Использование проблемного метода на уроках английского языка

Комарова Елена Александровна

Использование проблемного метода на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время изучение иностранных языков и культур рассматривается в контексте иноязычного образования, основными составляющими которого являются воспитание, учение и познание. Основной целью обучения английскому языку является развитие у школьников способностей использовать его как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

В процессе работы стала прослеживаться тенденция повышения качества знаний учащихся по английскому языку, при котором, учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной̆ работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Использование методики проблемного обучения на основе интегральной технологии обеспечивает высокую результативность обучения, включенность каждого ребенка в процесс творческого мышления и совместной творческой деятельности, способствует формированию языковой и коммуникативной компетентности школьников, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр.

Учащихся необходимо научить думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках нужно применять элементы проблемного обучения, как на этапе введения нового материала, так и при его отработке и контроле знаний, умений и навыков.

В частности, практика доказывает эффективность применения интегральной технологии обучения на уроках грамматики. Этот метод стимулирует самостоятельность и ответственность школьников, а учителю позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся, обеспечивая таким образом качественное усвоение учебного материала.

В школьной практике технология применяется для изучения больших объемов информации, преимущественно в старших (9—11) классах.

Учебный материал (информация) сообщается учащимся в форме Учебного блока. Данный блок уроков обладает целостностью и завершенностью структуры, процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен модулями.

Главная задача учителя-подобрать задания, активизирующие мыслительную деятельность.

Обучение грамматике

При работе над грамматическим материалом проблемные задания применяются для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся на место исследователей. У учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен английского языка. Поэтому, при объяснении способа образования времен группы Present, Past или Future сначала предлагаются проблемные вопросы, а затем алгоритм построения данного времени.

Задания со средним и высоким уровнем проблемности.

Например, после объяснения способа образования времени Past Continuous Tense , ученикам предлагается самостоятельно выявить правила его употребления:

120

1. Прочитайте и сравните: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tense, Past Simple and Past Continuous

He played video games yesterday.

Он играл в видео-игры вчера .

He was watching TV at 6 o'clock yesterday .

Вчера в 6 часов вечера он смотрел телевизор.

The puppy ws born 3 weeks ago.

Щенок родился 3 недели назад .

When I came she was cooking dinner.

Когда я пришел, она готовила обед.

2. Найдите маркеры («сигналы/указатели» времени) — наречия и словосочетания, обозначающие время действия, и чаще всего употребляющиеся с определённой формой глагола.
3. Проанализируйте и составьте формулу каждого из времени.

4. Сформулируйте правила образования Прошедших времен, обоснуете их.

5. Спрогнозируйте случаи употребления времени.

6. Напишите предложения в отрицательной, вопросительной формах.

7. Дополните предложения, используя  то или иное время


Все эти задания облегчают запоминание образования времен, и делают сам процесс более интересным.

Обучение чтению

При работе с текстом полезно предлагать работу в группах. Учащимся предлагаются три варианта одного и того же текста:

  • в одном переставлены части текста
  • в другом пропущены слова
  • в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из слов, приведенных после текста

К тексту предлагаются задания, например, найти прилагательные, синонимы, ответить на вопросы к тексту и др.  

В результате работы над текстом у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные функции обучения — научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.

Включение проблемных заданий в контекст имеет следующие преимущества:

  • развивает навыки независимого познания;
  • расширяет активный вокабуляр;
  • снимает речевой барьер через активное общение с другими учащимися;
  • учит выделять приоритеты в работе;
  • развивает такие личные качества, как самостоятельность, ответственность, лидерство, умение работать в команде

Проблемные задания можно и нужно применять на разных этапах обучения.


Для начинающего этапа (младшие классы) применяю поисково-игровые задания, направленные на развитие навыков наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:

  • соедините цифры с рисунком;
  • найдите различия между картинками,
  • найдите путь на карте,
  • составьте картинку из компонентов; и т.д.


Для учащихся среднего звена предлагаю познавательно-поисковые задания, задания на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, например:

  • выберите из текста информацию, которая описывает харак- тер героя;
  • оформите ее в таблицу,
  • составьте по таблице рассказ;
  • составьте вопросы по таблице;
  • восстановите последовательность событий; и т.д.

Обучение говорению

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную атмосферу на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как это позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль.

Чтобы повысить уровень проблемности можно попросить ученика представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора.

Например, при изучении географического положения англо-говорящих стран, географических объектов на карте, учащимся можно попросить учащихся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении страны.

При изучении темы “Health “(Здоровье) предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника, превоплотившись в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, подобрать соответствующую атрибутику — белый халат, стетоскоп и т.п.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный и творческий потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов и ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.