Защита опыта на "Учитель года-2014"
В своей профессии я делаю первые, ещё не уверенные, но уже сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Моя педагогическая тема: « Совершенствование навыков общения и поведения детей с интеллектуальной недостаточностью».
Когда я пришла работать в школу, мне как воспитателю дали первый класс.
Все учащиеся этого класса были мне не знакомы. Заранее мною была составлена программа развития классного коллектива, где я постаралась учесть основные направления развития классного коллектива в целом и особенности каждого ребёнка в отдельности. Наблюдая за учащимися своего класса, мною было замечено следующее: поведение учащихся в школе, за пределами школы не соответствовало тем нормам общественного поведения, которые принято считать за эталон. Например, при появлении постороннего человека во время урока они не приветствовали его «стоя», а дружно кричали «Здрасьте»; Складывалось впечатление о невоспитанности многих учащихся и о низкой культуре поведения.
Именно проблеме этикета я и посвятила описание опыта работы с классным коллективом.
В связи с данной проблемой я поставила перед классным коллективом следующую цель:
формирование и развитие у учащихся культуры поведения в обществе.
Кроме того мне необходимо было решить следующие задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по теме.
- Выбрать критерии сформированности культуры поведения учащихся в обществе.
- Разработать методику по развитию культуры поведения учащихся в обществе.
- Проверить эффективность разработанной методики.
Для того чтобы осуществлять наблюдение за учащимися, мне необходимо было определить основные критерии с сформированности культуры поведения учащихся в обществе.
Кроме того были проведены следующие анкеты:
Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Анкета-тест «Эмпатия» (выявление способности к сопереживанию, сочувствию)
В начале учебного года были проведены данные диагностики, а также одновременно с ними мною осуществлялось наблюдение за поведением учащихся.
По результатам диагностики были получены следующие результаты.
Анализируя предыдущие данные можно прийти к выводу, что учащиеся первого класса действительно испытывают проблемы поведения в обществе, т.к. в основном преобладает средний уровень развития качеств личности ребёнка и уровень ниже среднего. В разрешении данных проблем помогут следующие формы работы с классным коллективом:
1. Проигрывание ситуаций, ролевые игры, беседы.
2. Упражнения:
- обратиться к человеку с вопросом;
- извиниться и перебить разговор беседующих;
- принести извинения за оплошность движений;
- пользоваться приборами во время еды: во время первого блюда, второго, десерта;
- извиниться за небольшое опоздание, вежливо объяснить причину;
- съесть конфету и найти место для обертки;
- быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого;
- выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос;
- идти по улице навстречу друг другу;
- выразить почтение к старшим;
- произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли;
- произнести утреннее, дневное, вечернее приветствия;
- высказать добрые пожелания при расставании;
- сервировать стол на несколько персон;
- обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю;
- возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение;
- пропустить в дверях старшего, девочку, женщину;
- преподнести и принять угощение.
- 3. Ролевые игры.
- 4. Тематические классные часы.
- 5. Инструктажи, викторины.
Исходя из всего выше сказанного, мною была разработана программа работы с классом, позволяющая развивать у учащихся умения правильного поведения в обществе.
Програма классных мероприятий по развитию культуры поведения учащихся в обществе
Сроки проведения | Работа с учащимися |
сентябрь | 1.Наблюдение за учащимися. 2. Заполнение анкет. |
октябрь | 1.Ролевая игра «Знаешь ли ты правила этикета?» 2. Классный час «Культура поведения». |
ноябрь | 1.Воспитательский час на тему: «Умею ли я слушать?» |
декабрь | 1.Беседа «С чего начинается вежливость?»2. Воспитательский час «Поговорим о культуре речи». |
январь | 1.Воспитательский час «Толерантность». 2. Беседа «Что такое тактичность и деликатность?» |
февраль | 1.Беседа «Искусство беседы за столом. 2. Внеклассное мероприятие – игра «Чаёвничание». |
март | 1.Беседа «Мой режим дня». 2. Воспитательский час «Мои жесты». |
апрель | 1. Акция «Неделя добра». 2. Внеклассное мероприятие «День книги». |
май | 1.Повторное анкетирование. 2. Классный час «Откровенный разговор" |
Для определения эффективности разработанной методики мною была проведена повторная диагностика по развитию культуры поведения учащихся в обществе в конце учебного года. Были получены следующие результаты.
Анкета-тест «Эмпатия»
(выявление способности к сопереживанию, сочувствию)
Таким образом, исходя из результатов, полученных в ходе диагностики, можно увидеть, что уровень учащихся на начало учебного года и на конец учебного года существенно отличаются и имеют положительную динамику роста.
В перспективе я планирую расширение представлений учащихся об этикете, а также сохранение имеющихся навыков учащихся правильно вести себя в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 89.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В своей профессии я делаю первые, ещё не уверенные, но уже сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Моя педагогическая тема : «Совершенствование навыков общения и поведения детей с интеллектуальной недостаточностью».
Цель: Формирование и развитие у учащихся культуры поведения в обществе.
Задачи: Изучить научно-методическую литературу по теме. 2.Выбрать критерии сформированности культуры поведения учащихся в обществе 3.Разработать методику по развитию культуры поведения учащихся в обществе. 4.Проверить эффективность разработанной методики.
Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Анкета-тест «Эмпатия» (выявление способности к сопереживанию, сочувствию)
Формы работы: 1 .Проигрование ситуаций, ролевые игры, беседы. 2 .Упражнения: -обратиться к человеку с вопросом; -извиниться и перебить разговор беседующих; -принести извинения за оплошность движений; -пользоваться приборами во время еды; -извиниться за небольшое опоздание; -съесть конфету и найти место для обёртки; -быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого; -выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос; -произнести утреннее, дневное, вечернее, приветствие; -пропустить в дверях старшего, девочку, женщину; 3 .Ролевые игры. 4 .Тематические классные часы. 5 . Инструктажи, викторины.
Сроки проведения Работа с учащимися Сентябрь 1.Наблюдение за учащимися. 2.Заполнение анкет. Октябрь 1.Ролевая игра «Знаешь ли ты правила этикета?» 2.Кл.час «Культура поведения» Ноябрь 1.Воспит.час: «Умею ли я слушать?» Декабрь 1.Беседа «С чего начинается вежливость? 2.Воспит.час «Поговорим о культуре речи» Январь 1.Воспит.час «Толерантность» 2.Беседа «Что такое тактичность и деликатность?» Февраль 1.Беседа «Искусство беседы за столом» 2.Внеклас. мероприятие-игра «Чаёвничание». Программа классных мероприятий по развитию культуры поведения учащихся в обществе
Март 1.Беседа «Мой режим дня» 2.Воспит.час «Мои жесты» Апрель 1.Акция «Неделя добра». 2.Внеклас.мероприятие «День книги». Май 1.Повторное анкетирование 2.Клас.час «Откровенный разговор».
Повторная анкета-тест «Эмпатия»