Создание условий для развития сюжетной игры
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Детский сад «Сказка»
Проект
«Создание условий для развития сюжетной игры»
Составил: педагог – психолог
Мельникова Елена Анатольевна
Вихоревка, 2013.
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Можно выделить основные задачи при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.
Этапы формирования сюжетной игры
Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.
Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.
Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
Прямые приемы руководства : ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:
На первом этапе ( 1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе ( 3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе ( 5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
6. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:
а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир! » рапорт о выполненном поручении) ;
б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива
в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;
г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;
д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.
Для того чтобы игра получалась полной, привлекательной для всех детей необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, тот материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. Предоставление оборудования для игры поможет вызвать у детей интерес и желание организовать сюжетно - ролевую игру.
Кроме того, нужно особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами!) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.
Перспективный план сюжетно – ролевых игр в младшей группе.
Тема игры | Примерные сюжетные линии | Задачи | Создание условий | Интеграция образовательных областей | |
Игры с машинами «Шофер» «Трамвай» «Самолет» | Водители грузового и легкового транспорта – работник заправки – представитель ГИБДД Кондуктор Строитель. | · Поощрять участие детей в совместных играх; · Обогащать игровой опыт посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию; · Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; | Внесение игрушек: грузовые автомобили, автобусы, трамваи, элементы напольного макетирования улицы. | 1. Сюжетно-дидактические игры: «Куклы поехали кататься на автобусе», «Шофера везут на стройку строительный материал». (Социализация) 2. Кукольный театр: «Папа шофер» (Социализация) 3. Игры воспитателя с детьми (кондуктор в автобусе). (Социализация) | |
Водители - работник ГИДББ – работник заправки - Водители грузовых машин – строители. Таксисты – пассажиры такси – диспетчер. | средняя | · Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала; · Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых; · Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, используя косвенные методы руководства. | Внесение игрушек: грузовые машины, молочные, легковые, автобус, пожарные машины, макеты микрорайона, жилеты с опознавательными знаками машин (01, 02, 03, ГИБДД…) | 1. Сюжетно-дидактические игры: «Куклы едут по городу», Мы едим на автобусе». (Социализация) 2. Кукольный театр: «Как Мишка и Зайка тушили пожар» (Социализация) 3. Чтение С. Маршак «Пожар».(художественная литература) 4. Наблюдения за различными видами транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, такси) (Познание). | |
Водители пожарных, грузовых, молочных, легковые машин. Пожарные - спасатели Водители - работник заправки Водитель автобуса, троллейбуса - кондуктор | старшая | · Развивать умение согласовывать тему игры; · Распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры; · Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности | Внесение транспортных игрушек, дорожных знаков, макеты улиц, макеты перекрестков, дорожные знаки. | 1. Наблюдение за различными видами транспорта (автобус, такси, трамвай) (Познание). 2. Наблюдение за движением транспорта на перекрестке (Познание). 3. Встреча с шофером ( родителем) (Познание) 4. Беседы с детьми о транспорте по картине «Улица города» (вычленение ролей). (Коммуникация, Познание) 5. Поделка с детьми материалов и атрибутов (светофор, дорожные знаки) (Художественное творчество) 6. Беседы после игры с целью уточнения содержания (Познание) 7. Чтение И. Калинина «Машины», О. Высотская «Мамин троллейбус», М. Илбин и Е. Сегал «Машины на нашей улице».(Чтение худ. лит-ры) 8. Дидактические игры: «Кто что ведет?», «Кто какую машину встретил» (Социализация) | |
Водители - диспетчер – работники ГИБДД Командир экипажа - пилоты. Водитель пассажирского транспорта - кондуктор | Подготовительная - | · Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. · Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. · Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах. · Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. · Воспитывать умение действовать в команде; · Развивать инициативу, организаторские способности. | Элементы напольного макетирования, макеты микрорайона, различные виды транспорта, дорожные знаки, рация, маршрутные листы. | 1. Наблюдение за работой постового милиционера (Познание) 2. Встреча с работниками ГИБДД (Познание). 3. Поделки с детьми атрибутов к игре: светофор, дорожные знаки, жезл регулировщика (художественное творчество) 4. Беседы с детьми о правилах дорожного движения (Коммуникация, Познание). 5. Чтение И. Седугин «Разговор машин», К. Корунов «Едет, спешит мальчик», Б. Жидков «Светофор» (Чтение худ лит-ры) 6. Дидактические игры: «Транспорт» (лото), «Правила дорожного движения» (Социализация) 7. Диафильм «Дядя Степа – милиционер» (Познание) | |
Игры со строителем | Строители - водители | младшая | · Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; · Формировать умение использовать в играх строительный, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними; · Развивать, умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. | Внесение строительного материала и игрушек для обыгрывания построек. | 1. Сюжетно-дидактическая игра на тему: «Построим ограду для курочек» и т. д. (Познание) 2. Сюрпризные постройки, обыгрывание их с детьми (особенно с пассивными). 3. Поощрение игр со строительным материалом. |
Строители гаража Строители моста Строители зоопарка Строители города (театр, цирк, зоопарк и т. д.) Водители грузового транспорта Погрузчики Дизайнеры | средняя | · Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить; · Распределять между собой материал, согласовывать, действия и совместными усилиями достигать результата; · Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала; · Расширять представления о людях строительных профессий. | Внесение строительных материалов и мелких игрушек для обыгрывания построек. | 1. Сюжетно-дидактические игры на тему: «Построим для машин гараж», «Построим куклам новый дом», «Построим мост через реку». 2. Кукольный театр: «Мишка с зайчиком построили дом». 3. Беседы с детьми после игр (вычленение ролей). 4. Положительный пример товарища. | |
Строительство туристического парохода, военного катера, родного города, космической ракеты, рыболовецкого судна, подводной лодки для изучения морского дна, цирка. | старшая | · Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения; · Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Отображать в игре знания об окружающей жизни. | 1. Ознакомление со зданиями жилого дома, магазином, поликлиникой, больницей, театром, цирком. (познание) 2. Наблюдение и рассматривание транспорта. (социализация) 3. Формирование умения детей конструировать через сюжетно-дидактические игры. (социализация) 4. Беседы о строительстве (вычленение ролей). 5. Беседы после игр (уточнение и закрепление знаний, анализ). 6. Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом». | ||
Архитектор, строительные профессии, | подготовительная | · Продолжать формировать умение распределять роли, договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; · Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни; · Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. · Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. | Планы строительства, строительный материал, инструменты, униформа, строительная техника, каски, журналы по дизайну. | 1. Экскурсии по городу для ознакомления с красивыми зданиями, школой, театром, метро, клубом, цирком, магазином. (социализация) 2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями, фотографиями, рисунками, чертежами различных построек. (Познание) 3. Встреча с лучшими строителями (родителями). (коммуникация, социализация) 4. Чтение А. Барто «Я живу в Москве», А. Кардешева»Громов», «Строитель». (Чтение худ. Литературы) 5. Продуктивная деятельность "Атрибуты для игры» (художественное творчество) |