ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧЕНИКА

Милеева Елена Николаевна

О прииенении здоровосберегающих технологий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии23.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧЕНИКА

                                   Е.Н. Милеева

Муниципальное

казенное общеобразовательное

учреждение «Краснослободская

средняя общеобразовательная

школа №2» - школа,

содействующая здоровью

 Данный материал  - это ответ на вопрос: Можно ли надеяться, что через 11 лет учебы в школе мы увидим наших детей не только умными и красивыми, но и что особенно важно, здоровыми? В статье показано обобщение опыта работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №2» г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный и воспитательный процесс, а также навыков сохранения и укрепления здоровья детей и здорового стиля жизни.

                                                                     Сегодня — здоровые дети,

завтра — здоровое общество.

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей ухудшается. Необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников. Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом «Об образовании».

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Предмет «физическая культура» в школе органически включен в общую систему образования детей, установлена его ценность для личности и общества, а так же воспитательное, образовательное и оздоровительное значение. Это единственная учебная дисциплина, которая формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, способствует воспитанию волевых и моральных качеств, потребности к укреплению здоровья.

Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья.

       "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса, "компьютерной и телевизионной гиподинамии", становится в высшей степени актуальным и востребованным.

Ответственность за то, что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого  к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя наша российская современная общеобразовательная школа. Педагогическая общественность всё больше  осознаёт, что именно учитель может  сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

В настоящее время многие педагоги поднимают вопрос о здоровье наших детей. Создаются центры и школы здоровья, работа которых направлена на укрепление здоровья детей и на формирование навыков здорового образа жизни.

Можно ли надеяться, что через 11 лет учебы в школе мы увидим наших детей не только умными и красивыми, но и что особенно важно, здоровыми? Опыт работы коллектива нашей школы позволяет оптимистично сказать. Можно. Высшая ценность—это здоровье ребёнка и если осваивать оздоровительные технологии, овладевать способами и приемами сохранения и укрепления здоровья, не пренебрегать физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, учебной недели, учебного года на протяжении всех лет обучения в школе, то есть в системе.

Особое внимание уделяется внедрению в практику современной общеобразовательной школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.

Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для формирования здорового образа жизни - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков,   профилактики заболеваний.

 «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся» - методическая проблема, над которой работает наш коллектив.

Рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей. Учитывая влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня чередования уроков разного содержания, в расписании два урока одного предмета разделены уроком предмета другого содержания, но в старших классах сдвоенные уроки способствуют сохранению здоровья учащихся.

Главными составляющими целостного представления о здоровье являются представления о причинах и природе здоровья. Когда речь идёт о причинах здоровья, имеются ввиду, причины, которые способствуют его улучшению или ухудшению, при чём на одном полюсе существуют причины здоровья, не зависящие от самого человека (здоровье воспринимается как дар, связанный с наследственностью, экологией) – на другом полюсе здоровье определяется личными действиями человека. Природа здоровья имеет также два полюса: первый – статический, здоровье как отсутствие болезни; в рамках второго – природа здоровья представляется динамичной. Одновременный анализ представлений о природе здоровья и его причинах позволяет судить о концепции здоровья опрашиваемых. Существуют четыре основных концепции здоровья:

  • Здоровье – состояние благополучия, данность, отсутствие болезней, зависящие от наследственности или рождения в определённом месте, здоровье не зависит от самого человека.
  • Здоровье – состояние благополучия, которое завоёвывается (диета, физкультура, правильное питание), человек сам отвечает за своё здоровье.
  • Здоровье – данность конкретных ресурсов, имеются ввиду: окружающая среда, положение в обществе, которые есть у человека с момента рождения.
  • Здоровье – как способность к гармоничному (духовному и физическому) развитию, человек сам отвечает за своё здоровье, регулируя своё поведение.

Было проведено исследование, состоящее из предварительного мониторинга состояния здоровья педагогов.

Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет, чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.

Решение этой проблемы учителя физической культуры (и не только) видят в применении здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности как для ученика, так и для учителя.

Важным физкультурно-оздоровительным моментом является проведение утренней зарядки до начала уроков на свежем воздухе, физкультурных минуток и физкультпауз, дыхательной гимнастики, а так же гимнастики для глаз. В начальной школе, как правило, их проводит учитель, в средних и старших классах учитель-предметник, привлекая физкультурных активистов. Каждый учитель имеет в методической копилке примерные комплексы физкультпауз и физкультминуток. Для учителей проводится методическая учеба, на которой учителя физической культуры показывают образец выполнения комплекса упражнений.

Способствует сохранению и укреплению здоровья в нашей школе  детская организация «Возрождение», которая ставит своей целью сделать школьную жизнь интересной  и увлекательной, быть полезными окружающим людям, а так же пропагандировать навыки здорового образа жизни.

Участие в детском движении позволяет сформировать и развить у молодого человека ориентацию на спорт, физическую культуру, здоровый образ жизни, с одной стороны, и на мир искусства, другие виды духовного творчества - с другой, а также вооружить его необходимыми знаниями и умениями, позволяющими активно участвовать в этих видах деятельности.

Система детского движения предполагает использование новых методик, основанных на принципах гуманистической педагогики и психологии, методов раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей.  
      Научная работа, проводимая в школе, позволяет решать такие важные для процесса оздоровления школьников задачи, как разработка и апробация наиболее оптимальных режимов двигательной деятельности, основанных на учете индивидуальных особенностей учащихся; создание методических рекомендаций для учителей физической культуры по совершенствованию процесса физического воспитания школьников; использование компьютерных технологий для оценки и коррекции отдельных показателей здоровья школьников; разработка системы мониторинга за физическим состоянием учащихся.

В соответствии с системой физкультурно-оздоровительной работы в школе во все процессы учёбы и воспитания внедряются здоровьесберегающие технологии.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка(занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков, тренинги, витаминотерапия, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др

Очень эффективны на занятиях физической культуры различные дыхательные гимнастики, например, гимнастики по А.Н.  Стрельниковой и К.П. Бутейко.

С помощью нескольких поразительно простых динамических дыхательных упражнений снижается риск развития болезней (сердечнососудистых, бронхита, гайморита и др.), организм ребёнка наполняется благотворной жизненной силой.

Положительный результат дают корригирующие упражнения в отклонении в здоровье детей, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это специальные гимнастические упражнения, способствующие их устранению.

Применение на занятиях музыки «Звуки природы» позволяет быстро и качественно восстанавливаться детскому организму после нагрузок, так как детское воображение сливается с природой (шум дождя, пение птиц, журчание ручья, звучание цикад, шум ветра и морского прибоя, стук сердца), а это в свою очередь является релаксацией.

Если позволяют погодные условия мы стараемся проводить уроки физической культуры на открытом воздухе, тем более этому способствует и соседское расположение городского стадиона.

Не только педагоги нашей школы активно борются за здоровье наших детей, но и сами учащиеся  самостоятельно обрабатывают индивидуальные карты здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни  ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, что одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром.

 «Здоровье – это единственная драгоценность».  Монтень.

Литература

1. Колобов, Ф.Г. Дыхание по Бутейко / Ф.Г Колобов.  – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 120с.

2. Амосова, Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / авт.-сост. Т.Ю. Амосова. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 64с.

3. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174с.

4. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / авт.-сост. И.В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400с.

5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2004. – 296с.