Применение методики психомоторной коррекции нарушений психофизических функций у школьников с нарушением интеллекта на уроках ритмики
Применение методики психомоторной коррекции нарушений психофизических функций у школьников с нарушением интеллекта на уроках ритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_2.docx | 63.97 КБ |
Предварительный просмотр:
АГОУДПО НСО
НИПК и ПРО
Кафедра коррекционной
Педагогики и специальной
психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Применение методики психомоторной коррекции нарушений психофизических функций у школьников с нарушением интеллекта на уроках ритмики»
Выполнила учитель музыки
Бухамер Наталья Геннадьевна
Муниципальное казенное специальное ( коррекционное) о образовательное учреждение Ордынского района
обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья – Верх – Ирменская
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат 8 вида
Новосибирск 2013 г.
Применение методики психомоторной коррекции нарушений психофизических функций у школьников с нарушением интеллекта на уроках ритмики
Глава 1
Преподавание ритмики, в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков. Связанность и системность учебного материала достигается принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному.
Основная задача – обогащение практической деятельности:
Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:
- развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
- развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
- формирование правильной осанки;
- повышение работоспособности, и двигательной активности;
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;
- развитие творческих способностей;
- формирование ведущих положительных качеств личности конструктивного взаимодействия в обществе;
- искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.
Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики.
Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление.
Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться.
Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной.
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
- ритмопластика и ритмическая гимнастика,
- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),
- психогимнастика под музыку,
- корригирующие игры с пением,
- коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
- коммуникативные танцы,
- хореографические этюды с предметами и без предметов,
- элементы музицирования,
- драматизация,
- пластико-речевой театр,
- пантомима,
- импровизация,
- эвритмия,
- ритмический диктант,
- ритмодекламация,
- творческие этюды.
Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.
Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка.
Глава 2
Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.
Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого аппарата, мелких мышц рук и всего организма.
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Основными из них являются:
- показ движений учителем или учеником,
- символы-жесты,
- разминка,
- многократные закрепления движений и их последовательности,
- пальчиковая «азбука»,
- позиционные пальчиковые игры,
- «танцы» рук,
- прослушивание музыки, пропевание мелодии;
- прохлопывание и простукивание ритма, счет,
- слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;
- объяснение,
- поощрение,
- игры на внимание,
- игры-команды,
- творческий подход,
- тематические беседы (патриотические, эстетические, нравственные и т.д.),
- личный пример,
- просмотры программ выступлений творческой группы, праздничных выступлений,
- элементы соревнований (перепляс),
- релаксация,
Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных школ программы, предполагает:
- общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;
- упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
- коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
- упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
- самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут …);
- упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация ("распускающийся или увядающий цветок").
Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения.
Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» и практический материал к ней, разработанные А. И. Бурениной, раскрывают новый путь развития детей – от подражания к самостоятельности и творчеству.
Это неоценимый материал для работы учителя коррекционной школы. Композиции, этюды, танцы легки, доступны и понятны, достаточно быстро разучиваются с детьми, а главное – помогают творчески видоизменить их в зависимость от физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потребностей.
В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия – искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка.
Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами.
Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего.
Эвритмия, как искусство, ищет объективной духовной связи с языком и музыкой и с помощью "подвижной пластики" человеческого облика приводит к выражению скрытых в них законов, обычно воспринимаемых бессознательно. Таким образом, эвритмия претворяет слышимое в видимое, раскрывая новые грани прекрасного.
Для учителя важно научить детей соблюдать такт, корректность в совместном исполнении движений.
Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.
В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.
Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.
Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку.
Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность.
Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным – ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ.
Одним из важнейших приемов является символ-жест.
Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным.
В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей.
В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.
Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.
Система тренировочных музыкально-ритмических упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э. Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.
На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.
Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации.
Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.
Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы»).
Еще недостаточно применяемые формы -это импровизация, пантомима и творческий этюд.
Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему ("Начало весны", прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; "солнечный луч" и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки учащихся: накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.
В этом направлении не обойтись без психогимнастики под музыку. Именно она способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового или музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны:
- мимические этюды,
- игры на эмоции,
- игры на внимание,
- слушание музыки,
- этюды на тему,
- этюды – диалоги,
- упражнения с воображаемыми предметами,
- дыхательные упражнения,
- релаксация.
В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.
Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.
Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А. И. Бурениной или придуманные учителем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься – что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие.
Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.
Важно, чтобы отношения учителя с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога.
И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:
- уровневая дифференциация и индивидуализация,
- системность,
- поэтапность,
- релаксация,
- рациональное дыхание,
- массаж,
- конкретные, доступные для выполнения задачи,
- соответствие плотности урока рекомендуемым нормам
- соотношение статического и динамического компонента урока.
- динамизация поз учащихся;
- рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.),
- размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост).
- активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
- интерес к теме или уроку.
- характер межличностных отношений.
- распределение психической и физической нагрузки,
- изменение темпоритма движений на разных этапах урока,
- облегченная одежда,
- занятия босиком,
- проветривание,
- влажная уборка.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.
Символ | Выполнение |
Я | Одну руку приложить к груди |
Вы, мы, весь мир | Развести обе руки перед собой. |
Да | Наклон головы вперед |
Нет | Перекрестные махи руками перед собой |
Природа, природные явления | |
Солнце | Обе руки подняты ладонями вверх |
Солнечный луч | Ладонь открыта вверх, другая прикрывает и открывает ее. |
Небо, тучи, облака | Обе руки вытянуты вверх, ладонями вовнутрь. |
Звезды | Обе руки вверх, чуть вправо и влево, резкое разжимание и сжимание пальцев. |
Горы | Волнообразные движения руками перед собой |
Вода, море, река | Плавные движения руками внизу. |
Трава, луг, поляна | Плавные движения руками перед собой. |
Ветер, буря | Интенсивные махи руками вверху |
Дождь | Барабанить одним или всеми пальцами по ладони, по коленям или резкие встряхивания пальцев перед собой. |
Снег | Легкие маха кистями рук в любом направлении, поймать и сдуть «снежинку» с ладони |
Земной шар | Очертить руками круг перед собой |
Лес | Легкие покачивания руками вверху |
Животные | |
Кот | Пальцы рук растопырены, чуть согнуты |
Змея | Все пальцы прижаты к большому, плавные движения кистью в разных направлениях |
Рыбка | Ладонь раскрыта, плавные движения |
Лошадь, зебра | Руки согнуты перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен |
Слон | Раскрытые ладони прижаты к ушам, покачивания головой |
Зайчик | Раскрытые ладони прижаты к голове, легкие прыжки |
Барашек, овца | Пальцы соединены в кулак, указательный и мизинец выставлены вперед |
Корова | Указательные пальцы обеих рук выставлены вперед, остальные сжаты в кулак, руки приставить к голове |
Корова безрогая | Кулачки приставить к голове |
Рак | Пошевелить пальцами руки |
Волк, крокодил | Обе ладони соединить у основания, пальцы растопырить «челюсти» |
Обезьянка | Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, повороты кистей |
Насекомые | |
Паук | Мизинец одной руки касается большого пальца другой руки, повороты кистей |
Муравей | Перебор всеми пальцами, движение рук снизу вверх |
Сороконожка | Перебор пальцами по другой руке с продвижением или по коленям |
Сверчок, кузнечик | Левая рука согнута на уровне плеча – «скрипка», в правой руке «смычок» |
Жук | Хлопки руками по бедрам |
Мошки | Вращать кистями рук |
Бабочка, мотылек | Соединить запястья обеих рук, ладони прямые в стороны, плавные махи ладонями. |
Птицы | |
Скворец, синица | «клювики», все пальцы соединены с большим, раскрывать и закрывать ладонь |
Дятел | Одна рука «дерево» согнута в локте пальцами вверх, другая согнута в кисти, удары пальцами по ладони |
Птицы тетери | Вибрирующие движения кистями сверху вниз и обратно |
Птицы летают | Махи руками |
поют | «клювики» |
клюют | «клювиком» одной руки клевать с ладони |
улетают | Одной рукой жест «до свидания» |
Журавль, цапля, курочка, цыплята | Ходьба с высоким подниманием колен, хлопки руками по бедрам |
Эмоции, действия | |
Ласковый, добрый | Обнять себе руками |
Теплый | Прижать ладони к щекам |
Веселый, лукавый | Приставить к носу руки, соединенные большим пальцем и мизинцем, остальные пальцы растопырены |
Недоумение, догадка | Руки чуть расставлены в стороны, пожать плечами |
Страх | Присесть, обхватив голову руками |
Сердитый, строгий | Руки скрестить на груди |
Гнев | Погрозить пальцем |
Легкий, воздушный | Руки протянуть вперед, легкое движение чуть вверх |
Толстый, ленивый | Руки чуть расставлены в стороны, живот выпятить, покачивание туловища |
Беда | Прижать ладони к щекам, покачать головой |
Тишина | Прижать палец к губам |
Прятаться, темно | Закрыть глаза ладонями |
Печь пирожки | Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук |
Сроить дом: одному | Как пирожки |
в парах | Хлопки по плечам партнера |
в кругу | Хлопки по плечам рядом стоящих |
Варить кашу | Круговые движения одной рукой перед собой |
Вылить воду | Соединив ладони «лодочкой»,чуть наклонить их вперед – вниз |
Смотреть, искать | Приставить руку ко лбу «козырьком» |
Взойти на гору | Поочередные движения руками снизу – вверх |
Стирать белье | Потереть кулачки |
Полоскать белье | Плавные движения руками внизу вправо – влево |
Сушить белье | Те же движения, но вверху |
Развесить белье | Отрывистые движения руками вверху слева – направо, пальцы «щепоткой» |
Доить корову | «сцеживать» одной рукой с пальцев другой руки |
Сеять, просеивать | Руки «щепоткой», потереть пальцы |
Греться | Потереть рукой об руку или, обняв себя, потереть руками предплечья |
Собрать камушки, листья | Нагнувшись, через стороны соединить ладони в пригоршню |
Угощать, приглашать | Вытянув руки вперед, развести их в стороны |
Смотреть в окно | Одна рука подпирает локоть другой на уровне груди, указательный палец другой руки приставить к щеке. |
Смыть паутину | Стереть с одной ладони другой ладонью |
Схватить за хвост | Зажать мизинец одной руки в кулак другой |
Показать себя | Поворотики туловища в стороны |
Мыть посуду | Потереть ладонью о ладонь |
Бежать | Перебирать пальцами по руке или коленям |
Стучать в окно, дверь, ворота | Удары кулачком по раскрытой ладони |
Плыть | Разводить руки через середину в стороны |
Ехать на поезде | Руки согнуты в локтях, попеременные движения вперед-назад |
Лететь на самолете | Крепкие руки расставлены в стороны, небольшие наклоны в стороны |
Предметы | |
Дом для одного | Соединить руки кончиками пальцев над головой, локти развести в стороны |
в паре | Стоя лицом друг к другу, поднять руки вверх, соединив их с партнером кончиками пальцев |
в кругу | Стоя лицом в круг, соединить руки с рядом стоящими детьми. |
Окно, дверь, ворота | Руки перед лицом, ладонями к себе. Развести их в том же положении в стороны |
Замок | Пальцы рук сцеплены |
Банка, чашка | Ладони сложены в пригоршню |
Мяч | Отрывистые движения рукой на уровне пояса, ладонью вниз |
Мост | Пальцы рук сцеплены, ладони раскрыты вниз, локти на одном уровне или одна рука согнута перед грудью |
Апельсин | Ладонь вверх, пальцы чуть согнуты и растопырены округло |
Кожура апельсина | Рука повисла ладонью вниз, пальцы слабые |
Зеркало | Ладонь одной руки перед собой, |
в парах | Стоя лицом друг к другу, синхронные движения |
Песок, мука, пшеница, зерно | Руки щепоткой |
Чулан, | Закрыть глаза руками |
в парах | Закрыть глаза партнеру |
Телефон | Приложить кулачок к уху |
Гриб | Подставить одну ладонь пальцами вверх под чуть согнутую другую |
Сучок | Резкими движениями кулачков «ломать» ветки |
Мох | Прижимать согнутые ладони друг к другу как «приветствие» |
Книга | Раскрывать и закрывать сложенные ладони |
Часы | Покачивания головы или туловища |
Деревья, лес | Руки вверху, покачивания |
Дуб | Руки согнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены |
Сосна | Руки вверху, чуть в стороны, пальцы растопырены |
Береза | Руки без напряжения, покачивания чуть выше головы |
Осина | Вибрация пальцами, руки чуть выше головы |
Ива плакучая | Покачивания руками внизу, небольшой наклон туловища |
Елочка | Руки чуть расставлены в стороны, небольшие поворотики туловища |
Мохнатые ели | Поглаживания мягкими пальцами по коленям |
Листья прилипли | Прижимать ладони друг к другу с поворотом рук, пальцы касаются ладоней |
опадают | Плавные движения рук сверху вниз |
кружатся | Повороты ладоней |
шуршат | Потереть ладони возле уха или скользящие движения ногой |
уносит ветер | Вибрирующие движения руками внизу |
Цветок бутон | Ладони соединены у основания и пальцами, середина свободна |
Цветок расцвел | Ладони соединены у основания, пальцы раскрыты |
Цветок завял, поник | Ладони так же, пальцы слабые, согнуты внутрь |
Колокольчик | Пальцы «щепоткой», движения кистью из стороны в сторону |
Хвост | Повертеть бедрами или одной рукой помахать сзади |
Корригирующие игры с пением и музыкальным сопровождением.
Башмачок
Ритмич. задачи: Ритмичное выполнение движений, четкая, правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом
Как-то плясала малютка Джой | Мягкие «пружинки» |
И башмачок потеряла свой | Правый носок в сторону, вперед, в сторону, назад |
Нет возле дома, | Переступая полуповорот вправо, руки в стороны |
В зеленом саду, | То же влево |
Нет и у рыбок в прозрачном пруду, | Мягкое кружение |
Был бы хоть след, | Движение в круг или вперед |
Но какая беда | Ладони к щекам, покачать головой |
Канул, исчез | Вернуться на место |
Башмачок без следа | Покружиться |
Джой обежала тысячу стран, | Бег по кругу или врассыпную |
Переплыла, не боясь, океан. | Руками плыть |
К небу взбиралась, | Руки вверх, шаги вкруг |
Спускалась на дно, | Из круга с наклоном |
Но башмачок не нашла все равно. | Палец к губам, поклон |
Дом, который построил Джек
Игра - театр
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу. Активизация детей.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Вот дом, | Руками «крыша» |
Который построил Джек, | Горизонтальные хлопки, в парах по плечам друг друга |
А это пшеница, | «Посыпать» пальцами на другую ладонь |
Которая в темном чулане хранится, | Закрыть ладоням глаза себе, друг другу |
В доме, который построил Джек | Движения 1 – 2 |
А это веселая птица – синица, | «Клювики» или махи руками |
Которая часто ворует пшеницу, | «Склевывать» с ладони |
Которая … | Движения 1 – 2 – 3 |
Вот кот, | Поза и когти кота |
Который пугает и ловит синицу… | В парах поменяться местами |
Вот пес без хвоста, | Помахать рукой за собой |
Который за шиворот треплет кота… | Потрепать себя или друг друга |
А это корова безрогая, | Кулачки к голове |
Лягнувшая старого пса без хвоста… | Дрыгнуть ногой, с 1 по … |
А это молочница строгая, | Руки на груди, ногу выставить |
Которая доит корову безрогую… | «Сдоить» с пальцев |
А это ленивый и толстый пастух, | Выпятить живот, руки в стороны |
Который бранится с молочницей строгою | Притопы ногой, грозить пальцем |
Осень
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Осень, осень к нам пришла, | Поют |
Дождь и слякоть принесла. | |
Кап-кап-кап. Кап-кап-кап! | Пальцами «дождик» |
Дождь и слякоть принесла. | |
Пожелтел осенний сад, | Руки качаются вверху |
Листья падают, шуршат. | Руки плавно опускать вниз. |
Шур-шур-шур. Шур-шур-шур. | Потереть ладони возле уха |
Листья падают, шуршат. | Руки плавно опускать вниз. |
Птичьи песни не слышны. | Поют |
Подождем их до весны. | |
Чик-чирик, Чик-чирик! | «клювики» |
Подождем их до весны. | |
Дождик | |
Дождик, дождик, | Пальцами «дождик» |
Кап, да кап! | |
Ты не капай долго так. | «погрозить» |
Хочется идти гулять, | «поворотики» |
Бегать прыгать и скакать. | По тексту |
Дождик капал на траву, | «погладить» траву |
На деревья, на листву. | Руки вверху |
А ребят он не догнал, | «Поворотики» |
Рассердился, перестал. | «погрозить» |
Дождик
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дождик песенку поет, | Пальцами по коленям |
Не пойму, не я, не ты. | «Удивления» |
Но зато поймут цветы, | Руками «цветок» |
И зеленая трава, | Погладить траву |
И весенняя листва. | Руки вверху «листья» |
Лучше всех поймет зерно, | Пальцами «посыпать» |
Прорастать начнет оно. | Пальцами пошевелить вверх |
Трик - трак
Ритмич. задачи: Пластичное исполнение движений, соответствие образам, активность, уверенность, развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Трик – трак, трик – трак! | Перекаты сцепленных кистей рук |
Под мостом жил старый рак. | Пошевелить пальцами одной руки под ладонью другой |
Рыжий кот пришел на мост. | Пробежать пальцами по другой руке |
Рак схватил кота за хвост. | Зажать мизинец в кулак |
Мяу – мяу, помогите! | Мизинец зажат, остальные пальцы сжать – разжать |
С хвоста рака отцепите! | Выдернуть мизинец |
Все бегут, и ты беги! | Потопать ногами |
Коту Ваське по-мо-ги! | Хлопки, последний слог по коленям шлепок |
Апельсин
Ритмич. задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Мы делили апельсин, | В руке воображаемый шар |
Много нас, | Руки в стороны |
А он один. | По тексту |
Эта долька для ежа, | Одной рукой трогать мизинец другой руки |
Эта долька для чижа, | Безымянный палец |
Эта долька для утят, | Средний палец |
Эта долька для котят, | Указательный палец |
Эта долька для бобра, | Большой палец |
А для волка | Показать руками «зубы» |
Кожура. | Опустить кисть пальцами вниз |
Волк сердит на нас, | «зубы» |
Беда! | Двумя руками обхватить щеки |
Разбежались кто куда! | Пальцами «убежать» |
Паучина
Ритмич. задачи: Развитие мелких мышц рук, ритмичное исполнение движений, развитие эмоций, памяти по символам - жестам.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
Паук – паучина паутину свил. | Указательный палец одной руки с большим – другой, перебирать |
Вдруг закапал дождик, | Постучать пальцами или пальцем одной руки по ладони другой |
Паутину смыл. | Быстро скользнуть ладонями |
Вот и солнце вышло, | Руки ладонями вверх |
Стало подсыхать. | Помахать ладошками |
Паук – паучина трудится опять | Движения пальцами, как 1-е |
Сороконожка
Песня – игра
Ритмич. задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.
Дети стоят в колонну, взявшись за локти.
Мчится утром по дорожке | Идут «паровозиком» |
Быстрая сороконожка. | |
Громко ножками стучит, | Топающий шаг |
По делам она спешит. | |
Зацепилась за пенек, | Остановка |
И задрала сорок ног | Одновременно поднять правые ноги, затем левые |
Хи – хи – хи, | Три хлопка справа |
Да ха – ха – ха! | Три хлопка слева |
Вот какая чепуха | Четыре раза дрыгнуть правой ногой |
Хи – хи – хи, | Три хлопка справа |
Да ха – ха – ха! | Три хлопка слева |
Вот какая чепуха | Четыре раза дрыгнуть левой ногой |
Вот какая чепуха! | Легкий бег «паровозиком» |
Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».
Мышки
Ритмич. задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений.
Логопед. задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.
Мышки под полом сидят, | Сидя на корточках |
За котом они следят. | Смотреть поочередно из-под руки |
Кот здесь близко, не беда | Грозят пальцем |
Не боимся мы кота. | Машут руками |
Выйдем, мышки, поиграть | Ходьба врассыпную |
И себя всем показать | «поворотики» |
Мы станцуем «мышь-балет». | Поочередно ногу на носок |
Да, пока кота здесь нет, | Шаг вправо, шаг влево |
Мы станцуем «мышь-балет». | Повертеть «хвостом» |
На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей.
Глава 3
Музыкальные игры, движения помогают развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, музыкальную память и конечно чувство ритма.
Подобранные мною сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержания музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.
Движения органически связаны с музыкой, её характером, способствует целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности ритма, мелодии, динамики дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Для того, чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи я учу детей владеть своим телом, согласовывать их содержанием музыки.
Во время прослушивания музыкального произведения ребёнок совершает заметные и незаметные движения головы, рук, ног, невидимые движения речевого, дыхательного аппарата соответствующие её ритму. Происходит синхронизация работы сердца, биотоков головного мозга, изменения вегетативной нервной системы.
Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.
Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома.
Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничных концертах.
Небольшое число упражнений помогает улучшить качество движений детей, развивать у них умение непринуждённо придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от музыкльно – двигательного образа.
Большинство упражнений применяемые мною на уроках учат детей придавать основным движениям ( ходьбе, бегу, поскокам) выразительность.
Значительное число упражнений помогает воспитывать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе не мешая друг – другу, или выполнять различные перестроения, отражая в них характер музыкального произведения.
Многие упражнения, применяемые мною на уроках, содержат игровой момент – соревнования подгрупп; другие учат детей общаться между собой во время движения.
Чтобы упражнения были эффективными, необходимо точное, технически чёткое и правильное их исполнение. Добиться этого можно легче и быстрее с помощью показа, сопровождаемого объяснением.
Одно из основных условий успешной работы по развитию движений – целенаправленный выбор упражнений и их последовательность.
Тем самым все применяемые мной на уроке упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развивают творческие способности.
Таким образом, занятия ритмикой создают ощущения радости, свободы движения, оказывают разностороннее влияние, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.