Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки по экологическому направлению
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки
по экологическому направлению.
Выполнила:
Ефимчук Е.А.,
педагог-психолог
г. Зима
2012 г
Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается опыт работы не тему:
Осуществление преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу посредством мотивационно - адаптационной программы «Ступени» и опытно – экспериментальной площадки
по экологическому направлению.
С каждым годом усложняются требования обучения, школьная программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи педагога - психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Работа включает в себя:
- диагностику показателей готовности ребенка к школе;
- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;
- построение системы собственно коррекционно - развивающей работы с ребенком-дошкольником.
Работая по данному направлению поставила цель: формирование готовности к школьному обучению и мотивации к школе.
Данные цели реализую через следующие задачи:
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать основные психические функции необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.)
- Воспитывать творчески активную, любознательную, открытую внешнему миру, доброжелательную и отзывчивую личность.
Под преемственностью понимается целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к обучению в школе.
Поэтому, осуществляю психолого-педагогическое сопровождение, через: организационно – методическое, диагностическое, коррекционно - развивающее, профилактическое и консультативное направление.
Помимо этого, группой педагогов нашего детского сада и учителями школы № 7 разработана и функционирует Мотивационно – адаптационная программа обеспечения преемственности дошкольного и общего школьного образования, под названием «Ступени».
Для разработки данной программы послужило то, что на протяжении ни одного десятилетия проблема преемственности между ступенями дошкольного и начального школьного образования ищет своего разрешения, так как ежедневно:
- Увеличивается число детей, которые не посещают дошкольного учреждения.
- Наблюдается рассогласованность образовательных программ ДОУ и школы по подготовке детей к обучению в школе.
- Происходит постепенный рост количества детей с недостатками физического и психического здоровья.
Программа называется мотивационно – адаптационная в связи с тем, что в детском саду мы формируем у детей мотивацию к школьному обучению, а уже в школе дети адаптируются в обучении.
Цели и задачи программы: реализовываются через единую систему развития ребенка, на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу последовательный и перспективный характер.
По формированию мотивационной готовности к школьному обучению проводятся следующие формы работы:
- дидактические игры «Собери портфель», « В школе…»
- рассказ воспитателя о своем первом дне в школе;
- организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»;
- утренники «Как Незнайка в школу ходил»;
- целевые прогулки к школе;
- коллективное создание альбома о школе;
- родительские собрания с учителями и родителями детей подготовительной группы.
Основные формы работы более широко используются в методах активизирующих у детей мышление, воображение, усвоение ребенком богатство культуры, усвоение детьми ценностей и норм здорового образа жизни с целью полноценного социального развития.
Программа построена на единой, организационной, методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.
Для реализации программы в школе №7 действует школа «Филлипок» результатом которой является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям школьного обучения.
Опыт работы ДОУ по реализации программы показал следующие результаты преемственности «Детский сад школа»
- Наличие плавного, безболезненного перехода от мотивационной и игровой деятельности к учебной.
- Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования.
Со школой № 1 преемственность осуществляется посредством экспериментальной площадки по экологическому направлению.
Использую учебно - методический комплекс – это рабочие тетради и методические рекомендации к ним, рассчитанные на организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада, у которых в ходе диагностического обследования выявлена низкая учебная мотивация
Экспериментальная деятельность направлена на:
- содержание здоровьесберегающей деятельности;
- психодиагностику и психокоррекцию в рамках здоровьесберегающей деятельности;
- решение проблемы учебной перегрузки через формирование общеучебных умений;
- формирование основ индивидуально-рационального стиля учебной деятельности;
- экологическое воспитание.
Цель эксперимента: преемственное формирование экологического мировоззрения ребенка на всех этапах его взросления и формирование индивидуального, здоровьесберегающего стиля учебной деятельности и общения, развитие экологического стиля мышления на примере типичных проблемных ситуаций.
Педагогами учреждения был изучен и проанализирован рабочий материал, из которого следовало, что работа с детьми заключена не только в области экологии, но и в формировании общеучебных умений и подготовку детей к школьному обучению
Перспектива школьного обучения создает особый настрой у детей подготовительной группы. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Развивается интерес к новой социальной позиции “Хочу стать школьником”.
При подготовке старшего дошкольника к школе стараемся научить его умению учиться, то есть, научить готовности и способности “регулировать количество и качество потребляемой информации”, “контролировать опасности информационной среды, обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности в ней, оптимально реализовывать возможности своего мозга в работе с информацией”.
Данный комплекс «Учусь учиться», комплекс включает в себя систему интегрированных занятий по развитию речи, экологии, изобразительной деятельности. С детьми работают педагог-психолог, воспитатель изобразительной деятельности, учитель-логопед и воспитатель группы, инструктор по физической культуре.
Мы стремимся заложить у детей основу базы данных об индивидуальных особенностях, как основу формирования у них эффективного, здоровьесбережения, общения, жизнедеятельности.
Так же дети узнают, зачем нужны знания (для того, чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться), что учеба – это большой труд, что упорство и трудолюбие наблюдается даже у животных (поиск пищи).
Непосредственно-образовательная деятельность подводит детей к выводу, что для здоровья и безопасности, для ориентации в пространстве важно с детства беречь зрение, слух, обоняние, что неприятности можно и нужно предупреждать.
Важно то, что не только взрослые создают правильные условия для жизни, здоровья, обучения детей, но они сами учатся осознанию того, что удобная мебель, хорошая освещенность, чередование занятий и прогулок будет влиять на сохранение их здоровья, то есть учатся устанавливать связи условий учебы и здоровья.
Большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, так как они выступают в роли воспитателя дома, при выполнении домашнего задания. Ведь им приходится объяснять на реальных примерах различные ситуации и рассуждать вместе с детьми, а так как все домашние задания выполняются посредством рисунка, то родителям приходится и выступать в роли воспитателя по изобразительной деятельности.
Таким образом, за учебный год работы мы смогли организовать детей на работу в тетрадях, стимулировать внутригрупповое общение. Родителям же помогли понять, что ребенок 6-7 лет без их помощи и поддержке не сможет справиться с формированием общеучебных умений и в становлении индивидуального учебного стиля. С этой целью было проведено несколько родительских собраний.
Воспитателями, педагогом-психологом и учителями-логопедами проводились мониторинговые исследования.
Анализ за два года работы по опытно-экспериментальной площадке показывает, что данные по коррекции знаний увеличились на 17%, представления детей – на 27%, а умения – на 26%.
По результатам исследования педагогом-психологом ДОУ уровня развития познавательных интересов детей выявлено увеличение показателей высокого уровня внимания на 18%, мышления – на 36%, памяти – на 27%, восприятия – на 5%.
Также количество детей с высоким уровнем готовности к школе по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 10%, а детей с низким уровнем готовности не выявлено.
Результаты проведенного исследования, позволяют сделать вывод о целесообразности использования мотивационно – адаптационной программы «Ступени» и опытно-экспериментальной работы с детьми, в основе которой обеспечивается совокупность интегративных качеств.
Мы надеемся, что в ходе нашей работы дети смогут легко адаптироваться к школе и к дальнейшей жизни, выработают свой индивидуальный стиль учебной деятельности, смогут легко ориентироваться в современном информационном пространстве и порадуют нас своими результатами в по окончании 1 класса и в дальнейшем обучении.
Спасибо за внимание!