Открытые уроки
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру | 124.5 КБ |
chtenie.doc | 233 КБ |
okruzh_mir.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
Тема: "Горные породы и минералы"
Цель урока:
1) сформировать у учеников понятие горные породы и минералы, их свойства и использование людьми,
2) познакомить с некоторыми видами горных пород и минералов,
3) воспитывать любовь к родному краю.
Используемые учебники и учебные пособия:
коллекция «Гранит и его состав», горные породы
Используемое оборудование:
интерактивная доска, компьютер,
презентация "Горные породы и минералы"
Ход урока.
- Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.
-назовите оболочки Земли: Слайд 2
Дети: Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы.
Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!).
- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?
- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. Слайд 3
- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)
-Как мы называем предметы, которые нас окружают?(Тела, вещества).
- Из чего состоят тела? ( Из веществ).
- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).
- Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).
Проблемная ситуация.
- На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
- Можно ли назвать их телами? (Да).
- Разделите их на группы.
- Сколько групп получилось?
(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).
- Как можно назвать тела первой группы? (Природные).
- Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).
- А как ещё можно назвать тела первой группы? (Горные породы).
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные породы). Слайд 4
- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.
2. Совместное открытие знаний.
- Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).
- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.
- А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.
Учитель: Давайте мы с вами начертим таблицу и запишем свойства и использование горных пород. Чертим таблицу.Учитель на доске, дети на листочках.
Название | Основные свойства | Использование |
1. Гранит | Твердый, прочный, зернистый, | Строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро |
2. Глина | Очень мелкая взвесь бурого или желтого цвета, мягкость и пластичность | Кирпич, посуда |
3. Уголь | Черного цвета , твердый , но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы |
4. Известняк | Белого, серого или желтого цветов, если капнуть кислоты шипит | Строительство, мел , мрамор |
5. Песок | В виде крупинок, сыпучий, пластичный | Посуда, кирпич, дороги, стекло |
6 Нефть | Жидкий черного цвета, с запахом бензина | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт |
-Учитель: Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый, прочный).
- Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?
В коробочках на партах вы видите: Слайд 5
- Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
- Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.
- Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. Слайд 6
- Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в Санкт-Петербурге. Слайд 7-10
- Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?
Вывод: Горные породы состоят из минералов.
Давайте запишем вывод в таблицу. Дети записывают вывод на листочках.
- Рассмотрим ещё одну горную породу – глину. Слайд 11
- Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней).
- Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).
- Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома).
- Какие свойства глины при этом используются?
(Мягкость и пластичность)
- Давайте попробуем что-нибудь слепить
- Получается? (Нет).
- Что нужно сделать? (Намочить глину).
- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?
- Как же сделать изделия из глины прочными?
Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями ,чтобы они были прочными?
(Обжигом).
- Мы узнали, как изготавливают кирпичи.
А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).
- Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)
Запишем вывод в таблицу.
Учитель: Вам всем хорошо известен уголь. Найдите его в коллекции охарактеризуйте.
Дети: Уголь – это вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.
Свойства: 1. Твердый, но хрупкий.
- Черного цветаваем в блестит.
- Хорошо и ярко горит
- В воде не растворяется
Учитель: Где он используется?
Дети: Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы. Запишем это в таблицу.
Учитель: Следующее это известняк. Рассмотрите его охарактеризуйте.
Дети: Белого, серого и желтого цветов, если капнуть каплю кислоты шипит.
Учитель; Где используется?
Дети: Строительство, мел, мрамор
Записываем в таблицу.
Учитель. Песок – осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зерен горных пород. Рассмотрите его.
Дети: Свойства в виде крупинок, сыпучий пластична используется в в изготовлении посуды, стекла, кирпича.
Записываем в таблицу
Учитель: И нефть . Показываю нефть . Рассмотрите.
Дети: Жидкий черного цвета, с запахом бензина, горюч. Используется в изготовлении керосина, бензина, смазочные масла, лекарства, мыло , технический спирт.
Все это давайте запишем в таблицу.
3.Физминутка Слайд 12
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
Выступление детей Слайд13
- Ребята, я сейчас Вита прочитает небольшой текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.
Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. (Об алмазе).
- Правильно, «адамас» - «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз - самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов. Слайд 14
А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)
Какие горные породы в наших краях, посмотрим слайды: Дети смотрят.
Слайды 15-16 .
В наших краях имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа.
Основным ресурсом недр республики Татарстан является нефть. Республика располагает 800 миллионов тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 миллиарда тонн.)
Наша республика богата полезными ископаемыми, эти полезные ископаемые нужно беречь и охранять. Также наш край славится минеральными, термальными водами и лечебными грязями, которые тоже являются полезными ископаемыми. В тех местах, где добываются эти полезные ископаемые, люди построили много санаториев.
4. Самостоятельное применение знаний.
Тест на партах. Слайд 17-25 Проверка на слайдах
Кроссворд . Слайд 27
Загадки о граните, угле. Слайд 28-29
Учитель: А теперь поработаем в тетради. (Открываем тетради ученики работают самостоятельно потом проверяем)
5. Подведение итога.
-Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Какие свойства горных пород использует человек?
6.Домашнее задание: составить кроссворд, используя минералы и горные породы.
Оценивание.
Тест
1.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.
а) нефть
б) каменный уголь
с) торф
2.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
а) железная руда
б) гранит
с) глина
3.Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
а) нефть
б) торф
с) каменный уголь
4.Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
а) каменный уголь
б) известняк
с) гранит
5.Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов.
а) известняк
б) железная руда
с) гранит
6.Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
а) природный газ
б) нефть
7.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
а) известняк
б) каменный уголь
с) песок
8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
а) глина
б) известняк
с) торф
Загадки о горных породах.
1. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске
Оставляет белый след. (мел)
2. Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже (песок)
- Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу (глина)
- Он очень прочен и упруг
Строителям – надежный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны (гранит).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литературное чтение
Тематическое планирование составлено на основе:
- авторской учебной программы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование, 2012.
На изучение чтения отводится 102 часа в учебный год (3 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2 . – М.: Баласс, 2012
Произведения, включённые в книгу для чтения в 3 классе, позволяют показать детям мир чтения во всём его многообразии. В 3 классе дети открывают для себя многие произведения, авторов, героев и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разнообразных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькие поэмы, пьесы-сказки.
Изучение чтению на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
* овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
* развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
* воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
В результате изучения чтения ученик должен
знать/понимать:
* названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
* различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
* читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости);
* определять тему и главную мысль произведения;
* пересказывать текст (объём не более 1,5 с.);
* делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
* составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
* читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
* создавать небольшой устный текст на заданную тему;
* приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
* различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
* приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
* для самостоятельного чтения книг;
* высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;
* самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
* работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1 | Комбинированный урок | Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация) | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | ||
Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (5 часа) | |||||||
2 | В. Драгунский «Англичанин Павля» | 1 | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Расширять понятие о жанре юмористического рассказа. Уметь соотносить понятия герой—персонаж - рассказ - автор | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | |
3-4 | К. Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «каким мне запомнилось это лето» | 2 | Урок развития связной речи | Составление небольшого устного текста на заданную тему | Формирование умения писать на заданную тему. Знать этапы подготовки к сочинению | Текущий контроль. Написание сочинения | |
5 | Б. Заходер «Что красивее всего?» Анализ сочинений-миниатюр | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Выразительное чтение художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь выразительно читать стихотворение | Тематический контроль. Выразительное чтение | |
6 | Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему? | 1 | Библиотечный урок | Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам | Уметь подробно и выборочно пересказывать тест | Текущий контроль. Элементы книги | |
Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (15часов) | |||||||
7 | Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь: - осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст;
| Текущий контроль. Выразительное чтение | |
8 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1 и 3-й глав | 1 | Урок развития умении и навыков | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | Уметь делить текст на части, составлять простой план | Текущий контроль. Составление плана | |
9 | С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы | 1 | Урок развития умений и навыков | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | Уметь делить текст на части, составлять простой план | Текущий контроль, Составление плана | |
10 | С. Голицын «Сорок изыскателей». | 1 | Урок-игра «Узнай героя» | Сост-е нбольших монологических высказываний | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном | Текущий контроль | |
11 | И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1-5-й частей главы первой | 1 | Урок объяснения нового материала | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь определять тему и главную мысль | Текущий контроль. Определение темы | |
12 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1-6-й частей главы восьмой | 1 | Урок объяснения нового материала | Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Высказывание о герое | |
13 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1-4-й частей главы 13 | 1 | Урок развития умений и навыков | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь подробно и выборочно пересказывать текст | Текущий контроль. Выборочный пересказ | |
14 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь приводить примеры художественных произведений | Текущий контроль. Ответы на вопросы | |
15 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок | 1 | |||||
16 | Б. Емельянов «Игра» | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||
17 | К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями «образ-персонаж», «автор» | 1 | Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений | Уметь оценивать события, героев произведения. Знать понятия образ, автор | Текущий контроль. Ответы на вопросы | ||
18 | К. Паустовский «Жильцы старого дома» | 1 | Урок развития умении и навыков | Деление текста на смысловые части | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Составление плана | |
19 | К. Паустовский «Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом | 1 | Урок обобщения и систематизации знании и умений | Высказывание оценочных суждений о прочитанном про- изведении | Уметь создавать не- большой устный рассказ на заданную тему | Текущий контроль. Составление текста | |
20 | Урок внеклассного чтения. «В путь, друзья!»или «Игра становится жизнью» (о путешествиях и путешественниках) | 1 | Урок развития умений и навыков | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст | ||
Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (8 часов) | |||||||
21 | Введение в новый раздел. С. Есенин «С добрым утром» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности | Текущий контроль | |
22 | А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1) | 1 | Урок развития умений и навыков | Осознанное чтение текста художественного произведения | Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения | Текущий контроль. Вырази- тельное чтение | |
23-24 | А. Н. Толстой «Детство Никиты».Завершение работы над главами | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Вырази- тельное чтение | |
25 | И. С. Тургенев «Голуби». И. А. Бунин «Розы» | 1 | Урок развития умений и навыков | Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь видеть в про- изведении средства художественной выразительности | Чтение стихотво- рения наизусть | |
26 | В. В. Бианки «Неслышимка» | 1 | Комбинированный урок | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Чтение стихотворения наизусть | |
28 | Б.Пастернак «За поворотом». Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №3 (15-20 минут) | 1 | Урок повторе- ния, обобщения и систематизации знаний | Знать названия, со- держание изученных произведений | Проверочная работа. Тематический контроль | ||
29 | Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков XIX-XX веков | 1 | Урок-соревнование | Выразительное чтение наизусть выбранных стихотворений с объяснением своего выбора | Уметь: - самостоятельно выбирать и определять - подбирать иллюстрации к стихотворениям | Текущий контроль. Определение содержания книги | |
Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (12часов) | |||||||
30 | Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам | Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному | Текущий контроль. Определение темы | |
31 | Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий | 1 | Урок развития связной речи | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Текущий контроль. Сочинение | ||
32-33 | Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок. Б. Заходер «Перемена» | 2 | Урок обобщения и систематизации знании | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному | Текущий контроль. Определение те- мы | |
34 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку» | 1 | Урок объяснения нового материала | Осознанное чтение текста художественного произведения | Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | |
35 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку»(продолжение работы) | 1 | Урок развития умений и навыков | Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения | Уметь находить в тексте материал для характеристики героя | Текущий контроль | |
36-37 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку» Заключительный урок. | 2 | Урок обобщения и систематизация знаний | Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев. | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Самостоятельная работа.Текущий контроль. | |
38 | Б. Заходер «Вредный кот». Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» (начало работы с текстом) | 1 | Урок объяснения нового материала | Определение темы и главной мысли произведения | Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты | Текущий контроль. Определение темы | |
39 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | Комбинированный урок | Составление плана; озаглавливание частей произведения | Уметь: - делить текст на - составлять вопросы | Текущий контроль. Составление плана | |
40 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь подробно и выборочно пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | ||
41 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | 1 | Урок-путешествие (по карте страны невыученных уроков) | Уметь составлять монологические высказывания с опорой на текст | Текущий контроль. Ответы на вопросы. | ||
42-43 | О. Григорьев «Витамин роста» (завершение работы), «После уроков», «Кто прав» | 2 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Тематический контроль. Чтение стихотворения наизусть | |
44-45 | Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа. Подготовка к сочинению | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Знать названия, основное содержание изученных произведений | Проверочная работа №4. Тематический контроль | ||
46 | Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». | 1 | Урок-соревнование | Самостоятельное чтение книг | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | |
Pаздeл 5. МОЙ ДОМ (6 часов) | |||||||
47 | К. Паустовский «Мой дом» | 1 | Комбинированный урок | Пересказывание текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
48 | Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом» | 1 | Урок развития умений и навыков | Чтение стихотворных произведении наизусть по выбору | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | Текущий контроль. Чтение стихотворения наизусть | |
49 | К. Паустовский «Прощание с летом» | 1 | Урок развития умений и навыков | Уметь читать осознанно текст художественного произведения | Текущий контроль. Выразительное чтение | ||
50 | Обобщающий урок по разделу 5. Проверочная работа №5. Подготовка к сочинению | 1 | Урок связной речи | Различение жанров художественной литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Проверочная работа № 5. Тематический контроль | |
51 | Урок внеклассного чтения. Знакомство с детской периодической печатью | 1 | Урок-игра | Различение элементов книг, журналов | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям | Текущий контроль. Ответы на вопросы | |
Pаздeл 6. «И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» (11 часов) | |||||||
52 | Введение в раздел. Что такое сказка? Ю. Ким «Летучий ковёр». Г. Сапгир «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса». В. Берестов «Сказка» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Выразительное чтение | |
53 | Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил» | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении | Знать особенности языка народных сказок | Текущий контроль. Пересказ | |
54 | Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки». Б. Гребенщиков «Под небом голубым…» | 1 | Урок обобщения систематизации знаний | Заучивание наизусть и выраз-ое чтение стихотворений с использованием соответ. интонации, | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | ||
55 | Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синд-бад - мореход» | 1 | Урок-сказка | Озаглавливание частей текста | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Текущий контроль. Определение темы части |
|
56 | Авторские сказки Ш.Перро «Ослиная шкура» | 1 | Урок развития умений и навыков | Выделение ключевых словв тексте или частях текста | Уметь находить в тексте ключевые слова | Текущий контроль.Определение темы. | |
57 | Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Урок развития умений и навыков | Выделение ключевых слов в тексте или частях текста | Уметь находить в тексте ключевые слова | Текущий контроль. Определение темы | |
58 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену у людоеда») | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение пересказу текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
59 | Пьеса - драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла» | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение краткому и подробному пересказу текста | Уметь подробно и кратко пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ |
|
60 | В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Обобщающий урок по разделу.Творческая работа – сочинение сказки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Пьеса. Признаки драматического произведения | Знать авторов и ге-роев произведений | Проверочная работа | |
61 | Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал» С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному | Текущий контроль. Выборочное чтение | |
Раздел 7. «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ...» (9 часов) | |||||||
62 | Введение в новый раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает...», «Пороша». Проверочная работа по разделу 6(15-20 минут) | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. | Знать авторов и героев произведений | Тематический контроль. |
|
63 | К. Бальмонт «Сне- жинка», И. Бродский «Вечером». Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза» | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наи- зусть и вырази- тельное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
64 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение работе над образом литературного героя | Уметь составлять характеристику героя | Текущий контроль. Выразительное чтение | |
65 | Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний» | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения | Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
66 | В. Бианки «По следам» | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей | Уметь делить текст на части | Текущий контроль. Озаглавить части | |
67 | Проверочная работа по разделу 7. Обобщающий урок по разделу.Подготовка к сочинению. | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на тему |
| Проверочная работа | |
68 | Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Урок развития умений и навыков | Выборочный пересказ текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
Pаздeл 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (7 часов) | |||||||
69 | Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом». Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» | 1 | Урок развития умений и навыков | Пересказ текста | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
70 | Ю. Коринец «Ханг и Чанг» | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики | Уметь отвечать на вопросы к тексту | Текущий контроль. Выразительное чтение | |
71 | В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака» | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть стихотворения | Уметь заучивать произведения наизусть | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
72 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей | Уметь делить текст на части и озаглавливать части | Текущий контроль. Пересказ | |
73 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение краткому пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
74 | Ю. Мориц «Пони»,«Любимый пони». Обобщающий урок по разделу. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли | Уметь писать сочинение на заданную тему | Тематический контроль. Сочинение | |
75 | Внеклассное чтение. О братьях наших Меньших. | 1 | Урок развития умений и навыков | Заучивание наизусть стихотворений | Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
Раздел 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ (8часов) | |||||||
76 | Проверочная работа по разделу 8. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В. Драгунский «Бы...» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Знание авторов и героев произведений | Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
77 | Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой» | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы | Уметь заучивать наизусть отрывки из прозы | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
78 | И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед снегом» | 1 | Урок развития умений и навыков | Составление устных описаний-миниатюр | Уметь писать сочинение на заданную тему | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
79 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение составлять план из предложений текста | Уметь составлять план | Текущий контроль. Составление плана | |
80 | В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье - это когда тебя понимают...» Завершение работы над рассказом | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение работе над образом литературного героя | Уметь находить в тексте материал для характеристики героя | Текущий контроль | |
81 | B. Драгунский «Тайное всегда становится явным».C. Маршак «Хороший день» | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей | Уметь делить текст на части | Текущий контроль. Делить текст на части | |
82 | Подготовка к сочинению о своей семье.Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9 | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулировать главную мысль | Уметь писать сочинение на заданную тему | Тематический контроль. Проверочная работа | |
83 | Внеклассное чтение. От чистого сердца | 1 | Библиотечный урок; урок-отчет | Высказывание своего отношения к написанному автором | Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему | Текущий контроль. Чтение наизусть. Пересказ |
|
Раздел 10. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА...» (8 часов) | |||||||
84 | Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль». К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение подробному пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ | |
85 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «... Волшебник и великий музыкант» | 3 | Урок развития умений и навыков | Обучение выборочному пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Выборочный пересказ | |
86 | Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге», | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение выразительному чтению с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения | Уметь выразительно читать | Текущий контроль. Выразительное чтение | |
87 | И.Тургенев «Певцы» (отрывок) | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение пересказу | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ. | |
88 | В. Драгунский «Независимый Горбушка» | 1 | Урок развития умений и навыков | Развитие умения находить в тексте ключевые слова | Уметь находить ключевые слова | Текущий контроль | |
89 | Обобщение по разделу.Проверочная работа по разделу 10. Подготовка к сочинению на тему «Что я представляю, когда слушаю музыку...» | 1 | Урок развития связной речи | Формировать умение писать на тему | Знать авторов и героев произведений | Тематический контроль. Проверочная работа | |
90 | Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение самостоятельно находить произведения на заданную тему | Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему | Текущий контроль. Пересказ | |
Раздел 11. ДЕНЬ СМЕХА (5 часов) | |||||||
91 | Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | 1 | Урок развития умений навыков | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
92 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Ю. Мориц «Малиновая кошка». Двустишия О. Григорьева | 2 | Урок развития умений и навыков | Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений | Уметь выразительно читать произведения | Текущий контроль. Выразительное чтение | |
93 | Обобщающий урок «Весёлая мозаика» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Высказывание своего отношения к написанному автором | Уметь высказывать свое отношение к прочитанному | Тематический контроль. Викторина | |
94 | Внеклассное чтение. Необычный календарь | 1 | Урок развития умений и навыков | Самостоятельное нахождение произведения на заданную тему | Уметь высказывать свое отношение к прочитанному | Текущий контроль. Пересказ |
|
Раздел 12. ВЕСНА (3 часа) | |||||||
95 | Введение в раздел. Стихи о весне
| 1 | Урок развития умении и навыков | Заучивание наи- зусть стихотворного произведения | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Текущий контроль. Чтение наизусть | |
96 | А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна» | 1 | Урок развития умений и навыков | Обучение делению текста на части | Уметь делить тенет на части | Текущий контроль. Деление текста на части | |
97 | Проверочная работа по разделам 11 и 12. Творческая работа: сочинение о весне | 1 | Урок развития связной речи | Формирование умения писать на заданную тему | Уметь писать сочинение на заданную тему | Тематический контроль. Проверочная работа | |
Раздел 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ (2 часа) | |||||||
98 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | Уметь выразительно читать | Текущий контроль. Выразительное чтение |
|
99 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | 1 | Библиотечный урок | Самостоятельный выбор книг на заданную тему | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ |
|
Раздел 14. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (2 часа) | |||||||
100 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате» | 1 | Урок развития умений и навыков | Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения. Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения | Уметь пересказывать текст | Текущий контроль. Пересказ |
|
101 | Заключительный урок. Проверка техники чтения | Урок проверки и коррекции знаний | Темп чтения незнакомого текста – 75-80 слов | Тематический контроль. Техника чтения. | |||
102 | Внеклассное чтение. Любимые книги. Проверка тех- ники чтения | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Темп чтения незнакомого текста - 75-80 слов | Темати- ческий контроль. Техника чтения |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме :
МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ
Цель: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.
О б о р у д о в а н и е: схемы, иллюстрирующие строение органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания; различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация.
Учащиеся рассматривают рисунок на с. 46. Читают диалог и выполняют задание «Назовите шестой орган чувств».
Актуализация.
Ученики, прежде чем ответить на проблемный вопрос, вспоминают, что они уже знают.
Учитель. Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
Дети. Человек и его предки вели дневной образ жизни. Поэтому главным органом чувств у них стало зрение, а главным источником света для глаз – солнце. Животные, ведущие сумеречный и ночной образ жизни, вынуждены при отсутствии света активно использовать для ориентировки другие органы чувств: обоняние, слух и осязание. Таково большинство млекопитающих.
Зрения недостаточно для представления о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует. Поэтому в сумерках человек чувствует себя неуверенно. Он вынужден идти на ощупь (осязание), останавливаться и прислушиваться (слух), чтобы определить свое местоположение.
Учитель. Сколько органов чувств у человека? Назовите их.
Дети. Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Также к органам чувств относится орган равновесия, который хотя и расположен во внутреннем ухе, но представляет собой самостоятельный орган чувств.
Учитель. Какие органы чувств у человека отсутствуют?
Дети. Во-первых, это такие органы, которые устроены совершенно по-другому и используют несколько другие физические процессы, чем наши органы чувств. У некоторых перелетных птиц нашли чувствительность к магнитным полям, позволяющую им ориентироваться в отсутствии видимости небесных светил.
Во-вторых, это аналогичные органы, но имеющие при этом неизмеримо более высокую специфичность, чем наши обычные органы. Летучие мыши прекрасно слышат ультразвук. Даже обычные для человека органы чувств у животных часто имеют совсем другое строение. Сложный глаз насекомых создает мозаичную картину окружающего мира, не совсем похожую на эффект работы человеческого органа зрения.
Учитель. Теперь, когда вспомнили, что мы уже знаем, легко можно ответить на вопрос Лены и написать название шестого органа чувств.
Дети. Вопрос Лены нацелен на орган равновесия.
Учитель. Определите тему нашего урока.
Дети. Мы будем знакомиться с остальными органами чувств человека и их ролью в жизнедеятельности организма.
III. Совместное открытие знаний.
Учитель. Откройте свои тетради и прочитайте задание.
Дети читают задание, рисуют маленький значок глаза, уха, носа, языка или руки и соединяют с теми словами, которые связаны с соответствующими органами чувств.
красный мелодичный ароматный соленый шершавый
подвижный громкий тухлый горький твердый
шелковый визгливый терпкий горячий
круглый шипящий вкусный
качающийся кислый
огромный прокисший
сладкий
Учитель. Почему с некоторыми словами возникли трудности?
Дети. Слова «приятный» и «неприятный» не имеют прямого отношения к органам чувств.
Учитель. Как же мы воспринимаем окружающий мир?
Дети. Воспринимать окружающий нас мир помогают нам все органы чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
Учитель. Посмотрите внимательно на различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон) и определите органы чувств, которые нам помогут их опознать.
Дети. Форму предмета могут определить органы осязания, вкусовые качества – орган вкуса, цвет – глаза, звук – орган слуха.
Учитель. Какой же можно сделать вывод?
Дети. Органы чувств взаимосвязаны и играют важную роль в жизнедеятельности организма.
2. Работа в группах
Дети делятся на группы, изучающие органы чувств. Называют орган чувств, как он устроен, что воспринимает.
1-я группа: «Слух и равновесие».
Орган слуха состоит из ушной раковины, среднего и внутреннего уха. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Система косточек среднего уха усиливает звуковые колебания. Во внутреннем ухе расположен так называемый лабиринт, состоящий из замкнутой сложной системы сообщающихся друг с другом каналов и полостей. Часть лабиринта называется улиткой. В улитке находится жидкость и расположены чувствительные волоски разной длины. Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой от 20 до 20 000 Гц.
Кроме улитки, во внутреннем ухе находятся два небольших мешочка и полукружные каналы. Они расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
2-я группа: «Орган равновесия».
Внутри полукружных каналов – жидкость, а в мешочках – еще и небольшие ушные камни из углекислого кальция. В зависимости от положения человека жидкость и камешки давят на разные чувствительные клетки, а мы поддерживаем свое равновесие.
3-я группа: «Органы обоняния и вкуса».
Органы химического чувства. Чувствительные клетки этих органов распознают различные вещества. Вкусовые почки (орган вкуса) расположены на языке. Различные вкусовые почки определяют четыре различных вкуса: сладкий, кислый, горький, соленый. Они расположены в разных местах языка. Свою работу чувствительные к вкусу клетки могут выполнять только в жидкой среде.
4-я группа: «Чувствительные обонятельные клетки».
Они расположены в верхней части полости носа. Рецепторы могут работать только в жидкой среде. Поэтому молекулы веществ должны не только достичь чувствительных клеток, но и попасть в слизь, окружающую их. Молекулы различных веществ проникают туда за счет диффузии в воздухе.
5-я группа: «Орган осязания».
Кожа содержит несколько различных типов простых органов чувств, объединяемых под термином осязание. В их основе лежат различные рецепторы тепла и холода, растяжения, боли. При этом самые простые нервные окончания, реагирующие на давление и разрыв, являются ответственными за чувство боли. Распределение рецепторов подчеркивает важность того или иного органа в жизни человека. Поэтому у нас максимальное количество чувствительных клеток расположено на руках – органе манипуляции предметами.
После выполнения исследовательской работы учащиеся выполняют задания.
Задание 2.
Дети. Поворачивая голову, мы направляем ушную раковину на источник звука, чтобы она его лучше улавливала.
Задание 3.
Дети. По возможности перекрыть доступ газа в квартиру и вызвать аварийную службу.
Задание 4.
Дети. Горькую таблетку надо положить, например, на переднюю часть языка, так как там нет клеток, чувствительных к горькому вкусу.
Задание 7.
Дети. Орган равновесия.
Задание 9.
Дети. Проводят опыт; выполняя его, ребята убеждаются, что максимальная чувствительность кожи – на ладонях.
Учитель. Как мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Значит, они – разные?
Дети. Нет, оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.
Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 49, сформулируйте правило поведения.
Дети. Береги голову от ударов – в ней слишком много ценного!
IV. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся самостоятельно читают и вопросы и отвечают на них (учебник, с. 49).
Задание 8.
– Назовите участки языка, которые почувствуют вкус лимона, горчицы, соли и меда.
Дети. Вкус лимона – боковыми частями языка, горчицы – задней частью, соль – боковыми краями, вкус меда – передним кончиком языка.
V. Подведение итогов.
Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.
Домашнее задание. Тема 11, подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств.