"Первый раз в пятый класс" (рекомендации психолога)
Предлагаются рекомендации для учителей, классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnomu_rukovoditelyu_5_klassov.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Ханты - Мансийск
(рекомендации психолога)
Подготовила:
педагог – психолог
Байбикова Д.Х
2013 -2014 учебный год
«Адаптация» - это междисциплинарное понятие. Термин «адаптация» происходит от латинского
слова adaptio- приспособление. В 5 классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от данного основного учителя к системе «Классный руководитель – Учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, характеристиками, являются для них показателями взрослости. Переход из начальной школы в среднюю школу, связан с возрастанием нагрузки на психику. Пятиклассники в начале обучения переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходным с тем, который был в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие требований, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней школе – все это является серьезным испытанием для психики ученика.
В этот адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или наоборот «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается аппетит, сон.
Такие отклонения характерны в той или иной форме примерно для 70-80% школьников. У некоторых детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Но есть дети, у которых этот процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца, а иногда и больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер (головные боли, расстройство желудка и т.п.). В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителей и родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречие требований разных педагогов: например, по какому предмету как вести тетради. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенности речи, стилю преподавания каждого учителя.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны так же с обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых школьников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы– они бегают по школе, исследуя «тайные уголки». Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение класса, в котором работает бывшая учительница), скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой обстановке, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают и о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя «как старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Помощь родителей на первых парах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий и в преодолении трудностей в учебе, которые не редко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Трудности в процессе адаптации
- новый классный руководитель;
- очень много новых учителей;
- возросший темп работы;
- новые требования;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов.
Вопросы, направленные на выявление отношения детей к школе:
- Что ты считаешь самым важным в школе?
- Что в школе для тебя самое интересное?
- Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
- Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться сейчас?
- Какие твои любимые занятия?
- Что в школе для тебя самое неприятное?
- Как ты учишься?
- А каким по успеваемости учеником ты бы хотел быть?
- Какое общественное поручение ты бы хотел иметь в 5 классе?
Рекомендации учителям-предметникам
- Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
- Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
- Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
- Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
- Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
- Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
- Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
- Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
- Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Характерные трудности при работе с учащимися 5 класса
- Трудности включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.
Рекомендации: делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.
- Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
Рекомендации: необходимо дублировать информацию (слуховая и зрительная форма) и делать смысловые акценты (включении жестов, мимики) – встать, подойти и т.п.
- У детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности. При отсутствии нормативности у детей установка учителя на «ложную демократию» может наносить вред, поскольку работает против дисциплины.
Рекомендации: введение привычных для детей норм, ритуалов (встали, собрались, вместе пошли, подготовились, проверили, помогли другим и т.д.).
- Нет ориентировочной активности у детей, т.е. нет интереса к новой теме, к тому, что будет на уроке и т.д. Возможно, это тоже результат «ложной демократии» в позиции учителя. Слишком большое внимание на «хочу» или «не хочу» каждого ребенка может сбить общий настрой класса на деятельность.
Рекомендации: поощрять тех учащихся, кто проявлял интерес, акцентировать внимание на успехе и правильной организации деятельности, игнорируя тех, кто отвлекается.
- Темповые характеристики учащихся очень разные: высокие темпы у 5-ти детей, низкие у 8-ми.
Рекомендации: дифференцировать задания по трудности, варьировать по объему, поощрять умении ждать и проверять себя.
- Способность концентрировать внимание и точность работы достаточно высокие для простых задач (низкие лишь у 3-х детей).
Рекомендации: «собрать» класс, предложив неожиданную задачу, чаще переключать на другой материал.
- Словесно-логические операции: аналогии, выделение существенных признаков – плохо у всего класса, поэтому возможны трудности пересказа, бедность словарного запаса, сложность понимания инструкции, условия задачи, а также трудности формирования навыка и переноса его на другую деятельность.
Рекомендации: предлагать детям повторять своими словами задание, объяснять его другим, просить описывать ситуации, организовывать обсуждения, когда дети должны понять друг друга.
Рекомендации
по улучшению психологического климата в классе.
- Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени всего класса в дни печальных событий, болезни, неудач; совместные поездки – экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.
- Умение учителя правильно строить взаимоотношения с учащимися:
- Верный сигнал доброжелательности – добрая улыбка, приветливость к доверию располагает, если Вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
- Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент.
- Умейте выслушать человека, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникших в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешить использовать административные права.
- Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает, одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите это захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
- Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения, к провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство, поэтому будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в классе.
Психологический комфорт
в общении учителя с детьми на уроке
1. В общении дети испытывают психологический комфорт, если учитель:
- Старший товарищ, наставник, соучастник совместной деятельности;
- Учитывает индивидуальность детей в общении, поощряет их инициативу;
- Активен, заинтересован, стремиться постоянно, быть в общении с детьми;
- Гибок в общении (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы);
- Организует продуктивное общение с детьми на основе совместной деятельности;
- Предпочитает давать одобрительные оценки детям в процессе обучения;
- Допускает шутку для снятия напряжения и разрешения конфликтной ситуации;
- Использует личностно – ориентированную модель общения с детьми.
2. Детям дискомфортно при общении с учителем если он:
- Недоброжелателен, безразличен к детям;
- Подавляет инициативу детей;
- Стремиться не выходить за рамки социальной роли;
- Пассивен в общении с детьми;
- Направленно и последовательно действует на основе плана, не видит возникающих проблем, конфликтных ситуаций;
- Проявляет снисходительно - покровительные отношения к детям;
- Не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным;
- Использует отрицательные оценки, замечания в процессе общения с детьми;
- Не имеет в должной мере навыков педагогического общения с детьми.
Принципы поведения педагога в классе
- Открытость, непринуждённость общения. Никому не нравится когда хитрят, обманывают, пытаются на чем–то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Однако такт во взаимном общении необходим. Вседозволенность может принести только вред.
- Понимание, способность войти в положение другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.
- Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, на «силовых» различиях, и совсем другое – на известных каждому нравственных качествах, компетентности и деловом вкладе человека.
- Отказ от оценки личности. Анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык. Если двоечник прекрасно ответил урок, ему поставят «3», оценивая личность, и «5», если исходят из фактов.
- Не приказ, а ориентация на проблему. Если человек лишь исполняет чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать на себя ответственность за результат.
- Сослагательность, а не категоричность, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь педагога и ученика.
Что говорит учитель | Что чувствует ученик | |
ПРИНЯТИЕ | Ты хороший | Я хороший |
ВНИМАНИЕ | Я вижу тебя | Я что- то значу |
УВАЖЕНИЕ | Спасибо тебе за …… | Мои усилия замечены |
ОДОБРЕНИЕ | Я знаю о тебе что-то замечательное | Я - состоятелен |
ТЁПЛЫЕ ЧУВСТВА | Ты мне нравишься | Кто-то заботиться обо мне |
Работа с тревожным ребёнком
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, неуверенность в себе. Они застенчивы и робки в новой обстановке.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, внутренняя дисциплинированность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
Слабое звено: не переносит насмешек, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Особенности общения и дружбы: охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В то же время всячески избегают знакомств и общения с людьми, слишком неугомонными.
Отношение к учёбе: старается учиться хорошо, чтобы не огорчать своих родителей и преподавателей. Отвечать стесняется и боится. Но при доброжелательном отношении педагога часто могут достигать прекрасные результаты. Работа для него – это второстепенное, а главное- взаимоотношения с коллегами, отношение к нему учителя.
Основная цель педагогической помощи: повышение самооценки, преодоление чувства неуверенности.
- Учителю необходимо включить его в активную жизнь класса;
- Необходимо постараться повысить статус ребёнка, чтобы у него не
развилось чувство неуверенности;
- Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где он наиболее полно может проявить себя, показать свои истинные возможности;
- Необходимо постоянно создавать ситуации в школе, поддерживающие убеждённость его в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива. (Если он хорошо учиться, то стоит привлекать к помощи другим; привлекать к разрешению ссор между учениками).
- Можно изредка ставить учащегося в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке или в ситуацию критики, но под контролем педагога, чтобы вызвать стремление к самозащите, чтобы научить защищать себя, быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударом судьбы.
- Таких детей нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе. Им следует делать просто замечания, в которых недолжно быть оттенков язвительности, высмеивания или раздражения. С такими детьми достаточно проведения собеседования, заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать родителей для принятия совместных решений.
- Не стоит возлагать на них ответственность за поддержание порядка в классе или постоянного выполнения общественных поручений.
- Необходимо обучать таких детей (на примере литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды.
- Учащихся этого типа нужно постоянно подбадривать и воодушевлять, а самое главное – хвалить и убеждать в том, что всё получиться.
- С учётом неустойчивости волевых проявлений деятельность должна носить постепенно нарастающий характер, по мере того, как учащийся будет увлекаться деятельностью. Необходимо вселять уверенность в него, что он может сделать любое дело, если проявит волевые усилия.
Чаще улыбайтесь детям
Улыбка при входе в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой:
располагает их к общению, вызывает к работе.
Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь на уроке;
- не способны ли вы вместе с детьми смеяться;
- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.
Помните, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведёт к возникновению у ребят негативных психологических установок.
Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к (возникновению) тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.
Проследите за собой:
- всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ, (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);
- готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, зато старающегося;
- часто ли в ваших оценках встречаются слова: «молодец», «хорошо придумано», «я это одобряю», «удачное решение» и т.п.
- часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ: помните – есть огромная психологическая дистанция между оценками? «Верно, Петров» и «Молодец Володя»;
- часто ли показываете детям, что верите в их возможности;
- не бывает ли в ваших оценках детей психологических характеристик их безнадежности: «Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает»;
- всегда ли вы способны внушить учащимся уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях.
Помните, что Одобрение, Поддержка, Дружественная Доброжелательность- важнейшее условие совместной творческой работы.
Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса.
Примерная характеристика школьника
- Ф.И.О.
- Состояние здоровья
- Социальное положение.
- Взаимоотношения в семье.
- Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
- Черты характера.
- Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.д.
- Организованность: самоконтроль, самокритичность, выдержанность, самообладание, дисциплинированность.
- Особенности памяти, речь, эмоции.
- Успеваемость, интеллектуальное развитие: любимые предметы, нелюбимые предметы.
- Отношение к труду (учебному, физическому, общественному, полезному, труду по самообслуживанию).
- Характер чтения.
- Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе.
- Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
- Отношение к себе: самокритичность, переоценка собственной личности.
- Участие в общественной работе.
- Занятие в свободное время (с кем преимущественно общается).
- Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
- Педагогические выводы, рекомендации.