Разработка открытого классного часа в 6 классе "Умей прощать"

Дивии Аяна Ивановна

Классный час на нравственную тему  об общечеловеческих ценностях с целью формирования  таких качеств, как сопереживание, сострадание, милосердие, чуткость, умение прощать, строить более теплые, доверительные отношения с братьями, сестрами, с одноклассниками. Форма: интегрированная (беседа, тренинг). Методы: словесный, художественное чтение, проблемно-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkr_kl_chasa.docx24.17 КБ
Файл kl_chas.pptx269.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             1

Разработка открытого классного часа в 6 «а». Кл руков. Дивии А.И.

                                            «Умей прощать!»

Цели:

  • Привлечь внимание детей к нравственной проблеме-умению прощать.
  • Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях
  • Формировать положительную оценку таких качеств, как сопереживание, сострадание, милосердие, чуткость, умение прощать, строить более теплые. доверительные отношения с братьями, сестрами, с одноклассниками.

Форма: интегрированная (беседа, тренинг)

Подготовительная работа с детьми: уч-ся должны выписать из толкового словаря  значение слов – милосердие, сострадание, чуткость, великодушие, мудрость, равнодушие, эгоизм.

Методы: словесный, художественное чтение, проблемно-поисковый

Оборудование: проектор, экран, тексты рассказа «О, если бы…», свеча.

Оформление класса: на доске высказывания «Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»

                  План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Словарная работа.
  3. Чтение рассказа «О, если бы…»
  4.  Беседа по рассказу.
  5. Работа в группах.
  6. Выступление участкового Ховалыг Шенне.
  7. Тренинг.
  8. Рефлексия.

                                         2

                     Ход классного часа

1.Вступительное слово кл руководителя.

-Ребята, сегодня мы поговорим на классном часе о вечных ценностях, которые нас окружают, но , к сожалению, остаются незамеченными. Каждый из вас чей-то брат или сестра. Надеюсь, что после этого классного часа кто-то изменит отношение к близким, друзьям, одноклассникам.  Я вас просила выписать из словаря значения некоторых слов, которые помогут нам понять тему нашего классного часа «Умей прощать!», а еще прочитаем рассказ  американского автора, который тоже напрямую связан с нашей темой.

  Эпиграфом нашего классного часа послужат следующие выражения:

 «Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»

К ним мы еще вернемся.

2. -Ребята, пожалуйста, назовите слова, которые вы выписали.

Сопереживание-

Сострадание-

Сочувствие-

Милосердие-

Чуткость-

Великодушие-

Мудрость-

Терпимость-

Равнодушие-

Эгоизм-

Приготовьтесь к прослушиванию рассказа. В процессе чтения, ребята, пожалуйста, не стесняйтесь чувств, которые вас переполнят, поплачьте, если хотите, ведь слезы всегда очищают.

                                                      3

                                                 «О, если бы..»

    Недавно я стала ходить одна на долгие прогулки. Я думаю о жизни и о смерти- наверное, все об этом думают. Иногда брожу часами, но прихожу всегда на одно и то же место.

  Сегодня холодный ноябрьский день. Вокруг ни души. Я иду к маленькому холмику земли, так же как вчера, позавчера, весь прошлый месяц.

  Как всегда, я встала на колени около маленького камня с печальной надписью «Здесь покоится Тимми Лэнгтон. 23 мая 1957-14 октября 1965». И снова я потрясена этими словами. Хотя прошел уже месяц, мне до сих пор не верится. Когда я думаю о Тимми, то вижу светловолосого мальчика, спешащего в школу или на тренировку по бейсболу, а вовсе не это холодное сооружение среди чужих надгробий.

   Это по-прежнему мучит меня, наверное, я никогда не смогу забыть. Я пришла домой после длинного и  трудного дня в школе. Миссис Тримбл не придумала ничего лучшего, чем объявить, что завтра будет контрольная по истории, а кроме этого, у меня еще обычные домашние задания- алгебра и химия. Я вползла домой, всем своим видом демонстрируя, что у меня был отвратительный , тяжелый день. Мама поняла, что лучше меня ни о чем не спрашивать.

  Подойдя к своей комнате, я услышала два хихикающих тоненьких голоска. Я открыла дверь и обнаружила, что Тимми со своим приятелем сидят за моим столом и рассматривают мою губную помаду. Они не устроили беспорядка. Они, собственно, были очень аккуратны. Но для меня это была последняя капля, и я вышла из себя. Я велела им убираться  и никогда не входить в мою комнату. «Не смей трогать мои вещи, дрянь, а не ребенок!» Я обозвала его «дрянью» раза пять. Как я могла быть такой грубой, жестокой?

  Тимми покраснел, как свекла, и я поняла, что ему стыдно, и он жалеет о случившемся. Он даже попросил прощения. Но нет, решила я, это ему так не пройдет. Надо проявить твердость.

  За обедом Тимми вел себя необычайно тихо и мало ел. Но заметила это только я, потому что родители разговаривали о том, о сем, и стоит ли им

                                               4

ехать за 200 миль куда-то в гости. После обеда я пошла делать уроки. Вдруг почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Я обернулась и увидела,      

что Тимми стоит в дверях.

--Закрой, пожалуйста, дверь,- твердо сказала я.

Он постоял, потом закрыл ее с обиженным и озадаченным  видом.

«Потом помиримся».-подумала я    и снова вернулась к урокам.

На следующее утро я чуть было не проспала. Взглянув на часы, я быстро вскочила, оделась и бросилась завтракать. У меня было всего пять минут. За столом сидел только Тимми. Сев за стол, я почувствовала на себе умоляющий взгляд его теплых карих глаз, но я холодно посмотрела на него.

--Ты еще злишься на меня?- спросил он.

--Да.—Хотя я уже не злилась, но хотела проучить его как следует.

--Прости меня ,пожалуйста, я больше не буду.

--Посмотрим, --резко сказала я. Потом быстро проглотила остатки еды, схватила портфель и побежала к остановке автобуса, подчеркнуто не обращая внимания на брата. Но когда, выбегая из дома, я увидела его грустные глаза, то почувствовала, что-то вроде угрызений совести. Помню, я подумала: «Вот вернусь из школы, и мы помиримся». В этом моя беда. Я всегда слишком спешила, чтобы сблизиться с ним

    Тогда за столом я в последний раз видела его живым.

    Когда я увидела его в следующий раз, он лежал под белой простыней.

Я пришла  из школы, голова была полна обычных мыслей. На газоне я увидела покореженный велосипед брата. Меня вдруг охватила паника. Я побежала в дом, сердце отчаянно колотилось. На кухне было тихо. Никто не готовил обеда. Дверь в столовую была закрыта, и мне показалось, что внутри происходит что-то ужасное. Но тишина на кухне была просто нестерпимой, и я открыла дверь.

  Мама сидела в кресле-качалке, папа сидел на коленях рядом с ней и держал ее дрожащую руку. У них были одинаковые лица- очень бледные,

                                                      5

глаза смотрели прямо перед собой. Когда мама меня увидела, она встала и обняла меня дрожащими   руками.

   Тимми торопился домой , чтобы поскорее приняться за сборку новой модели самолета, которую ему купил папа. Он мчался по улице и не смотрел вокруг. Водитель машины увидел его, когда было уже поздно. Я часто читала о таких вещах в газетах, но это случалось с другими, не со мной, не с нашей семьей.

   Следующие несколько дней были полны слез. Я плакала, пока глаза у меня не стали сухими и красными, слез больше не осталось. Я не могла ни есть, ни спать. Стоило мне только заснуть, и сразу передо мной опять вставала эта сцена—как я пришла  в тот день из школы.

   Я вспоминала всякие мелочи, которые он для меня делал. Приносил стакан воды, когда я занималась, чистил мои туфли, когда я спешила, приносил мне одуванчики, показывал свою новую бейсбольную биту(мне казалось, что это скучища). Если бы я могла это вернуть … Если бы у меня была одна возможность…

   Внезапно больше всего на свете мне захотелось поговорить с ним, хоть пять минут. И если бы он спросил, глядя на меня своими карими глазами: «Ты еще злишься на меня?», я бы его обняла и сказала: «Нет, дорогой мой, я не сержусь и никогда больше не буду на тебя сердиться».

   Я медленно поднялась с заиндевелой травы. Ноги у меня затекли оттого, что я так долго стояла на коленях. Я поплотнее запахнула пальто, потому что в ноябре к вечеру очень холодно. И отправилась домой.                    

                                                              6

4. Беседа по рассказу. 

-- Подумайте и ответьте, пожалуйста, одним словом –о чем этот рассказ?

-- Чему учит нас этот рассказ?

--Вам жалко героиню или вы ее осуждаете?

--  Рассказ назван «О если бы…» . Если бы что?

--Как вы теперь понимаете эпиграф нашего разговора?

«Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…», «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»

-Как вы поняли значение эпиграфов?

5. Работа в группах.

--Представьте, что наша героиня выросла. Кто она по профессии, есть ли у нее семья, сколько  детей, какая она мама, подруга, жена.  Пофантазируйте. Можете высказаться  устно или письменно. Это задание вы выполняете в группе. Не забывайте правила групповой работы:

1. Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам .

2. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение.

3. Во время обсуждения не торопись критиковать мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому

(Представители групп высказываются).

- Вы уже знаете, что случилось с Тимми. Он попал под машину на велосипеде. А знаете ли вы правила дорожного движения, когда ездите на велосипеде?

6. Об этом нам расскажет наш участковый Ховалыг Шенне.

                                                             7.

Однажды учёные спросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?

- А вы? (вопрос к ребятам?)

Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…», тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

- А вы? (вопрос к ребятам?)

И почти все ответили: добрыми, милосердными, чуткими, умеющих прощать.

7 Рефлексия.

--Что вы поняли после сегодняшнего  нашего разговора?

--Как надо относиться к своим близким, родным, одноклассникам?

- После нашего сегодняшнего разговора я надеюсь , ребята, что вы будете уметь прощать близким, братьям, сестрам, одноклассникам  их шалости, снисходительно относиться к их недостаткам, ведь не бывает людей без недостатков. Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас. И что вы никогда не будете равнодушными, эгоистичными, безжалостными

   Мы заканчиваем классный час. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Может кого-то обидел ненароком, тогда завтра надо попросить прощения. Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или доброты?

И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Умей прощать!» «Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…». «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»

Слайд 2

Словарная работа Сопереживание- Сострадание- Сочувствие- Милосердие-

Слайд 3

Словарная работа Чуткость- Великодушие- Мудрость- Терпимость- Угрызения совести-( тув ) арын-нууру оттуп келген

Слайд 4

Эгоизм- Равнодушие-

Слайд 5

Беседа по рассказу. -- Подумайте и ответьте, пожалуйста, одним словом –о чем этот рассказ? -- Чему учит нас этот рассказ? --Вам жалко героиню или вы ее осуждаете? -- Рассказ назван «О если бы…» . Если бы что?

Слайд 6

«Умей прощать, и не кажись прощая, великодушней и мудрей других…» «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.»

Слайд 7

Правила групповой работы 1. Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам . 2. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение. 3. Во время обсуждения не торопись критиковать мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому

Слайд 8

Рефлексия --Что вы поняли после сегодняшнего нашего разговора? --Как надо относиться к своим близким, родным, одноклассникам?

Слайд 9

Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живёт в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание.