«Макетирование на уроках «Черчения» и «Строительного черчения» в группах учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
«Макетирование на уроках «Черчения» и «Строительного черчения» в группах учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maketirovanie.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО ПУ №105 МО
Методическая разработка по теме:
«Макетирование на уроках «Черчения» и «Строительного черчения»
Выполнила:
преподаватель спец.дисциплин
Филичкина Д.В.
г.Ногинск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Вначале занятий учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства, получают знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке и т.п.
Однако пространственное мышление более активно развивается на занятиях конструирования
Уроки макетирования предполагают наличие знаний из различных областей - умение читать простейшие схемы и чертежи, которые необходимы для выполнения разверток стен\деталей; способность чувствовать пространственную среду, владеть основными способами изображения на листе и иметь минимальные практические навыки в конструировании.
Однако недостающие навыки могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий.
Конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления.
Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы так и изделия в целом.
Уроки конструирования вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности.
Главная отличительная черта архитектурного творчества – это созидательность и проектное мышление. Воспитание проектного мышления, главного компонента созидательного творчества – основная задача уроков макетирования. Возникновение, развитие, укрепление архитектурных форм творчества – одно из весьма показательных проявлений человеческой сущности – проектного сознания.
Вот почему введение проектной культуры в образовательный процесс актуально сегодня не только в узкопрофессиональных учебных заведениях, но и в общее образование.
Главной целью предмета макетирования является не только умение владеть техникой макетирования и приобретение практических навыков в изготовлении макетов, но и умение сделать свой проект в трехмерном пространстве, отобразив любую форму видимого мира за рамками плоскостных проекций. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно - пространственное представление учащегося, способствует развитию творческого мышления и технической интуиции учащегося, способствует интеллектуальному развитию личности.
На уроках макетирования учащиеся создают макеты разного характера, которые соответствуют предмету. Изучая техническое черчение, учащиеся изготавливают макеты геометрических тел, а на уроках строительного черчения, изучая архитектуру, учащиеся могут создать макеты фантастических дворцов, а на примерах дизайнерского искусства, возможно создание фонарей, абажуров, витражей и т.д.
Методика преподавания макетирования учитывает необходимость постепенного усвоения учениками основных принципов и приемов бумагопластики, должна быть гибкой и строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Метод от простого к сложному работает в сочетании с другим методом – от знаний к творчеству, когда любая информация, будь то словесное описание или наглядный материал, является отправной точкой для будущей творческой работы. Для достижения столь важных задач необходимо использовать все возможности, в том числе наглядность обучения.
Виды наглядных пособий, которыми пользуется преподаватель на уроках макетирования, весьма разнообразен: предметы декоративного искусства, репродукции картин художников, наборы открыток с фотографиями, вырезки из журналов и газет, диафильмы, кинофильмы и т. п. Самым распространенным и важным видом наглядности является показ самим учителем технических приемов бумагопластики и педагогический рисунок. Педагогический рисунок - это рисунок преподавателя на доске и пояснительный рисунок на полях работ учащихся с целью индивидуального пояснения учебного материала. Во время такого объяснения учащиеся получают возможность следить за ходом работы преподавателя. Перед глазами учащегося вживую происходит превращение простых линий в нужное объемное изображение. Этим и объясняется высокая эффективность воздействия такого вида наглядности. Преподаватель выделяет эстетические качества объекта в динамике его создания. Процесс одновременного появления объема и соответствующего ему речевого сопровождения эмоционально воздействует на учащихся и способствует яркости их восприятия. Такой метод помогает раскрыть содержание и объем новых понятий, служит средством контроля и обеспечивает активную творческую деятельность.
Любой урок, связанный с макетированием, похож на реальную работу архитектора и дизайнера, когда процесс создания своего проекта претерпевает несколько этапов.
Подготовительный этап – подбор необходимой информации, получаемой из окружающего мира. Природа (мир естественных форм и явлений) и культура (все, что создано человеком) – вот два источника вдохновения для ребят. Знания, впечатления, полученные на природе, в музеях, из книг, фильмов, зарисовки с натуры, изучение новых материалов и технологий предваряют творческий процесс.
Следующий этап – это создание эскиз-идеи, когда муки творчества, осмысления, обработка полученной информации, варианты, эскизирование, рождают идею нового, своего проекта.
Третий этап, когда учащийся свой замысел доносит до зрителя. Тут уж не обойтись без грамоты композиции, правил и законов изобразительности, с помощью которых учащийся изображает свою идею.
И последний этап – исполнение замысла в материале, т. е. создание макета.
Архитектура и дизайн, как одни из видов художественного творчества отражают общность эстетической и региональной культуры, в основе, которой лежат веками формируемые представления об окружающей человека действительности. Актуальность темы архитектуры и дизайн можно обосновать так: эти виды художественного творчества, в отличие от других, органично соединяют эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.
Архитектура и дизайн вещей занимают в жизни важное место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией и современной архитектурой. Детское архитектурное и дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. Именно макет является завершающим этапом в создании модели любой вещи. Поэтому основы макетирования является основой в воспитании проектного мышления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учеб. Пособие. - М.: «Архитектура-С», 2004.
- Калмыкова Н. В., Максимова И. А. Макетирование из бумаги и картона. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.
- Абаева И. М., Бармаш О. А. Инновационная программа «СТАРТ». Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна. - М.:1998.