«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (относительно начальной школы)
Аннотация
Применение современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей. Применение современных информационных и коммуникационных технологий для визуализации подборок теоретических, хронологических материалов на уроках повышает наглядность изложения изучаемого материала, стимулирует самостоятельную деятельность учащегося, обеспечивает поиск и переработку различной информации, позволяет индивидуализировать и разнообразить обучение.
Ключевые слова: образовательный процесс начальной школы, применение информационно-коммуникационных технологий, младший школьный возраст, компьютерные среды, визуализация знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (относительно начальной школы)
Рослова Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №617 имени генерала Д.Ф.Алексеева
г.Москва, Зеленоград;
студентка 6 курса заочного отделения,
педагогического факультета Московского государственного
гуманитарного университета
имени М.А.Шолохова,
г.Москва
Аннотация
Применение современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей. Применение современных информационных и коммуникационных технологий для визуализации подборок теоретических, хронологических материалов на уроках повышает наглядность изложения изучаемого материала, стимулирует самостоятельную деятельность учащегося, обеспечивает поиск и переработку различной информации, позволяет индивидуализировать и разнообразить обучение.
Ключевые слова: образовательный процесс начальной школы, применение информационно-коммуникационных технологий, младший школьный возраст, компьютерные среды, визуализация знаний.
Век, в котором мы живем – это век высоких технологий. Нынешние дети практически живут в мире интернета, компьютерных игр и социальных сетей. В такой информационной культуре и происходит смена роли учителя, теперь он становится координатором поступающего информационного потока для детей. Поэтому педагогу необходимо владеть современными методиками для того, чтобы общение с ребенком происходило на одном, общем для них обоих языке.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы – требование времени. В связи с этим, сейчас все активнее применяется информатизация начального образования, которая является значительной частью такого глобального социального процесса, как информатизация жизни общества. Для постороннего человека то, что сегодня происходит в начальной школе, напоминает фантастический фильм: в классах появились интерактивные доски, младшие школьники работают с ноутбуками, выходят на уроке в сеть Интернет, активно пользуются устройствами для электронного голосования, рисуют на планшетах и стремятся показать всем результаты своей работы в тетрадях, используя документ-камеру. В случае вынужденного отсутствия на уроке ученик начальной школы вполне может участвовать в образовательном процессе через программу Skype, получить консультацию на своем личном сайте.
Применение в повседневной учебной жизни информационных технологий является одним из действенных средств повышения эффективности как организации учебно-воспитательного процесса, так и образовательной деятельности в целом. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии участвуют в создании необходимой учебно-познавательной среды, которая используется для решения различных дидактических задач [9, с.76]. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и индивидуальной форм обучения и самообучения.
Современные компьютерные среды в образовательной деятельности создают благоприятные условия для формирования личности учащихся и позволяют овладевать не только компьютерной грамотностью, но и формировать этическую, эстетическую и интеллектуальную чуткость. На примере начальной школы использование ИКТ дает возможность ребенку умение правильно ориентироваться в информационных потоках современного мира, умение работать с информацией, общаться со сверстниками с применением новых технических средств. Преподавателю, проведение урока с применением ИКТ позволяет, помимо объяснительного способа подачи информации, перейти к деятельному, так как ребенок, в данном случае, становится активным субъектом происходящей учебной деятельности [5,с.127]. А урок, который проведен с ИКТ, в отличие от обычного, будет более наглядным, красочным и более познавательным. Рассмотрим основные формы применения информационных и коммуникационных технологий на уроке:
- мультимедийный проектор, который может быть использован как для проведения внеклассных мероприятий, так и для презентации научно-исследовательских работ;
- Всемирная компьютерная сеть Internet:
1. Возможность ведения переписки со всеми детьми из разных частей мира;
2. Использование как научной, так и культурной информации из всех имеющихся источников информации (музеи и хранилища мира);
3. Живое общение, а также возможность всегда видеть происходящие события мира через международные серверы.
Активное применение средств ИКТ в начальной школе дает возможность достижения лучших целей образования, дает возможность научиться собирать факты, уметь их анализировать, а также умению правильно выражать свои мысли как на бумажном носителе, так и устно. ИКТ учат ребенка логическому рассуждению, умению делать выбор и принимать серьезные решения [11, c.69].
Применение ИКТ на уроках позволяет делать следующее:
- создавать и внедрять дидактические материалы;
- презентации на определенные темы;
- использовать современное программное обеспечение;
- отслеживать процесс мониторинга за результатами обучения;
- создание тестовых заданий.
Именно на уроках с использованием ИКТ можно раскрыть личные способности ученика в его умении познавать информацию, а также в его поведении. Вышеуказанные способности будут проявлены с учетом выбора наиболее оптимальных форм организации процесса его самостоятельной учебной деятельности, в том, как ученик может применять те знания, которые он получил на уроках, а также его умение решать нетрадиционные, творческие задачи и то, как он может выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками, родителями и педагогами. Также необходимо учитывать то, что для ребенка в младшем школьном возрасте основной мотивацией для обучения являются цели, которые ближе для него: получить хорошие оценки, похвалу дома, уметь читать быстрее соседа. Для ребенка младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра, то с помощью современных компьютерных программ можно визуализировать цель обучения: откроется картинка, если будут решены правильно все примеры, герой победит в игре, если будут правильно расставлены все буквы, т.е. возникнет положительная мотивация у ребенка для решения поставленных задач [14, c.12]. Ввиду того, что обучение начальной школе является фундаментом, на котором будет строиться вся будущая деятельность человека, то у педагога главной и ответственной задачей является то, чтобы каждый ребенок смог усвоить материал по программе в полном объеме, а так как у школьников разный уровень подготовки, то учителю необходимо ориентироваться на средний уровень готовности учащегося, чтобы на уроке большая часть детей смогла активно работать. Наиболее успешным из способов обучения детей с разным уровнем подготовки является использование компьютера, так как все дети смогут быть занятыми. Другими словами те, кто пропустил, будут догонять материал, а те, у кого заниженный уровень мыслительной деятельности, смогут работать в необходимом для них темпе, не замедляя тем самым дальнейшее продвижение класса по изучаемой теме. А использование компьютерных тестов даст учителю возможность быстро получить объективную картину уровня знаний в классе и при необходимости ее скорректировать [14, c.13].
В данное время происходит стремительное развитие рынка новых информационных технологий. Выпускаются различные электронные тематические издания, альбомы, энциклопедии, и все эти мультимедийные средства могут быть применены в процессе обучения как иллюстрации, фоновые записи, инструменты для творческих работ. Разнообразная форма подачи материала на уроке, особенно в сочетании с демонстрацией видеороликов и различных материалов, позволит создать у школьников эмоциональный подъем, повысить их интерес к изучаемому предмету именно за счет новой подачи материала, а также снизить утомляемость детей.
Компьютер на уроке позволяет быть не только тренажером, но и средством представления наглядного материала, быть хранителем информации, а также и средством для контроля знаний. Одной из основных проблем обучения является необходимость удержания внимания учащихся, а именно, благодаря применению ИКТ на уроке можно обеспечить яркую смену впечатлений и удержать внимание детей на протяжении всего урока. Особенностью является то, что внимание при этом носит не созерцательный характер, а и мобилизующий, потому что происходящее на экране требует от учения ответной реакции.
Особенностью использования на уроках ИКТ является то, что присутствует пошаговая последовательность самостоятельных действий учащихся, которая будет способствовать всей активизации учебного процесса, где возможна индивидуализации и дифференциация обучения [1, c.8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения начальной школы позволяют визуализировать теоретические подборки, хронологические материалы, что позволяет повысить на уроках наглядность изучаемого материала, стимулировать самостоятельную деятельность учащегося, обеспечивает поиск и переработку различной информации, а также индивидуализировать и разнообразить обучение.
- Список литературы:
- Завьялова А. О. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / А. О. Завьялова // Начальная школа. 2005.№11.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. – 192 с.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-метод.пособие для педагогических вузов/И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецов и др. — М. : ИИО РАО, 2006.- 374 с.
- Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /С. В. Панюкова. — М. : Академия, 2010. — 224 с.
- Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие/В.А.Красильникова . – Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.
- Латышев В. Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения /В.Л.Латышев. — М. : Образование и информатика, 2003.- 304 с.
- Литвак Б. Г. Экспертные технологии в управлении - М. : Дело, 2004.- 400с.
- Лукин С. Н. Мой взгляд на информатику // Педагогическая информатика. - 2003. - №3. – С. 12-17.
- Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк.: 2008 - 507 с.
- Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе :сборник материалов Всероссийской научно -практической конференции («ИТО -Томск —2010»). — Томск , 2010. — 410 с .
- Савинов Т. Т. Информационные технологии в сфере образования : учеб. пособие / Т.Т.Савинов, Д.А.Данилов, Е.А.Басахранова. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 243 с.
- Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. М.: Дашков и Ко , 2009 .- 280 с.
- Федорова О. И. Новые задачи преподавания информатики в современной школе // Педагогика. – 2001. - № 5. – C. 17-21.
- Цветкова М. С. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе / М. С. Цветкова // Информатика и образование. – 2002. - № 6. – С. 12-14.