Проведение релаксации с использованием игровых приемов, описанных И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская .
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Изучением, лечением и предупреждением заикания стали заниматься специалисты различных отраслей : медицины, педагогики , психологии.Постепенно общепринятой стала точка зрения о том ,что одного педагогического (дидактического , логопедического) воздействия недостаточно , при лечении этого сложного заболевания необходим комплексный подход , включающий в себя лечебное воздействие (лекарственное , физиотерапевтическое и др. виды лечения), направленное на укрепление всего организма больного , и особенно его нервно-психической сферы , а также коррекционно-педагогическое и психологическое воздействие , направленное на устранение речевой судорожности и воспитание личностных качеств , способствующих нормализации психоэмоционального состояния заикающихся.
Первые упоминания о клиническом изучении заикающихся и о методах воздействия встречаются в работах ученых второй половины XIX-начала XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Изучением, лечением и предупреждением заикания стали заниматься специалисты различных отраслей : медицины, педагогики , психологии.Постепенно общепринятой стала точка зрения о том ,что одного педагогического (дидактического , логопедического) воздействия недостаточно , при лечении этого сложного заболевания необходим комплексный подход , включающий в себя лечебное воздействие (лекарственное , физиотерапевтическое и др. виды лечения), направленное на укрепление всего организма больного , и особенно его нервно-психической сферы , а также коррекционно-педагогическое и психологическое воздействие , направленное на устранение речевой судорожности и воспитание личностных качеств , способствующих нормализации психоэмоционального состояния заикающихся.
Первые упоминания о клиническом изучении заикающихся и о методах воздействия встречаются в работах ученых второй половины XIX-начала XX века.
Заикание (определение, причины)
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата .
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
Речь как онтогенетически наиболее поздняя и дифференцированная функция центральной нервной системы, отличается повышенной ранимостью к воздействию различных неблагоприятных факторов.
Заикание, начавшееся в раннем детстве, в период незаконченного формирования речи, называют эволюционным, или заиканием развития, в отличие от симптоматического, вторичного заикания (как правило, у взрослых), возникающего при различных органических заболеваниях головного мозга травматического, сосудистого, инфекционного или другого генеза, а также при истерии.
Эволюционная форма заикания возникает в период наиболее интенсивного формирования речи и всей психической деятельности организма. Эволюционное заикание следует отграничивать от физиологических итераций, характерных для периода формирования речи. Эта форма заикания имеет тенденцию к затяжному течению, что, в свою очередь, нередко оказывает неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка.
В конце XIXв. И.А.Сикорский впервые установил, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2-х до 5-ти лет и в связи с этим назвал его «детской болезнью». Он впервые наиболее полно представил симптоматику заикания. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Большое значение И.А.Сикорский придавал тщательному наблюдению за ходом развития речи тех детей, у которых уже выявилась отсталость в развитии речи, а также детей, в семьях которых есть предрасположение к заиканию.
Р.Е.Левина отмечает, что заикание большей частью наступает в младшем дошкольном возрасте (2-3 года) – в период овладения фразовой обобщенной речью. У детей школьного возраста заикание возникает значительно реже. Работа по устранению заикания бывает наиболее эффективной в том случае, если она начата сразу, как только возник дефект.
В 1930г. Был поднят вопрос о начале лечения заикающихся в дошкольном возрасте.
В.А.Гиляровский (1930) в ряде работ обосновывает необходимость многостороннего воздействия на личность заикающегося ребенка усилиями различных специалистов и использования оздоровляющей роли правильно организованного детского коллектива. Учреждением, выполняющим подобные функции, стало детское логопедическое отделение при больнице им.В.П.Соловьева, где В.А.Гиляровским и Н.А.Власовой был внедрен комплексный метод преодоления заикания, который включает: 1)медикаментозную терапию, 2) логопедическую работу, 3) логоритмическую работу, 4) воспитательную работу, 5) лечебную физкультуру.
Заикание особенно легко возникает на фоне дислалии и задержки речевого развития.
Р.Е.Левина видит сущность заикания в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по ее мнению, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы с другой – от разговорной среды, от общего и речевого режимов.
Причины возникновения заикания.
По этиологическому признаку различают два вида заикания .
1. Функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает, как правило, у детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет в период формирования развернутой фразовой речи.
2. Органическое заикание. Вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях). Может возникнуть в любом возрасте.
Причины функционального заикания могут быть различными. Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная речевая нагрузка. Виновниками заикания у ребенка чаще всего являются сами родители, которые слишком перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способности малыша, они заставляют его много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость.
При этом взрослые забывают, что речевой аппарат еще недостаточно сформирован и не готов для такой чрезмерной для него речевой нагрузке. Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрасту. Например, ребенок в 4-5 лет в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» своего ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате, могут привести к заиканию: перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов, а в последствии – к заиканию.
Очень часто причиной заикания оказывается перегрузка впечатлениями: телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к заиканию.
Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи, ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках и начинает заикаться.
Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств
для выражения мыслей.
Возникновение заикания способствует также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.
Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, ее пониженная устойчивость.
1.2 Комплексное воздействие в реабилитации ребенка.
В связи с вышеперечисленными факторами (влияние заикания на формирование личности ребенка; многообразие причин, отрицательное действие на психику, логофобия) при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Опираясь на исследования отечественных физиологов – И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В.А.Гиляровский, Ю.Ф.Флоренская, Ф.А.Рау, Н.П.Тяпугин, М.Е.Хватцев, Н.А.Власова, М.И.Пайкин, В.С.Кочергина, М.С.Лебединский, С.С.Ляпидевский, В.И.Селиверстов и др. своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию медико-педагогического подхода к преодолению заикания.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающихся разными средствами и усилиями разных специалистов.
Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений.
1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующие нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии.
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания, фиксируют его внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей и родителей.
3. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
4. Логопедическая ритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движением под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
5. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношение с окружающей средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы.
Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него, постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что в конце концов успех будет полным.
Цель этих направлений – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление неровной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведение заикающихся.
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую.
Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающихся, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики).
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.
Для выполнения лечебно-оздоровительной работы необходимо: создание благоприятной обстановки для лечения; организация режима дня и рационального питания; закаливающие процедуры; лечебная физкультура; медикаментозное лечение; физио- и психотерапия.
Характерной особенностью комплексного метода является то, что речь заикающегося ребенка рассматривается в различных аспектах и с точки зрения физиологического развития, и связи с общественно-социальной деятельностью, особо выделяются вопросы объединения в логопедической работе моментов воспитания и обучения. В процессе обучения придается большое значение тесной взаимосвязи всех функций организма, участвующих в развитии личности, необходимых для формирования интеллекта и его проявления во вне: внимания, памяти, мышления и внутренней речи .
1.3. Роль психотерапии в устранении заикания у дошкольников
Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося. Эта задача осуществляется через:
- воспитание полноценной личности;
2) воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;
3) воздействие на микросоциальную среду.
Оздоровительное воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия.
Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое.
Прямая психотерапия – лечебное воздействие слов в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом:
I – рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по Бехтереву) психотерапию.
II – суггестивную терапию, в которой выделяются:
а) внушение в бодрствующем состоянии;
б) во сне;
в) самовнушение (аутогенная тренировка).
Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Ее цель состоит в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания.
Ведущей формой психотерапии при лечении заикания маленьких детей является рациональная психотерапия, пронизывающая всю работу логопеда. Сущность такой формы психотерапевтического воздействия подчинена одной общей цели: перевоспитанию речи и личности заикающегося ребенка .
Родители, как правило, не обращают внимание своих детей на заикание, в то время как в детских коллективах (детский сад, двор, школа) речевой дефект ребенка является предметом обсуждения и насмешек детей, что в итоге приводит к нарушению контактов и отчуждению заикающегося ребенка от коллектива сверстников.
В правильно организованном логопедическом коллективе ребенку сразу даются установки, направленные на борьбу с его речевым недостатком. В первой же беседе его внимание фиксируется на правильной, спокойной речи, предъявляются посильные речевые требования, как со стороны логопеда, так и всего персонала.
Дети очень внушаемы и эта их особенность должна правильно использоваться в психотерапевтических беседах на самые различные темы: об их поведении, речи, играх, взаимоотношениях с товарищами и другие.
1.3.1. Роль игровой психотерапии в реабилитации заикающихся
дошкольников
Более мощным психотерапевтическим методом при лечении заикания является эмоционально-стрессовое внушение в бодрствующем состоянии, разработанное К.М.Дубровским. Цель такого рода воздействия состоит в том, чтобы в коротких промежутках времени осуществить «реконструкцию поведенческих реакций в форме одномоментного удара и взрыва».
Применение различных модифицированных вариантов подобного рода воздействия к заикающимся детям дошкольного возраста успешно осуществлялось последователями К.М.Дубровского – М.И.Мерлис, Л.З.Андроновой. Е.Ю.РАу была предложена авторская модель проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии для детей дошкольного возраста, которая осуществляется посредством применения игровой психотерапии, в частности ролевой игры .
Подбор ролевых характеров для детей дошкольного возраста неслучаен. Роли подбираются с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения, их проигрывание направлено на разрушение старых патологических, коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор ролей обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.
Все ролевые характеры взяты из известных произведений: царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А,С.Пушкина, Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н.Тольстого, фея из «Золушки» Е.Л.Шварца.
Понимание ребенком роли достигается посредством тщательного анализа художественного образа. С этой целью читаются отрывки из известных сказок, прослушиваются звукозаписи, организовывается просмотр диафильмов, проводятся игровые манипуляции с яркими фигурами героев, изготовленными специально для этой цели. С помощью фигурок обращается внимание детей на черты лица, одежду и другие внешние особенности героев. Творческая переработка полученной информации осуществляется детьми в изобразительной деятельности (рисование, лепка и аппликация фигурок).
Особое внимание уделяется привыканию к роли. Для этого периодически организовываются проблемные игровые ситуации, в которых ребенок должен воспроизвести варианты коммуникативного поведения, присущие данному герою.
Так как создание коммуникативно-поведенческого образа направлено на реконструкцию личности, страдающей заиканием, то его выбор должен быть тщательно продуман с точки зрения эталонов самой речи. Например: с помощью роли вводятся нерасчлененные элементы речевых правил, как это принято в традиционных логопедических методиках, а обобщенная речевая модель, содержащая в себе целые блоки эталонов речи. Эти эталонные блоки вводятся с помощью конкретной роли; поэтому контроль за речью, предполагающий осознание речевых правил ослабевает, и автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою.
Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается своей повышенной внушаемостью и способностью к подражанию (впитывает в себя, как губка, все, что видит и слышит). У заикающихся дошкольников эти свойства развиты в еще большей степени. Способность ребенка подражать позволяет ему воспринимать ролевой эталон речи глобально, быстро и легко. Этому способствует также и интонационный образ роли, так как, по определению Н,И.Жинкина, интонация – средство, непроизвольно регулирующее непрерывность речевого потока.
С такими речевыми характеристиками, как певучесть, слитность, звучность, ребенок знакомится, прослушивая запись «Сказки о царе Салтане…» в исполнении И.Ильинского. Особое внимание обращается на отрывки, которые позволяют понять интонационный образ царевны Лебедь. При этом подчеркивается певучесть, легкость ее речи:
«А сама-то величаво
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит..»
С помощью наводящих вопросов с детьми разбираются понятия речь-реченька. Постепенно их подводят к осознанию аналогии между ними. Так, если употребляется словесный образ реченька, то это значит небольшая речка; реченька журчит – значит как бы разговаривает; разговор слышится потому, что вода в ней медленно течет. Если прислушаться к речке, то слышится нежная песенка, а песенка означает певучесть.
Посредством интонационно-поведенческого образа Знайки (чтение отрывков сказки Н.Н.Носова «Незнайка и его друзья», прослушивание звукозаписи этой сказки) вводится эталон «умной речи». Он предполагает ясное, четкое, медленное проговаривание каждого слова по слогам, что приводит к максимальной понятности для окружающих речи героя, которая им предварительно обдумывается, исключает импульсивность персонажей, который был завоеван стремлением к знаниям посредством книги, умением правильно и разумно организовать процесс познания, исключительно отношением к окружающим, предельной требовательностью к себе, аккуратностью.
Обращение к образу маленькой феи (сказка Е.Л.Шварца «Золушка») предполагает обязательное наличие взрослой Волшебницы, которую берет на себя сам логопед. Появление роли помощницы Волшебницы – маленькой феи – продиктовано потребностью включения механизма подражания в коррекционный процесс. Это вполне согласуется с содержанием сказки, в которой маленькая фея говорит: «Я еще не волшебница – я только учусь». В роли маленькой феи подчеркивается ее желание творить добро, помогать людям, а также стремление всем своим обликом, и речевыми особенностями в частности, походить на взрослую Волшебницу.
Таким образом, посредством образа маленькой феи логопед знакомит детей с певучестью, звучностью, размеренностью, четкостью и грамотностью, интонационным богатством собственной речи, что в свою очередь, способствует организации темпо-ритмической стороны речи детей.
Благодаря образу маленькой феи дети осваивают также и формы невербального воздействия на других людей. Например, требование логопеда смотреть в глаза собеседнику объясняется тем, что в противном случае произнесенное слово и волшебная палочка, доверенная волшебницей, потеряют свою силу, а это в свою очередь, будет препятствовать маленькой фее оказывать детям помощь и учить их правильно говорить. Введение роли маленькой феи предполагает наличие в группе ребенка, который смог бы стать авторитетным лидером.
Таким образом, к моменту проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии у детей сформировывается установка на принятие соответствующей игровой роли.
Методика проведения сеанса-сказки.
Процедура проведения сеанса предполагает быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Методика проведения сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии в данной модификации включает семь этапов.
- Подготовительный этап.
Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Ведущий обращается поочередно к каждому ребенку с вопросом, демонстрируя таким образом его речевые трудности. Далее еще раз обсуждается, каким должны быть герои, которые будут жить в сказочной стране: создается установка на необходимость волшебного превращения и предлагает для этого встать на стульчики, заранее приготовленные и стоящие в единый ряд около стены, лицом к зрителям. Одновременно рассказывается о превращении ведущей в волшебницу.
- Этап введения в процедуру превращения.
Дети встают на стульчики и получают указания, направленные на включение детей в суггестивное состояние (стоять спокойно с закрытыми глазами и не открывать до тех пор, пока ведущая не произнесет волшебные слова). За это время ведущая «надевает» костюм волшебницы (желательно лишь отдельные детали – небольшую корону или бусы), берет в руки волшебную палочку и просит детей открыть глаза. В этот момент у детей создается установка на таинственность происходящего.
- Этап фокусировки внимания.
На этом этапе логопед говорит о необходимости смотреть в глаза волшебнице, иначе произнесенное ею волшебное слово и волшебная палочка потеряют свою волшебную силу и превращение не произойдет.
- Этап интенсивного эмоционального воздействия.
Воздействие направлено на подкрепление у детей возникшего суггестивного состояния. Так, например, детям предлагается сложить свои руки так, как будто они держат большой круглый мяч, и развести пальцы, чтобы удержать его. Для выполнения пробы дается установка: «Сейчас я начну считать до двух, подойду к каждому из вас. На счет «раз» я дотронусь своей волшебной палочкой до вашей правой руки, и она тотчас же застынет, перестанет слушаться вас и не сможет шевелиться. На счет «два» я дотронусь до вашей левой руки, и она тоже застынет, перестанет слушаться и не сможет шевелиться». Затем таким же образом снимается внушенное положение рук.
5. Этап суггестивного введения в новый ролевой образ.
По аналогии с предыдущим этапом детям дается психотерапевтическая установка на совершение окончательного превращения в сказочных героев, которые обладают новыми для заикающихся формами коммуникативного поведения.
Ситуация волшебства и превращения усиливает идентификацию ребенка с героем сказки. Сигнал для превращения – произнесение ведущей волшебных слов («сниб, снаб, снурре, пурре, базелюрре» - из сказки Г.Х.Андерсена) и прикосновение волшебной палочкой. При этом логопед посредством специальной суггестивной формулы стимулирует психологическую готовность ребенка двигаться, смотреть, говорить так же как его герой.
6. Этап введения в речь.
На этом этапе сформирована психологическая готовность к новой речи в новом образе. Ведущий индивидуально осуществляет поэтапное введение в речь от ее сопряжено-отраженной к вопросно-ответной, затем к спонтанной речи.
Звучит раскованная речь, которая приводит к угашению патологического речевого рефлекса на основе положительного подкрепления. Последнее усиливается и реакцией зала – аплодисментами.
7. Этап введения в суточное молчание, или этап ограничения речи.
На этом этапе у детей создается установка на режим молчания, организованный родителями в домашних условиях, в течение 24 часов. С этой целью логопед прикасается волшебной палочкой к губам детей и надевает на шею маленький ключик на ленточке – символ, напоминающий детям, что в течение суток рот надо держать «на замке». Одновременно детям предлагается дома зарисовать все происходящее на сеансе.
На этом заканчивается сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, во время которого происходит быстрое разрешение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов, что значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания у детей.
1.4. Использование игровых приемов для достижения
мышечной релаксации у дошкольников.
Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног, лица (Е.Ф.Рау, 1933, 1958, 1964; З.И.Рождественская, 1978; М.И.Мерлис, 1973; Л.М.Винокурова, Н.П.Мировская, 1968, 1973; С.М.Любинская, 1970 и др. ).
Однако, до выхода книги «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», авторами которой стали И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер и Л.П.Успенская [6], не было подробного описания комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться логопедами, врачами, воспитателями и даже родителями с заикающимися детьми.
Данная модель проведения релаксации основана на общепринятой методике мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.
Работа начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разгибать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.
В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия.
Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие упражнения и разъясняет их, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки вялыми, «как кисель», «как Лапша». Прежде чем дать указание: «Примите позу покоя», обратите внимание детей на различные состояния при выполнении команд: «Смирно!» (все мышцы подобрались, напряглись) и «Вольно!» (все тело немного размякло, расслабилось). Сравните расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота помогает сравнение с мячом, из которого вышел воздух.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей, они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ.
Не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводятся домашние тренировки. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации. В первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы) не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети.
В результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными. Все это способствует улучшению их речи.
Процесс обучения релаксации дошкольников делится на 3 этапа:
1 этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
2 этап – мышечная релаксация по представлению:
3 этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
Количество по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. Одно упражнение выполняется на 3-х – 5-ти занятиях. Релаксацию логопед проводит в течение 10-ти минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в положении лежа.
Первый этап.
Логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз; ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу; плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредотачиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме.
В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.
Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслабления, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.
Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать их расслабление.
Примеры упражнения:
- расслабление мышц рук («Кулачки», «Олени»);
- расслабление мышц ног («Пружинки», «Загораем»);
- расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга», «Кораблик»);
- расслабление мышц живота («Шарик»);
- расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара»).
Второй этап.
Занятие на этом этапе релаксации состоит из двух частей.
Первая часть – обучение расслаблению речевого аппарата. Для заикающихся освоить это особенно важно, так как во время приступа заикания у детей артикуляционные мышцы напрягаются. Ощутив это препятствие речи, ребенок старается преодолеть его усилием артикуляции того или иного звука. От этого мышцы губ, языка, нижней челюсти еще больше напрягаются. Это напряжение распространяется на другие группы мышц (лица, шеи, корпуса и т.д.). Напряженные мышцы непослушны, неуправляемы. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Когда дети научатся расслаблять группы мышц, можно перейти к расслаблению видимой части речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).
Все упражнения по релаксации проводятся по контрасту с напряжением. Этот принцип сохраняется и при расслаблении артикуляционных мышц. Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции (У, И, Э), которая тут же сменяется расслаблением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей. Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт; губы мягкие, свободные; язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Иногда при глубоком расслаблении может усиленно выделяться слюна. В таком случае надо предложить детям проглотить ее.
Каждое упражнение необходимо тщательно обрабатывать, чтобы добиться релаксации мышц речевого аппарата. Умение расслабить эти мышцы в нужной ситуации поможет детям свободней вступать в речь.
Вторая часть занятия – проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед произносит формулу внушения (то есть специально составленный, рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь – четкой, неторопливой, четко звучат логические ударения во фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять 2-4 раза, изменяя логическое ударение. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко: «Хоботок», «Орешек», «Лягушки», «Сердитый язык», «Горка» (для расслабления мышц речевого аппарата).
Третий этап.
Расслаблению по контрасту с напряжение полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часть сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются на правильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойно речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).
Таким образом, выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься… не напрягайся…» - подскажут ему способ избавиться от трудностей.
В.И.Рождественская предлагает следующие упражнения по снятию тонуса для детей от трех до пяти лет:
1. Помахать руками, как птичка крылышками.
2. Помахать руками, как бабочка крылышками.
3. Помахать руками над головой, как при прощании.
4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
8. Медленно вращать руки над головой.
9. Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
При проведении этих игровых упражнений дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, кисти рук расслаблены. Логопед, кроме словесного объяснения проводит также показ каждого упражнения. Каждое упражнение сначала проводится всей группой, а потом индивидуально с теми детьми, которые не усвоили разучиваемое упражнение.
- Логопсихотерапевтический подход в преодолении заикания
у дошкольников.
Заикающийся ребенок, пусть даже это дошкольник, имеет не только речевые проблемы, то есть проблемы вербального плана, но и серьезные проблемы личного и коммуникативного характера (проблемы мировосприятия и общения). Неадекватность в самооценке, в реакциях на фрустрирующие ситуации, в общении и в речи приводит к образованию «порочного круга», когда каждое из нарушений в речевом, коммуникативном или личностном плане стимулирует проявление и развитие нарушений в других планах, а сам ребенок начинает заранее прогнозировать свой неуспех в общении с людьми.
Во время работы над этими тремя группами проблем используется логопсихотерапевтический подход. В рамках этого подхода написаны работы Л.З.Андроновой , Б.З.Драпкина , Е.Ю.Рау и др.
К сожалению, в литературе практически нет рекомендаций подобного рода по отношению к заикающимся дошкольникам: все методики личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся (или логопсихотерапевтического подхода) ориентированы в основном на взрослых заикающихся или подростков.
Е.Ю.Рау и Е.Н.Садовникова предложили вариант проведения логопсихотерапевтического курса для детей дошкольного возраста . Данный вариант создавался с учетом принципов и этапов процесса социальной реабилитации взрослых заикающихся, изложенных в работах Ю.Б.Некрасовой . Авторы существенно модифицировали и дополнили курс, предложенный в ее работах; были внесены изменения и дополнения, относящиеся не только к структуре курса, но и к его содержанию: в частности психотерапевтического воздействия (рисуночная психотерапия, гипнотерапия и суггестивная психотерапия, замаскированная музыкальным фоном).
Основополагающим для данной работы явился описанный Ю.Б.Некрасовой принцип опосредования. Суть данного принципа состоит во взаимопроникновении методов и приемов, а также в «логической, содержательной и эмоциональной связанности между отдельными этапами в ходе каждого занятия» .
Одновременно в ходе построения реабилитационного курса авторы опирались на отмеченные Ю.Б.Некрасовой три следующих принципа: 1) принцип диалогического взаимодействия пациента и психотерапевта; 2) принцип коллективного сотворчества пациентов и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; 3) принцип парадоксальности методов и приемов воздействия.
В основе принципа диалогического взаимодействия психотерапевта и пациента лежит «резонанс состояний»: «желание высказаться – желание выслушать, желание объяснить – желание понять; установка на лечение – установка на помощь» и т. д. Данный принцип особенно важен в работе с детьми. Для них ситуация диалога является нетипичной, так как в жизни они привыкли к достаточно жесткой субординации, а иногда и к отношениям подавления (в разных его проявлениях) со стороны взрослых. Подчас такого ребенка некому выслушать, некому понять, его окружают чисто внешней заботой, а его потребности не учитываются или выполняются на условиях сделки: «ты мне – я тебе». (например, мама, месяц обещавшая свозить ребенка к его другу, говорит: «Немедленно доешь всю кашу, а то к Леше не поедем»). В таких условиях дети чувствуют себя бесправными, и соответственно, не отвечающими за ситуацию.
Они ждут такого же произвола и со стороны логопсихотерапевта, когда впервые переступают порог группы. Однако с первых же дней пребывания детей в группе логопсихотерапевт пытается создать отношение доверия и возможность диалога с маленькими учениками, он ограничивает свои полномочия системой ценностей и правил, общих для выполнения ребенком и всем персоналом, включая его самого, что способствует возникновению чувства защищенности и доверия к логопсихотерапевту со стороны ребенка.
Принцип коллективного сотворчества пациентов и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса предполагает анализ логопсихотерапевтом как своей работы, так и творческой продукции учеников: рисунков, поделок, высказываний о персонажах сказок, созданий своих вариантов рассказов и сюжетов для игр. Активное сотворчество со стороны детей позволяет постоянно корректировать и дополнять методические приемы и отчасти систему ценностей.
Принцип парадоксальности методов и приемов воздействия находит свое отражение в том, что в данном микрокурсе используется опережающий метод воздействия. Переход от сложного к простому, от общего к частному является необычным с точки зрения традиционной педагогики, но очень естественным для детского мышления, которое можно назвать скорее синтетическим, нежели аналитическим, Ребенку дошкольного возраста легче воспринять ситуацию или информацию в целом, чем делать выводы, составляя разрозненные части. Последующий же анализ раскрывает ему всю глубину проблемы и поэтому становится увлекательным.
В соответствии со спецификой работы с детьми дошкольного возраста (от 4-х до 7-ми лет) авторами были сформулированы дополнительные принципы. Во-первых, это возрастной принцип, то есть принцип учета возрастных особенностей и в подборе материала, и в выборе символов, и в разработке приемов. В группе для детей создавалась определенная атмосфера сказки, подвига, некоторой таинственности и безграничной фантазии. Во-вторых, принцип принятия. Данный подход не означает пропаганду вседозволенности. Его суть состоит в том, что сам ребенок ни при каких обстоятельствах не должен оцениваться негативно. Могут быть не приняты и отвергнуты только его поступки, но не он сам.
Данные принципы реализовывались через три основных этапа:
- пропедевтический;
- сеанс эмоционально-стрессовой логотерапии, модифицированный
вариант сеанса для заикающихся дошкольников, предложенный Е.Ю.Рау;
3) этап активной логопсихотерапии, включающий основной и закрепляющий циклы занятий.
Пропедевтический этап включал выработку устойчивой мотивации (определенного психического «состояния готовности») к предстоящему процессу реабилитации, как у заикающихся дошкольников, так и у их родителей. На этом этапе проводилась и логопсиходиагностика.
Этап сеанса эмоционально-стрессовой терапии был направлен на создание определенного психического состояния успеха, обусловленного «первой речевой победой» .
Этап активной логопсихотерапии был посвящен реабилитации заикающихся дошкольников, выработке и закреплению устойчивых «саногенных психических состояний» .
В логопсихотерапевтической работе, которую проводили авторы данного логопсихотерапевтического курса, тесно переплетаются логопедические методы и приемы (отработка навыков постановки голоса, отраженной, сопряженной и вопросно-ответной формы речи) и психотерапевтические (гипнотерапия, гипноаутотренинг, символтерапия и эмоционально-стрессовая психотерапия, поскольку ситуация подразумевает общение с эмоционально-отрицательным раздражителем).
Вот пример такого комбинированного сеанса гипнотерапии.
На сеансе присутствует микрогруппа из трех человек. Дети введены в 3-ю стадию гипнотического сна, характеризующуюся яркими визуализациями и значительным отключением процесса восприятия внешнего мира. Моделируется ситуация присутствия в пещере, где журчит ручей плавной, красивой речи, но на пути к ручью возникают три злодея – это символы собственных недостатков: лени, неверия в себя и страха. Логопсихотерапевт в образной форме напоминает детям приемы речи, которые необходимо использовать, а также дает установку на плавную, уверенную речь. Затем оператор просит одного мальчика описать, как выглядят злодеи. Мальчик описывает. После этого детям задается вопрос страшно ли им?
Затем экспериментатор объясняет детям, что злодеи символизируют их собственные качества: страх, лень и неверие в себя. Поэтому, уничтожив в себе эти качества, дети смогут победить «злодеев» с качествами самих детей. Затем логопсихотерапевт предлагает детям уверенно и смело произнести хором формулы самовнушения, обращенные к образу страха. Сам экспериментатор констатирует, что страх уменьшился, превратился в мышь и убегает в норку. Далее логопсихотерапевт просит детей подтвердить этот факт по-очереди и констатировать хоровым самовнушением свою победу. В ходе сеанса надо постоянно следить за тем, чтобы все дети пребывали в заданной ситуации и не теряли так называемый «раппорт» - связь с экспериментатором.
Затем проводится такая же работа с другими ассоциативными образами-символами, что помогает корректировать проявление соответстующих качеств и эмоций. В итоге такой работы возникают соответствующие визуализации: символ «лени» - растворяется в воздухе, а символ «неверия в себя» проваливается сквозь землю». Детям предлагается пить воду из «ручья красивой, плавной речи».
В течение данного занятия используется индивидуальный подход, особое построение микрогруппы (два наиболее внушаемых ребенка влияют на третьего, облегчая ему тем самым процесс погружения в состояние гипнотического сна), а также индивидуальная работа с каждым мальчиком в процессе психологического преодоления стресса.
Авторами была разработана система группового применения комбинированных с гипнотерапией методов и приемов, которая состояла из 11-12 сеансов, распределенных по трем этапам.
Первый этап включал работу над навыками релаксации и глубоким погружением в гипнотический сон, вызывание звучной речи во 2-й и 3-й стадиях гипнотического сна, разработку речевых органов, создание установки на улучшение речи с отсроченным действием, а также быстро исполняющейся установки.
Второй этап был посвящен отработке правильной речи, символтерапии, работе над уменьшением актуальности отрицательных эмоциональных следов в памяти, закреплению установок краткосрочного и долгосрочного действия.
Третий этап включал закрепление правильных речевых навыков в ходе функциональных тренировок во время гипнотических сеансов, отработку сложных форм речи, развитие у детей коммуникативно-поведенческих навыков, работу над изменением самооценки и мировоззрения детей, закрепление долгосрочной установки на улучшение речи.
Помимо системы гипнотерапии были разработаны комбинированные варианты игр с учетом методов и приемов игровой психотерапии. Все игры были адаптированы для детей дошкольного возраста.
Наиболее удачным, по мнению авторов, оказалось использование приемов библиотерапии и психотерапии, опосредованной рисунком в сочетании с функциональными речевыми, групповыми и индивидуальными. Параллельно решались задачи подготовки детей к школе. Поэтому логопсихотерапевтические приемы были максимально приближены в тематическом отношении программе для групп заикания, предложенной
С.А. Мироновой .
Наиболее удобными логопсихотерапевтическими приемами для обработки тем оказались аутотренинг, и психотерапевтические игры с элементами детского фольклора. На этом фоне проводилось обучение грамоте.
В результате проведенной работы были отмечены значительные положительные изменения в речевом, личностном и коммуникативном статусах заикающихся дошкольников после прохождения коррекционного реабилитационного курса.
Кроме того, была отмечена интересная особенность в процессе коррекции заикания у двух различных клинических групп: невротической и неврозоподобной. У детей первой группы улучшение речевого статуса начинается бурно, но затем идет «скачками» (с временными ухудшениями и улучшениями) до того момента, когда произойдут серьезные положительные изменения в коммуникативном и личностном статусе (пока не изменится характер общения в семье и коллективе, не станет более устойчивой самооценка и не поменяется взгляд на мир). У детей неврозоподобной группы улучшение речевого статуса идет постепенно, без значительных «скачков», но отличается большей стабильностью. Улучшения в коммуникативном и личностном планах не так выражены, как у детей первой группы.
Оценив результаты логопсиходиагностики в динамике, авторы пришли к выводу о целесообразности использования комбинированных методов и приемов в процессе реабилитации заикающихся дошкольников.
Основная задача этих методов и приемов состоит во введении любых видов функциональных тренировок в общее психотерапевтическое содержание работы, что способствует коррекции речи через развитие и совершенствование разных сторон личности.
В связи с тем, что основными симптомами в структуре дефекта при заикании являются судорожные спазмы мышц, участвующих в речевом акте на периферическом (голосовом, дыхательном, артикуляционном) аппарате, в процессе реабилитации прежде всего следует обратить внимание на формирование умений и навыков использования бессудорожной речи в процессе коммуникации.
Задачей авторов также являлось комбинированное использование речевых тренировок и психотерапевтического воздействия. В качестве функциональных речевых тренировок, направленных на формирование умений и навыков использования бессудорожной речи в процессе коммуникации можно предложить обучение полному стилю произношения, который был предложен Е.Ю.Рау и Ю.Б.Некрасовой .
Эти приемы не провоцируют запинок. Это происходит вследствие того, что физиологическая система обратной связи начинает работать без сбоев, так как время на воспроизведение слога регулируется временным ритмом. Эта система при условии насыщенного интенсивного тренинга. Особое условие тренинга: организация функциональных речевых тренировок с использованием всей технологии в различных коммуникативных ситуациях.
Полный стиль произношения-проговаривания, произношение, отличающееся от разговорного стиля тем, что каждый слог в речевом высказывании произносится без редукции, независимо от того, к какой позиции он относится. Ударение смещается и каждый слог оказывается одинаковым, окончания слов произносятся полностью, несколько утрированно, сохраняется слитность произношения (слоги не сканируются). ПСП употребляется в жизненных ситуациях. Авторы предлагают приемы, направленные на нормализацию темпа, ритма и плавности речи.
Полный стиль произношения (ПСП) – прием, описанный лингвистом Л.В.Щерба, как один из стилей речи русского языка, применяющийся чтецами, дикторами, ораторами, актерами, а также используемый в некоторых жизненных ситуациях, в некоторых ситуациях коммуникации. Обоснование необходимости приемов для ритмизации речи связано с особым значением, которое придает Л.В.Щерба слогу как единице произношения, но так как разговорная речь разнометрична, разное время отводится на произнесение слога. В привычном патологическом стереотипе заикающихся, слог как произносительная единица речи теряется, искажается, нарушается ритмическая картина слова.
Для того, чтобы выстроить обучающую речедвигательную программу, логопед использует любой прием ритмизации речи, где каждый слог растягивается во время произношения и становится приблизительно равными друг другу. Таким образом, нормализуется ритм и темп.
ПСП при использовании заикающимися нормализует весь произносительный акт, темп, ритм, мелодичность, интонационную выразительность, способствует восстановлению координации действия трех отделов периферической системы и восстанавливает ровное, комфортное спокойное эмоциональное состояние, то есть овладение полным стилем произношения регулирует не только речь, но и психоречевое состояние.
Автоматизация полного стиля произношения приводит к формированию навыка саморегуляции психоречевого состояния.
Этапы формирования полного стиля произношения:
- ПСП в утрированно-замедленном варианте (проговаривание каждого речевого элемента, используя разную последовательность состояния речи, то есть от сопряженно-отражонной к вопросно-ответной, далее к рассказу – описание знакомой картинки, пересказу на заданную тему и самостоятельную речи (7 ступеней, Е.Ф.Рау и Т.А Власова ,
- Формирование на основе ПСП особо ударного, интенсивного, энергетического начала каждой снтагмы, чтобы образно представить себе цепочку, каждое звено которого связано с другим без разрыва.
Для заикающихся характерно неумение начать фразу: спотыкание на
первом слоге, так как нарушена психоречевая готовность.
Обязательное условие этого этапа обучение полному стилю
произношения утрированная артикуляция на гласных звуках. Используется фонетическая зарядка, при которой на каждый гласный своя стихотворная зарядка. Можно применять игры с мячом, волейбол, перепрыгивание через предмет, игры с мячом об стенку, об пол.
Обучающая модель должна сильно отличаться от общепринятого разговорного стиля, меняется интонационный рисунок слова, ударный акцент. Этот навык автоматизируется лучше, если есть резкие отличия обучающей программы от разговорной, то есть нужно перестроить стереотип говорения в целом и произношение отдельных звуков.
- Обучение на основе ПСП утрированному произнесению
соединительных союзов: «и», «да». Акцентируется союз, продлевается его произношение, выделяется большей силой голоса, в этом случае происходит особое энергетическое насыщение союза.
- Введение в ПСП звуковых аналогов слова со звуками-аналогами.
- Обучение и формирование умения использования смешанного стиля
разговорного и ПСП.
Существует 2 варианта обучения данному этапу:
а) педагог задает количество временных элементов разговорного и полного стиля (3 слова на ПСП и 3 слова на разговорный стиль);
б) произвольное употребление полного и разговорного стиля по усмотрению занимающегося.
6. Использование ПСП в разных жизненных ситуациях, введение в коммуникативный процесс.
3. Логопедическое обследование речевого статуса заикающихся с использованием одного из наиболее сложных видов речи – пересказа.
Ребенку предлагалось пересказать небольшой текст. Перед чтением текста логопедом дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Дается следующая инструкция: «Внимательно прослушай произведение и постарайся его запомнить, так как после чтения тебе придется самостоятельно пересказать этот рассказ».
Для пересказа использовался рассказ из хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста [26] «Белка и волк» Л.Н.Толстого.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
-Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жмет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем.
В процессе пересказа текста ребенком внимание экспериментатора обращалось на то, как проявляются симптомы заикания: возникновение судорожных спазмов, явление звукофобии (боязнь произнесения определенных звуков); использование речевых уловок (эмболофразии, когда заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипы слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот»), наличие сопутствующих движений произвольного и непроизвольного характера. Сопутствующие движения это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц неречевой мускулатуры.
Сопутствующие движения произвольного характера это те, которые контролируются сознанием и формируются как двигательная уловка, проявляются в движении тела (рук, ног, туловища, шеи). Движения могут быть самые разнообразные: опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, потоптывание ногами, различные движения туловища и др. Сопутствующие движения непроизвольного характера это те, которые не контролируются сознанием, проявляются на лице (зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа и др.)
Результаты исследования устанавливались путем качественно-количественного анализа. Для иллюстрации результатов предлагалась таблица, в которой отмечалось наличие тех или иных элементов симптомокомплекса. Использовались условные обозначения:
+ - наличие
- - отсутствие
++ - значительное проявление
4.Сопоставительный анализ речевого и моторнрго статуса.
Он проводился путем сравнения собранных данных,разными методами.
1 Проведение релаксации с использованием игровых приемов, описанных И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская [6].
В основу достижения мышечной релаксации положен принцип, предложенный американским психологом Джекобсоном, вызывание расслабления через предварительное напряжение различных групп мышц в определенной последовательности.
Сначала вызывается расслабление рук, так как руки испытывают наибольшую двигательную нагрузку, поэтому сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением наиболее реально ощущаются и воспроизводятся детьми. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, живота, шеи т речевого аппарата. Так воспитываются мышечные ощущения, необходимые для целенаправленного расслабления.
По рекомендации И.Г.Выготской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской занятия по релаксации необходимо начинать с произнесения фраз формулы общего покоя, с целью сосредоточения внимания. Эти последующие фразы формируются в стихотворном виде и произносятся логопедом тихим голосом, в замедленном темпе с длительными паузами.
Образец формул общего покоя.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
И становится понятно:
Расслабление – приятно!
Образец формул расслабления мышц рук.
Упражнение «Кулачки»
Логопед: Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Стало легко, приятно. (Упражнение выполняется 3 раза). А теперь слушайте и делайте так, как я. Спокойный вдох-выдох, еще раз: вдох-выдох…
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прожаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени»
Логопед: Представьте себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И вы поднимаете так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Нам трудно так держать руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают). Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (Два раза).
Посмотрите, мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь немного лени…
Руки не напряжены
И расслаблены…
Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко… ровно… глубоко…
Образец формул расслабления мышц ног
Упражнение «Пружинки»
Логопед: Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения). Снова прижимает стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем…
Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки!
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
Упражнение «Загораем»
Логопед: Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимает, держим… держим… Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги не напряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!..
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. Держим. Напрягаем.
Загорели. Опускаем! (Ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны… .
Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.
Образец формул расслабления мышц, ног и корпуса.
Упражнение «Штанга».
Логопед: Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу…Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!
Мы готовимся к рекорду (наклониться вперед)
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем (распрямиться)
Крепко держим…
Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.
И бросаем!
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.
Упражнение «Кораблик»
Логопед: Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямилась! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче прижимаем,
А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, а потом для левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
Образец формул расслабления мышц живота.
Упражнение «Шарик»
Логопед: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Логопед обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох-выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.
- Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный. Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (делается вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко.
Образец формул расслабления мышц шеи.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Логопед: Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились, легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И расслаблена…
- Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно!
Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.
А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…
Образец формул расслабления мышц речевого аппарата
Для заикающихся обучиться расслаблению речевого аппарата особенно важно, так как во время приступа заикания у детей артикуляционные мышцы судорожно напрягаются. Ощутив это препятствие в речи, ребенок старается преодолеть его усилением артикуляции того или иного звука. От этого мышцы губ, языка, нижней челюсти еще больше напрягаются. Это напряжение распространяется на другие группы мышц (лица, шеи, корпуса и т.д.). Напряженные мышцы непослушны, неуправляемы. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Когда дети научатся расслаблять группы мышц, можно перейти к расслаблению видимой части речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).
Принцип релаксации по контрасту с напряжением сохраняется и при расслаблении артикуляционных мышц.
Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции (у, и, э, …), которая тут же сменяется расслаблением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей.
Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт; губы мягкие, свободные, язык спокойно лежит на дне рта. Иногда при глубоком расслаблении может усиленно выделяться слюна. В таком случае надо предложить детям проглотить ее.
Упражнение «Хоботок» (расслабление губ)
Логопед (показывает, как надо вытянуть губы): Вытяните губы «хоботком». Губы напряглись. А теперь они стали мягкими ненапряженными. (Логопед показывает спокойное положение губ, рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) Слушайте и делайте, как я .
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И расслаблены…
Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.
Упражнение «Лягушки» (расслабление губ)
Логопед: Внимательно смотрите, как я буду делать следующие упражнения. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука «и». Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.
Чтоб, понравиться лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И расслаблены…
Упражнение «Орешек» (расслабление нижней челюсти)
Логопед: А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Логопед показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Упражнение «Горка» (расслабление языка)
Логопед показывает как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение. Логопед: Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю
. Логопедическое обследование речевого статуса заикающихся
дошкольников .
Перед чтением текста логопедом дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Дается следующая инструкция: «Внимательно прослушайте произведение и постарайтесь его запомнить, так как после чтения вам придется самостоятельно пересказать этот рассказ». Логопед показывает образец правильной речи, читает текст полным стилем произношения, произнося все встречающиеся звуки [п] с придыханием.