдувать пузырь. Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся! Круг расширяется, пока психолог не скажет «Лопнул пузырь!» Игра повторяется 2-3 раза. Молодцы! | Давайте Дети дружно выполняют действия Хлопают в ладоши и говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки | |
А хотите превратиться в мыльные пузырьки и поиграть. Тогда давайте возьмем волшебную палочку, взмахнем ей и превратимся в мыльные пузыри. Раз-два-три. Превратись в пузыри! Ну, где мои пузырьки? Давайте-ка, пузыри, собирайтесь в баночку. Я беру палочку для надувания пузырей и опускаю ее в баночку (психолог гладит детей по волосам) Проверим, все ли пузыри собрались в баночку (называет детей по именам, встречается с ними глазами) Раз, два, три, надуваются пузыри! Игра повторяется 2-3 раза. Вам понравилось играть. | Да Мы здесь. Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу Дети разбегаются по группе | |
А давайте теперь попрыгаем на пузырях (мяче для подскоков – хоппе) Психолог раскачивает хопп в разные стороны. Здорово! | Давайте Дети поочередно ложатся на хопп животом | |
Заключительная часть | Вам понравилось играть с мыльными пузырями? А наше занятие подошло к концу! До следующей встречи! | Да До свидания! |
Занятие № 7
Музыканты
Задачи: Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: ширма; игрушки (заяц, медведь, кот); игрушечные музыкальные инструменты (барабан, гусли, труба, гармошка, пианино).
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придут музыканты. Знаете ли вы, что делают музыканты? На каких музыкальных инструментах они играют? | Да Да |
Знакомство и игры с музыкальными инструментами | Появляется заяц с барабаном из-за ширмы Ребята, кто к нам пришел? Какой музыкальный инструмент принес он нам? А хотите послушать как наш зайка умеет на барабане играть? Зайка изображает на барабане тяжелые, медленные шаги медведя, быстрые прыжки зайчика, бег быстроножной мышки, стук в дверь, шум дождя Зайка, а ты Даш нам попробовать на твоем барабане поиграть? Ребята, давайте попросим его! Кто может вежливо попросит? Какое волшебное слово надо сказать? | Заяц Барабан Да Дети угадывают, что сыграл зайка Да Я Дай нам барабан, пожалуйста! Пробуют играть на гармошке по очереди |
Ой, а смотрите кто к нам пришел. Это Мишка! А что он нам принес? Попробуем на ней поиграть? | Гармошку Да Пробуют играть на гармошке по очереди | |
А это у нас кто? А какой музыкальный инструмент он принес? | Кот Труба Пробуют играть на гармошке по очереди | |
Ой, ребята, как мы здорово с вами поиграли на музыкальных инструментах. А давайте попробуем угадывать их по звуку. | Давайте | |
Молодцы! Ну а теперь давайте покажем нашим гостям, как мы научились играть на музыкальных инструментах. На пианино: ля-ля-ля Так музыканты играют. На барабанах :бам-бам-бам, Так музыканты играют. А на трубе: ду-ду-ду, Так музыканты играют. А колокольчики: динь, динь, динь Так музыканты играют. А на гармошке: тра-ля-ля, Так в детском саду мы играем. | Да Шевелят пальцами. Шлепают ладонями по коленям. Изображают игру на трубе. Встряхивают расслабленными кистями рук Сводят и разводят кулачки | |
Вот как здорово мы с вами поиграли на музыкальных инструментах. А нашим гостям пора уходить. Давайте вспомним, кто на чем играл и проводим их. На чем играл заяц? А мишка? А кот? | На барабане На гармошке На трубе | |
Заключительная часть | Молодцы! А теперь скажем до свидания! До новых встреч! | До свидания! |
Занятие № 8
Мишка
Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: Игрушечный медвежонок; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришел гость. Он хочет вам что-то сказать. Давайте его послушаем. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка. А фамилия моя – Топтыгин. А как вас зовут? | Здравствуйте Здравствуй, Мишка. Называют свои имена, пожимают Мишке лапу. |
Игры с Мишуткой | Ребята, а вы знаете, где живет Мишка? А где он спит? Правильно! Давайте возьмемся за руки и встанем в круг – это будет у нас берлога медведя. А кто хочет быть медвежонком и спать вместе с Мишкой в берлоге? Водят хоровод Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге. Громко не кричите, Мишку не сердите, Тихо подходите, ласково будите. Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся Игра повторяется 2-3 раза Все медвежата проснулись, а Мишка еще спит. Давайте расскажем про него стишок. Как под горкой Снег, снег, И на горке Снег, снег,
А под снегом Спит Медведь, Тише, тише, Не шуметь. | В лесу В берлоге Я (берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза) Дети берутся за руки Подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки Дети садятся на стульчики и повторяют движения, показанные психологом. Подставляют ладонь под кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Кладут ладонь на кулачок. Опускают руки, шевелят пальцами. Подставляют ладонь под кулачок. Кладут ладони, сложенные «лодочкой»,под щеку. Разводят руки в стороны, переступают с ноги на ногу. Подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки. Грозят указательным пальцем |
Смотрите-ка, кажется наш лежебока проснулся! Ой, ребята, спасибо, что разбудили, а то у меня еще дел много. Бежать пора.. Мишка, а хочешь мы тебе медку дадим с собой? Да, конечно. Очень я его люблю! Ребята, нальем Мишке меда! Тогда садитесь на места. Берите кисточки и краски. Какого цвета надо взять краску? Правильно! Раскрашивайте аккуратно, чтобы ни одна капля меда не упала. | Пожалуйста Да Желтого Дети закрашивают банку желтой краской и дарят свои рисунки медведю. | |
Заключительная часть | Наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам спасибо за игры и угощение. До свидания! | До свидания! |
Занятие № 9
Непослушные мышата
Задачи: Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса 3х лет; формирование положительной самооценки; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики; развитие речи и воображения
Материалы: Игрушечная мышка; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте! |
Играем в мышат | Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот. Непослушные мышата Маму слушать не хотят. Ножками потопайте. Ручками похлопайте. Головкой покивайте. Со мною поиграйте. Ах, какие озорные, непослушные какие! Ножками не топайте. Ручками не хлопайте. Головкой не кивайте. Со мною не играйте. Ах, какие озорные, непослушные мышата! Ну, не слушаются! В тихий час, когда все малыши крепко спят, им говорят: «Не шумите, не скачите», а они… Ну, наигрались. Вот и вечер наступил. Давайте спать (гладят каждого по голове) Ну, вроде всех уложила. Пойду тоже спать. Засыпает. Проснулась мама-мышка. Что за шум? Наверно что-то приснилось. Только заснула. (засыпает) Игра повторяется. Ребята, а давайте покажем пример мышкам-шалунишкам. Будем спать. Никто не будет прыгать, скакать, будить маму. Ой, какие молодцы! Хорошо справились. | Давайте Нет, нет, нет! Нет, нет, нет! Нет, нет, нет! Нет, нет, нет! Будем, будем, будем! Топают ногами. Будем, будем, будем! Хлопают в ладоши Будем, будем, будем! Кивают головой. Будем, будем, будем! Прыгают на месте шумят, скачут Дети садятся на стульчики и, изображая спящих мышат, закрывают глаза. Дети встают со стульчиков, прыгают, танцуют. Садятся на стульчики, притворяются спящими. Дети пытаются усидеть на местах |
А теперь давайте поиграем в игру «Мышки и часы» Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре! Мыши дернули за гири, Раздался тут страшный звон: Бим, бом, бим, бом! Убежали мыши вон! Игра повторяется 2-3 раза. | Давайте Идут на четвереньках к часам, шлепая ладошками по полу в ритм стиха. «Дергают за гири» правой рукой. «Дергают за гири» левой рукой. Закрывают ладонями уши. Ритмично хлопают в ладоши. Отползают на четвереньках (спиной вперед) к своим стульчикам. | |
Ой, какие вы молодцы. Поиграли, порезвились! А теперь наше занятие заканчивается. До свидания, ребята! | До свидания! |
Занятие № 10
Колобок
Задачи: Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: Куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»);
матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришли персонажи из сказки «Колобок» Знаете такую? | Здравствуйте! Да |
Путешествие с колобком | Давайте ее вспомним! Итак, катится колобок к лесу через поле Прикатился к лесу, а там его уже заяц поджидает: Колобок, колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем! Ребята, зайчик любит есть свежие овощи и фрукты, потому что они вкусные и полезные. Давайте с закрытыми глазами попробовать его угощение и отгадаем, что они съели. Какой этот овощ? Ой, какие молодцы, знаете сколько! Покатились дальше! Встречает колобка волк. Ты что такой грустный? Никто со мной не дружит, не играет. Ребята, поиграем с волком в прятки? Детям раздаются шарики (колобки) и мисочки-вкладыши, обращается внимание на размер мисочек. Ребята, давайте спрячем колобка в мисочке. Никак волк не может найти колобка. Давайте ему поможем. Где спрятался колобок? Правильно! (собирает шарики у детей) Ой, здорово с волком поиграли. Но надо катиться дальше. Катился, катился, пролез сквозь заячную нору Перебрался по мостику через речку А на другом берегу встретил медведя! Смотрите, ребята, мишка! Давайте поможем ему грибочки найти. (Психолог дает детям мешочек, в котором они на ощупь должны найти грибок) Здорово! Молодцы ребята! | Давайте Ложатся на ковер и катятся с вытянутыми прямыми руками и ногами Дети рассматривают фрукт (овощ) и отвечают на вопросы Сладкий/кислый, мягкий/твердый и т.д. Да Дети выполняют задание В мисочке Дети на четвереньках по дорожкам с разнофактурной поверхностью Проползают в обруч, поднятый над полом на 10-15 см. Проходят по скамейке Давайте Дети поочередно опускают руку в мешочек и отыскивают грибок |
Заключительная часть | Хорошо мы с вами попутешествовали! Вам понравилось? Сколько животных в лесу встретили! Колобку пора домой возвращать! Давайте прощаться! До свидания! | Да До свидания! |
Занятие № 11
Котята
Задачи: Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения
Материалы: Магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов
Ход занятия | Психолог | Дети (примерные ответы и действия) |
Приветствие | Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте! |
Кошка и котята | Я сейчас включу магнитофон, а вы угадаете, кто с вами «разговаривает» Включает аудиозапись «Кошка», потом – «Кошка и котеночек» Правильно, это кошка и ее котенок. У кошки голос низкий, а у котенка – высокий, тоненький, он почти пищит. Давайте помяукаем, как кошка и как котенок. | Хорошо Дети высказывают свои догадки |
А теперь поиграем. Я буду мамой-кошкой, а вы – котятами. Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки. Садитесь на корточки, сжимайте в кулаки, произносим «Ш-ш-ш», затем разжимайте кулаки, разводите пальчики (показывают коготки) и произносите «Мяу» Упражнение повторяется 2-3 раза. Ну вот, пора выходить на улицу. Будьте внимательны, когда услышите слово «Собака», защищайтесь, как я вас учила. Игра повторяется 2-3 раза Молодцы! | Хорошо Дети выполняют озвученные действия Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака» выполняют вышеописанное упражнение | |
Игры с бабочками | А смотрите, кто к нам прилетел. Это бабочки. Давайте рассмотрим их. Какого цвета эта бабочка? А эта? Берите каждый себе бабочку и давайте с ними поиграем. Бабочка, лети, лети, лети, Лети, лети, лети! На головке (на плече и т.д.) отдохни! Игра повторяется 2-3 раза А теперь давайте сядем на коленочки и попробуем поймать бабочку, не вставая с места. Психолог поочередно подходит к каждому ребенку и, держа у него над головой бабочку, предлагает дотянуться до нее. Ой, какие молодцы! Понравилось вам играть с нашими бабочками? | Дети подходят к психологу Желтого Синяя Дети, держа бабочек перед собой, встают в широкий круг Медленно выполняют произвольные движения рукой, в которой находится бабочка(имитация полета бабочки), и следят за ней глазами. Дети стараются дотянуться до бабочки правой, левой и обеими руками. Потом, передвигаясь на четвереньках, пытаются догнать психолога, который держит бабочку на расстоянии одного-двух шагов от них. Да |
Заключительная часть | А теперь пришло время прощаться. Давайте скажем друг другу: «Спасибо! До свидания!» | Спасибо! До свидания! |
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Диагностика уровня адаптированности проводится при поступлении детей в группу. По каждому критерию выставляются оценки от 1 до 3, где 1 – неблагоприятный показатель критерия, а 3 – положительный. Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
2,6 - 3 балла - высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослый и детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников);
1,6 - 2,5 баллов - средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным ...акциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации;
1 - 1,5 баллов - низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Результаты оценки эффективности применяемой системы
Описание примерного дидактического материала
Список литературы
- А.С. Роньжина «Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» - М.: Книголюб, 2004 г.
- А.С. Галанов «Я иду в детский сад» - М.: Школьная Пресса, 2002 г.
- Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»: Практическое пособие – Воронеж, «Учитель», 2006 г.