Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Анализ рассказа»
Цели урока:
• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого
• Развивать навыки беглого осознанного чтения.
• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.
• Развивать память, внимание, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akula_chtenie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Анализ рассказа»
Цели урока:
• Продолжать знакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого
• Развивать навыки беглого осознанного чтения.
• Научить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки.
• Развивать память, внимание, воображение.
Оборудование:
- Доска
- Портрет Л.Н.Толстого
- Иллюстрации к рассказу
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Постанова цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», обсудим его и попробуем понять, какой главной мыслью объединены рассказы «Акула» и «Прыжок».
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение об акуле
Акулы - морские рыбы с хрящевым скелетом, рядом жаберных щелей по бокам головы, вооруженным множеством острых зубов ртом, вытянутым телом с неравнобоким хвостом. Существует около 370 видов акул.
Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах. Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы - хищники. Питаются рыбами, иглокожими, моллюсками, червями. Иногда нападают на человека.
Хотя скелет акул состоит из хрящей, у некоторых видов в хрящах откладывается так много кальция, что они становятся почти такими же жесткими, как кости. Однако настоящих костей у акул нет. Структура скелета у них такая же, как и у всех рыб.
Большинство акул - день и ночь непрерывно плавают. У них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну.
Акулы - внушающие страх хищники, обладающие изумительно острыми сенсорными системами.
2. Чтение рассказа «Акула».
3. Беседа после чтения:
- Понравился ли вам рассказ?
- Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
( Начало рассказа спокойное. Ни что не предвещает беды ).
- Когда мальчики купаются в открытом море, что вы испытываете?
( Мы начинаем волноваться ).
- Резко и неожиданно раздался крик: «Акула»
(Нам страшно).
- Акула близко, в 20 шагах, а матросы далеко. Что вы испытываете?
( Ужас. Даже сердце от волнения сжалось, трудно дышать)
- А когда на волнах колыхалось жёлтое тело акулы?
( Радость и облегчение).
- Лев Николаевич Толстой заставил пережить нас тревогу. Беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа, т.е. мы испытали гамму чувств.
- Было ли вам страшно? За кого?
- Уже в названии рассказа есть что – то тревожное. Предчувствие: что – то случится.
Акула – страшный хищник моря.
- Где разворачивались действия в рассказе? (На море, у берега Африки))
- Где капитан устроил купальню для матросов? ( В парусе)
- Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе)
- Как отреагировал отец одного из мальчиков на их поступок? ( Не злился, любовался на своего сынишку)
- Почему? (Гордился сыном, его умением хорошо плавать)
- Что же произошло дальше? (Все увидели в воде акулу)
- Что сделали матросы? (Спустили лодку и понеслись к мальчикам)
- Что им кричал артиллерист? (Назад, вернитесь, акула)
- Почему он так поступил? ( Он очень испугался за мальчиков)
- Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Ужас, страх за детей)
- Почему после выстрела он закрыл лицо руками? (Он испугался, ведь он мог попасть в мальчиков)
- Какие чувства испытали мальчики? (Страх, панику)
V. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Покружиться.)
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Кто главный герой рассказа? ( Старый артиллерист).
- Подумайте, почему Л.Н.Толстой называет его старым? Что он хотел сказать нам этим словом? (Артиллерист – опытный)
- Давайте по тексту проследим его состояние.
1. Стоит на палубе и любуется сыном, подбадривает: «Не выдавай», «Поднатужься»
2. Увидел акулу, закричал: «Назад», стоял бледный, как полотно, смотрел на детей.
3. Визг мальчиков разбудил его.
4. Сорвался с места и побежал к пушке, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился, взял фитиль. Раздался выстрел.
5. Упал возле пушки и закрыл лицо руками.
6. Потом поднял лицо, посмотрел на море.
Отец: Любовался сыном.
Закричал
Стоял бледный
Сорвался и побежал
Упал, закрыл лицо руками
- Льва Николаевича Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни.
Как много пережил артиллерист за короткое купание мальчиков!
- оцепенел от ужаса;
- действовал спокойно, решительно, смело, находчиво;
- выстрелив, он мог попасть в мальчиков, но он совладал со своим горем;
- упал возле пушки;
- открыл глаза, когда понял, что опасность миновала.
- Какой же артиллерист? (Он сильный, смелый человек).
Несмотря на ужас, он действует решительно и спасает мальчиков. Тут и сила любви и умение действовать в трагические, страшные моменты жизни.
- А как ведут себя матросы на палубе?
Матросы на корабле:
Замерли от страха
Тихий ропот
Громкий радостный крик
- Лев Николаевич Толстой пишет как участник событий.
- Докажите это, обратившись к тексту.
«Мы все, сколько нас ни было на корабле…»
«Наш корабль стоял на якоре…»
4. Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Какой эпизод изобразил художник?
- Почему вы так думаете?
- Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому эпизоду.
- Что изобразил художник на иллюстрациях в учебнике на стр. 134?
- Прочитайте отрывки к этим иллюстрациям.
VII. Обобщение.
- Что ещё можно сказать о рассказе Л.Н.Толстого?
Мы переживаем с героями и разделяем все их чувства, страх, тревогу, ужас, волнение, беспокойство, радость, облегчение.
Вот как пишет Л.Н.Толстой!
Рассказ короткий, но сколько чувств!
- Весь рассказ – это действие, быстрая смена событий, как в кино, в звуковом кино: крики, визг, выстрел, крик радости, ликование.
- Понравился рассказ?
( Никогда не забудешь, рассказ очень интересный)
VIII. Сравнение рассказов Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок».
- Как вы думаете, какой главной мыслью объединены рассказы Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок»? Чем похожи эти два рассказа? (Похожи место действия - корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах - смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!)
Л.Н.Толстого как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Читая рассказы «Акула» и «Прыжок», он заставляет нас пережить тревогу, беспокойство, волнение, страх, радость и облегчение в конце рассказа.
- Как вы считаете, похожи ли мальчики, герои двух рассказов?
- Что у них общее?
IX. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
X. Домашнее задание.
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Акула».