Урок обобщения и повторения на тему "Восточно-Европейская равнина" по географии
Обобщающий урок-игра по теме "Путешествие по Восточно-Европейской равнине" 8 класс. Урок по географии разработан по типу настольной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра "Восточно-Европейская равнина" | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок повторения и обобщения по теме
«Восточно-европейская равнина»
Цели урока: в игровой форме повторить знания по теме «Восточно-Европейская (Русская) равнина».
Задачи урока:
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме; повысить интерес к предмету
2. Развивающая: формирование умения применять теоретические знания на практике; формирование умений работать с картой, развитие критического мышления, воображения и мыслительных способностей.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Оборудование: атласы, игровое поле, настенные карты, кубик, иллюстрации с изображением животных природных зон.
План урока.
I. Организационный этап (1-2 мин.)
Приветствие детей
Объявление темы и постановка цели занятия.
II. Основной этап (30 мин.)
Выполнение заданий
Физкультминутка
III. Заключительный этап (5-7 мин.)
Подведение итогов
Рефлексия
Правила игры.
Учитель знакомит учащихся с правилами, определяя время игры и норму оценки. Класс делится на 2 команды. На доске – игровое поле. Для лучшего восприятия красочное игровое поле имеет контур Восточно-Европейской равнины, на котором изображены различные природные и хозяйственные объекты, представители органического мира, народы. Маршрут путешествия проходит зигзагами через территорию Русской равнины. Ведущий имеет «вопросник», в котором даются вопросы разного уровня сложности, составленные по всей изученной теме «Восточно-Европейская равнина».
Ребята каждой команды поочерёдно кидают кубик, определяя номер вопроса. Правильный ответ на вопрос поощряется переходом на другую позицию. За неправильный ответ на вопрос игрок получает наказание (пропуск хода, остаться на месте, вернуться на №…). Чем больше правильных ответов, тем ближе игрок к финишу. По команде учителя ведущие останавливают игру и подводят итоги. Учащиеся получают оценки в зависимости от положения фишки на игровом поле.
Игровая форма зачётного урока позволяет даже слабым учащимся добиваться лучших результатов.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Итак, ребята, вы закончили изучение раздела «Восточно-Европейская равнина». И сегодня мы повторим и обобщим знания, полученные на уроках раздела. Каждый из вас играл в настольные игры с игровым полем, фишками и кубиками. Сейчас я вам предлагаю совершить виртуальное путешествие по игровому полю «Восточно-Европейская равнина». Предлагаю вам, ребята, поделиться на команды и выбрать цвет фишек. Далее начнем путешествие с клетки «Старт»…
II. Основной этап
Задания для игры:
- Найди на карте: Хибины, Кольский полуостров, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность, Приволжская возвышенность, Волга, Днепр, Кама, Печора, Северная Двина, Онежское озеро, Ладожское озеро.
- Географическое положение. Покажи на карте.
- Назови моря, омывающие территорию Русской равнины
- Назови границы Русской равнины
- В какой части страны расположен регион?
- В каких широтах расположена основная территория Русской равнины?
- Определите географические координаты крайних точек Русской равнины на севере и юге.
- «Издалека долго течет река Волга». Ответьте на вопросы.
- Самая многоводная и длинная река Русской равнины и всей Европы.
(река Волга)
2.К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины?
3. Выделите общие черты, характерные рекам равнин
4.Назовите крупные озера на северо-западе Русской равнины. Что общего в их происхождении?
5. О какой реке написаны стихи А. Твардовским?
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль, - семь тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной. (О Волге)
Физкультминутка для снятия утомления.
Ребята, сейчас урок географии, а, значит, и физкультминутка у нас географическая.
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
- Флора и фауна Русской равнины. Ответьте на вопросы
1. К какой природной зоне, расположенной на Русской равнине, относятся эти типичные представители животного мира?
(зона пустынь и полупустынь)
2. Где в России можно встретить эти редкие великолепные цветы – лотосы?
(в дельте реки Волга в Астраханском заповеднике)
3. Чем отличается европейская тайга на Русской равнине от сибирской тайги?
(на Русской равнине преобладает темнохвойная тайга)
4. Дерево, являющееся символом нашей страны?
(береза)
- Назовите основных представителей фауны Русской равнины
- Назовите охотничьи и промысловые виды животных
- «У природы нет плохой погоды»
- Назовите климатические пояса, расположенные на равнине
- Как изменяются летние температуры с севера на юг?
- Как изменяется количество осадков на западе и на востоке равнины?
- Назовите территории с наиболее пригодными для жизнедеятельности человека условиями.
- Под влиянием каких воздушных масс формируется климат Русской равнины?
- Города.
1. Какой историко-архитектурный культурный объект составляют эти малые русские города: Сергиев Посад - Переславль –Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Древний Углич – Рыбинск – Кострома – Суздаль – Владимир?
(«Золотое кольцо» России)
2. На берегах былинного Ильмень-озера, где, по преданию, гусляр Садко бывал в морском царстве, стоит этот древний русский город.
(город Великий Новгород, раньше его величали «Господин Великий Новгород»)
3. Именно здесь произошла историческая битва с татаро-монгольскими войсками, ставшая переломным событием в свержении татаро-монгольского ига.
(Куликово поле на Русской равнине. В тульской области.)
4. Какой город образно названный «окном в Европу» и в течении двух веков являлся столицей нашего государства, считается «Северной Венецией»?
(город Санкт-Петербург)
5. «Драгоценный город»
- Проблемы рационального использования ресурсов Русской равнины
- Какими природными ресурсами богата Русская равнина?
- Какие природные ресурсы используются с древних времен, какие приобрели наибольшее значение в настоящее время?
- Какие негативные последствия возникают при освоении и использовании природных ресурсов?
- Предположите пути решения экологических проблем равнины
- Природные зоны
- Дрогу сразу перегородила замшелая колода, могила лесного великана. Тотчас за нею, сквозь плаун и моховой войлок, проступила тропинка, которая для чего-то поминутно петляла, пересекалась со звериными ходами, уводила в ласковые заманчивые трясинки, заросшие таволгой и валерианой. (еловый лес)
- Огромные деревья образовывали зеленый шатер. А под ними – густые заросли орешника, черемухи, жимолости, бузины и других кустарников и мелких деревьев. Местами надвинулся мрачный темный ельник. (смешанный лес)
III. Заключительный этап.
Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, мы с вами в игровой форме повторили тему «Восточно-Европейская равнина». Молодцы!
Подведение итогов (результаты игры).
- Команда-победитель получает звание «Знатоки географии».
IV. Рефлексия.
- Какие чувства вызывает у вас изученная нами местность?
- Мы закончили наше путешествие по Русской равнине. Вы замечательно справились со совей задачей, и теперь мы с вами выполним необычное задание – такого мы еще никогда не делали. Мы будем писать стихи, но не простые стихи: они состоят из 5 строк и называются СИНКВЕЙН.
- Для того чтобы стихи получились, вы должны быстро и четко выполнять мои команды.
- Взяли ручки, листы бумаги и записываем:
- на первой строке все написали – «Русская равнина»;
- на второй строке запишите два прилагательных, относящихся к Русской равнине;
- на третьей строке – 3 глагола;
- на четвертой строке составьте и запишите фразу, состоящую из четырех слов, выражающую ваше отношение к Русской равнине;
- на пятой строке запишите одно слово-синоним Русской равнины.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Свои работы можете не подписывать, но уходя, сдайте мне их, пожалуйста.
V. Домашнее задание.
Кто хочет, может разработать свой маршрут путешествия по Русской равнине, используя дополнительную литературу, интернет и свои личные впечатления в виде сообщения.
Спасибо за внимание!