самостоятельная работа студентов
сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srs.docx | 147.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6 Г. ЗИМА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Зима, 2013
Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ. Целью методического пособия является формирование у обучающихся практических навыков организации и проведения самостоятельной внеаудиторной работы
Разработчик:
Гороховцева Наталья Евгеньевна, преподаватель обществознания и права ОГБОУ НПО ПУ№6 г. Зима.
- Пояснительная записка.
Ключевой проблемой современного образования становиться внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у обучающихся способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности.
Проблема организации самостоятельной работы обучающихся является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся.
Объём самостоятельной работы обучающихся определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.
Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно – следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи. Самостоятельная работа обучающихся проводиться с целью:
- Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- Углубления и расширения теоретических знаний;
- Формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- Развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- Формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и
виду информацией, учебной и научной литературой; - практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
- Развития исследовательских умений.
Разработанные рекомендации содержат материалы по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Обществознание».
- Функции и этапы выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа включает в себя, прежде всего, работу с учебной литературой. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать всё написанное к сведению и излагать близко к тексту. Необходимо анализировать текст, думать над ним, т.е. превратить чтение в активный процесс:
- Делать записи по ходу чтения в виде простого и развёрнутого плана (т.е. создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
- Составлять тезисы (цитирование наиболее важных, значимых мест статьи, короткое изложение основных мыслей автора);
- Готовить аннотации (краткое обобщение проблемных вопросов работы);
- Создавать конспекты (развёрнутые тезисы, которые содержат и доказательства).
Правила конспектирования:
- Укажите выходные данные источника – автор, наименование, год и место издания, количество страниц;
- Оставьте широкие поля – для уточнений, дополнений, собственных мыслей;
- Структурно разделите конспект на составные части в соответствии с планом;
- В конспект – особенно тематический – могут быть включены выписки, тезисы из нескольких источников, монографий, посвящённых изучаемой проблеме.
- Последовательность выполнения самостоятельной работы:
- Изучить данные методические указания;
- Получить у преподавателя индивидуальное задание;
- Найти литературные источники и изучить их (в библиотеке, сети интернета и т.п.);
- Оформить работу в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях;
- Сдать работу преподавателю.
- При выполнении заданий самостоятельной работы обучающимся предстоит:
- Самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
- Сбор и изучение информации;
- Анализ, систематизация и трансформация информации;
- Отображение информации в необходимой форме;
- Консультация у преподавателя;
- Коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
- Оформление работы;
- Представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).
- По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны:
- Развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
- Научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
- Структура пособия
Данное пособие содержит:
- методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- характеристику основных видов заданий самостоятельной работы;
- ориентировочные затраты времени на выполнение заданий;
- балльную оценку заданий;
- карту-маршрут самостоятельной работы;
- критерии оценки самостоятельной работы.
- в приложении помещены образцы оформления отдельных видов заданий.
- Методические рекомендации по подготовке самостоятельных работ:
1. Перед началом самостоятельной работы студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты
времени на их подготовку, алгоритм действий и объем помощи
преподавателя.
Все виды заданий, представленных в настоящем пособии, могут быть обязательными или дополнительными.
Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить информационный блок, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.
- Выбранные дополнительные задания студенты должны
знаком "+" отметить в карте-маршруте (см. табл. 1) своей самостоятельной работы. - Расчет объема часов самостоятельной работы по каждой
теме складывается из суммы ориентировочных затрат времени
(см. табл. 2) на выполнение обязательных и выбранных студентами дополнительных заданий. При этом общий объем времени по каждой теме не должен быть менее количества часов, отведенных на ее изучение по тематическому плану.
4.Студенты должны ознакомиться с образцами выполнения
заданий, критериями их оценки.
- Студенты подбирают необходимую литературу, получая
консультации преподавателя.
6.Студенты выполняют задания самостоятельной работы и
сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости
представляя их результаты на практическом занятии.
7. Оценка выполненных заданий в баллах проставляется
преподавателем в карте-маршруте самостоятельной работы.
8. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит
рейтинговый показатель студента, который может учитываться
при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.
5. Характеристика заданий:
1.Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
- выбора источников (разная степень сложности усвоения
научных работ, статей); - составления плана реферата (порядок изложения материала);
- формулирования основных выводов (соответствие цели);
- оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
- выбора литературы (основной и дополнительной);
- изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
- оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- соответствие оформления реферата требованиям.
2.Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.
Роль преподавателя:
- помочь в выборе источников по теме;
- помочь в формулировании темы, цели, выводов;
- консультировать при затруднениях.
Роль студента:
- внимательно прочитать задание и сформулировать тему
не только актуальную по своему значению, но и оригинальную
и интересную по содержанию; - подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
в них информацию; - выбрать главное и второстепенное;
- составить план эссе;
- лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и
свои подходы к ее решению; - оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
- новизна, оригинальность идеи, подхода;
- реалистичность оценки существующего положения
дел; - полезность и реалистичность предложенной идеи;
- значимость реализации данной идеи, подхода, широта
охвата; - художественная выразительность, яркость, образность
изложения; - грамотность изложения;
- эссе представлено в срок.
3.Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 6). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.
Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.
Роль преподавателя:
- помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы; - консультировать при затруднениях;
- периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль студента:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки: - соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- соответствие оформления требованиям;
- аккуратность и грамотность изложения;
- работа сдана в срок.
4. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Роль преподавателя:
- определить тему, рекомендовать источник информации;
- проверить использование и степень эффективности в
рамках практического занятия.
Роль студента:
- прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
- подобрать к ним и записать основные определения или
расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);
- оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки: - соответствие терминов теме;
- многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины; - соответствие оформления требованиям;
- работа сдана в срок.
5.Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
- выбрать оптимальную форму таблицы;
- информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
- пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
- соответствие оформления требованиям;
- работа сдана в срок.
6.Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 9). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,05.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
- познакомить с вариантом тестов;
- проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Роль студента:
- изучить информацию по теме;
- провести ее системный анализ;
- создать тесты;
- создать эталоны ответов к ним;
- представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
- соответствие содержания тестовых заданий теме;
- включение в тестовые задания наиболее важной информации;
- разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
- наличие правильных эталонов ответов;
- тесты представлены на контроль в срок.
7.Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 10). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.
Роль преподавателя:
- определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
- сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
- консультировать студента при возникновении затруднений;
- оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).
Роль студента:
- изучить учебную информацию по теме;
- провести системно – структурированный анализ содержания темы;
- выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
- дать обстоятельную характеристику условий задачи;
- критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
- выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
проблемы (если она на стандартная);
- оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
- соответствие содержания задачи теме;
- содержание задачи носит проблемный характер;
• решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;
- продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
- задача представлена на контроль в срок.
8.Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации (приложение 11). Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.
Затраты времени на составление схем зависят от объема информации и ее сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
- проверить исполнение и оценить в контексте задания.
Роль студента:
- изучить информацию по теме;
• создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
- представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации.
- наличие логической связи изложенной информации;
- аккуратность выполнения работы;
- творческий подход к выполнению задания;
- работа сдана в срок.
9.Составление кроссвордов по -теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.
Роль преподавателя:
- конкретизировать задание, уточнить цель;
- проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
- изучить информацию по теме;
• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
- представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- грамотная формулировка вопросов;
- кроссворд выполнен без ошибок;
- работа представлена на контроль в срок.
10.Научно-исследовательская деятельность студента – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе
занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться
индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.
Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.
11.Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 13). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Роль преподавателя:
• помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;
• консультировать при затруднениях.
Роль студента:
- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы; - оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Таблица 1
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п/п | Основные виды заданий | Затраты времени | Количество баллов |
1 | Написание реферата | 4 | 5 |
2 | Написание эссе | 4 | 5 |
3 | Составление опорного конспекта | 2 | 4 |
4 | Составление глоссария | 1 | 0,1 |
5 | Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме | 1 | 1 |
6 | Составление теста и эталона ответов к нему | 0,1 | 0,1 |
7 | Составление и решение ситуационной задачи | 1 | 3 |
8 | Составление схемы, иллюстрации (рисунка) | 1 | 1 |
9 | Составление кроссворда по теме и ответов к нему | 1 | 1 |
10 | Научно-исследовательская деятельность студента | 8 | 10 |
11 | Создание материалов-презентаций | 1,5 | 2 |
- Критерии оценки
внеаудиторной самостоятельной работы
студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема, приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов, указанное в карте-маршруте (табл. 2) самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:
- обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
- дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.
70~89% от максимального количества баллов студент получает, если:
- неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
- при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
- дает правильные формулировки, точные определения,
понятия терминов; - может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.
50~69% от максимального количества баллов студент получает, если:
- неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
- при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
- знает и понимает основные положения данной темы, но
допускает неточности в формулировке понятий; - излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
- затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
- 49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:
- неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
- при изложении были допущены существенные ошибки.
В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.
Если рейтинговый показатель студента составляет:
- максимальное количество баллов, то студент на экзамене
претендует на оценку "отлично"; - 70-89% от максимального количества баллов, то студент
на экзамене претендует на оценку "хорошо"; - 50-69% от максимального количества баллов, то студент
на экзамене претендует на оценку "удовлетворительно"; - 49% и менее от максимального количества баллов, то
студент до экзамена не допускается.
- Приложения
Приложение 1
Образец титульного листа
Наименование учебного заведения
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: «Социальные конфликты»
Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность
Руководитель:
Ф.И.О. препо-
давателя
Зима, 20___
Образец оглавления (реферата)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
Приложение 2
Образец оформления эссе
ЭССЕ
Выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Тема эссе:
Цель эссе:
При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:
- Почему выбрали эту тему?
- В чем состоит актуальность выбранной темы?
- Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
- В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
- Конкретная задача в рамках темы, на решение которой
направлено эссе?
Содержание эссе:
- Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
- Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
- Плюсы и минусы.
- Изложение собственного подхода / идеи.
- Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
- Практические рекомендации.
- Перспективы использования данного подхода / его разработки
- Плюсы и минусы предложенной идеи.
- Другое.
Приложение 3
Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)
Опорный конспект темы
"Личность специалиста в условиях рынка"
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Приложение 4
Образец сводной (обобщающей) таблицы по теме
Сводная таблица по теме:"Признаки, функции и формы государств".
выполнена Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая (от лат. Duo –два) | Парламентская (конституционная) |
| Монарху | Разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
| Монарх | Формально – монарх, фактически - правительство | |
| Монарх | Формально – монарх, но с учётом парламентских выборов | |
| Перед монархом | Перед парламентом | |
| __ (парламент отсутствуют) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
| __ | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется |
| Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
| Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Приложение5
Образцы тестов
Тестовые задания закрытого типа
Инструкция: выбрать один правильный ответ.
1. Абсолютизация как способ создания имиджа создается с помощью:
а) умалчивания характеристики товара;
б) наделения товара признаком, ему не соответствующим;
в) гипертрофирования одного качественного признака товара.
Тестовые задания на установление соответствия
Инструкция: установить соответствие.
Виды ассоциаций Определение
- По контрасту Б. Основаны на "пространственных"
- По времени связях В. Основаны на сходстве товаров
Тестовые задания открытого типа
Инструкция: дополнить.
Приемами метода убеждения являются:
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) _________
Тестовые задания на установление последовательности
Инструкция: установить правильную последовательность.
Процесс творчества при создании рекламы проходит следующие стадии:
а) использование подсознания в творчестве;
б) постановка задачи, определение проблемы;
в) выбор наилучшей идеи;
г) оценка ситуации;
д) оценка идей;
е) разработка идей.
Приложение 6
Образец составления
и решения ситуационных задач (кейсов)
Примерный текст ситуационной задачи (кейса):
"К вам как менеджеру по персоналу зашел начальник отдела рекламы и сказал: "У меня в отделе есть плохой работник N, я хочу, чтобы вы организовали его увольнение". Расскажите, что вы будете делать в таком случае".
При решении кейса студенты должны:
- представить рассуждение по поводу: необходимости
дополнительных данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения
ситуации; - продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
- подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить варианты и выбрать один из них.
Независимо от природы предоставленного кейса, студентам нужно будет:
- "Проанализировать" его: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.
- Объяснить ситуацию.
- Оценить уже принятые меры.
Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную эффективность.
Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:
- определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная
ситуация и умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки зрения; - понимание более широкого контекста, в рамках которого
находится ситуация: как она связана с другими проблемами, что
меняется во внешней среде и может повлиять на ситуацию, какие
ограничения будут налагаться этим контекстом; - определение того, какая имеющаяся или доступная информация может пролить свет на ситуацию и в какой степени
эта информация будет надежной; - умение разбираться в представлениях о ситуации – ваших и других членов группы, а также основных действующих
лиц кейса (субъективные представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или ограничивать возможности
улучшения ситуации);
— умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку у вас никогда не будет полной информации;
— умение "выявить суть" проблемной ситуации так, чтобы почувствовать, что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы ситуации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных будущих действий;
- с учетом этого понимания – умение разработать необходимые действия;
- умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное направление деятельности действительно приемлемо;
- умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди активно участвуют в них и способны их выполнять.
Методика решения кейсов
1. Понимание задачи
Одно из ваших первых обязательных действий – понять, что от вас требуется:
- усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса;
- какого рода требуется результат;
- должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или
рекомендации в отношении того, что должно произойти; - если требуется прогноз, на какой период времени вы
должны разработать подробный план действий; - какая форма презентации требуется, каковы требования
к ней; - сколько времени вы должны работать с кейсом?
2. Просмотр кейса
После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны "почувствовать" ситуацию кейса:
- просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации;
- если возникают вопросы, или рождаются важные мысли,
или кажутся подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца, выпишите их; - после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером
поили записывая пункты, которые кажутся существенными.
- Составление описания как путь изучения ситуации и
определения тем
При просмотре кейса вам необходимо:
- структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как
важные, а другие как несущественные; - определить и отобразить все моменты, которые могли
иметь отношение к ситуации. Из них вы сможете построить
систему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуацию
заслуживающей анализа; - рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;
- выделить "темы" – связанные группы факторов, которые
могут воздействовать на каждый аспект ситуации. Например,
одна их часть может иметь дело с воспринимаемым низким качеством, другая – с поведением конкурента; - опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведением адвоката, расспрашивающего клиента, или врача, интересующегося у пациента его состоянием), ответив на вопросы:
- Кто считает, что проблема, и почему?
- На каком основании базируется мнение этих людей?
- Что происходит (или не происходит), когда и где?
- Какие связанные с происходящим вещи не являются
проблемными и почему? - Что составляет более широкий контекст существующей
ситуации? - Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?
- Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?
- Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие "пространство решения"?
4. Диагностическая стадия
Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий:
- вспомните изученные вами ранее темы и проведите по
ним мозговой штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических знаний; - вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответствующих концепциях для каждого "уровня".
- изучите обстоятельства возникновения ситуации;
- не забывайте возвращаться к информации кейса и более
внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе
диагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза. - отделяйте доказательства от предположений, факты от
мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы
уверены в правильности своих представлений и до какой степени
их правильность важна для вашего диагноза.
5. Формулировка проблем
На этой стадии очень полезно:
- письменно сформулировать ваше восприятие основных
проблем. Формулировка проблем окажется базисной точкой для
последующих обсуждений; - при наличии нескольких проблем полезно установить их
приоритетность, используя следующие критерии: важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной других
проблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для
ее решения.
6. Выбор критериев решения проблемы
Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с корпоративной культурой, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.
7. Генерирование альтернатив
Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).
8. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего
На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.
Приложение 7
Образец оформления презентации
- Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
- Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
- Третий слайд
Литература: |
- Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |