Приложение к диплому (Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН)

Токарева Наталья Владимировна

Практический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_melnikovoy_t.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание приложения

Приложение №1. Методические рекомендации по выделению гласного звука из слога…………………………………………………………………….3

Приложение №2. Методические рекомендации по выделению гласных звуков из слова……………………………………………………………………4

Приложение №3. Методические рекомендации по выделению звука из слова……………………………………………………………………….7

Приложение № 4. Методические рекомендации по вычленению 1 ударного гласного……………………………………………………………………8

Приложение № 5. Методические рекомендации по вычленению 1 согласного…………………………………………………………………9

Приложение №6. Методические рекомендации по определению места звука в слове (начало, середина, конец)…………………………………………10

Приложение №7. Методические рекомендации по закреплению функции фонематического анализа…………………………………………………11

Приложение№8. Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)…………………………………………………15

Приложение № 9. Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников………………………………………………………………19

Приложение № 10. Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ФФН………………………………………………………………23

Приложение 11 Обследование состояния функций фонематического слуха…………………………………………………………………………27

Приложение 12.Обследование звукового анализа слова…………………29

Приложение 13.Умение выделять гласные звуки и согласные звуки……31  

Приложение 14.Обследование состояния  звукопроизношения………….32

Приложение №1. Методические рекомендации по выделению гласного звука из слога.

Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными: ах, ус, ма, кра, аст, зол.

Рекомендуются задания:

  • Назвать только гласный звук слова
  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слова
  • Записать только гласные буквы слова
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором и третьем месте.

Приложение №2. Методические рекомендации по выделению гласных звуков из слова.

Рекомендуются следующие задания:

  • Назвать гласные звуки слова. Слова (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окно, горка, крыша, канава…)
  • Записать по схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так:  _  о _а, слово капуста - _а_ у_а.
  • Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы из разрезной азбуки.
  • Разложить картинки под гласными буквами. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сыр….)
  • Придумать слова и разложить картинки по графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Рекомендуемые задания на закрепление слогового анализа и синтеза слов:

  • Повторить данное слово по слогам.
  • Определить количество слогов в названных словах.
  • Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
  • Назвать цветы, деревья, домашних животных, посуду, мебель, в названиях которых два или три слога.
  • Выделить первый  слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать его. Мама купила Лару.
  • Определить пропущенный слог в названиях картинок:_ ва, до_га, бел__, ка_рандаш.
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке (та, пус, ка).
  • Определить слово и предложение, произнесенное по слогам (Маль_чи_ки иг_ра_ют в фут_бол).
  • Выделить из предложения слова, состоящие из 2, 3, 4 слогов.
  • Пор сюжетной картинке назвать слова и 1, 2, 3, 4 слогов.

Рекомендуемые задания по формированию действий слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений:

  • Придумать слова с 2 или 3 слогами.
  • Придумать слово с определенным слогом в начале слова.
  • Придумать слово с определенным слогом в конце слова.
  • Определить количество слогов в названиях картинок.
  • Поднять цифру (1 2 3), в соответствии с количеством слогов в названиях картинок.
  • По сюжетной картинке назвать слово и 1, 2, 3, 4  слогов.

Упражнения по составлению слогов и слов из разрезной азбуки:

  • Составить слоги из разрезной азбуки различной слоговой структуры.
  • Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети произносят звуки в обратной последовательности. Например, су – ус.
  • Работа с таблицами:  а   о    у

                                             

                                              С

  • составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш.
  • Записать только слоги, начинающиеся только с гласного звука.
  • Записать только слог, оканчивающиеся,  только на гласный звук.
  • Записать под диктовку только открытые и закрытые слоги.

Упражнения на выделение ударного гласного звука:

  • Назвать ударный (самый громкий) слог слова. Прежде всего предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога в двусложных, трехсложных словах. Далее ударением на последнем слоге.
  • Длительно протянуть ударный слог слова.
  • Назвать ударный гласный слог слова. Последовательность та же,  что и в 1 упражнении.
  • Составит графическую схему слогового состава слова, отметить ударение.

  • Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ударение  на первом или втором слоге.
  • Разложить картинки под схемами.
  • Изменить ударение в слова (совы, глаза, лисы, руки).
  • Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог.

Приложение №3. Методические рекомендации по выделению звука из слова.

Пример: Выделение звука Р на фоне слова.

  1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет логопед. Примерные слова, рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша др.
  2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р.
  3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком Р.
  4. Придумать слова со звуком Р.
  5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук Р.
  6. Добавить слог со звуком Р, чтобы получилось слово. Например: го….(ра). Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук – во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.
  7. Логопед произносит – слова. Дети пишут букву Р в тетради, если в слове есть звук Р. Если в слове нет звука Р, то ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, середине, в конце слова.
  8. Дополнить предложение словами, в которых содержится звук Р с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук Р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке …(свекла, лук, морковь).
  9. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой Р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук Р, и цветным квадратиком – если в слове нет данного звука.

Приложение № 4. Методические рекомендации по вычленению 1 ударного гласного:

  1. Определить 1 звук в словах: ослик, утка, Аня, утро, уши.
  2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
  3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный А, О, У.
  4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у).
  5. Игра в лото. Предлагаются карточки со словами. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением охотника закрывается буквой О.

Приложение № 5. Методические рекомендации по вычленению 1 согласного:[47]

Рекомендованные задания по вычленению первого согласного из слова:

  1. Подобрать названия на вычленение цветов, животных, птиц, посуды, овощей т.д., которые начинаются с заданного звука.
  2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  4. Изменить 1 звук слова. Логопед им предлагает заменить это 1 звук в слове на другой. Например: соль на боль.
  5. Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
  6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
  7. Лото «Какой 1 звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р. и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
  8. «Найди картинку». Детям предлагаются 2 карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют 1 звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.
  9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

Приложение №6. Методические рекомендации по определению места звука в слове (начало, середина, конец).

  • Разложить в 3 ряда картинки, в названиях которых звук находится в начале слова, в середине, в конце слова.
  • Подобрать слова, в которых звук в начале слова.
  • Подобрать слова, в которых звук в середине слова.
  • Подобрать слова, в которых звук в конце слова.
  • Подобрать слова, в которых есть звук…в начале, в середине, в конце.
  • По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука…
  • Игра «Светофор». Логопед называет слова. Ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданной звук в слове.
  • Игра в лото. В ходе игры дети называют слова. Ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

Приложение №7. Методические рекомендации по закреплению функции фонематического анализа:[32]

1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, волк, крыша, капуста и др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на 1 месте, на 2 месте, на 3 месте (кот – окно, - мак).

4.Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.

5.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак).

6.Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

7.Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске.

К                                       о                                           ш    

Кот                                  он                                          шар          

Каша                               окна                                      шуба        

Конь                               осень                                    шалаш    

Камень                          ослик                                   шиповник

8.Переставлять звуки:

пила – липа                          карп – парк

палка – лапка                      гора – рога

кукла – кулак                      рыбак – рыбка

9.Преобразовывать слова:

Например: добавить звук в конце слова.

Бок – бок…

Вол – вол…

Стол – стол…

10.Какие сова можно составить из букв слова: ствол (стол, вол).

11.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

12.Составление графической схемы предложения и слова:

 ___________________________________      предложение

______                 _________             _____       слово

__     __                 __      __                   __      __       слоги

………………………………………………….        Звуки

13.Вписать буквы в кружки.

ра, са    ки, но    а.

14.разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5  в зависимости от количества звуков в их названии.

15.Придумать слова к графической схеме.

16.выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

17.Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки  соответствующие цифры.

18.Вписаь недостающие первые 3 буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются картинки.  

19.Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках.

20.Вписать названия предметов в данную схему. Предъявляются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так не соответствуют схеме.

____________________

л________________а

л________________а

л______________а

21.Составить слово из первых звуков названий картинок и мн.др.

Приложение№8. Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем).[20,36]

Упражнения по определению наличия звука в слове:

  • Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  • Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки.
  • Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
  • Разделить страницу на 2 части. Слева написать букву, справа черточку. Если ученик слышит звук, он отмечает буквой в первом столбике, если нет, рисует кружочек в другой столбике.
  • Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце, после какого звука, перед каким звуком.
  • Выделение слова с заданным звуком из предложения.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

  1. Дифференциация изолированных звуков.
  • Определить звуки по беззвучной артикуляции.
  • Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

  1. Дифференциация звуков в слогах.
  • Повторение слогов со звуками, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными.
  • Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками.
  • Придумать слоги со звуками си ш.
  • Преобразовать слоги, заменяя звук с на звук ш.
  1. Дифференциация звуков в словах.
  • Определить какой звук в слове.
  • Определить место звуков с и ш в словах (начало, середина, конец).
  • Подобрать слова со звуком в начале.
  • Подобрать слова со звуком в конце.
  • Подобрать слова со звуком в середине.
  • Разложить картинки со звуками с или ш под соответствующими буквами.
  • Определить значение слов крыша, крыса. Сравнить их звучание, в чем сходство и различие.
  • Составить графические схемы слов.
  • Игра «Лото». Определить какой звук в слове и закрыть нужной буквой.

Рис. 1. Определить какой звук в слове и закрыть соответствующей буквой.

  • Вставить пропущенную букву.
  • Составление слов из букв разрезной азбуки.

Дифференциация звуков в предложениях.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком с или  ш.
  • Повторить предложения со словами, включающими звуки си ш.
  • По картинкам придумать предложения, в которых есть слова со звуками с и ш.
  • Дополнить предложения словом. Предлагаются задания, которые можно дополнить словами – квазиомонимами. Мама сварила вкусную…(акшу).
  • Вставить в предложения пропущенные буквы с или ш. В …кафу ви…ит ко…тюм.

Дифференциация звуков с и ш в связной речи.

  • Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки с и ш.

Приложение № 9. Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников[51,47]

ЭХО
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

ЖИВАЯ АЗБУКА

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Приложение № 10. Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ФФН.

Перспективное планирование работы логопеда

I  период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

  1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
  2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].
  3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
  4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).
  5. Подбор слов на заданные звуки.
  6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].
  7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».
  9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
  10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)
  11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.
  12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
  7. Согласование числительных два и пять с существительными.  

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

  1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».
  2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».
  3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь

  1. Составление простых распространённых предложений.
  2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучение составлению описательных рассказов.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
  2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
  3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  5. Печатание пройденных букв в тетрадях.

II  период обучения

 

(декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

  1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
  2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

  1. Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.
  2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).
  3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).
  4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
  5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
  6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
  7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

  1. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
  2. Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Согласование существительных с числительными.
  4. Образование названий детёнышей животных.
  5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).
  6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

  1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».
  2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».
  3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3.     Учить правильно, строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).
  4.  Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.
  5. Составление букв из элементов.
  6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III  период обучения

 

(март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

Общие

речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Языковой анализ

и синтез

  1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.
  2. Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
  3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
  4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.

6.  Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

Грамматический строй речи

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).  

 

Лексика

  1. «Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».
  2. «Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».
  3. «Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».

Связная речь

  1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
  4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Мелкая моторика

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
  4. Составление букв из элементов.
  5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Приложение 11. Обследование состояния функций фонематического слуха.

Содержание

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Характер выполнения

1. Опознание фонемы:

а. подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных

б. хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других гласных

А, у, ы, о, у, а, о, ы, и

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

а. звонких и глухих

б. шипящих и свистящих

в. соноров

П – б, д – т, к – г, з – с, в – ф

С, з, щ, ш, ж, ч

Р, л, м, н

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

а. со звонкими и глухими согласными

б. с шипящими и свистящими

в. с сонорами

Да – та, та – да – та, ба – па, па – ба – па, ба – па – ба, ша – жа, жа – ша – жа, са – за –са

Са – ша – са, шо – су – са, са – ша – шу, са – за – па, ша – ша – ча, за – жа – за

Ра – ла – ра, ла – ра - ла

4. Выделение исследуемого звука среди слогов. Подними руку, если услышишь слог со звуком «с».

Ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си

5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж».

Лужа

Рука

Дорога

Живот

Молоток

Жук

Кровать

ножницы

6. Название слов со звуком «з».

Колесо

Ящик

Сумка

Шапка

Машина

Чайник

Лыжи

Цапля

звезда

7. Определение наличия звука «ш» в названии картинок

Бочка – почка

Коза – коса

Дом - дым

8. Название картинок и определение отличий в названии

Чайник

Ручка

мяч

9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)

Сон

Шапка

Машина

Коса

Автобус

Кошка

Пылесос

карандаш

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый ряд со звуком «с», во второй со звуком «ш».

Приложение 12.Обследование звукового анализа слова.

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Характер выполнения

1. Определить количество звуков в словах

Ус, дом, роза, баран, ромашка

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

Мак, зонт, крыша, танкист, самолет

3. Назвать первый ударный гласный звук

Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша

4. Определить последний согласный звук в словах

Ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол

5. Выделить согласный звук в начале слова

Сок, шуба, магазин, щука, чай

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

Ведро, грибы, рука, чулки

7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале слова, середине и конце

сосна

8. Подобрать слова, состоящие из 3 – 4 – 5 звуков

9. Назвать слова, состоящие с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами

10. Определить количество гласных и согласных в названных словах

11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах

12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина

13. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля – Коля, крыша - крыса

14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово

Сук (сок)

Стол (стул)

Марки (рамки)

Ложа (жало)

Сосна (насос)

15. Закончить слова

Бара…, пету…, само…

16. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой луг.

Приложение 13.Умение выделять гласные звуки и согласные звуки.  

Ф. И. детей

Ударный гласный в начале слова

Ася Оля Уля Ира

Ударный гласный в середине слова

Рак мак мох

Гласный в конце слова

Утка окно утро

Согласный в начале слова

Мак Маша Мишка

Согласный в конце слова

Диван сахар

 

Приложение 14.Обследование состояния  звукопроизношения.

Ф.И.

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь