Методическая разработка: Конспект занятия НОД "Мир города" для детей старшей группы конпенсирующей направленности (ТНР)

Ситникова Юлия Алексеевна

 Материал конспекта направлен на закрепление знаний детей об истории возникновения города и его структуры, воспитание экологического сознания, формирование бережного отношения к городу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_goroda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мир города»

Образовательная область: познание и коммуникация, социализация (конкурс рисунка).  

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания  детей об  истории возникновения города и его структуры;
  • Обогатить словарный запас детей (изгородь,   горожане, городище).
  • Продолжить формирование умений детей оформлять речевое высказывание, используя словарь.
  • Продолжить формирование общеучебных умений  (слушать взрослого,   выполнять работу  в соответствии с  инструкцией).

Развивающие -    продолжить развитие самостоятельного мышления, воображения, умения детей анализировать предложенный материал, сравнивать и выделять существенные признаки.

Воспитательные  -     продолжить формирование предпосылок экологического сознаний, формирование   бережного отношения к городу (любимому  месту отдыха семьи).  

Коррекционные задачи:   словообразование.

Материал:  домовёнок Кузя, иллюстрации,  макеты домов, ватман, бумага, цветные карандаши, ножницы, скотч, доска, маркер.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о городе, чтение рассказов и стихов; совместное с родителями создание домов из подручного материала.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Основная часть.

Воспитатель:  Ребята, к нам в гости пришел домовёнок Кузя. Он родился в деревне. А мы где живем?  

Дети: В городе.

Воспитатель: А чем отличается деревня от города?

Дети: Дома деревянные, одноэтажные.

Воспитатель: Мы живем с вами в городе и  называемся горожанами. А как образовались города, вы можете узнать из энциклопедии или из интернета. 

Воспитатель: Люди стали строить дома. Для его безопасности они огораживали свои поселения от нападения врагов и диких зверей, т.е. люди стали обносить дома изгородями.

Воспитатель:  Стали  появляться города маленькие, города большие. Как можно одним словом назвать «маленький город»?  

Дети: Городок, городочек, городишка.

Воспитатель:   А громадный?

 Дети:  Городище.

Воспитатель: Что нужно, чтобы добраться от одного дома  к другому?

Дети:  Дороги.

Воспитатель: А если будет река течь?

Дети:   Мосты.  

Воспитатель: А чтобы провести электричество?  

Дети:   Провода.

Воспитатель:  А вода в дома как поступает?  

Дети:   По трубам.          

Воспитатель: Наш Кузя  недавно  вернулся из путешествия и вот что он рассказал: «Летел я, летел и вдруг услышал откуда-то снизу тяжелое дыхание, а потом чей-то голос. Я  посмотрел вниз  –  подо мной  лежал город, он шевелился и все время подмигивал огнями светофоров. «Неужели город, это ты, но ты же не живой?». «Еще какой живой, - ответил город, - только не все это замечают. А ведь я, совсем, как человек, из «живых клеточек» состою, мои «сосуды» их питают. «Легкие» кислород  мне доставляют. И все эти «клеточки», когда  здоровы, горожан от холода и  голода  защищают».

Я  и сама задумалась,  не уже ли город «живой». Как вы думаете, можно город назвать живым и почему?

Дети:   Можно, у города есть дороги, мосты, провода, трубы.

Воспитатель: Давайте вспомним, в каком городе мы живем.

Упражнение «Люблю по городу гулять…» (Н.В. Нищева)

Люблю по городу гулять,                    Шагаем

Люблю смотреть, люблю считать.        

Невский – раз, Зимний – два,              Загибаем поочередно пальчики

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой…

Воспитатель: У нас есть музей домов. У Семы высокое здание в нем есть лифт. А в доме Вовы возможно теплое кафе.  А у Насти дворец.  Давайте построим  для Кузи город, он сможет пригласить в гости своих сказочных друзей. (Дети расставляют макеты на ватмане, рисуют дороги). Чего-то не хватает, ребят.  У каждого города есть название.  Давайте каждый из вас назовет слог, и мы составим слово – название города.  (Дети по очереди называют слоги, воспитатель записывает на доске, выбираем наиболее удачное слово).  Если город живой, то возникает другая проблема - как сохранить его здоровье и здоровье горожан?! Что мы можем сделать, чтобы  любимое место отдыха вашей семьи было всегда красивым?  

Дети: Не рвать цветы, не вытаптывать, не ломать деревья, не мусорить, посадить деревья.

Воспитатель: Как мы можем это нарисовать знаками. Дома с родителями нарисуйте знаки для нашей детской площадки в детском саду. Мы их обязательно повесим.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас замечательная возможность. Мы можем поучаствовать в городском конкурсе  детского рисунка под названием «Зеленый город». На этом мы заканчиваем. Давайте попрощаемся с гостями.

Литература:

1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО «Норинт», 1997г.

3. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4-5 лет) / Авт. сост. А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2009 г.