эссе на тему "моя профессия через 10 лет"

Волкова Людмила Анатольевна

ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЯ ПРОФЕССИЯ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ»

«… Быть может, труд наш с виду неприметен,

но лишь одно я знаю – малыши,

спешат к нам в сад, с утра торопят маму -

давай быстрее, мама, побежим!

Наверное – это вот и есть ответ –

ценнее нашего труда на свете нет!»

 

Есть мир, в котором взрослые и дети на равных – это мир детства. На вопрос, что является главным в моей жизни, бесспорно, могу ответить: «Мои дети».

           Свет своего душевного тепла  я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться,  чьи помыслы чисты и неприхотливы,  им моим воспитанникам.  Профессия воспитателя  – особая по своей сущности, значимости и противоречивости.  Её особенность  состоит, прежде всего,  в том, что объектом и продуктом  труда является самый уникальный продукт природы – личность  ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях. Воспитатель это  и педагог, и психолог, и доктор…  Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали,  крепко  любили, понимали,  хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными. Воспитатель  – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель» ... Потому, что дети хотят и должны быть здоровыми. Воспитатель  – это певец, музыкант, актёр, фокусник... Потому, что все дети  любят  слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них. Воспитатель  – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист... Потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и  любят  задавать много вопросов. Воспитатель  – это архитектор, конструктор, художник, скульптор…  Потому, что дети всегда готовы созидать.

     Воспитатель для меня – это не просто профессия, это  - состояние души. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Выбранная профессия заставляет и меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать, его осознано, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Встречаясь со своей ребятней, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь. А для этого я просто

живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям!  Мне очень близко восточное изречение:

«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Наши дети – это наши надежды на будущее. Однако, ребенок – это не только наша радость и счастье, но и наши тревоги и боль. Ведь ребенка надо воспитать настоящим, прекрасным человеком. А это – дело длительное и сложное. Ребенок в момент рождения лишь только кандидат,  он не может  стать человеком в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми. 

       От нас, педагогов, многое зависит в осуществлении поворота человечества к духовности, чести, благородству. Если мы сумеем воспитать детей настоящими людьми, творящими вокруг себя добро, то действительно воцарится мир благополучия и счастья. Воспитатель… Чем является его деятельность в настоящее время? Я думаю, что работа каждого педагога - это симбиоз науки и творчества. Нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

      По значимости профессию воспитателя смело можно ставить на одну ступень с ученым и исследователем, строителем и военным. По сложности – с хирургом и сапёром. По степени ответственности – с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его собственная совесть.

      Более того, я считаю, что это - профессия государственной значимости, потому что именно он первым воспитывает маленького человека как личность, как гражданина своей Родины. И в будущем, хотелось бы верить, профессия воспитатель станет самой престижной профессией в мире. В работе с детьми главное для меня - это  стиль общения, от которого во многом зависит взаимопонимание воспитателя с детьми и их родителями. Это  возможно только при условии, что ты доверяешь ребёнку, любишь, уважаешь его права, видишь в нём развивающуюся личность (самостоятельность, любознательность, инициативность, творчество и др. качества).

      По - моему в своей профессии всегда нужно добиваться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны

эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, компетентность. Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному

осуществлению своей деятельности.  Он должен обладать творческим потенциалом саморазвития.

            Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время и будет актуален в будущем. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии являются такими педагогическими средствами, поэтому надеюсь что в будущем каждый педагог, воспитатель будет использовать её в своей работе.

            На мой взгляд, одним из главных качеств воспитателя является готовность помочь. Помощь  -  одна из основ воспитания.

           Артистизм. Занятие становится ярче, живее и интереснее,  если мимика и пантомимика воспитателя показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что воспитатель заинтересован в них. Каждое занятие необходимо начинать с улыбки.  Дети – это, росток бутона, не созревшего цветка, как он распустится, будет пахнуть, какие даст семена зависит от нас педагогов. С каждым годом малыш подрастая, открывает для себя окружающий мир, приобретает новые знания, умения, навыки, понимает смысл жизни. Сколько любви, доброты, терпения вложит воспитатель, такая будет и отдача. Важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимает по собственному желанию и с интересом.

         Нет одинаковых детей. Они все очень разные. Но каждому хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали его личность, а помогали стать лучше и прекраснее. Для этого у каждого педагога есть свой «золотой ключик» - искренность, откровенность, любовь. Он открывает детские сердца, потайную дверцу детской души, чтобы изучить ее со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями, вложить знания и развить умения. Именно педагог, как правило, указывает путь каждому ребенку. Ведь дети – мягкий, податливый и нежный материал. Они немедленно реагируют на формы обращения  и воздействие на них. Их поведение – объективное и суровое зеркало, отражающее культуру взрослого.

        Особенен и неповторим мир детства. Не каждому человеку выпадает радость ежедневно бывать в этом удивительном мире. И только  мы, педагоги, наделены этим. Вести детей по жизни трудно. И очень важно, чтобы ребенок попал в заботливые, умелые, любящие руки, чтобы рядом с ним был умный, добрый, справедливый, увлеченный, влюбленный в жизнь старший товарищ.

Работая по зову сердца, я могу сказать с полной ответственностью – профессии лучше моей нет!  «Ребёнок, - подчёркивал Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того

же, чего хочу я». На мой взгляд, в этом высказывании заключён секрет мастерства воспитателя: организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе

педагогического воздействия, а  взаимодействие с воспитателем способствовало бы формированию его собственного «Я».      

      Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, напротив я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям! Поэтому, если  начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя.

      На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие,  - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.

        Какой он детский сад будущего?

Детский сад будущего в моем представлении – это детский сад с использованием передовых современных технологий,  тот детский сад, где родители могли бы общаться в форуме, через сайт учреждения –   обсуждать проблемы воспитания, задавать вопросы специалистам и даже видеть жизнь своих детей в детском саду. Это слаженный коллектив, «творящий»  развивающее пространство, направленное на воспитание здоровой, свободной, творческой личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартное решение. Позволю себе предложить альтернативу садикам в виде Центров нового типа, работающих по особым программам интегрального воспитания, где детей обучали бы не обычные педагоги, а инструкторы-воспитатели, наряду с которыми работали бы специалисты-профессионалы: психологи, психотерапевты, логопеды, актеры, художники, спортсмены. В детских группах, начиная с трехлетнего возраста, существовало бы разделение на группы мальчиков и девочек, для которых использовались бы отдельные игры и занятия, согласно различиям в складе характера и темперамента. Можно много фантазировать, но если о любой идее думать позитивно и искать решение, то оно обязательно придет! Когда и где? Скорее всего, в новом общество, обществе

будущего, грядущем и неизбежном! От кого это зависит? От нас с вами, от нашего желания уже сейчас.

 

Каким быть должен воспитатель?
Интеллигентной, доброй, милой,
 Душою чистой и лицом красивой.
  Уметь понять ребенка в час любой,
 Особенно когда беда над головой.

Понять обиды, боль чужую,
      Должна я на защиту встать стеной
 Ребенка всякого уметь любить.
Все делать для ребят с душою,
  В своей работе не искать покоя.

Известна истина простая:
      Человек не может, не мечтая,
      воспитателем не надо становиться -
      А нужно просто им родиться.

 

И даже пусть мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит “Мерседес”,
Но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс.
И речь такую, я друзья, трактую
Скажу я вам коллеги, не тая:
Нам не нужна профессия другая,
Гордимся тем, что воспитатель это Я!