Классный час развития мотивов уважительных межличностных отношений с элементами тренинга «Кто сам уважает, того и другие уважают».

Демидова Татьяна Николаевна

Об актуальности выбранной темы говорит нарастающее недовольство всех участников образовательного процесса уровнем развития коммуникативных навыков учащихся. Причины низкого уровня навыков общения могут быть самыми разнообразными: стиль семейного воспитания, личностные особенности ребенка, особенности развития психических процессов отдельного школьника, навыки общения, приобретенные в период раннего детства и др. Но итог – один – дети умеют общаться, но уровень этого общения можно считать низким по нескольким причинам. Как со взрослыми, с детьми более младшего возраста, так и со сверстниками преобладают следующие стратегии межличностного взаимодействия: доминирование, манипуляция, соперничество, реже – партнерство и содружество. Всё это подкрепляется неуважительными, иногда – дерзкими актами  поведения. 

Цель: повышение уровня сплоченности, уровня коммуникативных навыков и развитие уважительного отношение к себе и окружающим.

Задачи:

- активизация процесса самопознания;

- формирование понятий об уважении, самоуважении, взаимоуважении и взаимосвязи этих понятий;

- формирование уважительного отношения к каждому человеку;

- развитие умения сотрудничать и действовать сообща;

- развитие умения эффективно взаимодействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_demidova_t.n._shk_904.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час развития мотивов уважительных межличностных отношений с элементами тренинга

«Кто сам уважает, того и другие уважают».

Пояснительная записка

     Об актуальности выбранной темы говорит нарастающее недовольство всех участников образовательного процесса уровнем развития коммуникативных навыков учащихся. Причины низкого уровня навыков общения могут быть самыми разнообразными: стиль семейного воспитания, личностные особенности ребенка, особенности развития психических процессов отдельного школьника, навыки общения, приобретенные в период раннего детства и др. Но итог – один – дети умеют общаться, но уровень этого общения можно считать низким по нескольким причинам. Как со взрослыми, с детьми более младшего возраста, так и со сверстниками преобладают следующие стратегии межличностного взаимодействия: доминирование, манипуляция, соперничество, реже – партнерство и содружество. Всё это подкрепляется неуважительными, иногда – дерзкими актами  поведения.  

     Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как один из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания условий воспитания чувство уважения. И школьный возраст – это возраст врастания личности в мир, в общество, в культуру, возраст ориентации на определённый тип поведения.

     Организация коммуникативного контакта между совместно работающими учащимися требует от учителя поддержки у школьников уверенности в своих силах, возможности воспроизвести различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, разъяснения необходимости терпимого отношения ко всем мнениям.

      Л.С. Выготский писал: "Если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду... роль учителя при этом сводится к организации и регулировании среды... Ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять эту деятельность". Именно поэтому деятельность имеющую направленность на формирование коммуникативных умений и  развитие уважительного отношения лучше проводить в коллективе.

Цель: повышение уровня сплоченности, уровня коммуникативных навыков и развитие уважительного отношение к себе и окружающим.

Задачи:

- активизация процесса самопознания;

- формирование понятий об уважении, самоуважении, взаимоуважении и взаимосвязи этих понятий;

- формирование уважительного отношения к каждому человеку;

- развитие умения сотрудничать и действовать сообща;

- развитие умения эффективно взаимодействовать.

Конспект классного часа.

Реквизиты для ведущего:

- 3 ватмана;

- бумага для записок;

- трафареты букв;

- клей;

- пустая бутылка;

- магнитофон с веселой музыкой;

- рисунки черно-белых носочков;

- смайлики на картонной основе;

- запасные цветные карандаши и фломастеры.

Введение.

       Каждому учащемуся раздается маленький свиток, на котором он пишет записку, что для него значит слово «уважение». Ведущий озвучивает, что записки будут зачитаны в конце классного часа.  Все свитки складываются в пустую бутылку.

      Учащиеся садятся в круг. Ведущий спрашивает, что такое уважение. Дети высказываются. Ведущий подводит детей к мысли, что уважение – это почтительное отношение, признание ценности и важности человека. Если для кого-то человек может быть не важен, для другого – он имеет колоссальное значение. Все кто согласен – хлопают в ладоши один раз.

     Ведущий спрашивает, а что тогда самоуважение и взаимоуважение? Дети отвечают. Ведущий подытоживает высказывания, подводит к нужной мысли. Все кто согласен – хлопают в ладоши.

 

1 этап.  Приветствие. Знакомство.

     Каждому участнику раздается первая буква его имени, которую он должен раскрасить и придумать свое положительное качество, которое начинается на эту же букву. Время для раскрашивания ограничено.

     Затем участники приклеивают свои раскрашенные буквы на ватман и называют свои качества.  Таким образом, создавая «Букварь класса».

     Примечание: заранее следует придумать качества, начинающиеся с разных букв и подсчитать количество необходимых букв.

2 этап. Выполнение упражнений.

     Упражнение 1.

     Класс делится на 2 команды: первый человек говорит название любого фрукта, второй – любого овоща. Далее по очереди: фрукт, овощ, фрукт, овощ и т.д. Таким образом, получаются две смешанные команды.

     Каждой команде выдается ватман. Задание для первой команды – написать как можно больше поступков, которые вызывают уважение человека к другим людям, задание для второй команды – написать как можно больше поступков, благодаря которым у человека возникает уважение к самому себе. При желании можно украсить свои слова рисунками. Время выполнения задания ограничено.

     Участники каждой команды представляют свою тему. Далее идет обсуждение. Важно обратить внимание, что благодаря этим поступкам мы либо теряем уважение к себе и к другим людям, либо наоборот приобретаем его.

     Упражнение 2.

     Учащиеся делятся на 4 команды следующим образом. Первый человек говорит название любого животного, второй – другого животного, третий – третьего, четвертый – четвертого. Пятый человек – повторяет первого животного, шестой – второго животного и т.д.

     Каждая команда, стоя, образует круг. Задача команд определить у кого самые теплые (холодные) уши, нос, лоб, щеки. Ведущий подчеркивает, что касаться друг друга надо бережно и аккуратно,  что у участников одной команды могут быть разные ответы, т.к. каждый человек чувствует по-своему.

Упражнение 3.

     Под веселую музыку детям предлагается потанцевать. Но как только музыка остановится, им надо будет сгруппироваться по 2, 4, 7, 10, 25(число участников классного часа) человек. Ведущий регулирует музыку, после остановки музыки называет число.

Упражнение 4.

    Участники садятся за парты по два человека. Ведущий озвучивает, что очень важно уметь работать дружно и уважительно по отношению друг другу. Вести диалог и уметь договариваться.

     Каждому участнику ведущий раздает карточку, на которой нарисован чёрно-белый носок. Задача каждой пары – договорится об узорах, цвете, чтобы носочки получились одинаковые. Время ограничено.

    После выполнения задания ведущий демонстрирует классу самые похожие носочки.

3 этап. Завершение. Подведение итогов.

     Психолог зачитывает записки учащихся, написанные в начале занятия. Сравнение, обсуждение. Подведение итогов.

     

Упражнение 5.

     Учащиеся должны попрощаться друг с другом сначала прикосновением, потом жестом, потом любым словом кроме «пока» или «до свидания».

      Ведущий благодарит детей за участие и вручает каждому памятный смайлик.