Набор оценочно – критериального инструментария, обеспечивающего выявления метапредметных результатов на уроках географии
Цель работы:
- изучить методики и критерии обеспечивающие выявление метапредметных результатов на уроках географии.
Задачи:
- познакомиться с нормативными документами по вопросу оценки результатов образования (в частности с метапредметными УУД);
- систематизировать полученную информацию для дальнейшего использования в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 97.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
по теме
«Набор оценочно – критериального инструментария, обеспечивающего выявления метапредметных результатов на уроках географии».
Работу выполнили Бойкова И.А., Лоскутова О.В., Пушкина Т.С.,Травкина М.Н.,Трензова О.С.
Руководитель работы Кучер Л.Н.
Тверской ИУУ 2013
Содержание:
- Введение.
- Оценка планируемых результатов обучения.
- Краткое описание технологии оценивания образовательных достижений.
- Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов требуемых ФГОС.
- Критерии оценки проектной работы.
- Приложения.
- Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы:
- изучить методики и критерии обеспечивающие выявление метапредметных результатов на уроках географии.
Задачи:
- познакомиться с нормативными документами по вопросу оценки результатов образования (в частности с метапредметными УУД);
- систематизировать полученную информацию для дальнейшего использования в практической деятельности.
Все содержание данной курсовой построено на материалах документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО);
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Перед современным учителем стоит проблема – необходимость переосмысления к выставлению отметки, изменение традиционного подхода к выставлению отметки и ведения документации.
В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь-ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оцен-ке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2. ОЦЕНКА планируемых результатов обучения
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования
Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанным образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.
Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не продуктивные задания (на воспроизведение информации),а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредмет-
ных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути – изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятёрки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.
Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать «Портфель достижений» (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных),накопленных в «Портфеле достижений» ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов.
Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Они подготовлены авторами Образовательной системы «Школа 2100» (см. Приложение) и снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого
ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Какими должны быть границы применения системы оценки?
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки.
Перечислим эти границы.
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
– обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
– внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническими сред-
ствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они впринципе возможны только один раз в учебный год).
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации уче-ника. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возмож-
ными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного Стандарта!») и т. п.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания».
Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «У тебя "два" по нравственности, "незачёт"по патриотизму» и т.п.
Какой опыт нам поможет?
Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? по какой шкале? где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? как определять итоговую оценку?
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались этими вопросами ещё шесть лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил, определяющих поря-док действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти прави-ла дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов
ФГОС. Поэтому далее мы излагаем нашу систему оценивания с опорой на данную технологию. Для удобства восприятия сначала мы даём краткое описание правил, а затем подробное, с алгоритмами реализации каждого из них.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОС «ШКОЛА 2100»
Этот текст позволяет составить общее представление о системе
оценки, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы (см. Приложение 1.Подробное описание).
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки(словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает ,что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат срав
нения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму
самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное
задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что
ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если
докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения зада-
ния)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило.
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения),которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Они заполняются на основе не подписанных учениками диа-гностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классув целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
– за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
– за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
– за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результа-тов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
– показатели предметных результатов (контрольные работы, дан-ные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и другихработ по разным предметам);
– показатели метапредметных результатов;
– показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель (классный руководитель) контролирует примерно один раз в год, чтобы пополнялась небольшая обязательная часть (результаты контрольных работ). В осталь-
ном задача учителя – поддерживать умения ученика (развитые в начальной школе) по пополнению портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее
см. правила 6, 7).
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по жела-нию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработан-ные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Этого достаточно для продолжения образо-
вания, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки –«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
– либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной про-граммы);
– либо использование новых, усваиваемых в данный момент зна-ний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные
успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной(переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов),10-балльная, 100-балльная, 6-балльная и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе и
ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ТРЕБУЕМЫХ ФГОС, В ОС «ШКОЛА 2100»
Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки – в начале работы учителя основной школы (учителя-предметника и учителя -классного руководителя) с учениками, использующими данную систему в начальной школе, или с учениками, которые с данной системой еще не знакомы.
1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.
1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики при-выкают различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
Отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Основу алгоритма составляют четыре первых вопроса:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Ответ на четыре этих вопроса – это самооценка ученика без отметки. Для определения балльной отметки к этому алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.
На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика.
3-е правило (Одна задача – одна оценка) – используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») –используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть – учитель-предметник), таблиц результатов защиты проекта ученика (один раз в год – учитель-предметник
или классный руководитель) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год – учитель – классный руководитель). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»).
В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствует-ся привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель –классный руководитель контролирует при переносе в «Портфель достижений» ученика. Остальные матери-алы «Портфеля достижений» ученик пополняет самостоятельно(консультируясь с учителем).
6-е правило (Уровни успешности) – используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также мета-предметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в
печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
7-е правило (Итоговые оценки) – используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень основной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила. Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, введение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.
Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2–3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.
Заполнение различных таблиц результатов (по своему предмету, по проекту, метапредметных – для классного руководителя) потребует около 3–4 часов дополнительной работы в год. Благодаря этим усилиям у учеников будет поддержано приобретенное в начальной школе умение самооценки, ряд качеств контрольно-
оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации.
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности
должны включать положения о том, что
- обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта[1];
- тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).
Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
В этом разделе описываются также:
а) возможные типы работ и формы их представления и
б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой исполь-зовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[2].
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.
Таблица оценки результатов ПРОЕКТА ученика основной школы
Что включается в таблицу?
Действия-умения, которые могут быть продемонстрированы (далеко не все должны быть продемонстрированы в обязательном порядке).
Когда заполняется таблица? Во время презентации проекта.
Кем заполняется? Минимум – двумя педагогами, максимум –каждым присутствующим на презентации.
На основании чего заполняется?
– По презентации автора проекта (и его защиты своего проекта при ответе на вопросы);
– по материалам самого проекта, с которыми могут ознакомиться все присутствующие на презентации;
– на основании устного выступления-отзыва педагога-руководителя о ходе работы над проектом (при необходимости с комментария-ми автора проекта).
Как фиксируются результаты в таблице?
Плюсами или минуса-ми напротив продемонстрированных или не
продемонстрированных действий (умений).
Как интерпретируются результаты?
а) Количественно – может быть вычислен рейтинг (число) успешно продемонстрированных результатов по каждой группе умений;
б) качественно – разные действия-умения могут быть соотнесены с разными уровнями успешности: необходимый – повышенный – максимальный
Таблица оценки результатов ПРОЕКТА ученика основной школы
Тема проекта
Класс
ФИ учащегося
ФИО руководителя
Требованиях к содержанию и направленности проекта | ||
Практическая направленность | ||
типы работ формы и представления | ||
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); | ||
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; | ||
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие | ||
отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. | ||
Критерии оценки: | ||
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем умение - поставить проблему - выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, - формулировку выводов и/ - обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, -обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. | ||
Сформированность предметных знаний и способов действий, - умение раскрыть содержание работы, - грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. | ||
Сформированность регулятивных действий, - умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, - использовать ресурсные возможности для достижения целей, - осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. | ||
Сформированность коммуникативных действий, - умение ясно изложить - оформить выполненную работу, представить её результаты аргументированно ответить на вопросы. |
Примерное содержательное описание каждого критерия
Тема проекта
Класс
ФИ учащегося
ФИО руководителя
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |||
Базовый | баллы | Повышенный | баллы | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и | 1 | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему | 1 |
находить пути её решения; | 1 | находить пути её решения; | 1 | |
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | 1 | продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; | 1 | |
- | продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы | 1 | ||
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. | 1 | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. | 1 |
В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | 1 | Ошибки отсутствуют | 1 | |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. | 1 | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления | 1 |
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. | 1 | . Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | 1 | |
Проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | 1 | - | ||
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, | 1 | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. | 1 |
а также подготовки простой презентации. | 1 | Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. | 1 | |
Автор отвечает на вопросы | 1 | Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы | 1 | |
Итого баллов |
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.
( Должны быть оформлены как приложения к образовательной программе).
Оценочный лист Познавательные УУД
Предмет________ класс ________триместр ___
(рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/«незачёт», «+»/ «-»)
Умения | Ф.И. учащихся | |||||||
Общеучебные универсальные действия: | ||||||||
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; | ||||||||
поиск и выделение необходимой информации; | ||||||||
структурирование знаний; | ||||||||
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | ||||||||
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | ||||||||
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | ||||||||
извлечение необходимой информации из текстов | ||||||||
постановка и формулирование проблемы, | ||||||||
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ||||||||
знаково-символические действия: | ||||||||
моделирование | ||||||||
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая); | ||||||||
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | ||||||||
Логические универсальные действия: | ||||||||
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); | ||||||||
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; | ||||||||
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | ||||||||
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; | ||||||||
установление причинно-следственных связей; | ||||||||
построение логической цепи рассуждений; | ||||||||
построение логической цепи рассуждений; | ||||||||
доказательство; | ||||||||
выдвижение гипотез и их обоснование. | ||||||||
Постановка и решение проблемы: | ||||||||
формулирование проблемы; | ||||||||
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | ||||||||
Среднее арифметическое баллов/% | ||||||||
Перевод в традиционную оценку |
Приложение
УМК по географии основного общего образования (ФГОС)
- ЛИНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ «СФЕРЫ»
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
— А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы
— География. Земля и люди. 7 класс
— География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс
— География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс
УМК «География. Планета Земля» 5-6 класс включает:
-Учебник с приложением на электронном носителе (DWD-ROM)
- Тетрадь-тренажёр
- Тетрадь-практикум
- Тетрадь-экзаменатор
-Иллюстрированный учебный атлас
Контурные карты (с заданиями)
Поурочное тематическое планирование
Поурочные методические рекомендации
Рабочие программы
Сайт интернет-поддержки www.spheres.ru
2.Предметная учебников «ВЕРТИКАЛЬ» (Рекомендован Мин. Образования и науки РФ, предназначен для общеобразовательных учреждений)
- ДроновВ.П., Савельева Л.Е. География Землеведение 5-6 классы
- Душина И.В., КоринскаяВ.А., Щенев В.А. Материки ,океаны,народы, страны 7 класс
- Дронов В.П., Баринова И.И.. Ром В.Я. География России. Природа, Население, Хозяйство.8 класс
- Дронов В.П., Баринова И.И.. Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс
К каждому курсу выпускается:
- Рабочая программа,
- методическое пособие для учителя,
- рабочая тетрадь для учащихся,
- электронное приложение к учебнику www.drofa ru
- методическая поддержка на www.drofa ru
- Предметная линия «Полярная звезда» для основной школы
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»
Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина География. 5—6 классы
В учебно-методическом комплекте
- Учебник
- «Мой тренажёр» (с контурными картами, практическими и тестовыми заданиями)
- «Поурочные разработки»
- «Конструктор» текущего контроля
- Рабочие программы (с тематическим планированием и характеристикой основных видов учебной деятельности)
- УМК образовательной системы «Школа 2100»
(рук. Авторского коллектива А.А. Вахрушев)
- В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина География 5 класс «Наша Земля»
- В.А. Кошевой, О.А. Родыгина География 6 класс «Наш дом – Земля»
- И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович География 7 класс- Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина География 8 класс «Моя Россия. Человек и природа»
К учебникам выпущены
Рабочие тетради;
Проверочные и контрольные работы;
Лабораторные журналы
Задачники практикумы
Методические рекомендации
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.3.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и технология оценивания образовательных достижений обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100» Д.Д. Данилов
Приложение
. Контрольная работа по теме: «Природные зоны России» 8 кл.
1.Анализ текста.
Прочитай текст, ответь на вопросы и выполни задания после текста.
Зона расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами. Это зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима, малое количество осадков (в среднем 200-500 мм в год), причем большая доля их приходится на июль и август. Морозы длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура в азиатской части достигает иногда — 52°С. В любой месяц возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования слоя многолетнемерзлых грунтов. Оттаивание распространяется летом на глубину до 0,5-1 м. Многолетнемерзлые грунты охлаждают почву, задерживают влагу, способствуют заболачиванию местности (около 70% ее территории заболочено). Климат изменяется не только с севера на юг, но и с запада на восток. На западе сильно сказывается влияние Атлантики и вследствие этого здесь господствует избыточно влажный климат. К востоку увеличивается континентальность и климатические различия возрастают. Для данной зоны характерен холодный и умеренно холодный и влажный арктический и субарктический климат. За Колымой на климат оказывает влияние Тихий океан, поэтому там зимы менее суровы с более мощным снежным покровом.
1. О какой природной зоне идет речь?
2.Что взято за основу характеристики зоны?
3.Укажи номера предложений которые могут помочь тебе определить ГП зоны.
4.Укажи в градусах протяженность зоны с севера на юг и с запада на восток.
2.Диктант на знание характерных признаков природных зон
Отметить верные признаки
1. Арктические пустыни.
а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
б)несколько месяцев длиться полярная ночь;
в) избыточное увлажнение, много озер и болот;
г) значительные площади заняты ледником;
д) лето короткое и холодное;
е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
2. Зона тундры.
а) средняя температура июля +5-10°С;
б) выпадает много осадков;
в) увлажнение избыточное;
г) почвы подзолистые;
д) сильные ветры;
е) территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.
3. Зона тайги.
а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;
б) главная ценность плодородные почвы;
в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;
г) зима холодная, лето теплое;
д) преобладают подзолистые почвы;
е) самая большая по площади природная зона России.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов.
а) суровая зима;
б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей
г) растут дуб, клен, ясень, липа;
д) увлажнение недостаточное;
е) растения - амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.
5. Зона степей.
а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
б) увлажнение не достаточное
в ) значительная часть зоны распахана;
г) почвы черноземы;
д) растительность - травы: ковыль, типчак;
е) почвы плодородны.
6. Полупустыни и пустыни.
а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;
б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
в) почвы представлены солончаками;
г) реки полноводные, много озер;
д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
е) встречаются глинистые участки-такыры
3. Географический диктант на проверку понятий, терминов
Написать названия терминов
- Закономерная смена природных зон и природных условий в горах
- Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.
- Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.
- Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.
- Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
- Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.
- Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.
- Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом.
- Найди лишнее. Тундра: клюква, морошка, мох, осина.
- Найди лишнее. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.
- Найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.
- Найди лишнее. Пустыня: полынь, саксаул, джузгун, морошка.
4. Характеристика природной зоны
Дать краткое описание природной зоны
- Географическое положение зоны.
- Климат (зима, лето, увлажнение).
- Почвы (плодородие).
- Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).
- Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.
- Экологические проблемы.
Критерии оценки работы.
1-3 задание- 1 балл за каждый правильный ответ.
1 задание ( максимум 7 баллов).
2 задание ( максимум 27 балла).
3 задание ( максимум 12 баллов).
4 задание ( максимум 30 баллов за все задание, каждый пункт плана оценивается учителем по 5-ти бальной системе).
Максимальное число баллов за работу 76 балла.
Оценка
«5» 76-63 баллов
«4» 63- 50 баллов
«3» 50-35 баллов
«2» менее 35 баллов
Ответы
1 задание
- Тундра
- Климат
- 1, 11,13, 14.
- Роо
2 задание
1)а,б,г.
2)а,в,д,е.
3)а,в,г,д,е.
4)а,б,в,г,е.
5)а,б,в,г,д,е.
6)б,в,д,е.
3 задание
1)высотная поясность
2)тундра
3)тайга
4)природные ресурсы
5)заповедник
6)гумус
7)степь
8)природная зона
9)осина
10)дуб
11)черника
12)морошка
4 задание
Каждому ученику отдельно выдается для характеристики своя природная зона
Литература:
Сайт интернет-поддержки www.spheres.ru
А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы
География. Земля и люди. 7 класс
География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс
География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс
ДроновВ.П., Савельева Л.Е. География Землеведение 5-6 классы
Душина И.В., КоринскаяВ.А., Щенев В.А. Материки ,океаны,народы, страны 7 класс
Дронов В.П., Баринова И.И.. Ром В.Я. География России. Природа, Население, Хозяйство.8 класс
Дронов В.П., Баринова И.И.. Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс
[1] Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
[2] Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учётом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учётом предметной направленности осуществляемых проектов.