Методические рекомендации педагогам, работающим в классах КРО
Рекомендации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации педагогам, работающим в классах КРО | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ
В КЛАССАХ КРО
Выпуск 6
Психологическая служба
г. Ханты-Мансийск, 2013
Содержание
- Методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в классах КРО
- Виды поощрений и правила их использования
- Виды наказаний и обоснованность их применения
- Роль учебной отметки
- Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
- Создание ситуации успеха
- Советы психолога учителям классов КРО общеобразовательной школы
- Рекомендации педагогам, работающим с детьми, имеющими синдром дефицита внимания
- Типы агрессии у детей и способы построения отношений
- Игры и упражнения для укрепления здоровья детей
- Антистрессовый комплекс для педагогов
«МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ КРО»
Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современный учитель?
Причины спада школьной мотивации самые разнообразные. Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у школьников. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием ученика своего успеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персоне, как со стороны одноклассников, так и преподавателя. Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.
Чаще всего мотивы к обучению в школе учащихся, особенно младших классов, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.
Виды поощрений и правила их использования
Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
2. Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.
4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.
Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны, следует соблюдать следующие правила:
1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.
2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.
3. Особую категорию составляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, "делаю назло". Это очень сложный тип ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы "нулевая реакция" педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии "состава преступления", т. е. грубости, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.
4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
6. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы.
7. Если наказываемый – "отверженный" группа может позлорадствовать и еще больше ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.
Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.
По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом.
Некоторые типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся:
- педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. Отметка "отлично" такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования;
- педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированность учащихся. Можно было бы согласиться с таким пониманием функции отметки, но такие учителя часто не скупятся на заниженные оценки;
- инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя. К примеру, если ученик "троечник", учитель очень неохотно ставит ему "четверку" за контрольную работу, которая этого заслуживает, мотивируя это типичным профессиональным предубеждением: "Наверное, списал", – и считает "четверку" уколом для своего профессионального самолюбия. Если же ученик всеми силами старается перейти с "четверки" на "пятерку", учитель, уверенный, что этот учащийся не может знать на "отлично", находит возможность "поставить его на место".
Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Психологами отмечено:
- педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, чей потенциал высок;
- чаще улыбаются и одобрительно кивают им;
- в первую очередь учителя учат своих "способных учеников", ставят перед ними более серьезные цели, чаще вызывают их и предоставляют им больше времени для обдумывания ответов.
Таким образом, отношение педагогов к ученикам влияет на процесс оценивания учащихся.
- При позитивном отношении преподавателей школьники выглядят как более успешные в учебе по сравнению с другими учащимися, к которым педагог относится менее позитивно.
- Своеобразное психологическое "поглаживание" учащихся, проявляющееся в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя, способно приободрить ученика.
- Заставьте ученика поверить в свои силы и выйти на более высокий уровень обучения, а значит и академической успеваемости.
- Положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсем не мало. Приветливое и радушное лицо педагога – существенный вклад в формирование учебной мотивации школьников.
Создание ситуации успеха
Преподаватель, использующий на уроке инновационные, творческие приемы решения учебных задач, в психологическом плане "заражает" своих подопечных восприятием школьного урока. И наоборот, репродуктивная модель ведения урока только укрепляет в школьниках привычку механичного заучивания учебного материала и не формируют у них ценности образования и познания в целом.
- Это, может быть, особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада).
- Предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.
- Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив, который открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебную деятельность учащихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможность ответить или выполнить то или иное задание педагога.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития является психолого-педагогическая компетентность педагога: деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребёнком своих потенциальных возможностей, повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми учебных заданий состоит в следующем:
- Соотносить объем и сложность учебного материала с возможностями ученика, в т.ч. с темпом его деятельности;
- учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность (период врабатывания);
- изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении);
- не предъявлять для выполнения ребёнку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому себе);
- использовать групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает определённую посильную для него часть задания, выполнение которой ведёт к достижению общего результата;
- устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением;
- использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры;
- создавать ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
- поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка;
- избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику;
- применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, поощрять ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
- по возможности придерживаться постоянного расписания занятия, т.к дети с задержкой психического развития отличаются забывчивостью;
- направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.)
- совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения, формировать общеучебные навыки.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, подчеркивайте успехи. Это может укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в гостях и т.д. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Постоянно учитывайте недостатки ребенка. Детям с СДВ присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
ТИПЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
И СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ
Название типа агрессии | Рекомендации |
1. Гиперактивно – агрессивный ребёнок Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными | - Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. - Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. - Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим – сверстникам, взрослым и ко всему животному |
2. Агрессивно – обидчивый и истощаемый ребёнок. Обидчивость ребёнка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение | Помогите ребёнку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребёнок почти всегда агрессивен |
3. Агрессивный ребёнок с оппозиционно – вызывающим поведением. Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что – то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребёнком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребёнку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за своё поведение. | Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребёнком, но не за него |
4. Агрессивно – боязливый ребёнок Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребёнка от мнимой угрозы, «нападения» | Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребёнком преодолевайте её; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного |
5. Агрессивно – бесчувственный ребёнок Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребёнка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребёнка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно | Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребёнка: жалейте, ухаживайте за животными; обращайте внимание на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребёнка нести ответственность – «отрабатывать» за своё агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове»; «Пожми руку»). |
ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Игры и упражнения на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
- Оживлялки - это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – их необходимо применять.
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть;
- встать;
- встать на цыпочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнуть левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнуть правую ногу в колене.
- Пальчиковый игротренинг
Пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее.
3. Дыхательная гимнастика
Для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Упражнение «Вверх по радуге»
Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.
- Психогимнастика - выражает какой – либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функции (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).
Сон – это упражнение полезно перед написанием математического или орфографического диктанта. Учащимся предлагается откинуть голову на спинку стула и представить себе те слова или математические знаки, киторые нужно было выучить. Во время выполнения задания звучить тихая музыка.
- Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела.
Позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Например, учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:
- брови свести и развести4
- глаза сильно прищурить и широко открыть;
- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;
- шею максимально вытянуть, а затем опустить её;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
АНТИСТРЕССОВЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера».
С. Смайлс
Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения
«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза.
Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.
«Минутный массаж ушных раковин». Осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.
«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. При этом основным условием является проведение занятий на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
- При произнесении звука «И» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух.
- Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.
- Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
- Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
- Звук «Е» - чистильщик нашего организма, он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
- Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикания.
- Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
- Комплексы звуковой гимнастики: энергичное произнесение звуков «П-Б» (укрепление мышц губ), «Т-Д» (укрепление мышц языка), «К-Г» (укрепление мышц полости глотки), слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к» (укрепление мышц языка и полости гортани). Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.