"Первый раз в пятый класс" (рекомендации психолога)

Предлагаются рекомендации для учителей, классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnomu_rukovoditelyu_5_klassov.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Ханты - Мансийск

       

                                                   

 

(рекомендации  психолога)

                                                                

 

                                                                                                        Подготовила:

         педагог – психолог

                            Байбикова Д.Х

2013 -2014 учебный год

 «Адаптация» - это междисциплинарное понятие. Термин «адаптация» происходит от латинского

слова  adaptio- приспособление. В 5 классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от данного основного учителя к системе «Классный руководитель – Учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, характеристиками, являются для них показателями взрослости. Переход из начальной школы в среднюю школу, связан с возрастанием нагрузки на психику. Пятиклассники в начале обучения переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходным с тем, который был в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие требований, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней школе – все это является серьезным испытанием для психики ученика.

В этот адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или наоборот «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается аппетит, сон.

Такие отклонения характерны в той или иной форме примерно для 70-80% школьников. У некоторых детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Но есть дети, у которых этот процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца, а иногда и больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер (головные боли, расстройство желудка и т.п.). В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителей и родителей.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?

Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречие требований разных педагогов: например, по какому предмету как вести тетради. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенности речи, стилю преподавания каждого учителя.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны так же с обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых школьников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы– они бегают по школе, исследуя «тайные уголки». Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение класса, в котором работает бывшая учительница), скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой обстановке, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают и о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя «как старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Помощь родителей на первых парах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий и в преодолении трудностей в учебе, которые не редко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Трудности в процессе адаптации

  • новый классный руководитель;
  • очень много новых учителей;
  • возросший темп работы;
  • новые требования;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов.

Вопросы, направленные на выявление отношения детей к школе:

  1. Что ты считаешь самым важным в школе?
  2. Что в школе для тебя самое интересное?
  3. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
  4. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться сейчас?
  5. Какие твои любимые занятия?
  6. Что в школе для тебя самое неприятное?
  7. Как ты учишься?
  8. А каким по успеваемости учеником ты бы хотел быть?
  9. Какое общественное поручение ты бы хотел иметь в 5 классе?

Рекомендации учителям-предметникам

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  5. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  10. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  11. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

Характерные трудности при работе с учащимися 5 класса

  1. Трудности включения в работу – плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, часто дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.

Рекомендации: делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.

  1. Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.

Рекомендации: необходимо дублировать информацию (слуховая и зрительная форма) и делать смысловые акценты (включении жестов, мимики) – встать, подойти и т.п.

  1. У детей нет привычных навыков организации работы и совместной деятельности. При отсутствии нормативности у детей установка учителя на «ложную демократию» может наносить вред, поскольку работает против дисциплины.

Рекомендации: введение привычных для детей норм, ритуалов (встали, собрались, вместе пошли, подготовились, проверили, помогли другим и т.д.).

  1. Нет ориентировочной активности у детей, т.е. нет интереса к новой теме, к тому, что будет на уроке и т.д. Возможно, это тоже результат «ложной демократии» в позиции учителя. Слишком большое внимание на «хочу» или «не хочу» каждого ребенка может сбить общий настрой класса на деятельность.

Рекомендации: поощрять тех учащихся, кто проявлял интерес, акцентировать внимание на успехе и правильной организации деятельности, игнорируя тех, кто отвлекается.

  1. Темповые характеристики учащихся очень разные: высокие темпы у 5-ти детей, низкие у 8-ми.

Рекомендации: дифференцировать задания по трудности, варьировать по объему,  поощрять умении ждать и проверять себя.

  1. Способность концентрировать внимание и точность работы достаточно высокие для простых задач (низкие лишь у 3-х детей).

Рекомендации: «собрать» класс, предложив неожиданную задачу, чаще переключать на другой материал.         

  1. Словесно-логические операции: аналогии, выделение существенных признаков – плохо у всего класса, поэтому возможны трудности пересказа, бедность словарного запаса, сложность понимания инструкции, условия задачи, а также трудности формирования навыка и переноса его на другую деятельность.

Рекомендации: предлагать детям повторять своими словами задание, объяснять его другим, просить описывать ситуации, организовывать обсуждения, когда дети должны понять друг друга.

        

Рекомендации

 по улучшению психологического климата в классе.

  1.  Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени всего класса в дни печальных событий, болезни, неудач; совместные поездки – экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

  1.  Умение учителя правильно строить взаимоотношения с учащимися:

        - Верный сигнал доброжелательности – добрая улыбка, приветливость к доверию располагает, если Вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся.

       - Учитывайте индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент.

       - Умейте выслушать человека, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникших в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

       - Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешить использовать административные права.

       - Старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает, одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите это захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

                  -  Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения, к провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство,  поэтому будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в классе.

Психологический комфорт  

в общении учителя с детьми на уроке

1.  В общении дети испытывают психологический комфорт, если учитель: 

  • Старший товарищ, наставник, соучастник совместной деятельности;
  • Учитывает индивидуальность детей в общении, поощряет их инициативу;
  • Активен, заинтересован, стремиться постоянно, быть в общении с детьми;
  • Гибок в общении (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы);
  • Организует продуктивное общение с детьми на основе совместной деятельности;
  • Предпочитает давать одобрительные оценки детям в процессе обучения;
  • Допускает шутку для снятия напряжения и разрешения конфликтной ситуации;
  • Использует личностно – ориентированную модель общения с детьми.

2. Детям дискомфортно при общении с учителем если он:

  • Недоброжелателен, безразличен к детям;
  • Подавляет инициативу детей;
  • Стремиться не выходить за рамки социальной роли;
  • Пассивен в общении с детьми;
  • Направленно и последовательно действует на основе плана,  не видит возникающих проблем, конфликтных ситуаций;
  • Проявляет снисходительно - покровительные отношения к детям;
  • Не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным;
  • Использует отрицательные оценки, замечания в процессе общения с детьми;
  • Не имеет в должной мере навыков педагогического общения с детьми.

Принципы поведения педагога в классе

- Открытость, непринуждённость общения. Никому не нравится когда хитрят, обманывают, пытаются на чем–то  «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Однако такт во взаимном общении необходим. Вседозволенность может принести только вред.

- Понимание, способность войти в положение другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.

- Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, на «силовых» различиях, и совсем другое – на известных каждому нравственных качествах, компетентности и деловом вкладе человека.

- Отказ от оценки личности. Анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык. Если двоечник прекрасно ответил урок, ему поставят «3», оценивая личность, и «5», если исходят из фактов.

- Не приказ, а ориентация на проблему. Если человек лишь исполняет чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать на себя ответственность за результат.

- Сослагательность, а не категоричность, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь педагога и ученика.

                                             

Что говорит учитель

Что чувствует ученик

ПРИНЯТИЕ

Ты хороший

Я хороший

ВНИМАНИЕ

Я вижу тебя

Я что- то значу

УВАЖЕНИЕ

Спасибо тебе за ……

Мои усилия замечены

ОДОБРЕНИЕ

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я - состоятелен

ТЁПЛЫЕ ЧУВСТВА

Ты мне нравишься

Кто-то заботиться обо мне

           

                                                 

Работа с тревожным ребёнком

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, неуверенность в себе. Они застенчивы и робки в новой обстановке.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, внутренняя дисциплинированность, добросовестность,  самокритичность, повышенные требования к себе.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

Слабое звено: не переносит насмешек, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.

Особенности общения и дружбы: охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В то же время всячески избегают знакомств и общения с людьми, слишком неугомонными.

Отношение к учёбе: старается учиться хорошо, чтобы не огорчать своих родителей и преподавателей. Отвечать стесняется и боится. Но при доброжелательном отношении педагога часто могут достигать прекрасные результаты. Работа для него – это второстепенное, а главное- взаимоотношения с коллегами, отношение к нему учителя.

Основная цель педагогической помощи: повышение самооценки, преодоление чувства неуверенности.

  • Учителю необходимо включить его в активную жизнь класса;
  • Необходимо постараться повысить статус ребёнка, чтобы у него не      

             развилось  чувство неуверенности;

  • Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где он наиболее полно может проявить себя, показать свои истинные возможности;
  • Необходимо постоянно создавать ситуации в школе, поддерживающие убеждённость его в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива. (Если он хорошо учиться, то стоит привлекать к помощи другим; привлекать к разрешению ссор между учениками).
  • Можно изредка ставить учащегося в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке или в ситуацию критики, но под контролем педагога, чтобы вызвать стремление к самозащите, чтобы научить защищать себя, быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударом судьбы.
  • Таких детей нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе. Им следует делать просто замечания, в которых недолжно быть оттенков язвительности, высмеивания или раздражения. С такими детьми достаточно проведения собеседования, заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать родителей для принятия совместных решений.
  • Не стоит возлагать на них ответственность за поддержание порядка в классе или постоянного выполнения общественных поручений.
  • Необходимо обучать таких детей (на примере литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды.
  • Учащихся этого типа нужно постоянно подбадривать и воодушевлять, а самое главное – хвалить и убеждать в том, что всё получиться.
  • С учётом неустойчивости волевых проявлений деятельность должна носить постепенно нарастающий характер, по мере того, как учащийся будет увлекаться деятельностью. Необходимо вселять уверенность в него, что он может сделать любое дело, если проявит волевые усилия.

Чаще улыбайтесь детям

        Улыбка при входе в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой:

располагает их к общению, вызывает к работе.

   

   Понаблюдайте за собой:

   - как часто вы улыбаетесь на уроке;

   - не способны ли вы вместе с детьми смеяться;

   - не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.

   

  Помните, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведёт к возникновению у ребят негативных психологических установок.

 

  Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к (возникновению) тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.

   Проследите за собой:

- всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ, (речь идет не только об         оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);

- готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, зато старающегося;

- часто ли в ваших оценках встречаются слова: «молодец», «хорошо придумано», «я это одобряю», «удачное решение» и т.п.

- часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ: помните – есть огромная психологическая дистанция между оценками? «Верно, Петров» и «Молодец Володя»;

- часто ли показываете детям, что верите в их возможности;

- не бывает ли в ваших оценках детей психологических характеристик их безнадежности: «Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает»;

- всегда ли вы способны внушить учащимся уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях.

   

Помните, что Одобрение, Поддержка, Дружественная Доброжелательность- важнейшее условие совместной творческой работы.

 

Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса.

       

Примерная характеристика школьника

  1. Ф.И.О.
  2. Состояние здоровья
  3. Социальное положение.
  4. Взаимоотношения в семье.
  5. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
  6. Черты характера.
  7. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.д.
  8. Организованность: самоконтроль, самокритичность, выдержанность, самообладание, дисциплинированность.
  9. Особенности памяти, речь, эмоции.
  10. Успеваемость, интеллектуальное развитие: любимые предметы, нелюбимые предметы.
  11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественному, полезному, труду по самообслуживанию).
  12. Характер чтения.
  13. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе.
  14.  Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
  15. Отношение к себе: самокритичность, переоценка собственной личности.
  16. Участие в общественной работе.
  17. Занятие в свободное время (с кем преимущественно общается).
  18. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
  19. Педагогические выводы, рекомендации.