эссе на тему "моя профессия через 10 лет"
ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЯ ПРОФЕССИЯ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ»
«… Быть может, труд наш с виду неприметен,
но лишь одно я знаю – малыши,
спешат к нам в сад, с утра торопят маму -
давай быстрее, мама, побежим!
Наверное – это вот и есть ответ –
ценнее нашего труда на свете нет!»
Есть мир, в котором взрослые и дети на равных – это мир детства. На вопрос, что является главным в моей жизни, бесспорно, могу ответить: «Мои дети».
Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им моим воспитанникам. Профессия воспитателя – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Её особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях. Воспитатель это и педагог, и психолог, и доктор… Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель» ... Потому, что дети хотят и должны быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник... Потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист... Потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… Потому, что дети всегда готовы созидать.
Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние души. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Выбранная профессия заставляет и меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать, его осознано, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Встречаясь со своей ребятней, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь. А для этого я просто
живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Мне очень близко восточное изречение:
«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Наши дети – это наши надежды на будущее. Однако, ребенок – это не только наша радость и счастье, но и наши тревоги и боль. Ведь ребенка надо воспитать настоящим, прекрасным человеком. А это – дело длительное и сложное. Ребенок в момент рождения лишь только кандидат, он не может стать человеком в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми.
От нас, педагогов, многое зависит в осуществлении поворота человечества к духовности, чести, благородству. Если мы сумеем воспитать детей настоящими людьми, творящими вокруг себя добро, то действительно воцарится мир благополучия и счастья. Воспитатель… Чем является его деятельность в настоящее время? Я думаю, что работа каждого педагога - это симбиоз науки и творчества. Нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
По значимости профессию воспитателя смело можно ставить на одну ступень с ученым и исследователем, строителем и военным. По сложности – с хирургом и сапёром. По степени ответственности – с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его собственная совесть.
Более того, я считаю, что это - профессия государственной значимости, потому что именно он первым воспитывает маленького человека как личность, как гражданина своей Родины. И в будущем, хотелось бы верить, профессия воспитатель станет самой престижной профессией в мире. В работе с детьми главное для меня - это стиль общения, от которого во многом зависит взаимопонимание воспитателя с детьми и их родителями. Это возможно только при условии, что ты доверяешь ребёнку, любишь, уважаешь его права, видишь в нём развивающуюся личность (самостоятельность, любознательность, инициативность, творчество и др. качества).
По - моему в своей профессии всегда нужно добиваться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны
эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, компетентность. Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному
осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом саморазвития.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время и будет актуален в будущем. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии являются такими педагогическими средствами, поэтому надеюсь что в будущем каждый педагог, воспитатель будет использовать её в своей работе.
На мой взгляд, одним из главных качеств воспитателя является готовность помочь. Помощь - одна из основ воспитания.
Артистизм. Занятие становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика воспитателя показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что воспитатель заинтересован в них. Каждое занятие необходимо начинать с улыбки. Дети – это, росток бутона, не созревшего цветка, как он распустится, будет пахнуть, какие даст семена зависит от нас педагогов. С каждым годом малыш подрастая, открывает для себя окружающий мир, приобретает новые знания, умения, навыки, понимает смысл жизни. Сколько любви, доброты, терпения вложит воспитатель, такая будет и отдача. Важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимает по собственному желанию и с интересом.
Нет одинаковых детей. Они все очень разные. Но каждому хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали его личность, а помогали стать лучше и прекраснее. Для этого у каждого педагога есть свой «золотой ключик» - искренность, откровенность, любовь. Он открывает детские сердца, потайную дверцу детской души, чтобы изучить ее со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями, вложить знания и развить умения. Именно педагог, как правило, указывает путь каждому ребенку. Ведь дети – мягкий, податливый и нежный материал. Они немедленно реагируют на формы обращения и воздействие на них. Их поведение – объективное и суровое зеркало, отражающее культуру взрослого.
Особенен и неповторим мир детства. Не каждому человеку выпадает радость ежедневно бывать в этом удивительном мире. И только мы, педагоги, наделены этим. Вести детей по жизни трудно. И очень важно, чтобы ребенок попал в заботливые, умелые, любящие руки, чтобы рядом с ним был умный, добрый, справедливый, увлеченный, влюбленный в жизнь старший товарищ.
Работая по зову сердца, я могу сказать с полной ответственностью – профессии лучше моей нет! «Ребёнок, - подчёркивал Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того
же, чего хочу я». На мой взгляд, в этом высказывании заключён секрет мастерства воспитателя: организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе
педагогического воздействия, а взаимодействие с воспитателем способствовало бы формированию его собственного «Я».
Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, напротив я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям! Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя.
На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.
Какой он детский сад будущего?
Детский сад будущего в моем представлении – это детский сад с использованием передовых современных технологий, тот детский сад, где родители могли бы общаться в форуме, через сайт учреждения – обсуждать проблемы воспитания, задавать вопросы специалистам и даже видеть жизнь своих детей в детском саду. Это слаженный коллектив, «творящий» развивающее пространство, направленное на воспитание здоровой, свободной, творческой личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартное решение. Позволю себе предложить альтернативу садикам в виде Центров нового типа, работающих по особым программам интегрального воспитания, где детей обучали бы не обычные педагоги, а инструкторы-воспитатели, наряду с которыми работали бы специалисты-профессионалы: психологи, психотерапевты, логопеды, актеры, художники, спортсмены. В детских группах, начиная с трехлетнего возраста, существовало бы разделение на группы мальчиков и девочек, для которых использовались бы отдельные игры и занятия, согласно различиям в складе характера и темперамента. Можно много фантазировать, но если о любой идее думать позитивно и искать решение, то оно обязательно придет! Когда и где? Скорее всего, в новом общество, обществе
будущего, грядущем и неизбежном! От кого это зависит? От нас с вами, от нашего желания уже сейчас.
Каким быть должен воспитатель?
Интеллигентной, доброй, милой,
Душою чистой и лицом красивой.
Уметь понять ребенка в час любой,
Особенно когда беда над головой.
Понять обиды, боль чужую,
Должна я на защиту встать стеной
Ребенка всякого уметь любить.
Все делать для ребят с душою,
В своей работе не искать покоя.
Известна истина простая:
Человек не может, не мечтая,
воспитателем не надо становиться -
А нужно просто им родиться.
И даже пусть мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит “Мерседес”,
Но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс.
И речь такую, я друзья, трактую
Скажу я вам коллеги, не тая:
Нам не нужна профессия другая,
Гордимся тем, что воспитатель это Я!