Внеклассное мероприятие по профилактике вредных привычек "ЗНАТЬ-ЧТОБЫ ЖИТЬ!"

Профилактическая работа с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия среднего профессионального образования

«Черногорский горно-строительный техникум»

Внеклассное мероприятие

«Знать-чтобы жить!»

 

                   Подготовила:

                                                                                          Педагог-психолог

                                                                                          О.А. Педенко

                                             

г. Черногорск  2014

Пояснительная записка

   Происходящие демократические преобразования во всех сферах общества затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребёнка. В последнее время довольно большое внимание стало уделяться воспитанию личности не только грамотной, но и, прежде всего, здоровой, так как состояние здоровья учащихся значительно ухудшилось. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся является слабое здоровье.

     Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально - нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.

      В связи с этим перед обществом встала проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Поэтому исследование влияния вредных привычек на организм человека, возможности их профилактики является очень актуальной для современного общества, этим объясняется её выбор для нашего мероприятия.  

Цели внеклассного мероприятия:

  • Формирование здорового образа жизни.
  • Профилактика наркомании и токсикомании, алкоголизма, табакокурения.
  •  Осознанное принятие решений, умение сказать «нет» и противостоять негативному внешнему влиянию.

Задачи внеклассного мероприятия:

  •    Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.
  • Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Выработать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, проектор, буклет  «ВИЧ и СПИД» (на каждого студента),  ватманы, цветные и простые карандаши, фломастеры.

 

Методы: 

Обьяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, сообщение учащихся), частично-поисковый, исследовательский (работа в группах, оценка результатов анкетирования).

           

План внеклассного мероприятия:

  • Вступительное слово ведущего.
  • Понятие «Вредные привычки»
  • Алкоголизм и его влияние на организм.
  • Табакокурение и его последствия.
  • Наркомания и здоровье.
  • Токсикомания.
  • Обобщение полученной информации.
  • Анкетирование «Вредные привычки»
  • Раздача буклетов.

Ход внеклассного мероприятия:

 

  1. Постановка целей.

  Ребята, сегодня мы проводим мероприятие «Знать-чтобы жить!», его целями являются:

  •  Формирование здорового образа жизни.
  •  Профилактика наркомании и токсикомании, алкоголизма, табакокурения.
  •  Осознанное принятие решений, умение сказать «нет» и противостоять негативному внешнему влиянию.

  1. Вступительное слово.

                                                                   У кого есть здоровье, есть и надежда,

                                                                    а у кого есть надежда – есть все.

                                                                                                     (Арабская пословица).

- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости.

- Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? (вопрос присутствующей аудитории).

          - Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научилось укреплять свое здоровье.

   Здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему организму.

     

  1. АЛКОГОЛИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ.

(Краткое изложение сообщений учащихся о вреде алкоголя).

1.  Слово "алкоголизм" ввёл в обиход шведский врач Гусс в середине XIX века. Но само пьянство существует не одно тысячелетие. Раньше оно не носило характера массового распространения. В Древней Греции употреблялось только сильно разбавленное вино (в пропорции три части воды и одна часть вина). Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и подвергался изгнанию. Это было событием чрезвычайным. В Древнем Риме вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет.

       Есть точные сведения, когда стала известна водка в России. В 1428 году (не на много раньше, чем табак прибыл в Европу) водку привезли в Россию из Генуи. Правда, как только в России познакомились с её действием, ввоз водки тут же был запрещён. Изредка ею пользовались в лечебных целях, причём дозы, назначаемые лекарями, не превышали никогда пол-ложки.

       Лишь почти полтора столетия спустя, водка стала распространяться на Руси.  

Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.

        Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

2. Причинами употребления алкоголя являются:

I. Самоутверждение: 52-65% (нравится, скучно).

II. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют): 18-31%.

III. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия): 12-15%.

3.Влияние.

     Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.

        Глия - это соединительная ткань, то есть - белое вещество головного мозга, в котором живут нервные клетки, составляющие его серое вещество. Соотношение этих тканей в головном мозге - примерно 90 и 10 процентов, так что попав из желудочно-кишечного тракта в кровь и лимфу, алкоголь обязательно и надолго депонируется в белом веществе головного мозга и уродует среду обитания нервных клеток. Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления, ослабевает память. Это иначе медики называют "алкогольным слабоумием". Происходит своеобразная "пьяная мутация личности", что за последние десятилетия стало типичным для русского народа.

       Алкоголь - это тоже бесструктурная форма управления жизнью и здоровьем нации, но только используется она не для выживания нашего народа, а для его уничтожения параллельно с наживой на его глупости. Причём, делается это на глазах - в буквальном и в переносном смыслах - средствами массовой информации и рекламой как желательный элемент новой и свободной жизни (телекино, шоу и т.п.).

        Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье подростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года.

        Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.

       В последнее время участились случаи, когда дети в стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что подростки из неблагополучных семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества.

         Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки.

          Статистика страшная, поэтому возникает серьёзный вопрос по профилактике употребления алкоголя среди подростков.

           "Детский подростковый алкоголизм" - этот термин постепенно входит в нашу речь. Алкоголь оказывает сильное влияние на поступки молодых людей.

          Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует  на центр положительных эмоций, расположенный в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха.  

       Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается.

       При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон И. П. Павлов назвал «бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т. е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится – нарушение зрительной зоны коры. 

         При тяжёлой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие не реагирует, а затем – полная амнезия – человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжёлой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм – заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача – предупредить его появление.

Вывод.   При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов.  

  1. ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.

     Табак как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе, Азии, Африки. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее действие. В Россию табак пришёл в начале 17 века. До Петра Первого курение на Руси не одобрялось, а Пётр Первый начал его поощрять как признак европейского стиля.

      По настоящему массовым курение стало после первой мировой войны.

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться.

      Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.

       Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. Причём, если курить человек начинает в подростковом возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных выше болезней.

       Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды.  Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

      Подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.

       Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи.   Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ.  

     Если человек вдыхает большое количество окиси углерода в процессе курения, это может привести к тяжёлым последствиям, так как окись углерода связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом. Кровь приобретает в данном случае тёмно - красный цвет.

     Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.

      Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.

     Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

     Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные способности.

  1. НАРКОМАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ.

    Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил,  

     До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными.  

     Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими.  

      В последнее время большой проблемой стала проблема распространения наркотиков среди подростков. Опросы, проведённые в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.

      Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком смысле как "химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры".

     Наркотик наносят большой вред организму подростков. Дети - наркоманы плохо учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может спасти, так как наркомания почти не излечима.

     Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто создают серьезные проблемы. К сожалению, исторически сложилось, что ни усилия профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей. Причины этого не определены, но существует два возможных объяснения. Одно из них то, что затраченные в прошлом усилия на предотвращение злоупотреблений принесли только весьма скромные результаты. Второе объяснение этого в том, что в настоящее время злоупотребление различными веществами особенно заметно и находит более быстрый отклик в людских и финансовых ресурсах.

        В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. По данным МИНЗДРАВА РФ, на конец 2000 года в наркологических диспансерах состояли на учёте около 270 тысяч человек, злоупотребляющих наркотическими средствами. Количество состоящих на учёте больных наркоманией возросло за последние 10 лет в 10 раз.

       Особую тревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет.

        Хотя профилактике всегда уделялось меньше внимания, чем лечению, сейчас наступил период, когда изучение и развитие предотвращения находится на подъеме. Возможно, самым значительным фактором, вызвавшим это изменение, является связь проблемы наркомании с проблемой СПИДа. Лица, употребляющие наркотики внутривенно, составляют вторую по численности группу инфицированных ВИЧ в США и Европе. Кроме того, влияние наркотиков в ряде случаев может провоцировать беспорядочные половые связи, увеличивающие риск заражения СПИДом.91% зарегистрированных в 2000 году ВИЧ - инфицированных - наркоманы.

       Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.

       Наркотик - вещество, злоупотребление которым вследствие социальной опасности официально признано таковым из-за его способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом его приеме — зависимость от него. Наркоманией названа болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ — психической, а иногда и физической.

      Итак, вредные привычки имеют медицинские последствия для самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу.

  1.  ТОКСИКОМАНИЯ.

   За последние двадцать лет токсикомания — вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» (ЛНДВ) — приобрела характер эпидемии. Ежегодно сотни детей и подростков с кульками на голове отправляются в мир иной. Средний возраст потребителей продукции химической промышленности — 8—15 лет. Учитывая масштабы распространения токсикомании и те необратимые разрушения, которые она производит в детском организме и психике, можно серьезно говорить об угрозе будущего нации!

      Ингалянтная токсикомания имеет несколько специфических особенностей. Как любая зависимость, она полностью завладевает человеком, прекращая тем самым развитие личности. Токсикоман живет только в своих грезах, вне опьянения он аппатичен, злобно-раздражителен, часто агрессивен. Он уже не пытается скрыть ингаляции и часто совершает их на глазах окружающих.

     При токсикомании очень быстро развивается стадия осложнений или их последствий: психоорганический синдром и токсическая энцефалопатия, нередко с эпилептиформными припадками. Подростки становятся менее сообразительными, плохо ориентируются в окружающей обстановке, резко падает способность усваивать новую информацию. Снижается интеллект - в тяжелых случаях вплоть до развития слабоумия, особенно страдают все виды внимания и кратковременная память.

       Особенно выражены эти нарушения при злоупотреблении бензином, толуолом и ацетоном. При употреблении этих веществ также страдают печень и почки, развиваются хронический бронхит, анемия с лейкопенией, что свидетельствует о снижении иммунитета. Полная обратимость этих нарушений не установлена, так как повреждаются именно те системы, "поломки" в которых наиболее трудноустранимы. Если подросток на фоне злоупотребления ингалянтами начинает употреблять алкоголь, то у него очень быстро развивается хронический алкоголизм с психической деградацией.

       У тех, кто нюхает растворители 1—2 месяца, — разрушаются внутренние органы, головной мозг, нервная система. Те, кто нюхает 1—2 года, — становится инвалидом. Многие, кому удается выжить от частых передозировок, становятся слабоумными. Любое средство из группы ЛНДВ вызывает разрушение мозга, гибель нервных тканей, цирроз печени, почечную недостаточность. Быстро формирующаяся психическая зависимость не дает ускользнуть от развивающейся болезни.

1-я фаза. После 2–3 вдохов появляются головокружение, чувство тяжести и боли в голове, резь в глазах, слезотечение, тошнота и слабость. Часто именно в этот момент подростки прерывают ингаляцию из-за множества неприятных ощущений.
2-я фаза. Если молодой человек продолжает вдыхать вещество, то на 4–5-м вдохе наступает фаза эйфорического опьянения. Неприятные ощущения исчезают, появляется приподнятое настроение.

После прекращения вдыхания вещества опьянение «затухает», видения прекращаются. Постепенно восстанавливается ориентировка во времени и пространстве, исчезает состояние эйфории и легкости, одновременно появляются головная боль, головокружение, вялость, слабость, тошнота, возможна рвота. Остаточные явления интоксикации – жажда, химический привкус во рту, боли в животе, снижение настроения, затрудненное мочеиспускание, тошнота, слабость и сонливость. Они могут сохраняться от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от дозы и токсичности употребляемого вещества.

        Летучие растворители раздражают рото- и носоглотку, а также гортань, трахею и легочную ткань, поэтому при отравлении наблюдаются затрудненное шумное дыхание, хрипы, покашливания. Возможно даже возникновение острой пневмонии из-за химического повреждения легочной ткани.
Со стороны желудочно-кишечного тракта появляются тошнота, рвота, боли в животе, обильное слюноотделение. Возможно развитие токсической нефропатии (поражение почек) и токсического гепатита (поражение печени).
При острой интоксикации (передозировке) могут наблюдаться острые нарушения деятельности практически всех систем организма. Патологии функций центральной нервной системы проявляются в нарастающем угнетении сознания – вплоть до комы, на фоне которой могут развиться судороги.

      Итог хронической интоксикации – стойкий психоорганический синдром и симптомы токсической энцефалопатии (результат повреждений ЦНС и головного мозга). Подростки становятся менее сообразительными; хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. Резко падает способность усваивать новый материал – это служит причиной того, что ребята нередко бросают учебу, отказываются от занятий. Особенно выражены нарушения внимания – выявляются трудность сосредоточения и легкая отвлекаемость.
        Но самым действенным методом избавления от токсикомании является  нахождение новых интересов и видов деятельности, которые помогут юноше или девушке обрести статус в среде ровесников, получить положительные эмоции и удовлетворить потребность в самореализации.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

      Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.

     Хотелось бы сказать, что основным способом оздоровления организма является организация вашего досуга, приобщение к занятиям спортом и физкультурой. А наше проведенное мероприятие по профилактике вредных привычек  должно этому способствовать, не просто информируя, а убеждая, формируя позитивное восприятие основ ЗОЖ, нравственную устойчивость личности.

      Жизнь без вредных привычек – более предпочтительна. Здоровья Вам!

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки

Они ведь вредны для земли

В употреблении людьми.

Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.

Сигареты, водка – ни к чему

Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»

А наркотики сейчас

Устрашают просто нас.

Ах, эти вредные привычки,

Не вступайте с ними в стычки.

Ну что ж, мой друг,

Решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой,

Ты согласиться можешь, но отказ,

Окажется получше в сотню раз,

Ты вправе жизнь свою спасти,

Подумай, может, ты на правильном пути,

Но если всё – таки успел свернуть,

То потрудись себе здоровье ты вернуть.

  1. ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ.
  2. РАЗДАЧА БУКЛЕТОВ.

 

Список литературы

1. Беляев И.И. Табак – враг здоровья. М., 1987.

2. Бросил курить получи 1000! Ж.. Здоровье. 1998. № 6.  

3. Вагнер Р.И., Валдина Е.А. Не кури. М., 1989.

4. Гаткин Е. Вредные привычки и их социальные последствия.//ОБЖ, № 2,1999.
5. Дымная ловушка  Ж. Здоровье.1995. №5. с. 24; № 6.

6. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения.//Вестник образования, № 13, 2001.
7. Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск,2001

8. Л. М.Корник. Энциклопедия безопасности курения. М., 1996.

9. Козьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. М., 1991.

10.Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. М., 1999.

11.Органов Р.Г. Как быть здоровым, Медицина, 1990.

                                                     

                                                                                                                          Приложение 1

Анкета  « Вредные привычки»

1. Как ты оцениваешь свое физическое здоровье?

А) отличное     Б) удовлетворительное       В) хорошее            Г) плохое

2. Куришь ли ты?

А) да                                                   Б) нет        

3. Приходилось ли тебе раньше и в настоящее время употреблять наркотики?

А) нет  не  приходилось                      В) да, несколько раз

Б) да,  1-2 раза                                      Г) да, постоянно        

4. Как много твоих друзей употребляют наркотики?

А) никто                                                В) несколько

Б) мало                                                  Г) большинство          Д) все

5. Как  ты  думаешь,  зачем  люди  употребляют  наркотики  и  многие  другие  изменяющие  сознание  вещества?

А)  чтобы  было  хорошо,  весело, для «кайфа»

Б)  просто, чтобы  испытать  что  это  такое

В) за  компанию

Г) уйти  от  проблем,  боли  и т.п.

Д) другое  ( свой  ответ)

6. Возникает  ли  у  тебя  желание  попробовать  наркотики?

А) да                                       Б) нет

7. Как ты думаешь, много ли твоих одногруппников иногда принимает наркотики?

А) все                                                    В) некоторые

Б)  многие                                             Г) никто

8. Как ты считаешь, много ли молодежи в нашем городе употребляет наркотики?

От 0 до 100 % .        

9. Ты допускаешь, что будешь употреблять наркотики, когда станешь старше?

А) да                                                   Б) нет

10. Считаешь ли ты, что нужно проводить специальную работу, чтобы ребята в нашем техникуме как можно меньше курили и употребляли наркотики?

А) да                                                   Б) нет

11. Хотел бы ты участвовать в такой работе?        

А) да                                                   Б) нет