Воспитательная работа в современной школе
На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку». Рассуждения на эту тему и представлены в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В современных условиях, на очередном инновационно - технологическом этапе реформирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».
Одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Воспитание невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого дня, а он у ребят нашей школы наполнен познанием и учением. Более того, в «Ювенесе» ребенок проводит практически все свое время, а это значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого воспитательные задачи школы можно представить следующим образом:
- Повышение статуса воспитания, усиление воспитательной роли школы в формировании у ребят демократических ценностей, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности.
- Создание активно работающей системы ученического самоуправления.
- Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности учащихся.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
- Воспитание у школьников стремления к самообразованию.
- Воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.
Система воспитательной работы нашей школы включает следующие компоненты:
Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».
Именно поэтому в нашей школе на основе сотрудничества взрослых и детей мы стремимся организовать демократический стиль жизнедеятельности, продолжить экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения, создать необходимые условия для возникновения детского самоуправления, установить связь с социумом, с внешкольными учреждениями.
Каковы же пути решения воспитательных задач? Это, прежде всего:
- Организация взаимосвязи процесса воспитания, обучения и работы сети дополнительного образования.
- Дальнейшее развитие системы традиций школы (традиционные праздники, концерты, литературные гостиные и вечера встреч).
- Организация работы в области воспитания самоорганизации и самоуправления, развитие дальнейшей работы по изданию журнала «Ювенес».
- Создание системы работы в области формирования гражданской позиции учащихся.
- Создание программы по формированию единой системы воспитательной работы школы через организацию работы классных коллективов.
- Разработка единой методики организации работы классных руководителей по формированию классного коллектива, выработка единых требований.
- Создание единого творческого пространства для учителей и учащихся путем поддержания гибкой системы выбора видов и форм реализации плана воспитательной работы.
Так же стоит отметить, что у относительно небольшой, по наполняемости школы полного рабочего дня есть определенные преимущества:
- небольшая наполняемость классов;
- возможность более тесного общения детей и педагогов, существенное увеличение времени индивидуального общения ученика с учителем на уроке;
- использование в практике индивидуальных домашних и классных заданий для каждого ученика;
- качественный контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по каждому предмету, своевременное выявление «пробелов» в знаниях и их устранение;
- возможность постоянного разновозрастного общения детей;
- осуществление непосредственной тесной связи с родителями;
- обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями ученика, в только ему свойственной так называемой «зоне ближайшего развития»;
- активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам их приобретения;
Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное - ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления.
Именно поэтому очень важное значение для нашей школы имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений детей и взрослых.
По нашему мнению, лучшее воспитание – это воспитание своими добрыми отношениями друг другу, к окружающим людям, к миру в целом.
Мы считаем, что только с учетом взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности можно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг, именно всего того, к чему всегда стремится наша школа.