Совместная деятельность классного руководителя, обучающихся и их родителей по здоровьесбережению в группе (из опыта работы)
Девять десятых нашего счастья
основано на здоровье.
А. Шопенгауэр
Имея за плечами опыт воспитания собственных трех детей, опыт работы школьного психолога, опыт работы классного руководителя, в котором я являюсь классным руководителем, я полностью согласна с высказыванием знаменитого философа 19 столетия А. Шопенгауэра. Мои многочисленные наблюдения, наблюдения за состоянием учебной деятельности моих воспитанников, за состоянием их психического и физического здоровья и отражением этого состояния на качестве жизни подростков, уровнем их социализации в обществе сверстников позволили мне сделать следующий вывод: здоровье почти полностью определяет будущность ребенка, а отроческая пора является залогом сохранения его здоровья. Полученные данные дали направление моей дальнейшей деятельности по здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_klassnogo_ruk.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность классного руководителя , обучающихся и родителей по здоровьесбережению.
1. Совместная деятельность классного руководителя, обучающихся и их родителей по здоровьесбережению в группе (из опыта работы)
Девять десятых нашего счастья
основано на здоровье.
А. Шопенгауэр
Имея за плечами опыт воспитания собственных трех детей, опыт работы школьного психолога, опыт работы классного руководителя, в котором я являюсь классным руководителем, я полностью согласна с высказываем знаменитого философа 19 столетия А. Шопенгауэра. Мои многочисленные наблюдения, наблюдения за состоянием учебной деятельности моих воспитанников, за состоянием их психического и физического здоровья и отражением этого состояния на качестве жизни подростков, уровнем их социализации в обществе сверстников позволили мне сделать следующий вывод: здоровье почти полностью определяет будущность ребенка, а отроческая пора является залогом сохранения его здоровья. Полученные данные дали направление моей дальнейшей деятельности по здоровьесбережению.
Моим решением стало создание воспитательной системы группы в рамках программы по здоровьесбережению «Истоки здоровья».
Цель, которую я поставила перед собой – создание коллектива единомышленников, состоящего из учащихся, их родителей, учителей, которые работают в группе, и объединенного единой целью – научить обучающихся группы разумно и бережно относится к своему здоровью, сохранять его и приумножать за весь период пребывания в колледже.
Цель, которую ставит перед собой современное образование – это подготовка детей к жизни. И мы, учителя, стремимся к тому, чтобы каждый обучающийся получил за время учёбы знания, необходимые в дальнейшей жизни, а также сберег и преумножил свое физическое и психическое здоровье.
Взяв за основу следующие принципы:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально- дифференцированный подход- основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися.
Я поставила себе цель обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Я приступила к работе с группой именно с тестирования и изучения медицинских карт обучающихся, чтобы сделать соответствующие выводы о психофизическом состоянии учащихся и спланировать свою дальнейшую деятельность. Так как основным показателем, отличающим здоровьесберегающие образовательные технологии, является регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года).
Проводя тестирование я пользовалась такими методиками, как беседа с учащимися, родителями, медицинскими работниками, изучение медицинских карт, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест "Исследование тревожности" Спилбергера, исследование автономности опросник Прыгни Г. С, нравственная самооценка Колмогорцева Л. Н., отношение к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы GIDS Эдварда Холла.
Первое высшее образование психолога и социального педагога дает мне право использовать специфические психологические тесты в работе классного руководителя.
В своей педагогической деятельности я применяю здоровьеформирующие образовательные технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Технологии, которые создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования:
- использование данных мониторинга состояния здоровья; учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений;
-учет особенностей возрастного развития обучающихся;
-создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
-использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Среди них:
- Здоровьесберегающие - обеспечивающие двигательную активность,
- Оздоровительные - физическая подготовка, гимнастика,
- Воспитание культуры здоровья - факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внеколледжные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.
Применение этих технологий позволяет :
-создать условия безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии,
-определить структуру и организацию учебного процесса, объема учебной нагрузки,
-решаются главные задачи образовательного процесса,
-реализуются программы по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещению родителей.
Для достижения поставленных целей, формирования и укрепления психологического здоровья, повышения ресурсов психологической адаптации с помощью социально–психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики мною был разработана программа «Истоки здоровья», состоящий из трех основных модулей.
Согласно трем выделенным блокам работа ведется над укреплением психологического, социального и физического здоровья обучающихся через широкое использование в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки–дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки- консультации, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки-творчества, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и др. Рассмотрим, например, урок-экскурсию.
Урок экскурсия
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий, среди которые немаловажное место отводится задаче здоровьесбережения. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.
Форма проведения уроков-экскурсий разнообразна. Это и урок-прогулка, и пресс-конференция с участием представителей учреждения , музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и урок обучающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.
Эффективность проведения урока-экскурсии уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необычность данного типа урока повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику обучающегося, на состояние его физического и психического здоровья.
«Истоки здоровья» и личность учителя.
Я думаю, что для эффективного внедрения в педагогическую практику идеи здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Поэтому, продумывая организацию и внедрение здоровьесберегающих технологий в своей группе, я задала себе ряд вопросов: насколько здоровый образ жизни веду я, насколько внимательно я отношусь к своим ученикам, и насколько подростки доверяют мне и готовы ли вместе со мной развивать и внедрять новый проект.
Несомненно, что проведение индивидуального и группового тестирования сблизило меня и учеников моей группы, дало новые темы для общения и классных часов, показало ребятам, что мне интересна их внутренняя жизнь, переживания и самочувствие как в колледже, так и дома. Выстраивая систему мероприятий, я стараюсь включить в работу и родителей, и детей, организую родительские собрания и классные часы с обменом индивидуального опыта.
Программа «Истоки здоровья» и родители.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни.Прежде всего, родителям необходимо иметь четкое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребенка. Проблема состоит в том, что организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью требует много усилий со стороны колледжа и классного руководителя. Поэтому своей целью в данном направлении я ставлю задачу обеспечить участие родителей в реализации программы “Истоки здоровья”, формировать потребность именно семьи в здоровом образе жизни, дать представление о возможном влиянии детско–родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни, помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей, формировать навыки рационального питания, физической культуры.
При организации работы я совместно с родителями определяла, какие темы включить в обсуждение на заседаниях актива группы, родительских собраниях. Самые заинтересованные предложили взять темы “Как избежать искривления осанки”, “Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье”, “Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой”, предложили свою помощь при организации спортивных развлечений, повторной диагностики физического состояния детей. Я уверена, что родители группы становятся моими единомышленниками, изменяют свое отношение к сохранению здоровья.