РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА
Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, формирования у дошкольников интереса к искусству (театру, литературе) и эстетического вкуса, развития творческой инициативы, становления личности ребенка.
Ключевые слова: драматическое произведение, детская драматургия, приобщение дошкольника к театру и художественной литературе.
Автор: Педагог дошкольного образовательного учреждения
Магистрант Сценарно режиссерской педагогике
Демянко Татьяна Вячеславовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demyanko_statya_1.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО САДА
Татьяна Демянко
Москва
Статья посвящена проблеме исследования роли драматических произведений в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, формирования у дошкольников интереса к искусству (театру, литературе) и эстетического вкуса, развития творческой инициативы, становления личности ребенка.
Ключевые слова: драматическое произведение, детская драматургия, приобщение дошкольника к театру и художественной литературе.
В наше время перед обществом стоит важная задача воспитания и формирования культурной, творческой, грамотной личности ребенка, которая в будущем будет способна творить, создавать, созидать. Такая задача может быть выполнена при взаимодействии человека с миром искусства (музыкой, живописью, архитектурой, литературой, театром и т.д.). Известно, что искусство способствует познанию человеком мира, его культурному развитию, приобщению к эстетике, чувственному восприятию окружающего.
Уже с младенчества ребенок, слыша пение или декламацию матери, соприкасается с искусством. Мы убеждены, что одним из первых его видов для маленького человека является художественное слово.
В статье «Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя» авторы Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко справедливо утверждают: с дошкольного возраста ребенок начинает всерьез воспринимать услышанное и увиденное. «Любой дошкольник является читателем, зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушать чтение взрослых, он выбирает, что он будет слушать; он начинает воспринимать то, что слышит и оценивать его, а значит, уже является, читателем» [9, 31].
Потому взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны знать детские литературные произведения, понимать их содержание, тогда они смогут оказывать влияние на формирование у ребенка вкуса к чтению, умения в будущем выбирать для себя произведения, видеть их основу и художественность.
Близким к литературному видом искусства, на наш взгляд, является театрализованное действие. С ранних лет ребенок любит наблюдать за действиями взрослых, которые, читая детям потешки, стихотворения, рассказывая сказки, стремятся их обыграть при помощи кукол или рук, мимики и жестов. Ребенок становится «зрителем» этого «театрального действа».
С4-х лет он сам становится «актером» и «режиссером», может управлять игрушками, задействованными в его небольшом спектакле, озвучивать их, пересказывать в ролях знакомые литературные произведения. Это «театрализованное действо» доставляет ему огромную радость, а также обогащает познание окружающего мира.
Такая театрализация и служит началом соприкосновения с драматургией.
В статье И.П. Токмаковой «Самое прекрасное из искусств» говорится о том, что «драматическое действо своей динамикой больше всего соответствует динамике детского душевного организма [7, 119].
Драматические произведения, создаваемые для театральных постановок, позволяют ребенку не только прослушивать текст, но и проигрывать его, исполняя те или иные роли.
Особые условия, составляющие суть творческой жизни детского писателя (драматурга), отмечает З.А. Гриценко, исследователь проблемы детского чтения, составляют «любовь к детям» и «глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста» [1, 32].
Драматические произведения для детей чаще всего написаны в жанре сказки, который способствует раскрытию мира, окружающего ребенка. В сказке есть волшебство, помогающее победить зло, в ней оживают персонажи и говорят человеческим языком. В сказке дети встречают то, чего нет в реальной жизни, а им хочется увидеть и понять. Главное же состоит в том, что сказка состоит из таких слов, которые открывают дверь в душу, и душа ребенка начинает обогащаться эмоциями, впечатлениями, ощущениями.
Детский писатель-драматург И.П. Токмакова отмечает: «Образность сказки, даже более того ее условность, хорошо усваивается детьми. Никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален» [6, 111]. Сказка должна нести в себе мудрый и познавательный смысл.
Драматические произведения для детей дошкольного возраста создавались в течение всего ХХ века. Обратимся к тем авторам, кто наиболее активно работал в этом направлении. Нина Владимировна Гернет - детская писательница и драматург - заведовала редакцией знаменитого журнала «Чиж», предназначенного для дошкольников и младших школьников. Журнал был придуман Е.Л. Шварцем и Н.М. Олейниковым при участии Д.И. Хармса. Н.В. Гернет писала небольшие пьесы для детей, такие как «Гусенок», «Как котенок научился мяукать». Ее пьесы-сказки для театра кукол «Бобка», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Подарок», «Полянка», «Пятак и Пятачок», «Сказка о маленьком Каплике», «Царевна Лягушка» были опубликованы в сборнике «Сказка о маленьком Каплике дошкольного возраста». К сожалению, сегодня этот автор почти забыт.
Самуил Яковлевич Маршак – поэт, драматург, переводчик, автор детских пьес-сказок: «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом», «Терем-теремок». Эти пьесы подходят для детей старшего дошкольного возраста.
Сергей Владимирович Михалков – поэт и драматург, автор многочисленных стихов, басен, песен. Такие пьесы–сказки, как «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик», вполне понятны и интересны детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Все вышеназванные произведении, по нашему убеждению, я могут быть применены в практической деятельности современных педагогов дошкольных образовательных учреждений и введены в круг детского чтения.
Хотелось бы также привлечь внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений на пьесы Ирины Петровны Токмаковой, написанные для детей дошкольного возраста: «Ай, да репка», «Заюшкина избушка», «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой), «Кукареку» (кукольный спектакль).
Цель детских пьес заключается в приобщении ребенка к литературе не только через прослушивание, но и через проигрывание пьесы. Работа с детьми над постановкой пьесы позволяет развивать у них речь, память, творчество, мышление, чувства, а также умение общаться со сверстниками и с педагогами. В процессе постановки пьесы происходит также активное развитие коллективных взаимоотношений, воспитываются качества, необходимые детям как в настоящей, так и в будущей жизни.
К сожалению, как показывает наше исследование, детские драматические произведения недостаточно используются в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Педагоги нередко не обладают достаточной информацией о драматических произведениях, которые можно читать и ставить на сцене в детских садах. В образовательных программах, в разделах, связанных с приобщением к художественной литературе, эти произведения, как правило, не рекомендованы.
Однако нам бы хотелось обратить внимание читателей на программу «Из детства – в отрочество», представленную в пособии З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго…». Это программа-хрестоматия по детской литературе, в которой дается принципиальная установка – «сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства» [2, 4].
Задача составителя этой программы состоит в том, чтобы помочь воспитателю расширить материал по приобщению детей к литературе, установить систему занятий, смысловые и художественные взаимосвязи, ввести литературные произведения в круг чтения ребенка дошкольного возраста [2,10].
Кроме того, автором программы-хрестоматии предложен анализ художественного текста, причем на уровне, доступном ребенку-дошкольнику, при соблюдении психологических особенностей его возраста [2,5].
Также разработаны конспекты занятий, которые можно использовать для знакомства детей с драматическими произведениями. Эти конспекты направлены и на ознакомление ребенка с «театром», с его историей, с понятием «пьеса». В пример включены такие драматические произведения как «Звездные мастера» И.П. Токмаковой и «Зайка – Зазнайка» С.В. Михалкова.
Автор пособия З.А. Гриценко обращает внимание воспитателя на интонацию, паузы, которые помогут не только донести до детей содержание литературного произведения, но и сделать выводы, понять, чем отличается «рассказ» от «пьесы». Происходит знакомство детей с такими понятиями, как «действующее лицо», «ремарка», «актер», «перевоплощение» [3, 49].
Итогом занятия, предлагает З.А. Гриценко, является беседа с детьми по содержанию драматического произведения, обсуждение «действующих лиц» (характер, образ, поведение), постановка самого «театрализованного действа», когда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, однако их мимика и выражение глаз способны выдать их внимание и интерес к происходящему.
Таким образом расширяется читательский интерес ребенка, развиваются творчество, мышление, память, речь, что является главным для развития современной личности.
В настоящее время, отметим мы с сожалением, в педагогической литературе и в практике уделяется недостаточно внимания проблеме значения детских драматических произведений в практике дошкольных образовательных учреждений. Наша задача – изменить такую постановку вопроса.
Мы убеждены: введение в практическую работу драматических произведений поможет педагогам расширить и разнообразить занятия по ознакомлению с художественной литературой, сделать их яркими и запоминающимися.
Для детей же роль драматических произведений является весьма значимой, поскольку при работе с таким произведением у них формируется интерес к театру и к литературе, развиваются речь, эстетический вкус, создаются условия для проявления творческой инициативы, становления личности ребенка, формирования у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).
Посредством драматических произведений вокруг ребенка создается социокультурное пространство, значению и содержанию которого уделено на нашей конференции серьезное внимание.
Литература
1. Гриценко З.А. Детская книга и художники – иллюстраторы // Дошкольное воспитание – 2012. - № 1. - С. 32.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… / Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями): Учебно–методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания. – М.: «Просвещение», 2001. – 142 с.
3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…» /Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (методические рекомендации): Учебно–методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания. – М.: Просвещение, - 2003. –93 с.
4. Колесникова В. «Можно сказку начинать» //Дошкольное воспитание – 2009. - № 8 – С. 64 – 68.
5. Люблинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. - М.: Детская литература, 1987. – 239 с.
6. Токмакова И.П. Поиграйте с ребятами в сказку! //Дошкольное воспитание - 2000. - № 5 – С. 111-124.
7. Токмакова И.П. Самое прекрасное из искусств //Дошкольное воспитание – 2000. - № 3 - С. 119-125.
8. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание – 2005. – № 9. – С. 31-39.